Дело № 2 -790 18 июля 2012 года
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
Коряжемский городской суд Архангельской области в составе
председательствующего судьи Мишуковой О.Н.,
при секретаре Богатыренко М.С.,
рассмотрел в открытом судебном заседании в городе Коряжме в помещении суда 18 июля 2012 года дело по иску Лебедевой Г. И. к садоводческому некоммерческому товариществу ... о возложении обязанности выдать заключение о соответствии описания действительному местоположению границ занимаемого земельного участка,
УСТАНОВИЛ:
Лебедева Г.И. обратилась в суд с иском к садоводческому некоммерческому товариществу ... (далее по тексту СНТ ...) о возложении обязанности выдать заключение о соответствии описания действительному местоположению границ занимаемого земельного участка. В обоснование заявленных требований указала, что в её пользовании находится земельный участок, площадью ..., расположенный по <адрес> в СНТ .... Она неоднократно обращалась в правление СНТ ... с заявлением о выдаче заключения о соответствии описания действительному местоположению границ занимаемого земельного участка, однако правление СНТ ... отказывает в выдаче такого заключения, в связи с чем истец просила суд устранить препятствие в передаче земельного участка размером ... в собственность Лебедевой Г.И. путём обязания правления СНТ ... выдать заключение о соответствии описания действительному местоположению границ занимаемого земельного участка.
В судебном заседании истец Лебедева Г.И. заявленные требования об обязании правления СНТ ... выдать заключение о соответствии описания действительному местоположению границ занимаемого земельного участка поддержала по доводам, изложенным в иске дополнив, что права землепользователей смежных участков указанные в описании границы участка не нарушают, она уплачивает членские взносы исходя из площади фактически занимаемого земельного участка ... Считает доводы председателя правления СНТ ... о том, что она занимает земли общего пользования, а именно дорогу, не обоснованными. В ходе судебного заседания истец подтвердил суду, что в 1969 году при выделении земельных участков членам СНТ ей был выделен в пользование земельный участок площадью ... В последующем за счет прилегающей к участку территории, занимаемый истцом земельный участок был расширен до площади ..., с 1992 года истец пользуются земельным участком в указанных размерах. При этом истец подтвердила суду, что решения о выделении ей в пользование земельного участка площадью ... она не получала, вместе с тем полагает, что поскольку пользуется земельным участком в указанных размерах и производит оплату членских взносов также из площади земельного участка ..., следовательно имеет право на получение в собственность в порядке, определенном Федеральным законом № 66-ФЗ от 15.04.1998 земельного участка указанной площадью. Просила заявленные требования удовлетворить.
Представитель ответчика СНТ ... Романова З.А. с заявленными истцом требованиями не согласилась поддержав доводы, изложенные в письменных возражениях на иск , дополнив, что в 1969 году истцу был выделен в пользование земельный участок площадью ... В 1992 году при проведении инвентаризации земель, площадь занимаемого истцом земельного участка составила ... До 2005 года истец уплачивала членские взносы с размера занимаемого земельного участка площадью ... В 2001 году при межевании земельного участка, площадь занимаемого истцом земельного участка стала составлять ... Увеличение размера занимаемого земельного участка истец произвела за счёт земель общего пользования, а именно за счет сужения дороги по <адрес> СНТ ..., которая в месте расположения гаража истца составляет 4 метра вместо установленных 7 метров. Поскольку истец незаконно занимает земли общего пользования, правление СНТ ... обоснованно отказало истцу в выдаче заключения на занимаемый истцом земельный участок площадью ... Просила в удовлетворении иска отказать.
