решение по иску о назначении ежемесячной доплаты к пенсии



Дело № 2- 21 13 февраля 2012 года

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

Коряжемский городской суд Архангельской области в составе

председательствующего судьи Мишуковой О.Н.

при секретаре Гуменюк Т.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в городе Коряжма в помещении суда 13 февраля 2012 года гражданское дело по иску Соколова П.А. к Государственному учреждению - Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации в городе Коряжме о назначении ежемесячной доплаты к пенсии,

     УСТАНОВИЛ:

Соколов П.А. обратился в суд с иском к Государственному учреждению - Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации в городе Коряжме (далее по тексту ГУ - Управление ПФ РФ в г. Коряжма) о назначении ежемесячной доплаты к пенсии. В обоснование иска указал, что в апреле 2011 года он обратился к ответчику с заявлением о назначении ежемесячной доплаты к пенсии в соответствии с Федеральным законом от 10.05.2010 № 84-ФЗ, однако в назначении ежемесячной доплаты к пенсии ответчик ему отказал, в связи с отсутствием у него необходимого 25-летнего стажа на дату обращения в ГУ - Управление ПФ РФ в г. Коряжма, исключив из его специального стажа период работы с 17 сентября 2010 года по 31 марта 2011 года в ООО «С.», поскольку данная организация не является плательщиком взносов в бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации в соответствии с федеральным законом № 84-ФЗ от 10.05.2010. Считая отказ в назначении ежемесячной доплаты к пенсии в соответствии с Федеральным законом от 10.05.2010 № 84-ФЗ незаконным, истец просил суд обязать ответчика назначить ему ежемесячную доплату к пенсии.

Истец Соколов П.А., представитель третьего лица ООО «С.», извещенные о месте и времени судебного разбирательства надлежащим образом (л.д. 122, 123), в судебное заседание не явились, о наличии уважительных причин, препятствующих их явке в суд, не сообщили, истец Соколов П.А. просил суд рассмотреть дело без его участия (л.д. 6 оборот), третье лицо ООО «С.» суду представили письменную позицию по иску, в которых заявленные истцом требования поддержали, одновременно подтвердив суду, что ООО «С.» в Перечень организаций угольной промышленности, являющихся плательщиками взносов в бюджет ПФ РФ в соответствии с Законом № 84-ФЗ, не включен, в связи с чем платежи в отношении истца в спорный период его работы предприятием не производились, просили рассмотреть дело в отсутствие их представителя (л.д. 92-93,141). Руководствуясь ст. 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд счёл возможным рассмотреть дело по существу без участия истца и представителя третьего лица по представленным суду доказательствам.

Представитель ГУ - Управление ПФ РФ в г. Коряжма Чебыкина О.И., действующая по доверенности (л.д. 111), с заявленными истцом требованиями не согласилась, просила в удовлетворении иска отказать полностью поддержав доводы, изложенные в письменном отзыве на иск. Считает заявленные истцом требования необоснованными, поскольку в соответствии с положениями статьи 1 Федерального закона от 10.05.2010 № 84-ФЗ «О дополнительном социальном обеспечении отдельных категорий работников организаций угольной промышленности» лица, работавшие в организациях угольной промышленности непосредственно полный рабочий день на подземных и открытых горных работах (включая личный состав горноспасательных частей) по добыче угля и сланца и на строительстве шахт не менее 25 лет либо не менее 20 лет в качестве работников ведущих профессий - горнорабочих очистного забоя, проходчиков, забойщиков на отбойных молотках, машинистов горных выемочных машин и получающие пенсии в соответствии с законодательством РФ, имеют право на ежемесячную доплату к пенсии за счет взносов, уплачиваемых организациями угольном промышленности в бюджет Пенсионного фонда РФ на выплату доплаты к пенсии. Согласно положений статьей 5 и 6 Закона № 84-ФЗ, финансовое обеспечение расходов на выплату доплаты к пенсии производится за счет уплачиваемых организациями угольной промышленности в бюджет Пенсионного фонда РФ взносов в размере 6,7 процента выплат и иных вознаграждений, начисленных в пользу работников, непосредственно занятых на работах, дающих право на установление доплаты к пенсии. Перечень организаций угольной промышленности, являющихся плательщиками взносов, определяется правительством Российской Федерации. ООО «С.» не включено в Перечень организаций угольной промышленности, являющихся плательщиками взносов в бюджет Пенсионного фонда РФ в соответствии с Законом № 84-ФЗ; плательщиком взносов, начисленных в пользу работников, непосредственно занятых на работах, дающих право на доплату к пенсии ООО «С.» не является, данная организация не может рассматриваться как организация угольной промышленности, в связи с чем в стаж, дающий право на установление социальной доплаты к пенсии, не подлежит включению период работы истца в организации ООО «С.» с 17.09.2010 по 31.03.2011, т.е. 6 месяцев 15 дней. В связи с тем, что истец Соколов П.А. имеет стаж в организациях угольной промышленности 24 года 6 месяцев 2 дня, т.е. менее требуемых 25 лет, основания для назначении ежемесячной доплаты к пенсии в соответствие с положениями Закона № 84-ФЗ отсутствуют.

