ДЕЛО № 2 - 90 24 февраля 2012 года
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
Коряжемский городской суд Архангельской области в составе
председательствующего судьи Мишуковой О.Н.,
при секретаре Гуменюк Т.А.,
рассмотрел в открытом судебном заседании в городе Коряжме в помещении суда 24 февраля 2012 года гражданское дело по иску Прокурора города Коряжма в защиту интересов неопределенного круга лиц к муниципальному образовательному учреждению ... о понуждении организовать двухразовое горячее бесплатное питание для учащихся специальных (коррекционных) классов учреждения,
УСТАНОВИЛ:
Прокурор города Коряжма обратился в суд с иском в защиту интересов неопределённого круга лиц к муниципальному образовательному учреждению ... (далее - МОУ ...), администрации МО «Город Коряжма» о понуждении организовать двухразовое горячее бесплатное питание для учащихся специальных (коррекционных) классов учреждения. В обоснование заявленных требований указал, что в МОУ ... функционирует два коррекционных класса, в которых обучаются 22 ребенка. Учащиеся указанных коррекционных классов бесплатным двухразовым горячим питанием во время учебного процесса не обеспечены, чем нарушается право учащихся специальных (коррекционных) классов на охрану здоровья. Учредителем МОУ ... является муниципальное образование «Город Коряжма», которое обязано финансировать мероприятия по организации бесплатного двухразового горячего питания учащихся специальных (коррекционных) классов. Прокурор г. Коряжма просил суд обязать ответчика МОУ ... организовать двухразовое горячее бесплатное питание для учащихся специальных (коррекционных) классов учреждения, возложив обязанность по финансированию данных мероприятий на администрацию МО «Город Коряжма».
_.__ г. прокурор г. Коряжма заявленные требования уточнил, просит суд обязать ответчика МОУ ... в срок до _.__ г. организовать двухразовое горячее бесплатное питание для учащихся специальных (коррекционных) классов учреждения. Иных требований к ответчикам, в том числе к администрации МО «Город Коряжма» прокурор г. Коряжма не заявляет
Представители третьих лиц министерства здравоохранения и социального развития Архангельской области, министерства образования, науки и культуры Архангельской области, извещенные о месте и времени судебного разбирательства надлежащим образом, в судебное заседание не явились, о наличии уважительных причин, препятствующих их явке в суд, не сообщили, суду представлены отзывы по иску, в которых третьи лица просили суд рассмотреть дело в отсутствие их представителей Руководствуясь статьей 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд счёл возможным рассмотреть дело по существу без участия представителей третьих лиц по имеющимся в деле доказательствам.
В судебном заседании помощник прокурора г. Коряжма Тихонов Н.Г. заявленные требования поддержал, просит суд обязать ответчика МОУ ... в срок до _.__ г. организовать двухразовое горячее бесплатное питание для учащихся специальных (коррекционных) классов учреждения. Требований к администрации МО «Город Коряжма» прокурор не заявляет. В обоснование заявленных требований полностью поддержал доводы, указанные в иске дополнив суду, что надлежащие условия, отвечающие требованиям санитарно-эпидемиологического законодательства, гарантирующие охрану жизни и здоровья обучающихся во время образовательного процесса, ответчиком не созданы, чем нарушаются интересы неопределенного круга лиц. На момент проведения судебного заседания ответчиком допущенные нарушения не устранены.
Представитель ответчика МОУ ... Кучина Т.С., действующая по доверенности с заявленными прокурором требованиями не согласилась, сославшись на отсутствие денежных средств, необходимых для организации бесплатного двухразового горячего питания для учащихся специальных (коррекционных) классов учреждения. Пояснила суду, что в школе организовано двухразовое горячее питание за счет средств родителей. Бесплатное двухразовое горячее питание получают лишь учащиеся, относящиеся к категории малоимущих семей. В ходе судебного заседания представитель ответчика подтвердила тот факт, что в школе создано два коррекционных класса, в которых обучаются 24 ученика, которые бесплатное двухразовое горячее питание во время образовательного процесса не получают.
Представитель администрации МО «Город Коряжма» Рябова Н.В., действующая по доверенности с заявленными прокурором г. Коряжма требованиями к МОУ ... не согласилась, полностью поддержав доводы, изложенные в письменных возражениях на иск , считает что ни администрация МО «Город Коряжма», ни МОУ ... не наделены полномочиями по обеспечению бесплатным двухразовым горячим питанием воспитанников коррекционных классов, а следовательно не являются надлежащими ответчиками по делу.
Заслушав стороны, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующему.
В соответствии с частью 1 статьи 38 Конституции Российской Федерации материнство и детство, семья находятся под защитой государства.
