О взыскании суммы социальной выплаты.



Дело №2-84/2010

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Корткеросский районный суд Республики Коми

в составе председательствующего судьи Буян Э.Ф.,

при секретаре Бабик Н.В.,

с участием прокурора Жиряковой Е.П.,

представителей Агентства РК по социальному развитию - Нихельман И.М., Жильцовой Н.В.,

третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований, - Касинец В.Л., представителя Министерства Финансов РК - Лазарева А.Н.,

ответчика Касинца И.М.,

15 апреля 2010 года рассмотрев в открытом судебном заседании в с.Корткерос гражданское дело по иску

прокурора Корткеросского района к Касинцу И.М.

о взыскании суммы социальной выплаты,

УСТАНОВИЛ:

Прокурор Корткеросского района, действующий в интересах Республики Коми, неопределенного круга лиц, обратился в суд с иском к Касинцу И.М. о взыскании в доход республиканского бюджета суммы предоставленной ему социальной выплаты в размере ХХХ рублей. В обоснование иска указано, что Касинцу И.М. как ветерану боевых действий на основании Закона «О ветеранах», из средств республиканского бюджета 07 ноября 2008 года была предоставлена социальная выплата на приобретение жилья в размере ХХХ рублей, данная выплата перечислена Агентством РК по социальному развитию незаконно, поскольку Касинец И.М. не являлся нуждающимся в улучшении жилищных условий, как это предусмотрено законом, и претендовать на получение данной меры социальной поддержки не мог, т.к. его супруга Касинец В.Л. приобрела по договору купли-продажи от *** года благоустроенную квартиру, воспользовавшись правом на получение социальной выплаты для приобретения жилья в форме компенсации на возмещение части затрат на уплату процентов по кредиту. В соответствии с пунктом 2 части 7 статьи 3 Закона Республики Коми № 30-РЗ от 05.04.2005 «О социальных выплатах на строительство и приобретение жилья», предусматривающим снятие граждан с учета нуждающихся в улучшении жилищных условий в случае утраты ими оснований, дающих право на получение социальных выплат. Администрация сельского поселения «Корткерос» обязана была снять семью Касинец И.М. с учета граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий. Однако в связи с отсутствием в органе местного самоуправления сведений об улучшении семьей Касинец жилищных условий, администрация СП данную семью с учета не сняла. Получение Касинцом И.М. *** года социальной выплаты на приобретение жилья является неосновательным обогащением на сумму ХХХ рублей, и подлежит взысканию с него на основании ст. 1102 Гражданского кодекса РФ, предусматривающей обязанность приобретателя возвратить потерпевшему неосновательно приобретенное или сбереженное имущество.

В судебном заседании прокурор Жирякова Е.П. иск поддержала в полном объеме.

Представители Агентства РК по социальному развитию Нихельман И.М., Жильцова Н.В. с иском прокурора согласились, суду пояснив, что перечисление социальной выплаты произведено Касинцу И.М. по представленным в их адрес документам, в том числе о нахождении ответчика на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий, предоставленные сведения они не перепроверяют, выносят решение о выплате и сообщают в районный орган местного самоуправлении о необходимости снятия с учета нуждающихся в улучшении жилищных условий лиц, которым произведена оспариваемая выплата. Субсидия выдается только на заявителя, а нуждаемость определяется с учетом всего состава семьи.

Касинец И.М. в судебном заседании с предъявленным к нему иском не согласился, указав, что по Закону от 12.01.1995 «О ветеранах» он должен быть обеспечен жильем за счет средств федерального бюджета, так как он состоял в очереди нуждающихся в улучшении жилищных условий с 1990 года, и после предоставления его жене компенсации на приобретение жилья он не должен был потерять свою льготу на обеспечение жильем как ветеран боевых действий. Постановлением Правительства РК от 23.03.2005 № 64 не оговорен вопрос о снятии семьи с учета в случае получения субсидии на возмещение части затрат на уплату процентов по кредиту, которым воспользовалась его супруга. Ей разъясняли, что с учета нуждающихся в улучшении жилищных условий их не снимут, пока не будет полностью предоставлена социальная выплата. Он оспариваемую социальную выплату получил как ветеран боевых действий только на себя, супруга на нее не претендовала, кроме того, уполномоченный орган был вправе отказать ему в получении субсидии, если кому-то из членов семьи были предоставлены социальные выплаты. Справку о полном составе семьи получить было затруднительно, так как дают только на зарегистрированных по указанному адресу лиц, поэтому супруге пришлось временно прописаться в доме, где они живут, чтобы она была включена в состав семьи, но данную справку в Агентстве у них не взяли, сказали, что не нужна. Касинец И.М. не согласен с применением в данном случае Закона РК от 05.04.2005 № 30-РЗ «О социальных выплатах на строительство и приобретение жилья», т.к. данный закон относится к лицам, вставшим на учет после 01.01.2005 года, он встал в очередь нуждающихся до 01.01.2005 года и основания для снятия его с учета по Жилищному кодексу РФ не могут быть к нему применены.

