О взыскании недополученных сумм заработной платы.



Дело №2-222/2010 г.

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

Корткеросский районный суд Республики Коми в составе

председательствующего судьи Мельник Л.А.,

при секретаре Стахиеве С.А.,

с участием представителей ответчиков Мальцева В.А., Ширяевой Е.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в с.Корткерос

08 июля 2010 года дело по заявлению

Макаровой Н.Е. к МДОУ «Детский сад ... »,

Управлению образованием администрации МР «Корткеросский»

о взыскании недополученных сумм заработной платы,

УСТАНОВИЛ:

Макарова Н.Е. обратилась с иском к МДОУ «Детский сад ... », Управлению образованием администрации МР «Корткеросский» о взыскании недополученной заработной платы за период с *** года, исходя из должностного оклада ХХХ руб., с *** года - исходя из должностного оклада ХХХ руб. с учетом всех компенсационных,, стимулирующих и социальных выплат по день вынесения решения судом по данному делу, ссылаясь на то, что ответчик неправомерно выплачивает ей заработную плату в меньшем размере, чем предусмотрено законом, производит ее начисление с *** без учета повышения минимального размера оплаты труда.

Макарова Н.Е. о рассмотрении дела надлежаще уведомлена, в суд не явилась. В предварительном судебном заседании *** года исковые требования поддержала в полном объеме, указала, что работает воспитателем с окладом ХХХ руб. по 13 разряду ЕТС. К окладу ей выплачивают сельские 25%, за выслугу 15%. Процент стимулирующих выплат разный, варьируется от 5% до 25%. По 13 разряду 1 категории выплачивается добавочный коэффициент к окладу ХХХ .

Представитель МДОУ «Детский сад ... » Ширяева Е.А. в судебном заседании пояснила, что заработная плата выплачивается работникам учреждения по штатному расписанию, которое принимается в сентябре Управлением образования администрации МР «Корткеросский». Обязательными выплатами к окладу являются выплаты как работникам сельской местности в размере 25%, за выслугу лет – в зависимости от стажа работника, за ведение коми языка выплачивается набавка согласно приказу. Это надбавки фиксированные, они не меняются, но надбавки стимулирующего характера зависят от фонда заработной платы, могут быть различными. Со штатным расписанием истица ознакамливалась ежегодно, при прохождении тарификации, ей известно, что заложено в ее заработную плату согласно ее квалификационного разряда. Ширяева Е.А. не согласна со взысканием денежных средств по недополученной заработной плате с детского сада, так как главным распорядителем финансовых средств является Управление образованием, которое на каждый год дает учреждению определенную сумму на заработную плату работников согласно утвержденного штатного расписания.

Представитель Управления образованием администрации МР «Корткеросский» по доверенности Мальцев В.А. с иском не согласен. Пояснил, что фонд оплаты труда по учреждениям определяют руководители этих учреждений и бухгалтер. Управление образованием согласовывает штатные расписания в пределах фонда оплаты труда, выделяет денежные средства через администрацию района из муниципального бюджета.

Заслушав сторон, свидетеля, изучив представленные материалы, суд приходит к следующему.

Макарова Н.Е. с *** года работает в должности ... МДОУ «Детский сад ... ». Должностной оклад (тарифная ставка) Макаровой Н.Е. составляет ХХХ руб., что соответствует тарифной ставке (окладу) 13 разряда Единой тарифной сетки по оплате труда работников муниципальных учреждений муниципального района «Корткеросский», утвержденной постановлением администрации МР «Корткеросский» от 04.10.2007 № 2092.

Доплаты в виде компенсационных, стимулирующих и социальных выплат производятся истцу в соответствии с Положением о выплатах стимулирующего характера к заработной плате сотрудникам МДОУ «Детский сад ... » на *** год. Истице начисляются доплаты за выслугу лет в размере 15%, за работу в сельской местности – в размере 25%. Размер и начисление доплат истицей не оспариваются.

Оспаривая законность начисления с *** года заработной платы без учета повышения минимального размера оплаты труда, истица ссылается на то, что ответчик производит начисление вышеуказанных компенсационных выплат, а также северных и районных надбавок, не с учетом минимального размера оплаты труда, а исходя из размера тарифной ставки по ее должности.

Однако данные доводы основаны на неправильном толковании норм материального права.

Действующее до 1 сентября 2007 года правовое регулирование определяло минимальный размер оплаты труда как минимальное вознаграждение (минимальную заработную плату), выплачиваемое за труд неквалифицированному работнику, который полностью отработал норму рабочего времени в нормальных условиях труда и выполнял простые работы (часть вторая статьи 129 Трудового кодекса РФ в ред. Федерального закона от 30 июня 2006 года № 90-ФЗ).