Заслушав представителя ответчика, исследовав письменные материалы дела, проверив и оценив представленные доказательства, каждое в отдельности и в совокупности, суд приходит к следующему.

Судом установлено, что истец Соколов П.А. является получателем пенсии по старости с 17.11.1996 года, пенсия назначена ГУ- Управлением ПФ РФ в г. Воркуте Республики Коми (л.д.110, 156).

Как следует из материалов дела, в стаж работы истца в организациях угольной промышленности включены следующие периоды работы истца: с 16.12.1969 по 09.01.1970 г. (24 дня) ; с 27.05.1970 по 06.07.1970 (1 месяц 10 дней); с 10.10.1970 по 18.01.1971 ( 3 месяца 9 дней); с 02.04.1971 по 04.05.1971 (1 месяц 3 дня); с 10.09.1971 по 30.10.1971 (1 месяц 21 день); с 03.01.1974 по 05.01.1976 (2 года 00 месяцев 3 дня) ; с 08.01.1976 по 13.11.1996 (20 лет 10 месяцев 6 дней); с 14.11.1996 по 19.01.1997 (2 месяца 6 дней), а всего 24 года 6 месяцев 2 дня ( л.д. 157-166).

Как установлено судом, истец Соколов П.А. в период с 17.09.2010 по 31.03.2011 работал на подземном коммерческом проходческом участке ООО «С.» в качестве электрослесаря подземного 3 разряда, что подтверждается приказами о приеме на работу и увольнении работника (л.д. 52-53).

При этом из материалов дела следует, что истец в спорный период времени работал на подземных горных работах на проходческом участке ООО «С.» полный рабочий день (л.д. 11, 54, 61).

29 марта 2011 года истец Соколов П.А. обратился в ГУ-Управление ПФ РФ в г. Коряжме с заявлением о назначении доплаты к пенсии в соответствии с Законом от 10.05.2010 N 84-ФЗ, в связи с тем что он имеет необходимый 25 летний стаж работы в организациях угольной промышленности (л.д. 75).

Решением ГУ-Управление ПФ РФ в г. Коряжме от 30.06.2011 № 206 истцу Соколову П.А. отказано в назначении ежемесячной доплаты к пенсии в соответствии с Законом от 10.05.2010 N 84-ФЗ. Основанием для отказа в назначении ежемесячной доплаты к пенсии явилось исключение из стажа работы истца в организациях угольной промышленности периода его работы в организации ООО «С.», поскольку данная организация не является плательщиком взносов в бюджет Пенсионного фонда РФ в соответствие с Законом от 10.05.2010 N 84-ФЗ, а следовательно в целях определения права на доплату к пенсии данная организация не может рассматриваться как организация угольной промышленности (л.д. 76, 77).

Не согласившись с решением ГУ-Управление ПФ РФ в г. Коряжме истец обратился в суд с иском, в котором просит суд обязать ответчика назначить ему ежемесячную доплату к пенсии в соответствие с Законом от 10.05.2010 N 84-ФЗ, считая необоснованным исключение периода его работы в ООО «С.» из стажа работы в организациях угольной промышленности.

