Решение по жалобе на постановление об административном правонарушении



Дело № 12-41

РЕШЕНИЕ

по жалобе на постановление об административном правонарушении

    г.Коряжма                          19 апреля 2012 года

Судья Коряжемского городского суда Архангельской области Незговорова Т.А., в помещении Коряжемского городского суда Архангельской области по адресу: г.Коряжма, ул.Кутузова, 4, рассмотрев в судебном заседании административный материал по жалобе Рядовикова А. Ю., <...> на постановление начальника Котласского территориального отдела Северного управления Ростехнадзора №190-А от 02.04.2012г. об ответственности за административное правонарушение, предусмотренное ст.9.1 ч.1 КоАП РФ,

УСТАНОВИЛ:

16 марта 2012г. в отношении должностного лица, начальника выпарного участка ЭнТЭС ПЛ «Энергетика» филиала ОАО «Группа «Илим» в г.Коряжме Рядовикова А.Ю. составлен протокол об административном правонарушении № 190-А, из которого следует, что в ходе проведения проверки филиала ОАО «Группа «Илим» в г.Коряжме по соблюдению требований законодательства и нормативных правовых и нормативных технических документов в сфере промышленной безопасности (технический контроль (надзор) в промышленной безопасности) при эксплуатации складов химически опасных веществ 10.02.2012г. было установлено, что должностным лицом филиала ОАО «Группа «Илим» в г.Коряжме Рядовиковым А.Ю. начальником выпарного участка и являясь ответственным за исправное состояние и безопасную эксплуатацию оборудования ЭнТЭС ПЛ «Энергетика». допущены нарушения требований промышленной безопасности опасных производственных объектов (далее ОПО), а именно:

ЭН ТЭС выпарной цех (азотная кислота).

На фланцевых соединениях линии нагнетания насоса для перекачки кислоты отсутствуют защитные кожуха (кислотная насосная), что является нарушением:

П.1 ст.9 Федерального закона № 116-ФЗ от 21.07.1997 г. «О промышленной безопасности опасных производственных объектов».

п.2.15. ПБ 09-596-03 «Правила безопасности при использовании неорганических жидких кислот и щелочей».

П.2.1.5, п.2.5.4, п.2.5.13. п.2.5.14 Должностной инструкции начальника выпарного участка (Производства вискозной целлюлозы) Энерготехнологической теплоэлектроцентрали Продуктовой линии (далее ПЛ) «Энергетика».

п.10.9, (абзац 1, 2, 3) Положения СУПБ и ОТ 11-11 «Производственный контроль за соблюдением требований промышленной безопасности на опасных производственных объектах филиала ОАО «Группа «Илим» в г. Коряжме», per. № ПК-27-0057-2011.

На проверенных объектах ПЛ «Энергетика» выпарной цех ЭН ТЭС установлено, что на заглушки установленные на технологических трубопроводах кислоты отсутствует: - сертификат, подтверждающий качество и материал заглушки.

что является нарушением:

П.1 ст. 9 Федерального закона,№ 116-ФЗ от 21.07.1997 года «О промышленной безопасности опасных производственных объектов».

П. 2.2.1, 2.2.26, 2.2.45, 2.2.49 ПБ 03-585-03 «Правила устройства и безопасной эксплуатации технологических трубопроводов».

П.2.11, 2.16. ПБ 09-539-03 «Правила безопасности при использовании неорганических жидких кислот и щелочей».

П.2.1.5, п.2.5.4, п.2.5.13, п.2.5.14 Должностной инструкции начальника выпарного участка (Производства вискозной целлюлозы) Энерготехнологической теплоэлектроцентрали Продуктовой линии (далее ПЛ) «Энергетика».

п.10.9. (абзац 1, 2, 3) Положения СУПБ и ОТ 11-11 «Производственный контроль за соблюдением требований промышленной безопасности на опасных производственных объектах филиала ОАО «Группа «Илим» в г. Коряжме», per. № ПК-27-0057-2011.

На всех проверенных объектах (выпарной участок) на эксплуатируемые технологические трубопроводы кислот, не заведены эксплуатационные журналы, что является нарушением:

П.1 ст. 9 Федерального закона № 116-ФЗ от 21.07.1997 года «О промышленной безопасности опасных производственных объектов».

