ДЕЛО № 2-251/2010г
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Корткеросский районный суд Республики Коми в составе председательствующего судьи Буян Э.Ф., при секретаре Бабик Н.В.,
21 июля 2010 года, рассмотрев в открытом судебном заседании в с. Корткерос дело по иску
Азаренкова В.А. к
ГУ РК «Центр по предоставлению государственных услуг в сфере социальной защиты населения Корткеросского района»
о взыскании недополученных сумм по ежемесячной и единовременной компенсации
УСТАНОВИЛ:
Азаренков В.А. обратился в суд с иском к ГУ РК «Центр по предоставлению государственных услуг в сфере социальной защиты населения Корткеросского района» (далее- ЦСЗН Корткеросского района) с требованием о взыскании с ответчика ХХХ рубля, состоящую из задолженности по ежемесячным выплатам в сумме ХХХ руб., по единовременным выплатам на оздоровление в сумме ХХХ руб., индексации в размере ХХХ руб., с восстановлением пропущенного срока исковой давности. В обосновании своих требований истец указал, что в период с *** по *** года он принимал участие в ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС (далее- авария ЧАЭС), произошедшей 26.04.1986г., в ХХХ в п. ... , в 30-ти км. зоне, т.е. на объекте « ... ». На него распространяется действие закона РФ от 15.05.1991г. № 1244-1 «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» по п.3 ч.1 ст.13 с момента его принятия, в соответствии с которым с мая 1991года по май 2009г. ему не производилась выплата ежемесячной компенсации, составляющей ХХХ руб, в течение 216 мес. и единовременной в течение 18 лет по ХХХ руб. Итого ХХХ руб. Также просит выплатить индексацию данной суммы из расчета ставки рефинансирования ЦБ РФ -9% ( ХХХ ), указав что срок исковой давности он пропустил не по своей вине, а по вине чиновников. Только в мае 2009г. было признано, что он был участником ликвидации аварии в зоне « ... ».
Истец, Азаренков В.А., на судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом.
Ответчик ЦСЗН Корткеросского района своего представителя на судебное заседание не направил, просил рассмотреть дело в отсутствии представителя, направив отзыв на исковое заявление от *** г. ХХХ , в котором просил отказать Азаренкову в исковых требованиях в связи с наличием у истца удостоверения участника ликвидации последствий на ЧАЭС в 1988г. с отметкой « ... », дающего право на выплаты, указанные в иске, с мая 2009г. С 2000г. до указанной даты Азаренков был зарегистрирован в Управлении по социальным вопросам администрации Корткеросского района как участник ликвидации последствий аварии на ЧАЭС в 1988г.
Привлеченное в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований, Агентство РК по социальному развитию в суд своего представителя не направил, просил рассмотреть дело в отсутствии представителя, направив в суд отзыв от *** г. ХХХ , считают что в исковых требованиях Азаренкову следует отказать, т.к. истцу все выплаты произведены в соответствии с действующим законодательством.
С учетом требований ст.167 ГПК РФ суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствии истца, представителя ответчика и третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований, извещенных о времени и месте рассмотрения дела надлежащим образом.
Исследовав материалы дела в полном объеме, заслушав свидетеля ФИО1, суд считает, требования Азаренкова В.А.. подлежащими удовлетворению частично по следующим основаниям.
Судом по представленным истцом документам установлено, что в период работы в Локчимском ЛПХ Азаренков В.А. с *** г. по *** г. принимал участие в работах по ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС в 30 километровой зоне в ХХХ , получив суммарную дозу облучения ХХХ рН, что подтверждается записями в военном билете сер ХХХ , карточкой учета доз радиоактивного облучения, оформленными начальником штаба в/ч ХХХ и заверенные печатью в/ч, а также справкой выданной командиром войсковой части ХХХ , справкой отдела Военкомата РК по Корткеросскому району ХХХ от *** г. факт работы подтверждается трудовой книжкой.
В последующем, *** г. Корткеросским райвоенкоматом, о чем имеется отметка в военном билете Азаренкова, и *** г. Управлением по социальным вопросам администрации МО «Корткеросский» Азаренкову В.А. были выданы удостоверения участника ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС в 1988г.
