Дело № 2 - 83 29 февраля 2012г.
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
Коряжемский городской суд Архангельской области в составе
председательствующего судьи Незговоровой Т.А.,
при секретаре Положий А.В.,
с участием помощника прокурора г.Коряжмы Тихонова Н.Г.
рассмотрел в открытом судебном заседании в помещении суда по адресу: г.Коряжма, ул.Кутузова, 4 гражданское дело по иску прокурора ... в защиту интересов неопределенного круга лиц к муниципальному образовательному учреждению «Средняя общеобразовательная школа № ...» о возложении обязанности по обеспечению бесплатным двухразовым питанием учащихся специальных (коррекционных) классов учреждения,
УСТАНОВИЛ:
Прокурор ... обратился в суд с иском в защиту интересов неопределенного круга лиц к муниципальному образовательному учреждению «Средняя общеобразовательная школа № ...» (далее по тексту - МОУ «СОШ №») и администрации муниципального образования «...» ( далее по тексту- администрация МО «...») о возложении обязанности по обеспечению бесплатным двухразовым питанием учащихся специальных (коррекционных) классов учреждения. В обоснование иска указал, что в настоящее время в школе функционирует три коррекционных класса, в которых обучаются 37 детей. Учащиеся указанных коррекционных классов бесплатным двухразовым горячим питанием во время учебного процесса не обеспечены, чем нарушается право учащихся специальных (коррекционных) классов на охрану здоровья, в связи с чем, прокурор ... просит суд обязать МОУ «СОШ №» организовать бесплатное двухразовое горячее питание учащихся специальных (коррекционных) классов учреждения, возложив обязанность по финансированию данных мероприятий на администрацию МО «...».
Помощник прокурора ... Тихонов Н.Г. в судебном заседании представил заявление об уточнении исковых требований, в котором просит обязать МОУ «СОШ №» в срок до 01.09.2012г. обеспечить бесплатным двухразовым питанием учащихся коррекционных классов. Требований к администрации МО «...» не заявляет. Суду пояснил, что в соответствии со ст. 12 Закона РФ № 3266-1 от 10.07.1992 «Об образовании» образовательное учреждение в рамках образовательного процесса обеспечивает не только реализацию образовательных программ и воспитание, но и содержание обучающихся, воспитанников. Согласно ст. ст. 32, 52 Закона РФ «Об образовании» образовательное учреждение создает необходимые условия для учебы, труда и отдыха обучающихся, а также условия, гарантирующие охрану здоровья. Ответственность за создание необходимых условий для учебы, труда и отдыха обучающихся, воспитанников образовательных учреждений несут должностные лица образовательных учреждений в соответствии с законодательством Российской Федерации и уставом данного образовательного учреждения. На основании п. 46 Типового положения о специальном (коррекционном) образовательном учреждении для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья, утвержденным постановлением Правительства РФ № 288 от 12.03.1997 г., воспитанники, не проживающие в коррекционном учреждении, должны быть обеспечены бесплатным двухразовым питанием. Типовым положением о специальном (коррекционном) образовательном учреждении для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья регулируется деятельность как государственных, так муниципальных (коррекционных) образовательных учреждений для ручающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья, оно также распространяется на специальные классы, группы, создаваемые в установленном порядке в образовательном учреждении. МОУ «СОШ № ...» в соответствии с Уставом образовательного учреждения имеет право осуществления образовательной деятельности по специальным (коррекционным) программам VII вида. В МОУ «СОШ № ...» в настоящее время создано 3 коррекционных класса, в которых обучаются 37 детей. Вместе с тем, проверкой установлено, что учащиеся вышеуказанных коррекционных классов бесплатным двухразовым питанием во время учебного процесса не обеспечены, чем нарушается право учащихся специальных (коррекционных) классов на охрану здоровья. В результате нарушений указанного законодательства, для обучающихся в настоящее время и планирующих обучаться в специальных (коррекционных) классах МОУ «СОШ № ...» не созданы необходимые условия для получения образования, чем нарушаются интересы неопределенного круга лиц. На момент проведения судебного заседания ответчиком допущенные нарушения не устранены.
