Решение по иску прокурора о возложении обязанности по устранению нарушения требований природоохранного законодательства



Дело № 2 – 366 21 мая 2012 года

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

Коряжемский городской суд Архангельской области в составе председательствующего Самыловских С.Б.,

с участием прокурора Апраксина В.В.,

при секретаре Богатыренко М.С.

рассмотрел в открытом судебном заседании в г. Коряжма 21 мая 2012 года гражданское дело по иску прокурора г.Коряжма в интересах неопределенного круга лиц к муниципальному образованию «Город Коряжма» и муниципальному унитарному предприятию города Коряжмы Архангельской области «Производственное управление жилищно-коммунального хозяйства» о возложении обязанности оборудовать точки отбора проб воды,

УСТАНОВИЛ:

Прокурор г. Коряжма обратился в Коряжемский городской суд с иском к муниципальному образованию «Город Коряжма» (далее МО «Город Коряжма»), просил обязать ответчика в течение трех месяцев со дня вступления решения в законную силу оборудовать точки забора холодной и горячей воды на разводящей водопроводной сети холодного и горячего водоснабжения в границе балансовой принадлежности муниципального унитарного предприятия города Коряжмы Архангельской области «Производственное управление жилищно-коммунального хозяйства» (далее МУП «ПУ ЖКХ»).В обоснование исковых требований прокурор указал, что прокуратурой города проводилась проверка с целью надзора за соблюдением законодательства в сфере обеспечения населения питьевой водой МУП «ПУ ЖКХ». В ходе проверки установлены указанные выше нарушения санитарно - эпидемиологического законодательства. Выявленные в ходе проведения проверки нарушения создают реальную угрозу жизни и здоровью населения города Коряжмы в случае возникновения чрезвычайной ситуации, вызванной ненадлежащим соблюдением указанных требований законодательства.

Прокурор г.Коряжма в судебном заседании поддержал заявленные исковые требования по указанным выше основаниям и уточнил их, а именно просил в срок до 01.09.2013 возложить обязанность по оборудованию точек забора воды на двух ответчиков МО «Город Коряжма», МУП «ПУ ЖКХ», поскольку наружные водопроводные сети, принадлежащие на праве собственности МО «Город Коряжма», в силу договора от 05.08.2004 переданы в хозяйственное ведение МУП «ПУ ЖКХ». Таким образом, обязанность по обеспечению надлежащего качества хозяйственно-питьевой воды и, соответственно, обязанность по контролю качества, несет эксплуатирующая разводящие водопроводные сети организация, в том числе и МУП «ПУ ЖКХ».

Определением Коряжемского городского суда от 04.05.2012 МУП «ПУ ЖКХ» привлечены к участию в деле в качестве соответчика.

Представитель ответчика МУП «ПУ ЖКХ» в судебное заседание не явился, были надлежащим образом извещены о времени и месте поведения судебного заседания, представили заявление с просьбой рассмотреть дело в отсутствие их представителя, просят установить им срок для оборудования точек обора проб воды до 01 сентября 2013 года (л.д. 74).

В соответствии со ст. 167 ГПК РФ суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие представителя МУП «ПУ ЖКХ».

Представитель ответчика МО «Город Коряжма» в судебном заседании показал, что не согласен с предъявленными к ним требованиями по следующим основаниям. Наружные водопроводные сети являются неотъемлемой частью водопроводной сети города, являются муниципальной собственностью и переданы МУП «ПУ ЖКХ» по договору для использования на праве хозяйственного ведения. Обеспечение надлежащего качества хозяйственно – питьевой воды в городе, контроль качества воды, а соответственно и оборудование точек отбора проб воды на разводящей водопроводной сети холодного и горячего водоснабжения в границах балансовой принадлежности МУП ПУ ЖКХ входит в обязанности указанного предприятия. Контроль качества воды осуществляет санитарно – экологическая лаборатория МУП ПУ ЖКХ на основании согласованной рабочей программы производственного контроля качества воды на 2010 – 2014 годы. Поэтому именно МУП «ПУ ЖКХ» является надлежащим ответчиком по делу. Финансирование мероприятий по контролю за качеством питьевой воды осуществляется за счет средств, получаемых в виде тарифа за коммунальную услугу «водоснабжение», поэтому средства, поступающие от потребителей данной услуги, должны направляться предприятием в том числе и на обеспечение надлежащего качества подаваемой потребителям хозяйственно-питьевой воды. Согласны с позицией МУП «ПУ ЖКХ», что для устранения этих нарушений достаточно будет времени до 01.09.2013, поскольку для этого потребуются значительные финансовые затраты.