При этом в минимальный размер оплаты труда не включались выплаты, призванные компенсировать влияние на работника неблагоприятных производственных факторов или стимулировать работника к качественному результату труда (на это указывалось в той же части второй статьи 129 Трудового кодекса РФ в ред. Федерального закона от 30 июня 2006 года № 90-ФЗ) а размеры тарифных ставок, окладов (должностных окладов), а также базовых окладов (базовых должностных окладов), базовых ставок заработной платы по профессиональным квалификационным группам работников не могли быть ниже минимального размера оплаты труда (часть четвертая статьи 133 Трудового кодекса Российской Федерации в ред. Федерального закона от 30 июня 2006 года № 90-ФЗ).

Федеральным законом от 20 апреля 2007 года № 54-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О минимальном размере оплаты труда» и другие законодательные акты Российской Федерации» из статьи 129 Трудового кодекса РФ исключена часть 2, которая определяла минимальную заработную плату (минимальный размер оплаты труда) как устанавливаемый федеральным законом размер месячной заработной платы за труд неквалифицированного работника, полностью отработавшего норму рабочего времени при выполнении простых работ в нормальных условиях труда, и указывала, что в величину минимального размера оплаты труда не включаются компенсационные, стимулирующие и социальные выплаты. С 1 сентября 2007 года также признано утратившим силу положение о том, что размеры тарифных ставок, окладов (должностных окладов), а также базовых окладов (базовых должностных окладов), базовых ставок заработной платы по профессиональным группам работников не могут быть ниже минимального размера оплаты труда (часть четвертая статьи 133 трудового кодекса РФ).

В то же время действующей в настоящее время частью третьей статьи 133 Трудового кодекса РФ (в ред. Федеральных законов от 30 июня 2006 года № 90-ФЗ, от 20 апреля 2007 года № 54-ФЗ) установлено, что месячная заработная плата работника, полностью отработавшего за этот период норму рабочего времени и выполнившего нормы труда (трудовые обязанности), не может быть ниже минимального размера оплаты труда.

Часть первая статьи 129 Трудового кодекса РФ определяет заработную плату работника как вознаграждение за труд в зависимости от квалификации работника, сложности, количества, качества и условий выполняемой работы, а также компенсационные выплаты (доплаты и надбавки компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, работу в особых климатических условиях и на территориях, подвергшихся радиоактивному загрязнению, и иные выплаты компенсационного характера) и стимулирующие выплаты (доплаты и надбавки стимулирующего характера, премии и иные поощрительные выплаты) и дает понятия тарифной ставки, оклада (должностного оклада), базового оклада (базового должностного оклада), базовой ставки заработной платы.

Согласно названной статьи тарифная ставка - фиксированный размер оплаты труда работника за выполнение нормы труда определенной сложности (квалификации) за единицу времени без учета компенсационных, стимулирующих и социальных выплат.

Оклад (должностной оклад) – фиксированный размер оплаты труда работника за исполнение трудовых (должностных) обязанностей определенной сложности за календарный месяц без учета компенсационных, стимулирующих и социальных выплат.

Базовый оклад (базовый должностной оклад), базовая ставка заработной платы – минимальный оклад (должностной оклад), ставка заработной платы работника государственного или муниципального учреждения, осуществляющего профессиональную деятельность по профессии рабочего или должности служащего, входящим в соответствующую профессиональную квалификационную группу, без учета компенсационных, стимулирующих и социальных выплат.

При выполнении работ в условиях, отклоняющихся от нормальных работнику производятся соответствующие выплаты, предусмотренные трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, коллективным договором, соглашениями, локальными нормативными актами, трудовым договором (ст. 149 Трудового кодекса РФ). Данные выплаты относятся к числу компенсационных, не учитываемых в размере оклада.

С учетом вышеприведенных норм закона и установленных обстоятельств, суд приходит к выводу о том, что трудовым законодательством допускается установление окладов (тарифных ставок), как составных частей заработной платы работников в размере меньше минимального размера оплаты труда при условии, что их заработная плата, включающая в себя все элементы, будет не меньше установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда.

Поскольку совокупный размер месячной заработной платы истца, включая оклад в размере ХХХ руб., доплаты за выслугу лет в размере 15%, за работу в сельской местности – в размере 25%, составляет минимальный размер оплаты труда, то нарушений трудовых прав истца при выплате ему заработной платы ответчиком не допущено.

Руководствуясь ст.197, 198 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

В иске Макаровой Н.Е. к МДОУ «Детский сад ... », Управлению образованием администрации МР «Корткеросский» о взыскании недополученных сумм заработной платы за период с *** года, исходя из должностного оклада ХХХ руб., с *** года - исходя из должностного оклада ХХХ руб. и обязании установить оклад в соответствии с минимальным размером оплаты труда отказать.

Решение может быть обжаловано в Верховный Суд РК через Корткеросский районный суд в течение 10 дней со дня вынесения решения в окончательной форме.

Судья Л.А. Мельник

В окончательной форме решение изготовлено 13 июля 2010 года.