П. 9.2.1, 9.4.1 ПБ 03-585-03 «Правила устройства и безопасной эксплуатации технологических трубопроводов».

П.2.1.5, п.2.5.4, п.2.5.13, п.2.5.14 Должностной инструкции начальника выпарного участка (Производства вискозной целлюлозы) Энерготехнологической теплоэлектроцентрали Продуктовой линии (далее ПЛ) «Энергетика».

п. 10.9. (абзац 1, 2, 3) Положения СУПБ и ОТ 11-11 «Производственный контроль за соблюдением требований промышленной безопасности на опасных производственных объектах филиала ОАО «Группа «Илим» в г. Коряжме», per. № ПК-27-0057-2011.

что является административным правонарушением, ответственность за которое предусмотрена ч.1 ст.9.1 Кодекса об административных правонарушениях Российской Федерации.

Постановлением начальника Котласского территориального отдела Северного управления Ростехнадзора №190-А от 02.04.2012г., начальник начальником выпарного участка (производства вискозной целлюлозы) энергетической теплоэлектростанции ПЛ «Энергетика» филиала ОАО «Группа «Илим» в г.Коряжме Рядовиков А.Ю. признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст.9.1 ч.1 КоАП РФ, назначено ему наказание в виде административного штрафа в размере 20 000руб.

Рядовиков А.Ю. обратился в Коряжемский городской суд с жалобой на указанное постановление об ответственности за административное правонарушение, просит постановление отменить, считает, что привлечение его к административной ответственности является незаконным, поскольку ни в протоколе, ни в постановлении об административном правонарушении не указано, в чем конкретно выразилось неисполнение либо ненадлежащее исполнение им своих организационно-распорядительных или административных функций, повлекших нарушение требований промышленной безопасности, т.е. фактически административный орган не исследовал и не установил его вины в совершении правонарушения, в связи с чем, в его действиях отсутствует состав административного правонарушения, поэтому просит прекратить производство по делу.

В судебном заседании Рядовиков А.Ю. поддержал доводы жалобы, пояснил, что за нарушение локальных актов, принятых на предприятии, не предусмотрена административная ответственность по ст.9.1 ч.1 КоАП РФ.

        Представитель Котласского территориального отдела Северного управления Ростехнадзора Сазанов С.В. считает, что доводы жалобы Рядовикова А.Ю. на постановление по делу об административном правонарушении не могут быть приняты во внимание по следующим обстоятельствам. Рядовиков А.Ю. приказом директора филиала от 14.07.2006г. назначен начальником выпарного участка ЭнТЭС, кроме того приказом директора филиала от 07.08.2009г. на него возложена ответственность за исправное состояние и безопасную эксплуатацию оборудования ЭнТЭС. Из 3-х пунктов, вмененных протоколом, Рядовикову А.Ю. в вину вменяется только нарушение по п.2, а именно на заглушки установленные на технологических трубопроводах кислоты отсутствует: - сертификат, подтверждающий качество и материал заглушки. Данное нарушение является нарушением требований промышленной безопасности в части обеспечения безопасной эксплуатации технологического трубопровода кислоты, что свидетельствует и недоработке и упущениях Рядовиковым А.Ю., а также следствием ненадлежащего исполнения им возложенных на него обязанностей. Просит в удовлетворении жалобы отказать.

Суд, в соответствии со ст.30.6 п.3 КоАП РФ, не связан с доводами жалобы и проверяет дело в полном объеме.

Заслушав Рядовикова А.Ю., исследовав письменные материалы дела, прихожу к выводу, что имеются основания для удовлетворения жалобы.

В соответствии с частью 1 статьи 9.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях административным правонарушением признается нарушение требований промышленной безопасности в области промышленной безопасности опасных производственных объектов, что влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от двух тысяч до трех тысяч рублей; на должностных лиц - от двадцати тысяч до тридцати тысяч рублей или дисквалификацию на срок от шести месяцев до одного года; на юридических лиц - от двухсот тысяч до трехсот тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.

