Дело № 2 - 909 16 июля 2012 года
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
Коряжемский городской суд Архангельской области в составе:
председательствующего судьи Мишуковой О.Н.,
при секретаре Богатыренко М.С.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в городе Коряжме в помещении суда 16 июля 2012 года дело по иску Бабенко А.А. к Управлению Министерства внутренних дел России по Архангельской области о взыскании денежных средств, компенсации морального вреда,
УСТАНОВИЛ:
Бабенко А.А. обратился в суд с иском к Управлению Министерства внутренних дел России по Архангельской области (далее по тексту - УМВД России по Архангельской области) о взыскании денежных средств, компенсации морального вреда. В обоснование заявленных требований указал, что проходил службу в органах внутренних дел в должности ... Город Коряжма Архангельской области, где он проходил службу в органах внутренних дел, находится на территории Котласского района Архангельской области, который на основании Распоряжения Президента РФ от 24.04.1993г. № 293-рп относится к местностям, приравненным к районам Крайнего Севера. Приказом УМВД России по Архангельской области № 25 л/с от 22 февраля 2012 года он был уволен из органов внутренних дел. Его стаж работы в календарном исчислении составляет 13 лет 6 месяцев 25 дней. Считает, что в силу ст. 3 ФЗ от 19.07.2011 года № 247-ФЗ «О социальных гарантиях сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», ст. 315 ТК РФ при увольнении из органов внутренних дел ему должны были выплатить единовременное пособие в размере двух окладов денежного содержания с учетом применения районного коэффициента 1,2 и процентной надбавки в размере 50%, в то время как ему было выплачено единовременное пособие без учета применения районного коэффициента и процентной надбавки, размер недоплаты составил ..... Кроме того, незаконными действиями ответчика ему также причинены нравственные страдания. Истец просил суд взыскать с ответчика денежные средства в размере ...., компенсацию морального вреда в сумме .....
Истец Бабенко А.А. в судебном заседании поддержал заявленные требования в полном объеме по доводам, изложенным в исковом заявлении дополнив, что единовременное пособие является составляющей частью заработной платы, в связи с чем на выплаченное ему единовременное пособие в размере .... подлежит начислению районный коэффициент и процентная надбавка за работу в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, размер не начисленного и невыплаченного районного коэффициента и процентной надбавки составил сумму .... В обоснование заявленных к ответчику требований о взыскании компенсации морального вреда указывает на то, что в результате незаконных действий ответчика по невыплате в полном объеме причитающейся денежной суммы ему причинены нравственные страдания в форме переживаний, в связи с чем он принимал успокоительные средства. Просил удовлетворить заявленные требования к ответчику в полном объеме.
Представитель УМВД России по Архангельской области Морозова С.В., действующая на основании доверенности, в судебном заседании с заявленными истцом требованиями не согласилась, полностью поддержав доводы, изложенные в письменном отзыве на иск. Считает, что оснований для начисления на выплаченное истцу единовременное пособие в размере .... районного коэффициента и процентной надбавки за работу в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера в силу положений пункта 3, 15 статьи 2 Федерального закона от 19.07.201 1 № 247-ФЗ «О социальных гарантиях сотрудникам органов внутренних дел и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» не имеется. Просила в удовлетворении иска отказать.
Заслушав истца, представителя ответчика, исследовав письменные материалы дела, суд пришел к следующему.
Судом установлено, что Бабенко А.А. в период с 24 августа 1998 года по 19 марта 2012 года проходил службу в УВД Архангельской области
Приказом УМВД России по Архангельской области от _.__ г. № л/с Бабенко А.А. был уволен из органов внутренних дел Российской Федерации по п. 4 ч. 2 ст. 82 ФЗ РФ № 342-ФЗ от 30.11.2011 «О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (по выслуге лет, дающей право на получение пенсии), выслуга лет на 19 марта 2012 года составляет: в календарном исчислении – 13 лет 06 месяцев 25 дней, в льготном исчислении – 20 лет 03 месяца 24 дня, для выплаты единовременного пособия – 13 лет 05 месяцев 28 дней
В связи с тем, что на момент увольнения Бабенко А.А. имел выслугу менее 20 лет (13 лет 05 месяцев 28 дней), в соответствии с пунктом 7 статьи 3 Федерального закона от 19.07.2011 г. № 247-ФЗ истцу выплачено единовременное пособие, исчисленное из двух окладов денежного содержания в размере ...., что подтверждается расчетным листом за март 2012 года
Факт выплаты истцу единовременного пособия, в размере двух окладов денежного содержания в сумме .... сторонами признавался и не оспаривался.