Представитель третьего лица - администрации МО «Город Коряжма» Плотникова А.П. считает заявленные истцом требования не обоснованными и не законными, полностью поддержав доводы, изложенные в письменных возражениях на иск. Считает, что оснований для понуждения правления СНТ ... выдать истцу заключение на занимаемый земельный участок площадью ... не имеется, поскольку площадь фактически используемого истцом земельного участка в указанных размерах превышает площадь закрепленного за истцом земельного участка. Спор о границах земельного участка уже рассматривался Коряжемским городским судом, при этом истцу в удовлетворении иска об определении границ земельного участка было отказано. Занимаемый истцом земельный участок увеличился за счет категории земель, которые не подлежат передаче в частную собственность, а именно за счёт территории общего пользования (дороги). Статей 27 Земельного кодекса Российской Федерации запрещается приватизация земельных участков в границах территории общего пользования, а следовательно земельный участок в границах, указываемых истцом не может быть передан в собственность истца. Просила в удовлетворении иска отказать.
Заслушав представителя ответчика, исследовав письменные материалы дела, суд пришел к следующему.
Как следует из материалов дела, Лебедевой Г.И. принадлежит жилой дом № по <адрес>, который расположен на земельном участке, принадлежащем ей на праве пользования
Судом установлено, что границы земельного участка, находящегося в пользовании истца Лебедевой Г.И. в предусмотренном законом порядке определены не были, межевание земельного участка не проведено, на кадастровом учете участок не состоит
Как установлено судом показаниями сторон, материалами дела, в 1969 году истцу был выделен в пользование земельный участок площадью ..., в 1992 году при проведении инвентаризации земель, площадь занимаемого истцом земельного участка составила ..., в 2001 году при межевании земельного участка, площадь занимаемого истцом земельного участка составила ...
При этом, как следует из пояснений сторон, решения о выделении истцу в пользование земельного участка площадью ... садоводческим товариществом или иным уполномоченным органом, не принималось. Доказательств обратного суду не представлено.
Решением Коряжемского городского суда Архангельской области от 23 декабря 2002 исковые требования Лебедевой Г.И. об определении границ земельного участка по адресу <адрес> шириной с северной стороны ..., с южной ..., длиной с восточной стороны ..., с западной стороны ..., общей площадью ... оставлены без удовлетворения. Решение вступило в законную силу 06 февраля 2003 года
Как следует из материалов дела, истец Лебедева Г.И. неоднократно обращалась в правление СНТ ... с заявлением о выдаче заключения о соответствии сделанного истцом описания местоположения границ земельного участка местоположению границ земельного участка, фактически используемого гражданином
Правлением СНТ ... в выдаче заключения на занимаемый истцом земельный участок площадью ... отказано, по тем основаниям, что пользователем Лебедевой Г.И. произведено увеличение размера занимаемого земельного участка за счёт земель общего пользования, а именно за счёт дороги по <адрес> СНТ ..., которая в месте расположения гаража истца стала составлять 4 метра, вместо установленных 7 метров
В обоснование своей позиции по иску представителем ответчика представлены суду данные топографической съемки и схема инвентаризации земель СНТ ...», подтверждающие факт сужения дороги по <адрес> СНТ <адрес> в месте расположения гаража истца
В ходе судебного заседания истец Лебедева Г.ИМ. подтвердила суду факт сужения дороги по <адрес> СНТ ... в месте расположения гаража истца до 4 метров.
Истцом Лебедевой Г.И. заявлены требования к ответчику об устранении препятствий в передаче земельного участка размером ... в собственность Лебедевой Г.И. путём обязания правления СНТ ... выдать заключение о соответствии описания действительному местоположению границ занимаемого земельного участка.
В соответствии со статьей 12 Гражданского кодекса Российской Федерации защита гражданских прав осуществляется путем восстановления положения, существовавшего до нарушения права, и пресечения действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения.
Как следует из пункта 5 статьи 40 Федерального закона от 24.07.2007 № 221-ФЗ (ред. от 08.12.2011) "О государственном кадастре недвижимости" споры, не урегулированные в результате согласования местоположения границ, после оформления акта согласования границ разрешаются в установленном Земельным кодексом Российской Федерации порядке.