Судом установлено, что Азаренков в течение длительного времени со времени принятия закона № 1244-1 совместно с ФИО1 добивался признания за ним работы в зоне «Укрытия» в период участия в 1988г. в ликвидации последствий аварии на ЧАЭС для возможности получения льгот по данной категории лиц. Данный факт подтверждается запросами, направляемыми в разные инстанции Корткеросским райвоенкоматом, ответами на запросы по архивам, в т.ч. по воинской части ХХХ , в которой проходил службу и принимал участие по ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС в 1988г. Азаренков В.А., а также показаниями свидетеля ФИО1 При этом, в Перечне воинских частей, учреждений, предприятий и организаций Вооруженных Сил СССР и КГБ СССР, личный состав которых принимал участие в работах (выполнял служебные обязанности) по ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС в 1986- 1990г., являющимся приложением № 1 к приказу Министра обороны РФ за 1996г. № 250, указана воинская часть ХХХ .
*** г. Агентством по социальному развитию Азаренкову В.А. выдано удостоверение с отметкой « ... ». При этом Агентство не представила сведения на основании каких именно документов было выдано данное удостоверение. В судебном заседании свидетель ФИО1 показал, что после неоднократных обращений в Корткеросский райвоенкомат и в органы соцзащиты в Корткеросском районе он вынужден был лично обратиться в Агентство по социальному развитию РК, куда он на себя и Азаренкова, который плохо ходит, представил, ранее выданные удостоверения, военные билеты, и документы, имеющиеся у них и представленные в суд, никаких других документов в подтверждение работы в зоне « ... » у них с Азаренковым нет.
Факт выдачи Азаренкову удостоверения в *** . с отметкой « ... », подтверждает право Азаренкова на предусмотренные законодательством льготы, как лица, принимавшего участие в 1988 году в работах на объекте " ... " при ликвидации последствий аварии на ЧАЭС. Однако льготами Азаренков не мог воспользоваться по причине отсутствия сведений о работе истца в зоне « ... » и невозможности своевременного получения справок, и соответствующего удостоверения, которое согласно приказу Министра обороны РФ от 01.07.1993г. № 335 «О порядке выдачи в Вооруженных Силах РФ удостоверений, дающих право на компенсации, льготы и преимущества, установленные законодательством для лиц, подвергшихся возведению радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, а также пострадавшим от других радиационных воздействий» (далее приказ МО РФ № 335) в п. 30,31 р.6 «Особенности выдачи удостоверений лицам, принимавшим участие в 1988-1990г.г. в работах по объекту «Укрытие»» выдавалось на уровне республик в составе РФ, в частности военными комиссарами республик, по справкам Генерального штаба. При этом для получения справок из Генерального штаба, в их адреса должны были направляться документы, перечень которых указан в данном приказе, анализ которых позволяет сделать вывод, что данные документы на руки лицам, принимавшим участие в ликвидации последствий аварии на ЧАЭС не выдавались.
Таким образом, подтверждение факта работы того или иного лица в зоне « ... » не входило в обязанности лиц, принимавших участие в ликвидации аварии на ЧАЭС. Соответственно отсутствует вина Азаренкова в несвоевременном получении удостоверения с отметкой « ... », которое получено им только в мае *** . При этом, выдача удостоверения, подтверждающего право на получение мер социальной поддержки, является завершающим этапом правоприменительной процедуры и представляет собой формальное подтверждение специального правого статуса участника ликвидаций последствий на ЧАЭС в зоне « ... », и подтверждением наличия юридических фактов, обуславливающих предоставление предусмотренных законом мер социальной поддержки.
Статья 3 закона от 15.05.1991г. № 1244-1 «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС»с момента его принятия предусматривала право граждан РФ, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, на получение денежных и иных материальных компенсаций и льгот за ущерб, причиненный их здоровью и имуществу вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, а также за риск радиационного ущерба вследствие проживания и работы на территории, подвергшейся радиоактивному загрязнению, превышающему допустимые уровни в результате указанной катастрофы. При этом в редакции Федерального закона от 22.08.2004 N 122-ФЗ той же нормой, предусмотрено право граждан Российской Федерации, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, на возмещение вреда и меры социальной поддержки.
В соответствии с п. 3 ст.13 закона от 15.05.1991г. № 1244-1 «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» (далее- закон № 1244-1) к гражданам, подвергшимся воздействию радиации вследствие чернобыльской катастрофы, на которых распространяется действие настоящего Закона, относятся граждане, в том числе военнослужащие и военнообязанные, призванные на военные сборы и принимавшие участие в 1988 - 1990 годах в работах по объекту "Укрытие".