Истец Бабенко А.А. заявляет требование о взыскании недоплаченных сумм к единовременному пособию при увольнении в размере ...., указывая на нарушение ответчиком статьи 315 Трудового кодекса Российской Федерации, согласно которой по мнению истца на выплаченное единовременное пособие в размере двух окладов денежного содержания подлежат начислению районный коэффициент и процентная надбавка за работу в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, что составляет сумму ....
В соответствии со статьей 1 Федерального закона от 19.07.2011 N 247-ФЗ (ред. от 30.11.2011) "О социальных гарантиях сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" настоящий Федеральный закон регулирует отношения, связанные с денежным довольствием и пенсионным обеспечением сотрудников органов внутренних дел Российской Федерации (далее - сотрудники), обеспечением жилыми помещениями, медицинским обслуживанием сотрудников, граждан Российской Федерации, уволенных со службы в органах внутренних дел, и членов их семей, а также с предоставлением им иных социальных гарантий.
Согласно пункту 1 статьи 2 Федерального закона от 19.07.2011 N 247-ФЗ (ред. от 30.11.2011) "О социальных гарантиях сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" денежное довольствие сотрудников является основным средством их материального обеспечения и стимулирования выполнения ими служебных обязанностей
В соответствии с пунктом 3 статьи 2 Федерального закона от 19.07.2011 N 247-ФЗ (ред. от 30.11.2011) "О социальных гарантиях сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" денежное довольствие сотрудников состоит из месячного оклада в соответствии с замещаемой должностью (далее - должностной оклад) и месячного оклада в соответствии с присвоенным специальным званием (далее - оклад по специальному званию), которые составляют оклад месячного денежного содержания (далее - оклад денежного содержания), ежемесячных и иных дополнительных выплат.
В силу положений пункта 15 указанной статьи, к денежному довольствию сотрудников, проходящих службу в районах Крайнего Севера, приравненных к ним местностях и других местностях с неблагоприятными климатическими или экологическими условиями, в том числе отдаленных, устанавливаются коэффициенты (районные, за службу в высокогорных районах, за службу в пустынных и безводных местностях) и процентные надбавки, предусмотренные законодательством Российской Федерации. Для применения указанных коэффициентов и процентных надбавок в составе денежного довольствия учитываются: 1) должностной оклад; 2) оклад по специальному званию; 3) ежемесячная надбавка к окладу денежного содержания за стаж службы (выслугу лет); 4) ежемесячная надбавка к должностному окладу за квалификационное звание; 5) ежемесячная надбавка к должностному окладу за особые условия службы; 6) ежемесячная надбавка к должностному окладу за работу со сведениями, составляющими государственную тайну.
Таким образом, часть 15 указанной статьи определяет перечень выплат, которые учитываются в составе денежного довольствия для применения указанных коэффициентов и процентных надбавок.
Начисление районного коэффициента и процентной надбавки на единовременное пособие, частью 15 указанной статьи не предусмотрено.
В соответствии с пунктом 7 статьи 3 Федерального закона от 19.07.2011 г. № 247-ФЗ "О социальных гарантиях сотрудникам органов внутренних дел и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", сотрудникам, общая продолжительность службы в органах внутренних дел которых составляет 20 лет и более, при увольнении со службы в органах внутренних дел выплачивается единовременное пособие в размере семи окладов денежного содержания, а сотрудникам, общая продолжительность службы в органах внутренних дел которых составляет менее 20 лет, при увольнении со службы в органах внутренних дел выплачивается единовременное пособие в размере двух окладов денежного содержания.
Как следует из пункта 3 статьи 2 Федерального закона от 19.07.2011 г. № 247-ФЗ "О социальных гарантиях сотрудникам органов внутренних дел и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" оклад месячного денежного содержания сотрудника включает в себя должностной оклад (оклад по замещаемой должности) и оклад по специальному званию. Прочие ежемесячные и иные дополнительные выплаты в денежное содержание сотрудника не входят.