Под требованиями промышленной безопасности понимаются условия, запреты, ограничения и другие обязательные требования, содержащиеся в Федеральном законе от 21 июля 1997 года N 116-ФЗ (в редакции от 18 декабря 2006 года) "О промышленной безопасности опасных производственных объектов", в других федеральных законах и иных нормативных правовых актах Российской Федерации, а также в нормативных технических документах, которые принимаются в установленном порядке и соблюдение которых обеспечивает промышленную безопасность (ст. 3 указанного Закона).

В соответствии с п.1 ст.9 ФЗ № 116-ФЗ от 21.07.1997 г. «О промышленной безопасности опасных производственных объектов», организация, эксплуатирующая опасный производственный объект, обязана соблюдать положения настоящего Федерального закона, других федеральных законов, принимаемых в соответствии с ними нормативных правовых актов Президента Российской Федерации, нормативных правовых актов Правительства Российской Федерации, а также федеральных норм и правил в области промышленной безопасности; иметь лицензию на осуществление конкретного вида деятельности в области промышленной безопасности, подлежащего лицензированию в соответствии с законодательством Российской Федерации; обеспечивать укомплектованность штата работников опасного производственного объекта в соответствии с установленными требованиями; допускать к работе на опасном производственном объекте лиц, удовлетворяющих соответствующим квалификационным требованиям и не имеющих медицинских противопоказаний к указанной работе; обеспечивать проведение подготовки и аттестации работников в области промышленной безопасности; иметь на опасном производственном объекте нормативные правовые акты, устанавливающие требования промышленной безопасности, а также правила ведения работ на опасном производственном объекте; организовывать и осуществлять производственный контроль за соблюдением требований промышленной безопасности; обеспечивать наличие и функционирование необходимых приборов и систем контроля за производственными процессами в соответствии с установленными требованиями; обеспечивать проведение экспертизы промышленной безопасности зданий, а также проводить диагностику, испытания, освидетельствование сооружений и технических устройств, применяемых на опасном производственном объекте, в установленные сроки и по предъявляемому в установленном порядке предписанию федерального органа исполнительной власти в области промышленной безопасности, или его территориального органа; предотвращать проникновение на опасный производственный объект посторонних лиц; обеспечивать выполнение требований промышленной безопасности к хранению опасных веществ; разрабатывать декларацию промышленной безопасности; заключать договор обязательного страхования гражданской ответственности в соответствии с законодательством Российской Федерации об обязательном страховании гражданской ответственности владельца опасного объекта за причинение вреда в результате аварии на опасном объекте; выполнять указания, распоряжения и предписания федерального органа исполнительной власти в области промышленной безопасности, его территориальных органов и должностных лиц, отдаваемые ими в соответствии с полномочиями; приостанавливать эксплуатацию опасного производственного объекта самостоятельно или по решению суда в случае аварии или инцидента на опасном производственном объекте, а также в случае обнаружения вновь открывшихся обстоятельств, влияющих на промышленную безопасность; осуществлять мероприятия по локализации и ликвидации последствий аварий на опасном производственном объекте, оказывать содействие государственным органам в расследовании причин аварии; принимать участие в техническом расследовании причин аварии на опасном производственном объекте, принимать меры по устранению указанных причин и профилактике подобных аварий; анализировать причины возникновения инцидента на опасном производственном объекте, принимать меры по устранению указанных причин и профилактике подобных инцидентов; своевременно информировать в установленном порядке федеральный орган исполнительной власти в области промышленной безопасности, его территориальные органы, а также иные органы государственной власти, органы местного самоуправления и население об аварии на опасном производственном объекте; принимать меры по защите жизни и здоровья работников в случае аварии на опасном производственном объекте; вести учет аварий и инцидентов на опасном производственном объекте; представлять в федеральный орган исполнительной власти в области промышленной безопасности, или в его территориальный орган информацию о количестве аварий и инцидентов, причинах их возникновения и принятых мерах.

В соответствии со ст.17 ФЗ РФ от 21 июля 1997 года N 116-ФЗ "О промышленной безопасности опасных производственных объектов", лица, виновные в нарушении настоящего Федерального закона, несут ответственность в соответствии с главой 9 КоАП РФ.