Гражданам, указанным в п.3 части первой статьи 13 настоящего Закона № 1244-1 (в редакции от 18.06.1992г., вводившего в данную категорию работников в зоне «Укрытие»), к которым относится истец, гарантировалась по ч.1 ст.40 ежегодная единовременная материальная помощь на оздоровление в размере трехкратной суммы минимальной заработной платы, которая в 1992г. составляла 900 не деноминированных рублей с последующей индексацией. Данное право также закреплено в представленном ответчиком совместном письме Минтруда РФ № 2315-СШ и Минфина РФ от 04.12.1992г. о том, что ежегодная материальная помощь на оздоровление в соответствии со ст.40 Закона от 18.06.1992г. подлежит выплате ежегодно, начиная с момента введения в действие закона, т.е. с 05.08.92г.
До установления Федеральным законом от 07.08.2000г. № 122-ФЗ « О порядке установления размеров стипендий и социальных выплат в РФ» базовой суммы 100 рублей, т.е. до 01.01.2001г., указанная компенсационная выплата подлежала индексации в зависимости от повышения минимального размера оплаты труда. Согласно ст.3 указанного закона в 2000г. выплата стипендий, пособий и других обязательных социальных выплат, указанных в ст.4 настоящего закона, производится в размерах, действовавших на 30.06.2000г., а с 01.01.2001г.- исходя из базовой суммы 100 рублей. Компенсационная выплата с 2001г. составляла 300руб. с последующей индексацией, которая производилась в порядке, предусмотренном Правительством РФ. Общая сумма ежегодной компенсации на оздоровление по ч.1 ст.40 закона № 1244-1, на которую Азаренков В.А. имел право с *** . по *** ., составила ХХХ руб.
Также гражданам, указанным в п.3 ч.1 ст.13 закона № 1244-1, ст.15 данного закона установлена гарантия в виде ежемесячной денежной компенсации на приобретение продовольственных товаров. Так согласно п.10 ч.1 ст.15 закона № 1244-1 (в редакции от 18.06.92г.) с 05.08.92г. гарантировалось обеспечение продовольственными товарами в соответствии с рациональными нормами потребления продуктов питания с оплатой ими 75 процентов их стоимости либо денежная выплата в размере 50 процентов установленного законом размера минимальной месячной оплаты труда. В последующем со 02.12.1995г. была установлена гарантия в размере двукратного установленного законом минимального размера оплаты труда, с 01.01.2001г - в размере 200 рублей. Начиная с 01.01.2005г., данная гарантия предусматривалась в п.3 ч.1 ст.15 Закона № 1244-1, в редакции Федерального закона от 22.08.2004г. № 122-ФЗ, размер данной гарантии ежегодно индексировался и составлял: с 01.01.2005г.- 244,20 руб, с 01.01.2006г.- 266.18 руб, с 01.01.2007г.- 287,47 руб, с 01.01.2008г.- 317,65 руб., с 01.01.2009г. -358,94 руб.
Так сумма ежемесячной денежной компенсации на приобретение продовольственных товаров, на которую имел право Азаренков В.А. в период с *** . по *** . составила ХХХ руб.
Из расчета: ХХХ . Сумма ежемесячной денежной компенсации на приобретение продовольственных товаров по ст.15 закона № 1244-1, на которую Азаренков имел право, за период с января 2005 по май 2009г. составила ХХХ руб. ( ХХХ ). С июня 2009г. указанная выплата Азаренкову производится.
По сведениям ответчика Азаренков получал меры социальной поддержки как ликвидатор последствий аварии на ЧАЭС в органах социальной защиты.
Однако ежемесячные выплаты Азаренкову до июня *** . не производились. Как установлено судом Азаренков неоднократно обращался в органы социальной защиты о выплате мер социальной поддержки как работнику в зоне « ... », что подтверждается показаниями свидетеля ФИО1 Однако без наличия соответствующего удостоверения выплаты Управлением социальной защиты населения по Корткеросскому району, затем ЦСЗН Корткеросского района производились как неработающему гражданину с 2000г. по 2008г. только в виде ежегодной компенсации на оздоровление по ч.2 ст.40, как лицу, указанному в п.4 ч.1 ст. 13 Закона № 1244-1, принимавшему участие в ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС в 1988 году, в сумме ХХХ рублей, что подтверждается представленными ответчиком сведениями.