Представитель третьего лица Управление Роспотребнадзора по АО в судебном заседании показал, что согласен с заявленными исковыми требованиями к ответчику МУП ПУ ЖКХ. Дополнительно пояснил, что согласно нормам законодательства о санитарно-эпидемиологическом контроле, производственный контроль включает осуществление лабораторных исследований на границе санитарно-защитной зоны и в зоне влияния предприятия, на территории (производственной площадке), на рабочих местах с целью оценки влияния производства на среду обитания человека и его здоровье. Производственный контроль качества питьевой воды в распределительной водопроводной сети проводится по микробиологическим и органолептическим показателям с частотой, указанной в СанПиН (т.е. не менее 30 проб в месяц). Отбор проб в распределительной сети проводится из уличных водоразборных устройств. МУП «ПУ ЖКХ» осуществляет производственный лабораторный контроль за качеством холодной и горячей водопроводной воды на распределительной водопроводной сети холодного и горячего водоснабжения согласно Рабочей программе производственного контроля качества питьевой и горячей воды на распределительной сети г. Коряжма на 2010-2014г.г., согласованной в установленном порядке. Однако предприятие осуществляет лабораторный контроль за качеством воды по точкам отбора проб, находящимся вне зоны балансовой принадлежности разводящей водопроводной сети МУП «ПУ ЖКХ», т.е. вне зоны влияния предприятия, на точках отбора проб воды внутренних сетей холодного и горячего водоснабжения объектов города – школы, детские дошкольные учреждения, лечебно-профилактические учреждения, жилые дома, предприятия торговли и производства пищевых продуктов. Вместе с тем лабораторный контроль за качеством воды должен осуществляться предприятием еще и на участках наружной водопроводной сети холодного и горячего водоснабжения. Предприятие контроль за качеством воды на участках наружной разводящей водопроводной сети города не осуществляет, точки отбора проб холодной и горячей воды на участках разводящей водопроводной сети холодного и горячего водоснабжения в зоне балансовой принадлежности предприятию – отсутствуют. О необходимости осуществления контроля за качеством воды на указанных участках водопроводной сети территориальный отдел Роспотребнадзора неоднократно информировал МУП «ПУ ЖКХ», в свою очередь ответчик сообщил о невозможности осуществления указанного контроля в соответствии с требованиями законодательства ввиду отсутствия денежных средств. 19.03.2012 комиссией по охране здоровья граждан при администрации МО «Город Коряжма» рассматривался указанный вопрос, МУП «ПУ ЖКХ» было предложено в срок до 01.05.2012 представить расчеты по оборудованию точек отбора проб холодной водопроводной воды (водопроводные колодцы), горячей водопроводной воды (тепловые камеры) на разводящей водопроводной сети холодного и горячего водоснабжения в зоне балансовой принадлежности МУП «ПУ ЖКХ»; рассмотреть вопрос по оборудованию точек отбора проб воды повторно во втором квартале 2012 года. Считает, что указанный ответчиком срок для устранения нарушений является обоснованным и соответствующим финансовому состоянию предприятия.

Заслушав прокурора, представителя МО «Город Коряжма», Роспотребнадзора, исследовав материалы дела, суд приходит к выводу, что иск подлежит удовлетворению по следующим основаниям.