Представитель ответчика МОУ «СОШ №» Малахова И.М. с исковыми требованиями прокурора согласилась, но пояснила, что отсутствуют денежные средства, необходимые для организации бесплатного двухразового горячего питания для учащихся специальных (коррекционных) классов учреждения. В школе организовано двухразовое горячее питание за счет средств родителей. Бесплатное двухразовое горячее питание получают лишь учащиеся, относящиеся к категории малоимущих семей. В ходе судебного заседания представитель ответчика подтвердила тот факт, что в школе создано 3 коррекционных класса, в которых обучаются 37 учеников, которые бесплатное двухразовое горячее питание во время образовательного процесса не получают.
Представитель администрации МО «...» Р. действующая по доверенности с заявленными прокурором ... требованиями к МОУ «СОШ №» не согласилась, полностью поддержав доводы, изложенные в письменных возражениях на иск (л.д. 27-28), считает что ни администрация МО «...», ни МОУ «СОШ №» не наделены полномочиями по обеспечению бесплатным двухразовым горячим питанием воспитанников коррекционных классов, а следовательно не являются надлежащими ответчиками по делу.
Представитель третьего лица Министерства образования, науки и культуры ... в судебное заседание не явился, о слушании дела извещены надлежащим образом, доказательств уважительности причин неявки, письменный отзыв на иск не представили, в соответствии со ст.167 ГПК РФ суд полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие 3-го лица.
Представитель третьего лица Министерства здравоохранения и социального развития ... в судебное заседание не явился, о слушании дела извещены надлежащим образом, представили в суд ходатайство о рассмотрении дела в их отсутствие и письменный отзыв по иску, согласно которому, исполнительным органом государственной власти ... по решению вопросов в сфере образования, а также перечислению субвенций органом местного самоуправления для реализации основных общеобразовательных программ является министерство образования. В соответствии со ст.167 ГПК РФ суд полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие 3-го лица.
Заслушав стороны, исследовав материалы дела, суд приходит к выводу, что иск подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
В соответствии с частью 1 статьи 38 Конституции Российской Федерации материнство и детство, семья находятся под защитой государства.
Конституцией Российской Федерации гарантируется право каждого на охрану здоровья (статья 41) и образование (статья 43).
В соответствии с подпунктом 13 пункта 1 статьи 16 Федерального закона № 131-ФЗ от 06.10.2003г. «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» организация предоставления общедоступного и бесплатного начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования по основным общеобразовательным программам, за исключением полномочий по финансовому обеспечению образовательного процесса, отнесенных к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации, отнесена к полномочиям органов местного самоуправления.
В силу п.п. 1, 2 ст. 12 Федерального закона от 10 июля 1992 года № 3266-1 образовательным является учреждение, осуществляющее образовательный процесс, то есть реализующее одну или несколько образовательных программ и (или) обеспечивающее содержание и воспитание обучающихся, воспитанников.
Образовательное учреждение является юридическим лицом, создается и регистрируется в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Согласно п. 1 ст. 32 Федерального закона от 10 июля 1992 года № 3266-1 образовательное учреждение самостоятельно в осуществлении образовательного процесса, подборе и расстановке кадров, научной, финансовой, хозяйственной и иной деятельности в пределах, установленных законодательством Российской Федерации, типовым положением об образовательном учреждении соответствующих типа и вида и уставом образовательного учреждения.
К компетенции образовательного учреждения относится, в том числе, создание в образовательном учреждении необходимых условий для работы подразделений организаций общественного питания и медицинских учреждений, контроль их работы в целях охраны и укрепления здоровья обучающихся, воспитанников и работников образовательного учреждения (подп. 19 п. 2 ст. 32 Федерального закона «Об образовании»).
В соответствии с п.п. 1, 5 ст. 51 Федерального закона «Об образовании» образовательное учреждение создает условия, гарантирующие охрану и укрепление здоровья обучающихся, воспитанников.