Конституцией Российской Федерации гарантируется право каждого на охрану здоровья (статья 41) и образование (статья 43).
В соответствии с подпунктом 13 пункта 1 статьи 16 Федерального закона № 131-ФЗ от 06.10.2003г. «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» организация предоставления общедоступного и бесплатного начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования по основным общеобразовательным программам, за исключением полномочий по финансовому обеспечению образовательного процесса, отнесенных к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации, отнесена к полномочиям органов местного самоуправления.
В силу п.п. 1, 2 ст. 12 Федерального закона от 10 июля 1992 года № 3266-1 образовательным является учреждение, осуществляющее образовательный процесс, то есть реализующее одну или несколько образовательных программ и (или) обеспечивающее содержание и воспитание обучающихся, воспитанников.
Образовательное учреждение является юридическим лицом, создается и регистрируется в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Согласно п. 1 ст. 32 Федерального закона от 10 июля 1992 года № 3266-1 образовательное учреждение самостоятельно в осуществлении образовательного процесса, подборе и расстановке кадров, научной, финансовой, хозяйственной и иной деятельности в пределах, установленных законодательством Российской Федерации, типовым положением об образовательном учреждении соответствующих типа и вида и уставом образовательного учреждения.
К компетенции образовательного учреждения относится, в том числе, создание в образовательном учреждении необходимых условий для работы подразделений организаций общественного питания и медицинских учреждений, контроль их работы в целях охраны и укрепления здоровья обучающихся, воспитанников и работников образовательного учреждения (подп. 19 п. 2 ст. 32 Федерального закона «Об образовании»).
В соответствии с п.п. 1, 5 ст. 51 Федерального закона «Об образовании» образовательное учреждение создает условия, гарантирующие охрану и укрепление здоровья обучающихся, воспитанников.
Расписание занятий в образовательном учреждении должно предусматривать перерыв достаточной продолжительности для питания обучающихся, воспитанников.
Организация питания в образовательном учреждении возлагается на образовательные учреждения. В образовательном учреждении должно быть предусмотрено помещение для питания обучающихся, воспитанников.
Как установлено судом представленными доказательствами, МОУ ... является юридическим лицом
Учредителем и собственником имущества МОУ ... является муниципальное образование «Город Коряжма» (пункты 1.4, 1.5, 1.6 Устава МОУ ...).
Согласно п.п. 4.6.12 пункта 4.6 Устава МОУ ... в Школе могут открываться специальные (коррекционные) классы VII вида для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья
Пунктом 3.1 Устава МОУ ... предусмотрено, что Школа самостоятельна в осуществлении образовательного процесса, подборе и расстановке кадров, научной, финансовой и иной деятельности в пределах, установленных законодательством Российской Федерации, Типовыми положениями об общеобразовательном учреждении, о дошкольном образовательном учреждении, о специальном (коррекционном) образовательном учреждении для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья, муниципальными правовыми актами и настоящим уставом.
Как установлено судом, в МОУ ... создано 2 специальных (коррекционных) класса, число обучающихся в них детей составляет 24 человека
Данное обстоятельство в ходе судебного заседания сторонами не оспаривалось.
Как пояснил представитель МОУ ... в соответствии с постановлением администрации МО «Город Коряжма» № 1072 от 05.07.2011 в школе организовано двухразовое горячее питание учащихся за счет средств родителей.
Суду представлено постановление администрации МО «Город Коряжма» № 1072 от 05.07.2011 «О формировании меню для обучающихся образовательных учреждениях» подтверждающее факт организации в школе двухразового горячего питания
Вместе с тем показаниями сторон судом установлено, что в соответствие с указанным постановлением администрации МО «Город Коряжма» двухразовое горячее питание учащихся организовано школой за счет средств родителей.
Бесплатного двухразового горячего питания для учащихся специальных (коррекционных) классов в школе не организовано.
В ходе судебного заседания представители МОУ ... и администрации МО «Город Коряжма» признали факт не предоставления двухразового горячего бесплатного питания для учащихся специальных (коррекционных) классов учреждения.
В силу положений статьи 68 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации признание стороной обстоятельств, на которых другая сторона основывает свои требования освобождает последнюю от необходимости дальнейшего доказывания этих обстоятельств.
Согласно положений статьи 28 Федерального закона Российской Федерации от 30.03.1999г. № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» в дошкольных и других образовательных учреждениях независимо от организационно-правовых форм должны осуществляться меры по профилактике заболеваний, сохранению и укреплению здоровья обучающихся и воспитанников, в том числе меры по организации их питания, и выполняться требования санитарного законодательства.