Согласно п. 1.4., 2.1., 3.1 Устава МУП «ПУ ЖКХ» собственником имущества предприятия является муниципальное образование «Город Коряжма». Предметом и основной целью деятельности предприятия является эксплуатация объектов инженерной инфраструктуры, удовлетворение населения, предприятий и учреждений города в жилищных и коммунальных услугах. Имущество Предприятия является муниципальной собственностью и принадлежит ему на праве хозяйственного ведения. В силу п. 2.2 Устава предприятие осуществляет распределение воды (л.д. 12-14).

МУП «ПУ ЖКХ» зарегистрировано в качестве юридического лица в Едином государственном реестре юридических лиц (л.д. 15).

Согласно п.2 ст. 19 ФЗ от 30.03.1999г. «О санитарно- эпидемиологическом благополучии населения» юридические лица, осуществляющие эксплуатацию централизованных систем питьевого и хозяйственно – бытового водоснабжения обязаны обеспечить соответствие качества питьевой воды санитарно – эпидемиологическим требованиям.

Как установлено в судебном заседании, наружные сети водоснабжения, хозяйственный питьевой водопровод, наружный водопровод и внутриквартальные сети водопровода находятся на балансе МУП «ПУ ЖКХ» и переданы предприятию для эксплуатации на праве хозяйственного ведения в силу договора от 05.08.2004.0 (л.д.16-19). Соблюдение требований санитарно – эпидемиологического законодательства в отношении указанных объектов, в том числе обеспечение надлежащего качества хозяйственно – питьевой воды, контроль качества воды, а соответственно и оборудование точек отбора проб воды на разводящей водопроводной сети холодного и горячего водоснабжения в границах балансовой принадлежности МУП ПУ ЖКХ входит в обязанности указанного предприятия. Контроль качества воды осуществляет санитарно – экологическая лаборатория МУП ПУ ЖКХ на основании согласованной рабочей программы производственного контроля качества воды на 2010 – 2014 годы.

Таким образом, надлежащим ответчиком по данному делу является МУП «ПУ ЖКХ», поскольку именно они осуществляют эксплуатацию централизованных систем питьевого и хозяйственно – бытового водоснабжения города и обязаны обеспечить соответствие качества питьевой воды санитарно – эпидемиологическим требованиям.

Согласно ст. 42 Конституции РФ, ст. 11 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды», ст. 8 Федерального закона от 30.03.1999 № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» граждане имеют право на благоприятную окружающую среду обитания, факторы которой не оказывают вредного воздействия на человека.

В силу ст. 49 ФЗ от 30.03.1999 № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» (далее Федеральный закон № 52-ФЗ) федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор осуществляется главными государственными санитарными врачами и их заместителями, руководителями структурных подразделений и их заместителями, специалистами органов, осуществляющих федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор.

Статья 50 Федерального закона № 52-ФЗ содержит перечень прав должностных лиц, осуществляющих санитарно-эпидемиологический надзор. Должностные лица при осуществлении надзорной деятельности имеют право проводить санитарно-эпидемиологические экспертизы, расследования, обследования, исследования, испытания и иные виды оценок; беспрепятственно посещать и обследовать территории, здания, строения, сооружения, помещения, оборудование и другие объекты в целях проверки соблюдения санитарного законодательства и выполнения на указанных объектах санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий; осуществлять проводить отбор для исследований проб воздуха, воды и почвы. При этом должностные лица, осуществляющие надзор, имеют право давать гражданам и юридическим лицам предписания об устранении выявленных нарушений санитарно-эпидемиологических требований, обязательные для исполнения ими в установленные сроки.