Расписание занятий в образовательном учреждении должно предусматривать перерыв достаточной продолжительности для питания обучающихся, воспитанников.
Организация питания в образовательном учреждении возлагается на образовательные учреждения. В образовательном учреждении должно быть предусмотрено помещение для питания обучающихся, воспитанников.
Как установлено судом представленными доказательствами, МОУ «СОШ №» является юридическим лицом (л.д.24).
Учредителем и собственником имущества МОУ «СОШ №» является муниципальное образование «...» (пункты 1.4, 1.5, 1.6 Устава МОУ «СОШ №»).
Согласно п.п. 4.6.11 пункта 4.6 Устава МОУ «СОШ №» в Школе могут открываться специальные (коррекционные) классы VII вида для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья (л.д. 13).
Пунктом 3.1 Устава МОУ «СОШ №» предусмотрено, что Школа самостоятельна в осуществлении образовательного процесса, подборе и расстановке кадров, научной, финансовой и иной деятельности в пределах, установленных законодательством Российской Федерации, Типовыми положениями об общеобразовательном учреждении, о дошкольном образовательном учреждении, о специальном (коррекционном) образовательном учреждении для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья, муниципальными правовыми актами и настоящим уставом.
В МОУ «СОШ №» создано 3 коррекционных класса, число обучающихся в них детей составляет 37 человек. (л.д.7)
Данное обстоятельство в ходе судебного заседания сторонами не оспаривалось.
Как пояснил представитель МОУ «СОШ №» в соответствии с постановлением администрации МО «...» № 1072 от 05.07.2011 в школе организовано двухразовое горячее питание учащихся за счет средств родителей.
Суду представлено постановление администрации МО «...» № 1072 от 05.07.2011 «О формировании меню для обучающихся образовательных учреждениях» подтверждающее факт организации в школе двухразового горячего питания (л.д. 30).
Вместе с тем показаниями сторон судом установлено, что в соответствие с указанным постановлением администрации МО «...» двухразовое горячее питание учащихся организовано школой за счет средств родителей.
Бесплатного двухразового горячего питания для учащихся специальных (коррекционных) классов в школе не организовано.
В ходе судебного заседания представители МОУ «СОШ №» и администрации МО «...» признали факт не предоставления двухразового горячего бесплатного питания для учащихся специальных (коррекционных) классов учреждения.
В силу положений статьи 68 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации признание стороной обстоятельств, на которых другая сторона основывает свои требования освобождает последнюю от необходимости дальнейшего доказывания этих обстоятельств.
Согласно положений статьи 28 Федерального закона Российской Федерации от 30.03.1999г. № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» в дошкольных и других образовательных учреждениях независимо от организационно-правовых форм должны осуществляться меры по профилактике заболеваний, сохранению и укреплению здоровья обучающихся и воспитанников, в том числе меры по организации их питания, и выполняться требования санитарного законодательства.
В соответствии с пунктом 6.8 СанПиН 2.4.52409-08 «Санитарно-эпидемиологические требования к организации питания обучающихся в общеобразовательных учреждениях, учреждениях начального и среднего профессионального образования. Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы», утвержденных постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 23.07.2008г. № 45, для обучающихся образовательных учреждений необходимо организовать двухразовое горячее питание (завтрак и обед). Для детей, посещающих группу продленного дня, должен быть организован дополнительно полдник. При круглосуточном пребывании должен быть предусмотрен не менее чем пятикратный прием пищи. За 1 час перед сном в качестве второго ужина детям дают стакан кисломолочного продукта (кефир, ряженка, йогурт и др.). Интервалы между приемами пищи не должны превышать 3,5-4 часа.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 12.93.1997г. № 288 утверждено Типовое положение о специальном (коррекционном) образовательном учреждении для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья, регулирующее деятельность государственных, муниципальных специальных (коррекционных) образовательных учреждений для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья.
