Решение по иску о признании права собственности на квартиру



Дело № 2 – 483 14 июня 2012 года

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

Коряжемский городской суд Архангельской области в составе:

председательствующего судьи Незговоровой Т.А.,

при секретаре Положий А.В.,

рассмотрел в открытом судебном заседании в помещении суда по адресу: г. Коряжма, ул.Кутузова, 4 гражданское дело по иску Мишукова А. М., Мишуковой О. Л., действующую в своих интересах и интересах несовершеннолетних детей Мишуковой Я. А., Мишуковой Е. А. к администрации МО «Город Коряжма» о признании права собственности на квартиру,

УСТАНОВИЛ:

Мишуков А.М., Мишукова О.Л., действующая в своих интересах и интересах несовершеннолетних детей Мишуковой Я. и Мишуковой Е. обратились в суд с иском к администрации МО «Город Коряжма», просили признать за ними право собственности в порядке приватизации на квартиру <адрес> В обоснование иска указали, что Мишуков А.М. с сентября 1997 г. по 14.08.2006г. состоял в должности участкового уполномоченного милиции. _.__ г. ему был выдан ордер на жилое помещение на однокомнатную квартиру <адрес>, на основании которого с ним 24.04.2002г. был заключен договор найма жилого помещения. 7 марта 2002г. в данную квартиру зарегистрировались Мишуков А.М., его жена Мишукова О.Л., дочь Я. 29.08.2005г. родилась вторая дочь Е. которая также была зарегистрирована по данному адресу. В 2012году они решили приватизировать квартиру, но им отказали, т.к. квартира является служебной. Однако сотрудникам милиции в соответствии со ст. 30 закона РФ «О милиции» должны предоставляться не служебные жилые помещения, а жилые помещения на общих основаниях по договору социального найма. Мишуков А.М. обращался с заявлением в администрацию города об исключении квартиры из числа служебных и перезаключении договора найма служебного жилого помещения на договор социального найма, но заявление было оставлено без удовлетворения.

Истцы Мишуков А.М. и Мишукова О.Л. в судебном заседании поддержали заявленные исковые требования в полном объёме. Пояснили суду, что ранее Мишуков состоял в должности участкового уполномоченного милиции ОВД г. Коряжма с 29.09.1997г. по 04.08.2006г. Уволен из органов внутренних дел. Проживал в общежитии с семьей, своего жилья не имели. В январе 1998г. Мишуков обратился в администрацию г. Коряжма с заявлением о предоставлении жилья в связи с работой участковым милиции. По постановлению администрации г. Коряжма от 22.02.2002г. в соответствии со ст. 30 Закона РФ №О милиции» Мишукову на состав семьи 3 человека было предоставлено служебное жилое помещение <адрес>. 24.04.2002г. Мишуков заключил договор найма служебного жилого помещения на указанную квартиру. Жилое помещение – <адрес> по настоящее время имеет статус служебного жилья. Состав семьи Мишукова состоит из 4 человек, которые зарегистрированы и проживают в указанной квартире - это он сам, а также его жена и двое дочерей. В сентябре 2007 года он обращался в администрацию города с просьбой перезаключить договор найма на данную квартиру с тем, чтобы квартира была предоставлена по договору социального найма, но ему было отказано. Считает, что законодательство РФ не относит участковых уполномоченных милиции, к лицам, которым предоставляются служебные жилые помещения. Таким образом, участковым уполномоченным милиции, признанным нуждающимися в улучшении жилищных условий, предоставляются не служебные жилые помещения, а жилые помещения на общих основаниях. Следовательно, предоставление ему служебного жилого помещения в 2002г. было не основано на законе и нарушает его права. Согласно ст. 40 Конституции РФ каждый имеет право на жилище. Органы государственной власти и органы местного самоуправления обязаны создавать условия для осуществления права на жилище. В настоящий момент он не имеет возможности совершать с вышеуказанной квартирой какие-либо сделки, например ее приватизацию. Он обращался в администрацию города с просьбой перезаключить с ним договор найма служебной квартиры на договор социального найма, но ему было отказано. Его обращение в БТИ с просьбой передать занимаемую квартиру в собственность, также было отклонено ввиду того, что квартира служебная. Иного способа реализации его права и права его детей на участие в приватизации, кроме как признания за ними права собственности на занимаемую квартиру, нет. Истцы просили признать за Мишуковым А.М., Мишуковой О.Л., Мишуковой Я. и Мишуковой Е. право общей долевой собственности в порядке приватизации на квартиру <адрес> в равных долях, т.е. по 1/4 доле каждому.