В соответствии с пунктом 6.8 СанПиН 2.4.52409-08 «Санитарно-эпидемиологические требования к организации питания обучающихся в общеобразовательных учреждениях, учреждениях начального и среднего профессионального образования. Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы», утвержденных постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 23.07.2008г. № 45, для обучающихся образовательных учреждений необходимо организовать двухразовое горячее питание (завтрак и обед). Для детей, посещающих группу продленного дня, должен быть организован дополнительно полдник. При круглосуточном пребывании должен быть предусмотрен не менее чем пятикратный прием пищи. За 1 час перед сном в качестве второго ужина детям дают стакан кисломолочного продукта (кефир, ряженка, йогурт и др.). Интервалы между приемами пищи не должны превышать 3,5-4 часа.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 12.93.1997г. № 288 утверждено Типовое положение о специальном (коррекционном) образовательном учреждении для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья, регулирующее деятельность государственных, муниципальных специальных (коррекционных) образовательных учреждений для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья.
В соответствии с пунктом 46 указанного Типового положения воспитанники, проживающие в коррекционном учреждении и находящиеся на полном государственном обеспечении, в соответствии с установленными нормативами обеспечиваются питанием, одеждой, обувью, мягким и жестким инвентарем. Воспитанники, не проживающие в коррекционном учреждении, обеспечиваются бесплатным двухразовым питанием.
При этом в соответствии с п. 1 Типового положения оно распространяется также на специальные классы, группы (в том числе для детей со сложными дефектами) и группы продленного дня, создаваемые в установленном порядке в образовательном учреждении.
Пунктом 3.1 Устава МОУ ... также предусмотрено, что учреждение руководствуется при организации работы специальных (коррекционных) классов VII вида Типовым положением о специальном (коррекционном) образовательном учреждении для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья.
Как установлено судом совокупностью представленных доказательств в нарушение требований санитарно-эпидемиологического законодательства бесплатное двухразовое горячее питание для учащихся специальных (коррекционных) классов в школе не организовано, на момент рассмотрения настоящего спора допущенное нарушение требований санитарно-эпидемиологического законодательства ответчиком МОУ ... не устранено.
МОУ ... как юридическое лицо приобретает гражданские права и принимает на себя гражданские обязанности через свои органы, действующие в соответствии с законом, иными правовыми актами и учредительными документами (пункт 1 статьи 53 Гражданского кодекса Российской Федерации).
Следовательно, непосредственная обязанность по соблюдению санитарно-эпидемиологических требований лежит на образовательном учреждении, в связи с чем доводы представителя администрации МО «Город Коряжма» относительно того, что МОУ ... не является надлежащим ответчиком по делу суд находит не состоятельным.
Действиями МОУ ... по не соблюдению требований санитарно-эпидемиологического законодательства, гарантирующих охрану жизни и здоровья обучающихся во время образовательного процесса нарушаются интересы неопределенного круга лиц.
Отвергая доводы представителя ответчика МОУ ... относительно того, что для выполнения мероприятий по организации бесплатного двухразового горячего питания для обучающихся коррекционных классов отсутствуют финансовые средства, суд исходит из того, что данное обстоятельство не может служить достаточным основанием для освобождения обязанных лиц от исполнения положений действующего законодательства.
Оценивая в совокупности представленные доказательства, суд пришел к выводу, что требования прокурора об обязании МОУ ... организовать двухразовое горячее бесплатное питание для учащихся специальных (коррекционных) классов учреждения являются обоснованными и подлежащими удовлетворению. При определении срока устранения нарушений суд учитывает мнение прокурора г. Коряжма, который просит суд установить срок для устранения допущенного нарушения до _.__ г., в связи с чем суд считает возможным установить ответчику срок для устранения допущенного нарушения до _.__ г., поскольку указанный срок является разумным и достаточным для устранения данного нарушения.
В соответствии с ч. 1 ст. 103 ГПК РФ с МОУ ... в доход соответствующего бюджета подлежит взысканию государственная пошлина в размере ...
На основании изложенного, руководствуясь статьями 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования Прокурора города Коряжма в защиту интересов неопределённого круга лиц - удовлетворить.
Обязать Муниципальное образовательное учреждение ... организовать двухразовое горячее бесплатное питание для учащихся специальных (коррекционных) классов учреждения в срок до _.__ г..
Взыскать с Муниципального образовательного учреждения ... в доход соответствующего бюджета государственную пошлину в размере ...
Решение может быть обжаловано в Архангельский областной суд путем подачи апелляционной жалобы через Коряжемский городской суд Архангельской области в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме (29 февраля 2012 года).
Председательствующий - О.Н.Мишукова