Касинец В.Л., привлеченная по делу в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований, в судебном заседании с иском не согласилась, указав, что ее кредит на квартиру, приобретенную по договору купли- продажи в *** ., оформлен на 10 лет и ей давали разъяснения, что на это время с очереди нуждающихся их не снимут. При предоставлении ей субсидии количество членов семьи не учитывалось, ей выплачивается 2/3 процентной ставки по кредиту. Квартиру они купили, т.к. не знали, дождутся ли предоставления квартиры по очереди, а дом в котором они живут, старый. Кредитный договор и документы на квартиру она предоставляла в отдел экономики районной администрации, в сельский совет не предоставляла. В *** году они прошли перерегистрацию и остались в списке граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий.

Представитель Министерства финансов РК Лазарев А.Н. с иском прокурора согласился в полном объеме.

Суд, заслушав участвующих в деле лиц, допросив свидетеля ФИО1, исследовав материалы дела, считает исковые требования прокурора подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.

В судебном заседании установлено, что Касинец И.М. является ветераном боевых действий, имеет право на льготы в соответствии с частью 1 статьи 16 Федерального закона от 12.01.1995 г. N 5-ФЗ (ред. от 21.12.2009) "О ветеранах".

Решением исполнительного комитета Корткеросского районного Совета народных депутатов от 20.11.1990г. № 328 Касинец И.М. поставлен на учет в список первоочередников на улучшение жилищных условий с составом семьи из 2-х человек, с учетом жены Касинец В.Л.. Заявление о постановке на учет для получения жилой площади было подано Касинцом И.М. *** года в связи с его вступлением в брак *** г. с Касинец В.Л. (лист 34 личного дела ХХХ ( ХХХ ) Агентства РК по социальному развитию (далее- личное дело АРК))

*** года решением временной комиссии Министерства экономического развития Республики Коми Касинец В.Л. предоставлена субсидия на возмещения части затрат на уплату процентов по кредиту на приобретение жилья по заявлению Касинец В.Л. от *** г., с учетом справки о постановке на учет в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий и договора купли-продажи от *** года, согласно которому Касинец В.Л. была приобретена благоустроенная трехкомнатная квартира по адресу: ... , общей площадью ХХХ кв.м. в том числе жилой площадью ХХХ кв.м., что подтверждается свидетельством о регистрации права ... , выданным *** г. Как установлено судом Касинец В.Л. состояла на учете в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий в составе семьи ответчика, Касинца И.М.

В соответствии с постановлением Правительства РК от 23.03.2005г. № 64 «О порядке предоставления из Республиканского бюджета РК социальных выплат в виде компенсации на возмещение части затрат на уплату процентов по кредитам, полученным гражданами в кредитных организациях на строительство и приобретение жилья» данная выплата предоставляется для оказания государственной поддержки в решении жилищных проблем гражданам, признанным в установленном порядке нуждающимися в улучшении жилищных условий и состоящим на учете.

Как установлено по материалам дела и сторонами в судебном заседании не оспаривалось, семья Касинец в составе 4-х человек проживает по адресу: ... . Данный индивидуальный жилой дом *** года возведения, принадлежащий на праве собственности Касинцу И.М., состоит из 3-х комнат, одноэтажный, общей площадью ХХХ кв.м., жилой площадью ХХХ кв.м., имеющий износ 62%, частично благоустроенный. По данным регистрации по месту жительства в жилом доме числятся Касинец И.М., дочь – ФИО2 *** г.р., сын - ФИО3 *** г.р. Касинец В.Л. зарегистрирована по адресу: ... , но фактически постоянно проживает совместно с супругом в принадлежащем ему доме.

Решением комиссии от *** года (протокол ХХХ ) Касинцу И.М. как ветерану боевых действий на основании статьи 16 Закона «О ветеранах» предоставлена субсидия на приобретение жилья.

В соответствии с частью 1 статьи 16 Федерального закона от 12.01.1995 N 5-ФЗ (ред. от 21.12.2009) "О ветеранах" ветеранам боевых действий из числа лиц, указанных в подпунктах 1 - 4 пункта 1 статьи 3 настоящего Федерального закона, предоставляются меры социальной поддержки, в том числе - обеспечение за счет средств федерального бюджета жильем ветеранов боевых действий, нуждающихся в улучшении жилищных условий, вставших на учет до 1 января 2005 года, которое осуществляется в соответствии с положениями статьи 23.2 настоящего Федерального закона.