Представитель администрации МО «Город Коряжма» Плотникова А.П. в судебном заседании с исковыми требованиями не согласилась, суду пояснила, что постановлением Мэра города от 22.02.2002 № 136 квартира <адрес> жилой площадью 16,6 кв.м была включена в число служебных и предоставлена УУМ Мишукову на состав семьи 3 человека по специальному ордеру. Данное постановление не обжаловалось, не признано утратившим силу. Полагает, что ч.1 статьи 30 Закона Российской Федерации "О милиции" непосредственно не решает вопросы разграничения полномочий по обеспечению жильем сотрудников милиции между органами исполнительной власти, органами местного самоуправления и организациями и не определяет условия, на которых должны осуществляться указанными лицами право на жилище - на праве социального найма или предоставление служебного жилья.. В ней ясно и однозначно установлено предписание об обеспечении сотрудников милиции жильем в первоочередном порядке (участковым уполномоченным милиции оно должно быть предоставлено в течение шести месяцев), которое должно обеспечиваться с учетом положений жилищного законодательства, в том числе Федерального закона от 29 декабря 2004 года М189-ФЗ "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации". Администрация города предоставила жилое помещение истцу по специальному ордеру. На момент вселения в спорную квартиру истец Мишуков и члены его семьи знали, что жилое помещение является служебным и предоставляется семье истца во временное пользование - на период замещения должности участкового уполномоченного милиции. В настоящее время в установленном законом порядке данное жилое помещение в муниципальный жилой фонд социального использования переведено не было, статус служебного не утратило. Согласно ст. 4 Закона РФ от 04.07.1991 N 1541-1 "О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации",) не подлежат приватизации жилые помещения, находящиеся в аварийном состоянии, в общежитиях, в домах закрытых военных городков, а также служебные жилые помещения, за исключением жилищного фонда совхозов и других сельскохозяйственных предприятий, к ним приравненных, и находящийся в сельской местности жилищный фонд стационарных учреждений социальной защиты населения. Собственники жилищного фонда или уполномоченные ими органы, а также предприятия, за которыми закреплен жилищный фонд на праве хозяйственного ведения, и учреждения, в оперативное управление которых передан жилищный фонд, с согласия собственников вправе принимать решения о приватизации служебных жилых помещений и находящегося в сельской местности жилищного фонда стационарных учреждений социальной защиты населения. Согласно ст. 101 Жилищного кодекса РСФСР жилое помещение включается в число служебных решением исполнительного комитета районного, городского (впоследствии местной администрацией). Из положений ч. 2 ст. 92 Жилищного кодекса Российской Федерации, действующего в настоящее время (на момент предъявления иска), следует, что исключение жилого помещения из специализированного жилищного фонда осуществляется на основании решений органа, осуществляющего управление государственным или муниципальным жилищным фондом. Своим решением суд не может снять с жилого помещения статус служебного.

Заслушав участников процесса, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующему.

Мишуков А.М. проходил службу в ОВД г.Коряжмы в должности участкового уполномоченного милиции с 27 сентября 1997 года по 14.08.2006 г. (л.д.51, 53,70,71)

Мишуков А.М. на основании заявления о постановке на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий от 5 января 1998 года, постановлением Мэра города от 2 февраля 1998 года № 60 поставлен на учет нуждающихся по №1634.

1 марта 1999 года Мишуков А.М. обратился в администрацию с заявлением о постановке на учет для получения жилой площади в связи с работой участковым уполномоченным. (л.д.49)

Постановлением Мэра города от 22.02.2002 № 136 квартира <адрес> жилой площадью 16,6 кв.м была включена в число служебных и предоставлена УУМ Мишукову на состав семьи 3 человека по специальному ордеру. (л.д.55) Между Мишуковым и МУП ПУ ЖКХ был заключен договор найма служебного жилого помещения на указанную квартиру (л.д.6).

Квартира в <адрес> входит в состав муниципального жилого фонда, учтена в составе специализированного жилищного фонда. (л.д.56)

В данной квартире зарегистрированы и проживают в настоящее время Мишуков А.М., его жена Мишукова О.Л., несовершеннолетняя дочь Мишукова Я.А. ..., Мишукова Е.А. .... (л.д.10).

В соответствии с п.1 ст. 40 Конституции РФ, каждый имеет право на жилое помещение и не может быть лишен либо ограничен в праве пользования жилым помещением, иначе как по основаниям и в порядке, установленном законом.

В соответствии со статьей 101 Жилищного кодекса РСФСР, действовавшего по состоянию на день предоставления истцу служебного жилого помещения, служебные жилые помещения предназначаются для заселения гражданами, которые в связи с характером их трудовых отношений должны проживать по месту работы или вблизи от него. Жилое помещение включается в число служебных решением исполнительного комитета районного, городского, районного в городе Совета народных депутатов. Под служебные жилые помещения выделяются, как правило, отдельные квартиры.

В силу ст. 102 ЖК РСФСР, перечень категорий работников, которым могут быть предоставлены служебные жилые помещения, устанавливается законодательством Союза ССР и Советом Министров РСФСР.