Рядовиков А.Ю. приказом и.о. директора филиала от 14 июля 2006г. № 400-РК назначен начальником выпарного участка (производства вискозной целлюлозы) энергетической теплоэлектростанции ПЛ «Энергетика», приказом директора филиала от 07.08.2009г. на него возложена ответственность за исправное состояние и безопасную эксплуатацию оборудования ЭнТЭС. (л.д.80-83)

Государственным инспектором Котласского территориального отдела Северного управления Ростехнадзора Сазановым С.В., в период с 19 января 2012 года по 10 февраля 2012 года на основании распоряжения Заместителя Руководителя Северного Управления Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору П. от 16 января 2012 года № 40 «О проведении проверки соблюдения требований промышленной безопасности при эксплуатации складов химически-опасных веществ», распоряжения от 24 января 2012 года № 98 «О внесении изменений в распоряжение Северного управления от 16.01.2012 года № 40», в связи с групповым несчастным случаем с электромонтером по ремонту и обслуживанию электрооборудования (сменный) С., начальником смены водоподготовительного цеха Т., произошедшего 23 декабря 2011 года, одновременно с работой в комиссии по расследованию группового несчастного случая, была проведена проверка Филиала открытого акционерного общества «Группа «Илим» в г. Коряжме по соблюдению требований законодательства и нормативных правовых и нормативных технических документов в сфере промышленной безопасности (технический контроль (надзор) в промышленной безопасности) при эксплуатации складов химически опасных веществ.

По результатам проверки 10.02.2012г. составлен акт с указанием выявленного нарушения, требований закона, нормативного акта, который не соблюден, и лиц, допустивших данное нарушение, а также выдано предписание №29/12-12-09/А.

В соответствии с ч.1 п.3 ст.30.7 КоАП РФ, по результатам рассмотрения жалобы на постановление по делу об административном правонарушении выносится решение об отмене постановления и о прекращении производства по делу при наличии хотя бы одного из обстоятельств, предусмотренных статьями 2.9, 24.5 настоящего Кодекса.

Согласно ст.2.9 Кодекса об административных правонарушениях Российской Федерации, при малозначительности совершенного административного правонарушения судья, орган, должностное лицо, уполномоченные решить дело об административном правонарушении, могут освободить лицо, совершившее административное правонарушение, от административной ответственности и ограничиться устным замечанием.

Исследовав все представленные доказательства в их совокупности, прихожу к выводу, что имеются основания для отмены постановления о привлечении Рядовикова А.Ю. к административной ответственности.

В судебном заседании Рядовиков А.Ю. пояснил по 1 нарушению, что с 6 по 31 января 2012г. он находился в очередном отпуске, 26 января 2012г. во время проведения проверки проводились профилактические работы на трубопроводе азотной кислоты №27. На данные работы был дан наряд. В ходе осмотра и ревизии фланцевых соединений снимались с осматриваемых вентилей защитные кожуха. Кожуха во время проверки находились рядом, трубопровод был пуст. По 2 нарушению Рядовиков А.Ю. пояснил, что заглушки на технологические трубопроводы изготавливаются на РМП и по заявкам поставляются в выпарной цех. Он сверяет металл заглушки с металлом трубопроводов. Имеется заключение лаборатории контроля металла о соответствии металла заглушки по металлу (стали) по нумерации и Госту. За качество заглушек он не отвечает. По 3 нарушению Рядовиков А.Ю. пояснил, что в цехе ведут оперативные журналы, в которые вносятся все необходимые сведения, в том числе и по состоянию трубопроводов. Какая-либо конкретная форма ведения эксплуатационных журналов не предусмотрена. В настоящее время заведены дублирующие эксплуатационные журналы.

В тексте постановления об административном правонарушении в отношении Рядовикова А.Ю. на странице 3 имеется указание на то, что по п.1 - в ЭН ТЭС выпарной цех (азотная кислота) на фланцевых соединениях линии нагнетания насоса для перекачки кислоты отсутствуют защитные кожуха (кислотная насосная), не является нарушением, по нарушение п.3 - на всех проверенных объектах (выпарной участок) на эксплуатируемые технологические трубопроводы кислот, не заведены эксплуатационные журналы, признается малозначительным. Нарушение по п.2 - на проверенных объектах ПЛ «Энергетика» выпарной цех ЭН ТЭС установлено, что на заглушки установленные на технологических трубопроводах кислоты отсутствует: - сертификат, подтверждающий качество и материал заглушки, является следствием не исполнения ( не надлежащего исполнения) требований действующего законодательства в области промышленной безопасности, допущенные Рядовиковым А.Ю. – начальником выпарного участка в соответствии с должностной инструкцией, а также является ответственным за исправное состояние и безопасную эксплуатацию технологических приборов и емкостного оборудования, работающей в среде азотной кислоты выпарной станции 2,3