В соответствии с пунктом 4 частью второй статьи 60 Земельного кодекса Российской Федерации действия, нарушающие права на землю граждан и юридических лиц или создающие угрозу их нарушения, могут быть пресечены путем восстановления положения, существовавшего до нарушения права, и пресечения действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения.
Согласно статьей 64 Земельного кодекса Российской Федерации земельные споры рассматриваются в судебном порядке.
На основании статьи 59 Земельного кодекса Российской Федерации признание права на земельный участок осуществляется в судебном порядке. Судебное решение, установившее право на землю, является юридическим основанием, при наличии которого органы государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним обязаны осуществить государственную регистрацию права на землю или сделки с землей в порядке, установленном Федеральным законом "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним".
Согласно ст. 11.1. Земельного кодекса Российской Федерации земельным участком является часть земной поверхности, границы которой определены в соответствии с федеральными законами.
В соответствии с частью 1 статьи 39 Федерального закона от 24.07.2007 № 221-ФЗ (ред. от 08.12.2011) "О государственном кадастре недвижимости" местоположение границ земельных участков подлежит в установленном настоящим Федеральным законом порядке обязательному согласованию (далее - согласование местоположения границ) с лицами, указанными в части 3 настоящей статьи (далее - заинтересованные лица), в случае, если в результате кадастровых работ уточнено местоположение границ земельного участка, в отношении которого выполнялись соответствующие кадастровые работы, или уточнено местоположение границ смежных с ним земельных участков, сведения о которых внесены в государственный кадастр недвижимости.
Предметом указанного в части 1 настоящей статьи согласования с заинтересованным лицом при выполнении кадастровых работ является определение местоположения границы такого земельного участка, одновременно являющейся границей другого принадлежащего этому заинтересованному лицу земельного участка. Заинтересованное лицо не вправе представлять возражения относительно местоположения частей границ, не являющихся одновременно частями границ принадлежащего ему земельного участка, или согласовывать местоположение границ на возмездной основе ( часть 2 статьи 39)
Согласование местоположения границ проводится с лицами, обладающими смежными земельными участками ( часть 3 статьи 39).
От имени указанных в части 3 настоящей статьи лиц в согласовании местоположения границ вправе участвовать их представители, действующие в силу полномочий, основанных на нотариально удостоверенной доверенности, указании федерального закона либо акте уполномоченного на то государственного органа или органа местного самоуправления. При этом в согласовании местоположения границ от имени собственников вправе участвовать также представитель собственников помещений в многоквартирном доме, уполномоченный на такое согласование принятым в установленном федеральным законом порядке решением общего собрания указанных собственников (если соответствующий смежный земельный участок входит в состав общего имущества указанных собственников), представитель собственников долей в праве общей собственности на земельный участок из земель сельскохозяйственного назначения - решением общего собрания собственников таких долей (если соответствующий смежный земельный участок входит в состав земель сельскохозяйственного назначения и находится в собственности более чем пяти лиц), представитель членов садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения граждан - решением общего собрания членов данного некоммерческого объединения или решением собрания уполномоченных данного некоммерческого объединения (если соответствующий смежный земельный участок расположен в пределах территории данного некоммерческого объединения и относится к имуществу общего пользования) ( часть 4 статьи 39).
Проведение государственного кадастрового учета земельного участка, предполагает согласование границ со смежными землепользователями и отсутствие нарушения их прав.
Порядок предоставления садоводам, огородикам, дачникам и их садоводческим, огородническим и дачным некоммерческим объединениям земельных участков в собственность установлен статьей 28 Федерального закона от 15.04.1998 № 66-ФЗ "О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан".
В соответствии с пунктом 1 указанной статьи Закона предоставление в собственность земельных участков садоводам, огородникам, дачникам и их садоводческим, огородническим и дачным некоммерческим объединениям, получившим такие земельные участки из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется без проведения торгов за плату или бесплатно в случаях, установленных федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации.