С 01 марта 2005г. вступил в силу Жилищный кодекс РФ, согласно которому служебные жилые помещения предназначены для проживания граждан в связи с характером их трудовых отношений с органом государственной власти, органом местного самоуправления, государственным унитарным предприятием, государственным или муниципальным учреждением в связи с прохождением службы, в связи с назначением на государственную должность РФ или государственную должность субъекта РФ либо в связи с избранием на выборные должности в органы государственной власти или органы местного самоуправления (ст. 93 ЖК РФ ).

Из анализа указанных выше норм жилищного законодательства следует, что перечень категорий работников, которым могут быть предоставлены служебные жилые помещения, устанавливался до 01.03.2005 г. Правительством РФ для всех публичных собственников, а с 01.03.2005 г. органом государственной власти РФ в жилищном фонде РФ; органом государственной власти субъекта РФ в жилищном фонде субъекта РФ; органом местного самоуправления в муниципальном жилищной фонде.

В судебном заседании установлено, что на момент предоставления в пользование ответчику Мишукову А.М. служебного жилого помещения, т.е. на 22 февраля 2002г., перечень категорий граждан, которым предоставляются служебные жилые помещения в муниципальном жилищной фонде Муниципальным образованием «Город Коряжма» утвержден не был, поскольку в тот период времени по действовавшему жилищному законодательству такой перечень устанавливался Правительством РФ.

Законодательство РФ не относило ранее участковых уполномоченных милиции, к лицам, которым предоставляются служебные жилые помещения.

21 декабря 2005 года постановлением Мэра г. Коряжма № 1184 «О порядке предоставления служебных жилых помещений в муниципальном жилищном фонде на территории муниципального образования «Город Коряжма», утверждено положение о порядке предоставления служебных жилых помещений в муниципальном жилищном фонде на территории МО «Город Коряжма и перечень категорий граждан, которым предоставляются служебные жилые помещения на территории МО «Город Коряжма». При этом как установлено судом, участковые уполномоченные милиции не включены в перечень лиц, которым предоставляются служебные жилые помещения.

Согласно ст. 30 Федерального закона РФ «О милиции» от 18.04.1991 г. № 1026-1 сотрудникам милиции, признанным нуждающимся в улучшении жилищных условий, жилая площадь в виде отдельной квартиры или дома по установленным законодательством нормам предоставляется соответствующими органами исполнительной власти, органами местного самоуправления и организациями в первоочередном порядке, а участковым уполномоченным милиции – не позднее шести месяцев с момента вступления в должность.

Из приведенного положения Федерального закона следует, что участковым уполномоченным милиции, признанным нуждающимися в улучшении жилищных условий, предоставляются не служебные жилые помещения, а жилые помещения на общих основаниях, т.е. по договору социального найма.

С учетом изложенного, суд приходит к выводу, что поскольку Мишуков А.М. с 29.09.1997г. состоял на службе в должности участкового уполномоченного милиции, с 02.02.1998г. был признан нуждающимися в улучшении жилищных условий, поэтому Мишукову на состав его семьи в силу положений ст. 30 ФЗ РФ «О милиции», а также норм жилищного законодательства РФ администрацией МО «Город Коряжма» в 1998г. должно было быть предоставлено не служебное жилое помещение, а жилое помещение на общих основаниях, т.е. по договору социального найма. Участковые уполномоченные не являлись категорией граждан, которым в силу норм жилищного законодательства предоставляются служебные жилые помещения в муниципальном жилищном фонде. Поэтому предоставление Мишукову и членам его семьи в 2002г. служебного жилого помещения по <адрес> является незаконным.

19.10.2007г. Мишуков А.М. обратился в администрацию города с заявлением об исключении квартиры <адрес> из числа служебных и перезаключении договора найма служебного жилого помещения на договор социального найма, данное заявление было оставлено без удовлетворения (л.д.39,40).

В ГУ «БТИ по <адрес>» в приватизации данной квартиры Мишукову А.М. отказано, поскольку квартира учтена как служебная (л.д.13).

В силу ст.ст. 2, 18 Конституции РФ права и свободы человека являются высшей ценностью и действуют непосредственно. Ими определяется смысл, содержание и применение законов, а также деятельность законодательной, исполнительной власти и местного самоуправления.

Согласно ст. 1 Закона РФ «О приватизации жилищного фонда в РФ» № 1541-1 от 04.07.1991 г. приватизация жилых помещений - бесплатная передача в собственность граждан РФ на добровольной основе занимаемых ими жилых помещений в государственном и муниципальном жилищном фонде.