Судом установлено, что истцу, имеющему на момент увольнения общую продолжительность службы в органах внутренних дел менее 20 лет ((13 лет 05 месяцев 28 дней) выплачено единовременное пособие, исчисленное из двух окладов денежного содержания в размере 54 000 рублей ((15500 рублей + 11500 рублей) х 2 = 54000 рублей, где сумма 15500 рублей - должностной оклад, сумма 11500 рублей - оклад по званию).
В связи с тем, что пункт 15 статьи 2 Федерального закона от 19.07.2011 г. № 247-ФЗ не предусматривает начисления на единовременное пособие, предусмотренное п.7 ст. 3 указанного Закона районного коэффициента и процентной надбавки за работу в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, на единовременное пособие, выплачиваемое при увольнение со службы в органах внутренних дел в соответствии с п. 7 ст. 3 Федерального закона от 19.07.2011 г. № 247-ФЗ районный коэффициент и процентная надбавка за работу в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, не начисляется.
Доводы истца о том, что к возникшим правоотношениям подлежат применению положения Трудового Кодекса Российской Федерации (ст. 315 ТК РФ) суд находит не состоятельными, поскольку в силу положений части 2 статьи 3 Федерального закона от 30.11.2011 № 342-ФЗ "О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" к правоотношениям, связанным со службой в органах внутренних дел, применяются нормы трудового законодательства в случаях, не урегулированных нормативными правовыми актами Российской Федерации, указанными в части 1 настоящей статьи. Как следует из части 1 настоящей статьи регулирование правоотношений, связанных со службой в органах внутренних дел, осуществляется в том числе в соответствии с Федеральным законом от 7 февраля 2011 года N 3-ФЗ "О полиции", Федеральным законом от 19 июля 2011 года N 247-ФЗ "О социальных гарантиях сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" и другими федеральными законами, регламентирующими правоотношения, связанные со службой в органах внутренних дел.
Согласно ст. 34 ФЗ от 07.02.2011 г. N 3-ФЗ "О полиции" служба в полиции осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации, регламентирующим вопросы прохождения службы в органах внутренних дел, с учетом положений настоящего Федерального закона. Действие трудового законодательства Российской Федерации распространяется на сотрудников полиции в части, не урегулированной законодательством Российской Федерации, регламентирующим вопросы прохождения службы в органах внутренних дел, и настоящим Федеральным законом.
Вышеуказанные положения закона находятся во взаимной связи с положениями ст. 11 Трудового кодекса Российской Федерации.
Таким образом, нормы Трудового кодекса Российской Федерации применяются к правоотношениям по прохождению службы в органах внутренних дел в случаях, когда эти правоотношения не урегулированы специальным законодательством.
В данном случае, специальным законодательством урегулирован размер и порядок выплаты единовременного пособия при увольнении со службы в органах внутренних дел.
При таких обстоятельствах суд пришел к выводу, что поскольку нормативными правовыми актами Российской Федерации, регулирующими правоотношения, связанные со службой в органах внутренних дел не предусмотрено начисление на единовременное пособие, выплачиваемое при увольнении сотрудникам органов внутренних дел, районного коэффициента и процентной надбавки за работу в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, законных оснований для удовлетворения заявленных истцом требований к ответчику о взыскании денежных средств не имеется.
В связи с тем, что судом не установлено неправомерного поведения ответчика в части несвоевременной и неполной выплаты истцу причитающегося при увольнении по службы единовременного пособия, в соответствии со статьей 237 Трудового кодекса Российской Федерации оснований для удовлетворения требований истца о взыскании компенсации морального вреда также не имеется.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
Р Е Ш И Л:
Исковые требования Бабенко А.А. к Управлению Министерства внутренних дел России по Архангельской области о взыскании денежных средств, компенсации морального вреда - оставить без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в Архангельский областной суд путем подачи апелляционной жалобы через Коряжемский городской суд Архангельской области в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме (19 июля 2012 года).
Председательствующий - О.Н.Мишукова