В соответствии со ст. 32 Федерального закона № 52-ФЗ производственный контроль, в том числе проведение лабораторных исследований и испытаний, за соблюдением санитарно-эпидемиологических требований и выполнением санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий в процессе производства, хранения, транспортировки и реализации продукции, выполнения работ и оказания услуг осуществляется индивидуальными предпринимателями и юридическими лицами в целях обеспечения безопасности и (или) безвредности для человека и среды обитания таких продукции, работ и услуг. Производственный контроль осуществляется в порядке, установленном техническими регламентами или применяемыми до дня вступления в силу соответствующих технических регламентов санитарными правилами.

Согласно подп. «б» п. 2.4 Санитарных Правил 1.1.1058-01 «Организация и проведение производственного контроля за соблюдением санитарных правил и выполнением санитарно-противоэпидемиологических (профилактических) мероприятий» производственный контроль включает осуществление лабораторных исследований на границе санитарно-защитной зоны и в зоне влияния предприятия, на территории (производственной площадке), на рабочих местах с целью оценки влияния производства на среду обитания человека и его здоровье.

В силу п. 2.4, 4.5, 4.6, 4.7 СанПиН 2.1.4.1074-01 «Питьевая вода. Гигиенические требования к качеству воды централизованных систем питьевого водоснабжения. Контроль качества» производственный контроль качества питьевой воды в распределительной водопроводной сети проводится по микробиологическим и органолептическим показателям с частотой, указанной в СанПиН (т.е. не менее 30 проб в месяц). Отбор проб в распределительной сети проводят из уличных водоразборных устройств.

Согласно п. 4.1.4 ГОСТ Р 51593-2000 «Вода питьевая. Отбор проб» отбор проб из распределительной сети проводят из уличных водопроводных устройств на основных магистральных линиях, а также из кранов внутренних водопроводных сетей, гидрантов.

Как следует из представленных материалов, показаний представителей МО «Город Коряжма», Роспотребнадзора, МУП «ПУ ЖКХ» осуществляет производственный лабораторный контроль за качеством холодной и горячей водопроводной воды на распределительной водопроводной сети холодного и горячего водоснабжения согласно Рабочей программе производственного контроля качества питьевой и горячей воды на распределительной сети г. Коряжма на 2010-2014г.г., согласованной в установленном порядке. Однако предприятие осуществляет лабораторный контроль за качеством воды по точкам отбора проб, находящимся вне зоны балансовой принадлежности разводящей водопроводной сети МУП «ПУ ЖКХ», т.е. вне зоны влияния предприятия, на точках отбора проб воды внутренних сетей холодного и горячего водоснабжения объектов города – школы, детские дошкольные учреждения, лечебно-профилактические учреждения, жилые дома, предприятия торговли и производства пищевых продуктов. Вместе с тем лабораторный контроль за качеством воды должен осуществляться предприятием еще и на участках наружной водопроводной сети холодного и горячего водоснабжения. В нарушение подпункта «б» п. 2.4 СП 1.1.1058-01 МУП ПУ ЖКХ контроль за качеством воды в зоне влияния предприятия на участках разводящей водопроводной сети города не осуществляет, точки отбора проб холодной и горячей воды на участках разводящей водопроводной сети холодного и горячего водоснабжения в зоне балансовой принадлежности предприятию – отсутствуют (л.д. 35-40, 64,65).

Как установлено судом, в апреле 2011 года территориальным отделом в г. Коряжме Управления Роспотребнадзора было предложено МУП «ПУ ЖКХ» организовать производственный контроль качества холодной и горячей водопроводной воды на разводящей водопроводной сети МО «Город Коряжма» в границах балансовой принадлежности МУП «ПУ ЖКХ» не менее 30 проб ежемесячно, при этом согласовать точки отбора воды, график лабораторного контроля (л.д.55). МУП «ПУ ЖКХ» неоднократно обращалось в администрацию МО «Город Коряжма» о выделении денежных средств на указанные мероприятия, однако до настоящего времени вопрос об организации производственного лабораторного контроля за качеством холодной и горячей воды в зоне балансовой принадлежности МУП «ПУ ЖКХ» не решен (л.д.64,65,69).