Данных о том, что технологические трубопроводы являются неисправными или имеют опасность в его эксплуатации, суду не представлено. Заглушки для технологических трубопроводов кислоты изготавливает ремонтно-механическое производство филиала ОАО «Группа «Илим» в г.Коряжме. Рядровиков А.Ю. в силу своих должностных возможностей и обязанностей может проверить соответствие металла заглушек качеству стали, о чем имеется результат лаборатории контроля металла. Получение сертификата качества заглушек не входит в должностные обязанности начальника выпарного участка, т.к. данные заглушки цех не изготавливает.

Суд не соглашается с доводами Рядовикова А.Ю., что на указанных объектах имеются журналы, в которых записывается вся оперативная информация, касающаяся эксплуатации технологических трубопроводов предприятия.

Согласно п.9.2.1 «Правила устройства и безопасной эксплуатации технологических трубопроводов», в период эксплуатации трубопроводов следует осуществлять постоянный контроль за состоянием трубопроводов и их элементов (сварных швов, фланцевых соединений, арматуры), антикоррозийной защиты и изоляции, дренажных устройств и т.д. с записями результатов в эксплуатационном журнале. Доказательств того, что в журналах велся постоянный контроль с записями, суду не представлено.

Анализируя представленные доказательства, прихожу к выводу, что в действиях Рядовикова А.Ю. отсутствует нарушение по п.1, о чем сам административный орган указывает в тексте постановления, а также нарушение по п.2 постановления.

Нарушение по п.3 административный орган признает малозначительным. При таких обстоятельствах действия Рядовикова А.Ю. административным органом правильно квалифицированы по ст.9.1 ч.1 КоАП РФ, как нарушение требований промышленной безопасности (п.3 постановления) в области промышленной безопасности опасных производственных объектов.

Малозначительным административным правонарушением является действие или бездействие, хотя формально и содержащее признаки состава административного правонарушения, но с учетом характера совершенного правонарушения и роли правонарушителя, размера вреда и тяжести наступивших последствий, не представляющее существенного нарушения охраняемых общественных правоотношений.

Учитывая что, не заведение эксплуатационных журналов не создало существенной угрозы для общества, государства и охраняемых общественных правоотношений, тяжких последствий от действия Рядовикова А.Ю., в связи с ведением общего журнала, не наступило, Рядовиков ранее к административной ответственности не привлекался, вину признает, полагаю возможным признать действия Рядовикова А.Ю. малозначительными и применить положения ст.2.9 Кодекса об административных правонарушениях Российской Федерации, освободить Рядовикова А.Ю. от административной ответственности в связи с малозначительностью правонарушения, с объявлением устного замечания. Постановление начальника Котласского территориального отдела Северного управления Ростехнадзора №190-А от 02.04.2012г. в отношении Рядовикова следует отменить, производство по делу прекратить за малозначительностью совершенного Рядовиковым А.Ю. административного правонарушения.

Руководствуясь ст. 30.6, 30.7, 30.8 КоАП РФ, судья

РЕШИЛ:

Жалобу Рядовикова А. Ю. удовлетворить.

Постановление начальника Котласского территориального отдела Северного управления Ростехнадзора №190-А от 02.04.2012г. в отношении должностного лица Рядовикова А. Ю. об ответственности за административное правонарушение, предусмотренное ст.9.1 ч.1 КоАП РФ – отменить, производство по делу прекратить ввиду малозначительности совершенного административного правонарушения, ограничившись вынесением Рядовикову А. Ю. устного замечания.

Решение может быть обжаловано в Архангельском областном суде путем подачи жалобы в Коряжемский городской суд в течение 10 дней с момента получения копии решения.

Судья Коряжемского горсуда-                          Т.А.Незговорова