Таким образом, за период с *** . по *** . размер ежегодной выплаты на оздоровление, подлежащей выплате Азаренкову по письму Минтруда от 29.10.1991г. № К-3-11-1905 в конце каждого календарного года или по заявлению, составил ХХХ рубля за вычетом выплаченных Азаренкову сумм за период с *** по *** .г.. ((за период с *** . по *** . с деноминацией ХХХ в связи с обращением с заявлением в январе месяце ХХХ - выплаченной ежегодной компенсации за период с *** . по *** . как участнику аварии на ЧАЭС 1988г.)). С *** . выплата ежегодной компенсации на оздоровление производится ФИО1 по ч.1 ст.40 закона № 1244-1 как участнику ликвидации последствий аварии на ЧАЭС в зоне « ... ».
Требуемые истцом компенсационные выплаты согласно ст.15 и р.5 закона № 1244-1 являются гарантированными государством и направленными для возмещения вреда здоровью и компенсацией гражданам за вред, нанесенный здоровью в результате Чернобыльской катастрофы. Определением Конституционного Суда РФ от 03.11.2006г. № 445-О определено, что вред, причиненный здоровью граждан, оказавшихся в зоне влияния радиационного излучения в момент катастрофы на Чернобыльской АЭС, относится к вреду реально невосполнимому и неисчисляемому, что обязывает государство стремиться к его возможно более полному по объему возмещению. Возмещение указанного вреда с учетом специфики обстоятельств его причинения осуществляется в соответствии с Законом РФ от 15.05.1991г. «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС», который не содержит положений, препятствующих взысканию за прошлое время своевременно не полученных пострадавшими лицами сумм, направленных для возмещения вреда, причиненного их здоровью вследствие аварии на Чернобыльской АЭС, когда задолженность образовалась по вине органов, обязанных осуществлять такие выплаты.
Судом установлено, что Азаренков неоднократно обращался в органы, обязанные производить требуемые им выплаты, что подтверждается свидетелем ФИО1, однако ни на предприятии, с которого истец был командирован на работы по ликвидации последствий аварии на ЧАЭС, и в котором он пользовался льготами, в виде сохранения заработной платы в период работы на Чернобыльской АЭС, единовременными выплатами по прибытии из командировки, дополнительного отпуска как участнику ЧАЭС, ни в других предприятиях, которых работал истец в связи с реорганизацией Локчимского ЛПХ, в т.ч. и при обращении в органы социальной защиты за консультацией, не разъяснялось его право на получение ежегодной выплаты даже по ч.2 ст.40 Закона № 1244-1, как участнику ЧАЭС 1988г. до 2000г. При этом, как установлено в судебном заседании с учетом сведений, представленных Отделением по Корткеросскому району Управления Федерального казначейства по РК, участники ЧАЭС 1986-1987г. такими выплатами по месту работы в частности в Локчимском ЛПХ пользовались. По пояснениям свидетеля ФИО1 им разъясняли о том, что только при наличии удостоверения с отметкой « ... » им производили бы выплаты указанные в законе. Согласно сообщений Сектора по архивной работе администрации МР «Корткеросский», Отделения по ... у Управления Федерального казначейства по РК, ЗАО « ... » сведения о выплате оспариваемых выплат по месту работы Азаренкову за период с *** по *** . отсутствуют.
Согласно ст.47,48 закона № 1244-1 ( в ред.18.06.1992г.) контроль за исполнением настоящего Закона и издаваемых в соответствии с ним других актов законодательства Российской Федерации осуществляется Верховным Советом Российской Федерации, Правительством Российской Федерации, местными Советами народных депутатов, профессиональными союзами и общественными объединениями граждан, пострадавших в результате катастрофы на Чернобыльской АЭС или принимавших участие в ликвидации ее последствий. Должностные лица и органы, виновные в нарушении настоящего Закона и издаваемых в соответствии с ним актов законодательства Российской Федерации, несут уголовную, административную, дисциплинарную и материальную ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Учитывая отсутствие вины истца в невозможности в течение длительного времени получения удостоверения при фактическом наличии факта участия его в зоне « ... » по ликвидации последствий ЧАЭС, что подтверждается выданным в настоящее время удостоверением, принимая во внимание, что право на предоставление ежегодной компенсации на оздоровление по ст. 15 и ст.40 Закона № 1244-1, как лицу, принимавшему участие в зоне « ... », возникло у Азаренкова с *** , т.е. в период, в том числе получения предусмотренных и гарантированных государством выплат через органы социальной защиты как неработающего лица, и не предоставление указанных выплат, на которые Азаренков фактически имел право, суд считает, что требование Азаренкова. о выплате оспариваемых компенсаций подлежат удовлетворению со времени возникновения права, т.к. они не выплачивались в связи с отсутствием удостоверения с соответствующей отметкой. При этом по ст.15 закона № 1244-1 подтверждающими право на компенсации и льготы, предусмотренные статьями 14 и 15 настоящего Закона, для граждан, указанных в п.3 ч.1 ст.13, являются удостоверения участников ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС и нагрудные знаки, а Азаренкову удостоверение, дающее право на льготу данной категории лиц, было выдано только в *** .
