Об обязании получения лицензии на добычу подземных вод.



Дело № 2-1/2010 г.

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

Корткеросский районный суд Республики Коми

в составе председательствующего судьи Мельник Л.А.,

при секретаре Карповой М.М.,

с участием прокурора Рычковой О.Н.,

представителей ответчиков Мальцева В.А., Михайловой И.П.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в с.Корткерос

29 июня 2010 года гражданское дело по заявлению

прокурора Корткеросского района к администрации муниципального района «Корткеросский», МДОУ «Детский сад ... » об обязании получения лицензии на добычу подземных вод, разработки и утверждения проекта зоны санитарной охраны и обустройства зоны строгой санитарной охраны источника питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения скважины ХХХ в ... ,

УСТАНОВИЛ:

Прокурор Корткеросского района в заявлении указал, что в муниципальной собственности МО МР «Корткеросский» находится объект водоснабжения в виде водобашни со скважиной ХХХ , расположенный в ... . Забор подземных вод из скважины осуществляется для нужд образовательного учреждения населенного пункта. В нарушение требований действующего законодательства администрацией МР «Корткеросский» не организовано надлежащим образом водоснабжение образовательного учреждения, фактически осуществляется безлицензионная добыча подземных вод со скважины ХХХ . Согласно требованиям Закона РФ «О недрах» пользование недрами возможно только при наличии соответствующей лицензии и при внесении необходимых платежей в доход государства. Самовольное использование водного объекта без документов, на основании которых возникает право пользования им, не может обеспечить минимально возможное негативное воздействие на водный объект и поддержание подземных вод в состоянии, соответствующем экологическим требованиям. Прокурор просит обязать администрацию МР «Корткеросский» получить лицензию на добычу подземных вод со скважины ХХХ , расположенной в ... , в срок до 01 сентября 2010 года.

В нарушение действующего природоохранного законодательства администрацией МР «Корткеросский», МДОУ «Детский сад ... » не выполняются санитарно-эпидемиологические требования к организации и эксплуатации зон санитарной охраны (ЗСО) источников водоснабжения и водопроводов питьевого назначения: проект зоны санитарной охраны для скважины ХХХ не изготовлен и не утвержден в установленном порядке, ограждение зоны санитарной охраны строгого режима в районе скважины отсутствует. Прокурор просит обязать администрацию МР «Корткеросский», МДОУ «Детский сад ... организовать разработку, утверждение проекта зоны санитарной охраны и обустройства зоны строгой санитарной охраны источника питьевого водоснабжения в районе скважины ХХХ , расположенной в ... , в срок до 01 сентября 2010 года.

В судебном заседании прокурор Рычкова О.Н. заявленные требования поддержала, попросив установить срок для исполнения обязанности до 01 июля 2011 года.

Представитель администрации МР «Корткеросский» по доверенности Мальцев В.А. с иском не согласился, указав, что получение лицензии и разработка проекта и обустройство зон санитарной охраны свкажины ХХХ являются очень затратными мероприятиями, требующими дополнительных бюджетных средств, для детского учреждения это невыполнимое требование. Необходимость получения разрешительной документации на водопользование объектом представитель ответчика не оспаривал.

Представитель МДОУ «Детский сад ... » Михайлова И.П. согласилась, что лицензия на водопользование и обустройство зоны санитарной охраны скважины ХХХ , используемой для водоснабжения детского сада, необходимы, другого источника водоснабжения у учреждения нет.

Заслушав прокурора, представителей ответчиков, дав оценку письменным доказательствам, суд приходит к следующему.

Статьей 43 Водного кодекса РФ установлено, что для целей питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения должны использоваться защищенные от загрязнения и засорения поверхностные водные объекты и подземные водные объекты, пригодность которых для указанных целей определяется на основании санитарно-эпидемиологических заключений. Порядок использования подземных водных объектов для целей питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения устанавливается законодательством о недрах. В соответствии с ч.3 ст. 9 Кодекса физические лица, юридические лица приобретают право пользования подземными водными объектами по основаниям и в порядке, которые установлены законодательством о недрах.

Согласно требованиям статьи 11 Закона РФ от 21.02.1992 N 2395-1 (ред. от 30.12.2008) "О недрах" предоставление недр в пользование оформляется специальным государственным разрешением в виде лицензии, включающей установленной формы бланк с Государственным гербом Российской Федерации, а также текстовые, графические и иные приложения, являющиеся неотъемлемой составной частью лицензии и определяющие основные условия пользования недрами.

МДОУ «Детский сад ... » использует скважину ХХХ для целей питьевого и хозяйственного водоснабжения. Установлено, что других водопользователей скважины не имеется, скважина находится в 150 м. от здания детского сада и через нее обеспечивается водоснабжение учреждения, вода из скважины используется для приготовления пищи, отопления и других хозяйственных нужд.