Согласно статьи 23.2 указанного закона полномочия по обеспечению жильем в соответствии со статьей 16 Закона категорий граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, вставших на учет до 1 января 2005 года, переданы Российской Федерацией органам государственной власти субъектов Российской Федерации, которыми определяется форма и порядок предоставления жилых помещений, а также предоставления единовременной денежной выплаты на строительство и приобретение жилого помещения.

Законом Республики Коми от 06.10.2006 N 69-РЗ (ред. от 26.06.2008) "О форме и порядке предоставления мер социальной поддержки по обеспечению жильем отдельных категорий граждан" определено, что формой обеспечения жильем граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, является предоставление указанным гражданам социальных выплат для приобретения жилья. Порядок предоставления гражданам, нуждающимся в улучшении жилищных условий, социальных выплат для приобретения жилья определяется Правительством Республики Коми (в ред. Закона РК от 26.06.2008 N 57-РЗ).

Действовавшим в спорный период постановлением Правительства РК от 07.11.2006 N 282 "О Порядке предоставления отдельным категориям граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, социальных выплат на приобретение жилья" на Агентство Республики Коми по социальному развитию возложено обеспечение, формирование и ведение республиканского списка отдельных категорий граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, вставших на учет до 1 января 2005 г. и имеющих право на предоставление социальных выплат на приобретение жилья в соответствии с федеральными законами "О ветеранах" и "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации", на основании документов, представляемых органами местного самоуправления (в ред. Постановления Правительства РК от 31.07.2008 N 213).

Вышеуказанными нормативными актами установлено, что при реализации жилищных прав ветеранов боевых действий подлежат учету их нуждаемость в улучшении жилищных условий, нахождение на учете в органах местного самоуправления для улучшения жилищных условий.

Как следует из выписки из решения комиссии Агентства РК по социальному развитию по вопросам улучшения жилищных условий отдельных категорий граждан от *** года (протокол ХХХ ), решение о предоставлении Касинцу И.М. социальной выплаты принято на основании представленных документов, находящихся в личном деле ветерана, и в соответствии с Порядком, утвержденным Постановлением Правительства РК от 07.11.2006 года № 282 «О Порядке предоставления отдельным категориям граждан, нуждающимся в улучшении жилищных условий, субсидий на приобретение жилья».

Согласно пункту 7 вышеуказанного Порядка гражданином для получения социальных выплат в территориальные органы Агентства РК по социальному развитию (органы социальной защиты) подается заявление с предоставлением документов, определенных приложением к данному постановлению.

По материалам личного дела АРК на имя Касинца И.М. установлено, что им для получения социальной выплаты представлены необходимые документы согласно перечню, определенному приложением к постановлению Правительства РК от 07.11.2006 года № 282. Истребуемые в отношении заявителя документы по материалам личного дела представлены в полном объеме, в том числе сведения о составе семьи с указанием жены ответчика, Касинец В.Л.(л. 44 личного дела АРК), сведения о нахождении на учете и перерегистрации семьи в качестве нуждающейся, сведения о занимаемой жилой площади, в которой фактически семья ответчика поживает. С учетом данных сведений, довод ответчика о том, что справка о составе семьи с учетом Касинец В.Л. не была принята Агентством РЕ по социальному развитию при его обращении за социальной выплатой является несостоятельным.

То обстоятельство, что Касинец В.Л. по договору купли-продажи от *** года приобрела благоустроенную квартиру, Комиссией по вопросам улучшения жилищных условий отдельных категорий граждан Агентства РК по социальному развитию при принятии решения *** г. не было учтено, так как администрацией СП «Корткерос» сведения об этом на комиссию не были представлены. По сведениям АСП «Корткерос» семья Касинца И.М. продолжала находится на учете в администрации СП «Корткерос» как нуждающаяся в улучшении жилищных условий.

Свидетель ФИО1 указала, что полномочия по учету нуждающихся в улучшении жилищных условий переданы сельскому поселению «Корткерос» от районной администрации с *** года. По переданным документам и электронной базе в учетном деле в составе семьи Касинца И.М. числилось три человека, по сведениям о регистрации по месту жительства ответчика также числился Касинец И.М. и двое детей. В связи этим, на супругу ответчика сведения о наличии зарегистрированного жилья они не запрашивали.

Судом установлено, что при перерегистрации в *** году Касинец И.М. не представил документы, что супругой приобретена квартира, хотя в перечне документов, необходимых для перерегистрации, указанном в письме, направленном на имя ответчика, отмечена справка с ГУП РК «Республиканское БТИ» и с Регистрационной службы о наличии в собственности жилой площади всех совершеннолетних членов семьи ( л.81 личного дела АРК).