19.03.2012 комиссией по охране здоровья граждан при администрации МО «Город Коряжма» рассматривался вопрос об организации лабораторного контроля за качеством воды в границах балансовой принадлежности водопроводных сетей предприятию, МУП «ПУ ЖКХ» было предложено в срок до 01.05.2012 представить расчеты по оборудованию точек отбора проб холодной водопроводной воды (водопроводные колодцы), горячей водопроводной воды (тепловые камеры) на разводящей водопроводной сети холодного и горячего водоснабжения в зоне балансовой принадлежности МУП «ПУ ЖКХ»; рассмотреть вопрос по оборудованию точек отбора проб воды повторно во втором квартале 2012 года (л.д. 69-70).

Таким образом, в судебном заседании совокупностью показаний сторон и материалов дела установлено, что в настоящее время на территории МО «Город Коряжма» нарушения санитарно – эпидемиологического законодательства не устранены, оборудование точек отбора холодной и горячей водопроводной воды на разводящей водопроводной сети холодного и горячего водоснабжения МУП «ПУ ЖКХ» не произведено.

Действиями ответчика МУП «ПУ ЖКХ» по несоблюдению обязательных требований санитарно – эпидемиологического законодательства, неустранением ответчиком в полном объеме выявленных нарушений создается угроза жизни и здоровью граждан, проживающих на территории МО «Город Коряжма».

Поэтому в данном случае исковые требования прокурора в части обязания ответчика МУП «ПУ ЖКХ» оборудовать точки отбора проб холодной и горячей водопроводной воды на разводящей водопроводной сети холодного и горячего водоснабжения в зоне балансовой принадлежности МУП «ПУ ЖКХ», подлежат удовлетворению.

Исковые требования прокурора к другому ответчику МО «Город Коряжма» в части обязания оборудовать точки отбора проб холодной и горячей водопроводной воды удовлетворению не подлежат, поскольку по указанным выше основаниям МО «Город Коряжма не является надлежащим ответчиком по данному спору.

Судом установлено, что для устранения указанных выше нарушений необходимо дополнительное время. Как указывали в письменной информации МУП ПУ ЖКХ (л.д.74), а также прокурор, для устранения нарушений необходим указанный ответчиком МУП ПУ ЖКХ срок до 01.09.2013 с учетом изыскания необходимых финансовых средств для выполнения работ по устранению нарушений, что подтверждается представленными суду справкой о финансовом состоянии предприятия (л.д.63,64).

Поэтому суд считает возможным предоставить ответчику МУП «ПУ ЖКХ» г. Коряжма для устранения нарушений требований санитарно - эпидемиологического законодательства срок до 01.09.2013.

Руководствуясь ст.ст. 194 - 199 Гражданско-процессуального кодекса Российской Федерации, суд

РЕШИЛ:

Исковые прокурора г.Коряжма в интересах неопределенного круга лиц к муниципальному унитарному предприятию города Коряжмы Архангельской области «Производственное управление жилищно-коммунального хозяйства» – удовлетворить.

Обязать муниципальное унитарное предприятие города Коряжмы Архангельской области «Производственное управление жилищно-коммунального хозяйства» в срок до 01 сентября 2013 года оборудовать точки отбора проб холодной и горячей водопроводной воды на разводящей водопроводной сети холодного и горячего водоснабжения в зоне балансовой принадлежности МУП «ПУ ЖКХ».

Исковые требования прокурора г.Коряжма в интересах неопределенного круга лиц к муниципальному образованию «Город Коряжма» о возложении обязанности оборудовать точки отбора проб холодной и горячей воды на разводящей водопроводной сети холодного и горячего водоснабжения - оставить без удовлетворения.

Решение может быть обжаловано в Архангельский областной суд через Коряжемский городской суд в течение месяца со дня его вынесения.

    

Председательствующий С.Б. Самыловских