Вступившим в силу решением Корткеросского районного суда от 30 апреля 2010 года установлено, что здание водобашни и скважина ХХХ в ... являются единым объектом, переданным в оперативное управление МДОУ «Детский сад ... ». Суд установил, что с 1998 года детский сад является самостоятельным юридическим лицом, которому передано имущество на праве оперативного управления. Спорный объект является объектом муниципальной собственности, находится на балансе МДОУ «Детский сад ... ».

Осуществляя добычу подземных вод из скважины ХХХ , МДОУ ... детский сад разрешительной документации на такую деятельность не имеет. Пользование скважиной осуществляется без оформления специального разрешения в виде лицензии, проект зоны санитарной охраны для скважины ХХХ не изготовлен и не утвержден в установленном порядке, ограждение зоны санитарной охраны строгого режима в районе скважины отсутствует. Данные факты представители ответчиков не оспаривают.

Согласно части 4 статьи 18 Федерального закона № 52-ФЗ от 30.03.1999 «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» для охраны водных объектов, предотвращения их загрязнения и засорения устанавливаются в соответствии с законодательством Российской Федерации согласованные с органами, осуществляющими государственный санитарно-эпидемиологический надзор, нормативы предельно допустимых вредных воздействий на водные объекты.

Требования к организации и эксплуатации зон санитарной охраны (ЗСО) источников водоснабжения и водопроводов питьевого назначения, вне зависимости от их ведомственной принадлежности, установлены Постановлением Минздрава РФ № 10 от 14.03.2002 «О введении в действие санитарных правил и норм «Зоны санитарной охраны источников водоснабжения и водопроводов питьевого назначения» (СанПиН 2.1.4.1110-02), где предусмотрены мероприятия для каждого пояса санитарной охраны в соответствии с его назначением. Зона санитарной охраны организуется в составе трех поясов, в том числе первого пояса строгого режима. Граница первого пояса устанавливается на расстоянии не менее 30 метров от водозабора. Правилами предусмотрено, что территория первого пояса зоны подземного источника водоснабжения должна быть ограждена согласно п. 14.4 СНиП глухим ограждением высотой 2,5 м. и обнесена колючей проволокой в 4-5 нитей с внутренней стороны ограждения.

В соответствии с пунктом 1.6 СанПиН 2.1.4.1110-02 организации зоны санитарной охраны должна предшествовать разработка ее проекта, в который включаются: а) определение границ зоны и составляющих ее поясов; б) план мероприятий по улучшению санитарного состояния ЗСО и предупреждению загрязнения источника; в) правила и режим хозяйственного использования территорий трех поясов ЗСО. Проекты округов и зон санитарной охраны водных объектов утверждаются органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации при наличии санитарно-эпидемиологического заключения о соответствии их санитарным правилам.

В соответствии со статьей 1.2 Закона РФ «О недрах» недра в границах территории Российской Федерации, включая подземное пространство и содержащиеся в недрах полезные ископаемые, энергетические и иные ресурсы, являются государственной собственностью. Вопросы владения, пользования и распоряжения недрами находятся в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации. Согласно требованиям названного закона пользование недрами возможно только при наличии соответствующей лицензии и при внесении необходимых платежей в доход государства.

Учитывая установленные по делу обстоятельства о нарушении ответчиком природоохранного законодательства, самовольном использовании водного объекта без документов, на основании которых возникает право пользования им, а также использовании водного объекта без соблюдения санитарно-эпидемиологических требований к организации и эксплуатации зон санитарной охраны (ЗСО) источников водоснабжения и водопроводов питьевого назначения, суд считает необходимым удовлетворить требование прокурора об обязании получения лицензии на добычу подземных вод со скважины ХХХ , расположенной в ... .

На основании ч.2 ст. 333.20 Налогового кодекса РФ, исходя из имущественного положения ответчика? суд считает возможным уменьшить размер государственной пошлины до нулевого размера.

Руководствуясь ст.198 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Иск удовлетворить.

Обязать администрацию муниципального образования муниципального района «Корткеросский», МДОУ «Детский сад ... » получить лицензию на добычу подземных вод со скважины ХХХ 1911, расположенной в ... , в срок до 01 июля 2011 года.

Обязать администрацию муниципального образования муниципального района «Корткеросский», МДОУ «Детский сад ... » изготовить и утвердить в установленном порядке проект зоны санитарной охраны и обустроить зону строгой санитарной охраны скважины ХХХ , расположенной в ... , согласно действующих санитарно-эпидемиологических правил, в срок до 01 июля 2011 года.

Освободить МДОУ «Детский сад ... » от уплаты государственной пошлины.

Решение может быть обжаловано в Верховный суд РК в течение 10 дней через Корткеросский районный суд РК.

Судья Л.А. Мельник