Земельные участки, относящиеся к имуществу общего пользования, подлежат передаче в собственность садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения бесплатно (пункт 2 статьи 28 Закона).
В силу пункта 4 статьи 28 Закона в случае, если земельный участок, составляющий территорию садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения, предоставлен данному некоммерческому объединению либо иной организации, при которой до вступления в силу настоящего Федерального закона было создано (организовано) данное некоммерческое объединение, гражданин, являющийся членом данного некоммерческого объединения, имеет право бесплатно приобрести в собственность земельный участок, предоставленный ему в соответствии с проектом организации и застройки территории данного некоммерческого объединения либо другим устанавливающим распределение земельных участков в данном некоммерческом объединении документом. Предоставление в указанном случае такого земельного участка в собственность этого гражданина осуществляется исполнительным органом государственной власти или органом местного самоуправления, обладающими правом предоставления такого земельного участка, на основании заявления этого гражданина или его представителя. К данному заявлению прилагаются следующие документы: описание местоположения такого земельного участка, подготовленное этим гражданином; заключение правления данного некоммерческого объединения, в котором указывается гражданин, за которым закреплен такой земельный участок, и подтверждается соответствие указанного описания местоположения такого земельного участка местоположению земельного участка, фактически используемого гражданином.
Согласно пункту 5 статьи 28 Закона предоставление в собственность земельного участка, относящегося к имуществу общего пользования, осуществляется исполнительным органом государственной власти или органом местного самоуправления, обладающими правом предоставления такого земельного участка, на основании заявления, поданного лицом, имеющим право без доверенности действовать от имени садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения или уполномоченным общим собранием членов данного некоммерческого объединения (собранием уполномоченных) на подачу указанного заявления, в соответствии с решением общего собрания членов данного некоммерческого объединения (собрания уполномоченных) о приобретении такого земельного участка в собственность данного некоммерческого объединения. К указанному заявлению прилагаются следующие документы: описание местоположения такого земельного участка, подготовленное садоводческим, огородническим или дачным некоммерческим объединением; выписка из решения общего собрания членов садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения (собрания уполномоченных) о приобретении земельного участка, относящегося к имуществу общего пользования, в собственность данного некоммерческого объединения.
В силу положений пункта 6 статьи 28 Закона основанием для отказа в предоставлении в собственность земельного участка является установленный федеральным законом запрет на предоставление земельного участка в частную собственность.
В соответствии с пунктом 8 статьи 27 Земельного кодекса Российской Федерации запрещается приватизация земельных участков в пределах береговой полосы, установленной в соответствии с Водным кодексом Российской Федерации, а также земельных участков, на которых находятся пруды, обводненные карьеры, в границах территорий общего пользования.
Как установлено судом совокупностью представленных доказательств, межевание спорного земельного участка в установленном законом порядке проведено не было, по поводу границ земельного участка существует спор с СНТ ..., поскольку как следует из материалов дела расширение истцом границ земельного участка до площади ... произведено за счёт земель общего пользования - дороги по <адрес> СНТ <адрес>
При таких обстоятельствах с учетом вышеуказанных правовых норм законных оснований для возложения на ответчика обязанности по выдаче истцу в порядке ст. 28 Федерального закона от 15.04.1998 № 66-ФЗ "О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан" заключения о соответствии описания действительному местоположению границ занимаемого земельного участка не имеется, а следовательно заявленные истцом требования к ответчику в рамках избранного способа защиты нарушенного права удовлетворению не подлежат.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 194-199 Гражданского процессуального кодекса российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования Лебедевой Г. И. к садоводческому некоммерческому товариществу ... о возложении обязанности выдать заключение о соответствии описания действительному местоположению границ занимаемого земельного участка - оставить без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в Архангельский областной суд путем подачи апелляционной жалобы через Коряжемский городской суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме (20 июля 2012 года).
Председательствующий - О.Н. Мишукова