В силу статьи 1 Федерального закона от 10.05.2010 N 84-ФЗ "О дополнительном социальном обеспечении отдельных категорий работников организаций угольной промышленности" (далее по тексту - Закон от 10.05.2010 N 84-ФЗ) лица, работавшие в организациях угольной промышленности непосредственно полный рабочий день на подземных и открытых горных работах по добыче угля и сланца и на строительстве шахт не менее 25 лет либо не менее 20 лет в качестве работников ведущих профессий - горнорабочих очистного забоя, проходчиков, забойщиков на отбойных молотках, машинистов горных выемочных машин и получающие пенсии в соответствии с законодательством Российской Федерации (работники организаций угольной промышленности), имеют право на ежемесячную доплату к пенсии (далее - доплата к пенсии) за счет взносов, уплачиваемых организациями угольной промышленности (далее - плательщики взносов) в бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации на выплату доплаты к пенсии.

В стаж работы, дающей право на доплату к пенсии, включаются периоды работы, засчитываемые в стаж на соответствующих видах работ, дающих право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии с пп. 11 п. 1 ст. 27 Федерального закона от 17.12.2001 N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации". Исчисление стажа работы, дающей право на доплату к пенсии, производится в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации для исчисления стажа на соответствующих видах работ при назначении досрочной трудовой пенсии по старости в соответствии с пп. 11 п. 1 ст. 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации".

В соответствие с пунктом 1 статьи 4 Закона от 10.05.2010 N 84-ФЗ доплата к пенсии назначается территориальным органом Пенсионного фонда Российской Федерации и выплачивается одновременно с пенсией.

В силу статьи 5 Закона от 10.05.2010 N 84-ФЗ финансовое обеспечение расходов на выплату доплаты к пенсии, включая расходы на организацию работы по ее выплате и доставке, производится за счет взносов, поступивших от плательщиков взносов, сумм пеней, начисленных за несвоевременную уплату взносов, и штрафов за неправомерные действия, связанные с реализацией настоящего Федерального закона.

Согласно статьям 1 и 6 Закона от 10.05.2010 N 84-ФЗ, под взносами для целей данного Федерального закона понимаются взносы, уплачиваемые организациями угольной промышленности Российской Федерации на выплату доплаты к пенсии, по установленному тарифу в размере 6.7 процента выплат и иных вознаграждений, начисленных в пользу работников, непосредственно занятых полный рабочий день на подземных и открытых горных работах по добыче угля и сланца и на строительстве шахт, и работников ведущих профессий, сверх тарифа на обязательное пенсионное страхование".

При этом в силу пункта 2 статьи 6 Закона от 10.05.2010 N 84-ФЗ Перечень организаций, являющихся плательщиками взносов, определяется в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 11 октября 2010 № 798 "О порядке определения перечня организаций угольной промышленности, являющихся плательщиками взносов в бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации в соответствии с Федеральным законом "О дополнительном социальном обеспечении отдельных категорий работников организаций угольной промышленности" (вместе с "Правилами определения перечня организаций угольной промышленности, являющихся плательщиками взносов в бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации в соответствии с Федеральным законом "О дополнительном социальном обеспечении отдельных категорий работников организаций угольной промышленности" утверждены Правила определения перечня организаций угольной промышленности, являющихся плательщиками взносов в бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации в соответствии с Федеральным законом "О дополнительном социальном обеспечении отдельных категорий работников организаций угольной промышленности" ( далее по тексту - Правила ).

В соответствии с пунктами 2, 3, 4 Правил, в Министерство энергетики Российской Федерации ежегодно, до 25 января, предоставляется от уполномоченных органов (Федерального агентства на недропользованию, Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору, Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий) сведения об организациях угольной промышленности, в частности об организациях, имеющих лицензию на пользование недрами с целью добычи угля (сланца); организациях, осуществляющих строительство шахт угольной промышленности; подразделениях горноспасательных частей, обслуживающих организации угольной промышленности.