На основании части 1 статьи 31 Жилищного кодекса РФ Касинец В.Л. является членом семьи Касинца И.М. как супруга, проживающая совместно с собственником в принадлежащем ему жилом помещении, в связи с чем учет Касинец В.Л. в составе семьи Касинца И.М. правомерен и основан на законе.

Кроме того, квартира, приобретенная Касинец В.Л. по договору купли продажи от *** года, является их совместной с Касинцом И.М. собственностью, как у лиц, находящихся в браке, и должна была учитываться при определении нуждаемости семьи в улучшении жилищных условий.

Основания и порядок предоставления жилого помещения по договору социального найма, а также снятия граждан с учета в качестве нуждающихся в жилых помещениях в случае утраты ими оснований, дающих им право на получение жилого помещения по договору социального найма, предусмотрены главой 7 и ст. 56 Жилищного кодекса РФ.

Согласно п. 2 ч. 1 ст. 56 ЖК РФ граждане снимаются с учета в качестве нуждающихся в жилых помещениях в случае утраты ими оснований, дающих им право на получение жилого помещения по договору социального найма. Одним из таких оснований по смыслу п. 1 ч. 1 ст. 51 ЖК РФ является наличие у граждан по установленным нормам жилых помещений, предоставленных по договорам социального найма либо находящихся в их собственности.

Согласно Решению Совета МО «Корткеросский район» от 02.06.2005г. № 4 «Об установлении учетной нормы и нормы для предоставления площади жилого помещения по договору социального найма» установлен минимальный размер общей площади жилого помещения для постановки на учет граждан в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий равной 11 кв. м. на одного человека

Таким образом, после приобретения благоустроенной квартиры по адресу: ... , семья Касинца И.М. должна была быть снята с учета в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий, учитывая, что площадь приобретенной квартиры превышает учетную норму, определяющую уровень обеспеченности общей площадью жилого помещения на одного члена семьи.

Доводы Касинца И.М. о неприменении к спорным правоотношениям Закона РК от 05.04.2005 № 30-РЗ «О социальных выплатах на строительство и приобретение жилья» необоснованны, распространении положений данного закона к категориям граждан, принятым на учет также до *** года, прямо оговорены и предусмотрены данным законом. Так в части 3 статьи 2 указано, что имеющими право на улучшение жилищных условий с использованием социальных выплат на строительство или приобретение жилья признаются граждане, являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения и обеспеченные общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее учетной нормы.

Таким образом, решение комиссии Агентства РК по социальному развитию по вопросам улучшения жилищных условий отдельных категорий граждан от *** года (протокол ХХХ ) о предоставлении Касинцу И.М. как ветерану боевых действий субсидии на приобретение жилья является незаконным в связи с бездействием, в том числе органа местного самоуправления, по снятию с учета нуждающихся в улучшении жилищных условий семьи ответчика

В соответствии со статьей 1102 ГК РФ лицо, которое без установленных законом, иными правовыми актами или сделкой оснований приобрело или сберегло имущество (приобретатель) за счет другого лица (потерпевшего), обязано возвратить последнему неосновательно приобретенное или сбереженное имущество (неосновательное обогащение), за исключением случаев, предусмотренных статьей 1109 настоящего Кодекса. Правила, предусмотренные настоящей главой, применяются независимо от того, явилось ли неосновательное обогащение результатом поведения приобретателя имущества, самого потерпевшего, третьих лиц или произошло помимо их воли.

Поскольку социальная выплата из средств республиканского бюджета в размере ХХХ рублей на приобретение жилья была выдана Касинцу И.М. без законных на то оснований, что свидетельствует о его неосновательном обогащении, то данная сумма подлежит взысканию с ответчика.

В соответствии со ст. 103 ГПК РФ издержки, понесенные судом в связи с рассмотрением дела, и государственная пошлина, от уплаты которых истец был освобожден, взыскиваются с ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов, пропорционально удовлетворенной части исковых требований.

Руководствуясь ст.198 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Иск удовлетворить.

Взыскать с Касинца И.М. в республиканский бюджет Республики Коми сумму предоставленной социальной выплаты в размере ХХХ рублей.

Взыскать с Касинца И.М. в доход государства государственную пошлину в размере ХХХ рубля.

Решение может быть обжаловано в Верховный суд РК через Корткеросский районный суд в течение 10 дней со дня вынесения в окончательной форме.

Судья Э.Ф. Буян

В окончательной форме решение изготовлено 20 апреля 2010 года.

Решение вступило в законную силу 24 мая 2010 г.