В силу ст. 2 данного Закона граждане РФ, занимающие жилые помещения в государственном и муниципальном жилищном фонде, включая жилищный фонд, находящийся в хозяйственном ведении предприятий или оперативном управлении учреждений (ведомственный фонд), на условиях социального найма, вправе с согласия всех совместно проживающих совершеннолетних членов семьи, а также несовершеннолетних в возрасте от 14 до 18 лет приобрести эти помещения в собственность на условиях, предусмотренных данным Законом, иными нормативными актами РФ и субъектов РФ. Жилые помещения передаются в общую собственность либо в собственность одного из совместно проживающих лиц, в том числе несовершеннолетних.

Мишуков А.М., его жена Мишукова О.Л. с несовершеннолетними детьми как граждане РФ в настоящее время не могут реализовать своё право на участие в приватизации занимаемого ими жилого помещения, т.е. не могут в установленном порядке приобрести жилое помещение в собственность.

Данное обстоятельство вызвано тем, что ответчиком незаконно (по изложенным выше основаниям) предоставлено истцу служебное жилое помещение (вместо предоставления жилого помещения на общих основаниях по договору социального найма).

В настоящее время администрация МО «Город Коряжма» не предприняла никаких мер по соблюдению прав и законных интересов Мишукова А.М. путём предоставления ему иной квартиры по договору социального найма, либо путём предоставления ему уже занимаемого им служебного жилого помещения на условиях социального найма (л.д.14).

При этом, истец Мишуков А.М. остается нуждающимся в улучшении жилищных условий.

Более того, ответчик вообще не признаёт существования у себя обязательства предоставить Мишукову жилое помещение по договору социального найма.

Таким образом, администрация МО «Город Коряжма», не предоставив Мишукову А.М. жилое помещение по договору социального найма, незаконно предоставив ему служебную квартиру, и отказываясь в настоящее время предоставить ему другое жилье по договору социального найма либо переоформить договор найма служебного жилья на договор социального найма жилого помещения в отношении занимаемой им квартиры, препятствует Мишукову и членам его семьи в реализации их права на приобретение в собственность занимаемого жилого помещения в порядке приватизации.

Ст. 12 ГК РФ предусматривает в качестве способа защиты гражданских прав признание права.

Поскольку продолжающееся противоправное поведение администрации МО «Город Коряжма» не может служить препятствием к реализации гражданами своего права на участие в приватизации, защита данного права истцов Мишукова А.М., Мишуковой О.Л. с несовершеннолетними детьми может быть осуществлена путём признания за ними права собственности на занимаемое ими жилое помещение.

Ранее Мишуков, его жена и несовершеннолетние дети участия в приватизации жилья не принимали (л.д.22-26, 36-38).

При таких обстоятельствах, исковые требования Мишукова А.М., Мишуковой О.Л., действующей за себя и несовершеннолетних детей Мишуковых Я. и Е. подлежат удовлетворению.

Доводы ответчика, указанные в письменных возражениях на иск, о законности предоставления Мишукову служебного жилого помещения в соответствии с нормами ст. 30 ФЗ «О милиции» и ст. 93 ЖК РФ, суд находит не состоятельными по изложенным выше основаниям и в силу неправильного толкования норм жилищного законодательства и ст. 30 ФЗ «О милиции».

Довод ответчика о том, что органы местного самоуправления не наделены государственными полномочиями по предоставлению жилых помещений муниципального жилищного фонда указанной категории граждан с учетом положений Указа Президента РФ от 12.02.1993г. № 209, Приказа МВД РФ от 24.05. 2003г. № 345, судом не принимается, данный довод также основан на неправильном толковании указанных выше норм материального права.

В соответствии со ст. 98 ГПК РФ с ответчика подлежит взысканию в пользу истца Мишукова А.М. госпошлина в сумме 4711 руб. 80 коп.

Руководствуясь ст. 194–199 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л:

Исковые требования Мишукова А. М., Мишуковой О. Л., действующую в своих интересах и интересах несовершеннолетних детей Мишуковой Я. А., Мишуковой Е. А. к администрации МО «Город Коряжма» о признании права собственности на квартиру - удовлетворить.

Признать право общей долевой собственности за Мишуковым А. М., Мишуковой О. Л., несовершеннолетней Мишуковой Я. А., _.__ г.года рождения, Мишуковой Е. А. _.__ г. года рождения на квартиру <адрес> Архангельской области в равных долях, т.е. по 1/4 доле каждому.

Настоящее решение является основанием для государственной регистрации права общей долевой собственности Мишукова А.М., Мишуковой О.Л., Мишуковой Я.А., Мишуковой Е.А. в Управлении Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по <адрес>

Взыскать с администрации муниципального образования «Город Коряжма» в пользу Мишукова А. М. госпошлину в размере 4711 руб. 80 коп. (четыре тысячи семьсот одиннадцать руб.)

Решение может быть обжаловано в Архангельский областной суд путем подачи апелляционной жалобы в Коряжемский городской суд в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме 19 июня 2012г.

Председательствующий –                             Т.А.Незговорова