На основе полученной информации Министерство энергетики Российской Федерации направляет в организации угольной промышленности, информация о которых получена в соответствии с пунктом 2 настоящих Правил, запросы о наличии в штате этих организаций работников, непосредственно занятых полный рабочий день на подземных и открытых горных работах (включая личный состав горноспасательных частей) по добыче угля и сланца и на строительстве шахт, и работников ведущих профессий - горнорабочих очистного забоя, проходчиков, забойщиков на отбойных молотках, машинистов горных выемочных машин.

Организации угольной промышленности обязаны в установленный в запросе срок представить соответствующую информацию в Министерство энергетики Российской Федерации.

Министерство энергетики Российской Федерации рассматривает представленную в соответствии с пунктами 2 и 3 настоящих Правил информацию и на ее основе формирует ежегодно, до 1 февраля, перечень организаций угольной промышленности, который представляет в Пенсионный фонд Российской Федерации.

Согласно пункту 5 Правил, при необходимости внесения изменений в перечень организаций угольной промышленности предложения представляются в Министерство энергетики Российской Федерации указанными в пункте 2 настоящих Правил федеральными органами исполнительной власти не позднее 15-го числа последнего месяца соответствующего квартала.

Судом установлено, что истец Соколов П.А. в период с 17.09.2010 по 31.03.2011 работал на подземном коммерческом проходческом участке ООО «С.» в качестве электрослесаря подземного 3 разряда.

Как следует из материалов дела, общество с ограниченной ответственностью «С.» является действующим юридическим лицом (л.д.20-21).

Пунктом 2.2. Устава Общества определены виды деятельности ООО «С.».

Одним из видов деятельности ООО «С.» является производство общестроительных работ по строительству сооружений для горнодобывающей промышленности, а также ведение горных работ, работ по обогащению полезных ископаемых, а также работ в подземных условиях (л.д. 39-49).

В материалах дела имеется лицензия, выданная Федеральным агентством по строительству и ЖКХ, разрешающая осуществление возведения подземных сооружений и работ, связанных с повышенной опасностью промышленных производств и объектов, в том числе горных производств и объектов (л.д. 35). ООО «С.» имеет допуск к определенному виду работ, выданный некоммерческим партнерством «Объединение строителей Республики Коми», в том числе согласно п. 28 представленного Перечня имеется допуск к работам по устройству шахтных сооружений – проходка выработки шахтных сооружений различными способами (л.д. 36-38).

Суду представлены договоры подряда, заключенные с ОАО «В.», согласно которым ООО «С.» выполняет комплексные работы по проведению горных выработок (л.д. 94-104), а также Положение об участке подготовительных работ (проходческом участке) (л.д. 144-147), Положение о табельном учете на шахте «В...-я» ОАО «В.» для ООО «С.» с совместным приказом данных организаций ( л.д. 148-153), согласно которым работники проходческого участка заняты проведением горнопроходческих работ, а также строительством и реконструкцией горных выработок.

Ответчиком период работы истца в ООО «С.» не включен в стаж работы истца для назначения ежемесячной доплаты к пенсии в соответствие с Законом от 10.05.2010 N 84-ФЗ, в связи с тем, что организация ООО «С.» не включена в перечень организаций угольной промышленности, являющихся плательщиками взносов в бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации в соответствии с Законом № 84-ФЗ; ООО «С.» плательщиком взносов, начисленных в пользу работников, непосредственно занятых на работах, дающих право на доплату к пенсии, установленных Законом от 10.05.2010 N 84-ФЗ, не является.

Как следует из представленного ООО «С.» сообщения, ООО «С.» в Перечень организаций угольной промышленности, являющихся плательщиками взносов в бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации в соответствии с Законом № 84-ФЗ не включено, поэтому ООО «С.» платежей в соответствии с Законом № 84-ФЗ не производилось ( л.д. 31, 92-93).

Согласно сообщению ГУ -Управления ПФ РФ в г. Воркуте Республики Коми от 25.01.2012, ООО «С.» не поименовано в списке плательщиков страховых взносов в бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации для финансирования доплат к пенсии в соответствии с Законом № 84-ФЗ, взносы по дополнительному тарифу за период 2010-2011 г.г. в соответствии с Законом № 84-ФЗ ООО «С.» не начислялись и не уплачивались (л.д. 126, 128, 139).