Оспариваемые выплаты являются гарантированными государством, производились и производятся из средств федерального бюджета. В силу статьи 5 базового Закона (в редакции Федерального закона от 22 августа 2004 г. N 122-ФЗ) надлежащим ответчиком по делам о возмещении вреда, причиненного здоровью инвалидов вследствие чернобыльской катастрофы, является Российская Федерация, представителем которой в соответствии с абзацем третьим пункта 15 части 1 статьи 14 названного Закона выступают органы социальной защиты населения или иные государственные органы, производящие выплату ежемесячной денежной компенсации, уполномоченные согласно части 3 статьи 125 ГК РФ выступать от имени казны Российской Федерации по обязательствам, вытекающим из причинения вреда жизни и здоровью в результате катастрофы на Чернобыльской АЭС.
При этом, суд не может согласиться с расчетом Азаренкова о суммах ежемесячных и ежегодных компенсации, т.к. им суммы рассчитаны из размеров выплат, производимых в настоящее время, а также за период ранее, чем они были предусмотрены по закону № 1244-1.
С учетом вышеизложенных расчетов Азаренкову В.А. подлежит выплате единовременно общая сумма недополученных денежных компенсаций в размере ХХХ руб.( ХХХ ).
С учетом того, что задержка выплаты назначенных сумм возмещения вреда, нанесенного здоровью вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, в связи с инфляцией причиняет имущественный вред истцу, суд вправе удовлетворить требование Азаренкова об индексации названных сумм с учетом индекса роста потребительских цен, рассчитанного государственными органами статистики Российской Федерации. Суд считает подлежащим удовлетворению требование истца об индексации взыскиваемой суммы. Требования истца заявлены о произведении индексации всей подлежащей выплате суммы, таким образом, суд считает необходимым удовлетворить требование об индексации взыскиваемой суммы с *** , т.е. со времени с которой ответчик не производил выплаты за прошлое время при наличии у него такой обязанности в связи с предоставлением Азаренкову соответствующего удостоверения. Соответственно с учетом индекса потребительских цен на момент вынесения решения подлежит выплате индексация в сумме ХХХ руб. ( ХХХ ).
В связи с тем, что Азаренков, являясь ... с *** г., что подтверждается справкой, выданной Корткеросским бюро МСЭ сер. МСЭ-2001 ХХХ , в соответствии с пп.2 п.2 ст.333.36 Налогового кодекса РФ подлежит освобождению от уплаты государственной пошлины и в соответствии со ст. 333.40 НК РФ подлежит возврату излишне уплаченная истцом сумма государственной пошлины за подачу искового заявления в полном объеме, т.е. в размере ХХХ рублей, по чеку-ордеру ХХХ от *** г.
С учетом изложенного, руководствуясь ст. ст. 197,198 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л :
Иск Азаренкова В.А. удовлетворить частично.
Взыскать с ГУ РК «Центр по предоставлению государственных услуг в сфере социальной защиты населения Корткеросского района» в пользу Азаренкова В.А. за счет средств федерального бюджета единовременно сумму индексации и недополученную сумму денежных компенсаций в размере ХХХ рублей ХХХ коп, в том числе ежемесячную денежную компенсацию на приобретение продовольственных товаров в размере ХХХ рублей, ежегодную компенсацию на оздоровление в размере ХХХ рубля и индексацию в размере ХХХ руб.
Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Коми в течение 10 дней через Корткеросский районный суд со дня вынесения в окончательном виде.
Судья Буян Э.Ф.
В окончательном виде решение изготовлено 26 июля 2010года