В соответствии с пунктом 46 указанного Типового положения воспитанники, проживающие в коррекционном учреждении и находящиеся на полном государственном обеспечении, в соответствии с установленными нормативами обеспечиваются питанием, одеждой, обувью, мягким и жестким инвентарем. Воспитанники, не проживающие в коррекционном учреждении, обеспечиваются бесплатным двухразовым питанием.
При этом в соответствии с п. 1 Типового положения оно распространяется также на специальные классы, группы (в том числе для детей со сложными дефектами) и группы продленного дня, создаваемые в установленном порядке в образовательном учреждении.
Пунктом 3.1 Устава МОУ «СОШ №» также предусмотрено, что учреждение руководствуется при организации работы специальных (коррекционных) классов VII вида Типовым положением о специальном (коррекционном) образовательном учреждении для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья.
Как установлено судом совокупностью представленных доказательств в нарушение требований санитарно-эпидемиологического законодательства бесплатное двухразовое горячее питание для учащихся специальных (коррекционных) классов в школе не организовано, на момент рассмотрения настоящего спора допущенное нарушение требований санитарно-эпидемиологического законодательства ответчиком МОУ «СОШ №» не устранено.
МОУ «СОШ №» как юридическое лицо приобретает гражданские права и принимает на себя гражданские обязанности через свои органы, действующие в соответствии с законом, иными правовыми актами и учредительными документами (пункт 1 статьи 53 Гражданского кодекса Российской Федерации).
Следовательно, непосредственная обязанность по соблюдению санитарно-эпидемиологических требований лежит на образовательном учреждении, в связи с чем, доводы представителя администрации МО «...» относительно того, что МОУ «СОШ №» не является надлежащим ответчиком по делу суд находит не состоятельным.
Действиями МОУ «СОШ №» по не соблюдению требований санитарно-эпидемиологического законодательства, гарантирующих охрану жизни и здоровья обучающихся во время образовательного процесса нарушаются интересы неопределенного круга лиц.
Отвергая доводы представителя ответчика МОУ «СОШ №» относительно того, что для выполнения мероприятий по организации бесплатного двухразового горячего питания для обучающихся коррекционных классов отсутствуют финансовые средства, суд исходит из того, что данное обстоятельство не может служить достаточным основанием для освобождения обязанных лиц от исполнения положений действующего законодательства.
Оценивая в совокупности представленные доказательства, суд пришел к выводу, что требования прокурора о возложении обязанности на МОУ «СОШ №» организовать двухразовое горячее бесплатное питание для учащихся специальных (коррекционных) классов учреждения являются обоснованными и подлежащими удовлетворению. При определении срока устранения нарушений суд учитывает мнение прокурора ..., который просит суд установить срок для устранения допущенного нарушения до 01 сентября 2012 года, в связи с чем, суд считает возможным установить ответчику срок для устранения допущенного нарушения до 01 сентября 2012 года, поскольку указанный срок является разумным и достаточным для устранения данного нарушения.
В соответствии с ч. 1 ст. 103 ГПК РФ с МОУ «СОШ №» в доход соответствующего бюджета подлежит взысканию государственная пошлина в размере 200 рублей.
Руководствуясь ст.ст.194 - 199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования прокурора ... в защиту интересов неопределенного круга лиц к муниципальному образовательному учреждению «Средняя общеобразовательная школа № ...» о возложении обязанности по обеспечению бесплатным двухразовым питанием учащихся специальных (коррекционных) классов учреждения– удовлетворить.
Обязать муниципальное образовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа № ...», находящееся по адресу: ... в срок до 1 сентября 2012года обеспечить бесплатным двухразовым питанием учащихся специальных (коррекционных) классов учреждения.
Взыскать с Муниципального образовательного учреждения «Средняя общеобразовательная школа № ...» в доход соответствующего бюджета государственную пошлину в размере 200 (двести) рублей.
Решение может быть обжаловано в Архангельском областном суде путем подачи апелляционной жалобы в Коряжемский городской суд в течение месяца со дня его вынесения.
Председательствующий - Т.А. Незговорова