Как следует из представленного суду Перечня организаций угольной промышленности, являющихся плательщиками взносов в бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации в соответствии с Федеральным законом "О дополнительном социальном обеспечении отдельных категорий работников организаций угольной промышленности" (л.д. 71-74), ООО «С.» в указанный перечень организаций угольной промышленности не включено.

Таким образом, совокупностью представленных суду доказательств, судом установлено, что ООО «С.» не включено в установленном Правилами порядке в Перечень организаций угольной промышленности, являющихся плательщиками взносов в бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации в соответствии с Законом № 84-ФЗ.

Также судом установлено, что ООО «С.» плательщиком страховых взносов в бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации для финансирования доплат к пенсии в соответствии с Законом № 84-ФЗ не является, уплату дополнительных страховых взносов для финансирования доплат к пенсии, установленных Законом № 84-ФЗ не осуществляло и не осуществляет, в то время как в силу положений статей 1, 5, 6 Закона № 84-ФЗ финансовое обеспечение расходов на выплату доплаты к пенсии, включая расходы на организацию работы по ее выплате и доставке, производится за счет взносов, поступивших от плательщиков взносов, установленных указанным выше законом.

Доплата к пенсии работникам организаций угольной промышленности, установленная Федеральным законом N 84-ФЗ от 10 мая 2010 года, производится за счет уплачиваемых организациями угольной промышленности Российской Федерации взносов по установленному тарифу, сверх тарифа страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, в связи с чем уплата ООО «С.» страховых взносов на обязательное пенсионное страхование не имеет правового значения для рассмотрения вопроса об установлении доплаты к пенсии в соответствии с Законом № 84-ФЗ. Данная доплата к пенсии не предусматривается и в качестве вида обеспечения по обязательному (социальному) страхованию в Федеральных законах "Об основах обязательного страхования" от 16 июля 1999 г. N 165 ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" от 15 декабря 2001 г. N 167-ФЗ.

Оценивая представленные доказательства суд пришел к выводу, что поскольку организация ООО «С.», в которой работал истец в период с 17.09.2010 по 31.03.2011, т.е. 6 месяцев 15 дней, не включена в установленном законом порядке в Перечень организаций угольной промышленности, являющихся плательщиками взносов в бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации в соответствии с Законом № 84-ФЗ, плательщиком взносов, начисленных в пользу работников, непосредственно занятых на работах, дающих право на доплату к пенсии ООО «С.» не является, данная организация не может рассматриваться как организация угольной промышленности в целях реализации прав на дополнительное социальное обеспечение отдельных работников организаций угольной промышленности, установленных Законом № 84-ФЗ, в связи с чем ответчик обоснованно исключил из стажа работы истца, дающего право на установление социальной доплаты к пенсии в соответствие с Законом № 84-ФЗ периода работы истца в организации ООО «С.» с 17.09.2010 по 31.03.2011, т.е. 6 месяцев 15 дней, а поскольку истец Соколов П.А. имеет стаж в организациях угольной промышленности 24 года 6 месяцев 2 дня, т.е. менее требуемых 25 лет, основания для назначении ежемесячной доплаты к пенсии в соответствие с положениями Закона № 84-ФЗ отсутствуют.

В связи с тем, что судом не установлено наличие у истца необходимого 25-летнего стажа для установления доплаты к пенсии в порядке Федерального закона от 10.05.2010 № 84-ФЗ, оснований для удовлетворения заявленных истцом требований не имеется.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

РЕШИЛ:

Исковые требования Соколова П.А. к Государственному учреждению - Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации в городе Коряжме о назначении ежемесячной доплаты к пенсии - оставить без удовлетворения.

Решение может быть обжаловано в Архангельский областной суд путем подачи апелляционной жалобы через Коряжемский городской суд в течение одного месяца со дня принятия решения в окончательной форме (17 февраля 2012 года).

Председательствующий - О.Н Мишукова