Дело №2-254/2010 г.
РЕШЕНИЕИменем Российской Федерации
Корткеросский районный суд Республики Коми в составепредседательствующего судьи Мельник Л.А.,
при секретаре Карповой М.М.,
с участием представителя ответчика Мальцева В.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в с.Корткерос
19 августа 2010 года дело по заявлению
Михайловой М.О. к Управлению образованием администрации муниципального района «Корткеросский»
о взыскании недополученных сумм заработной платы,
УСТАНОВИЛ:
Михайлова М.О. обратилась с иском к Управлению образованием администрации муниципального района «Корткеросский» о взыскании недополученной заработной платы в общей сумме ХХХ руб. за период с 01 сентября 2007 года, исходя из должностного оклада (тарифной ставки) 2300 руб., с 01 января 2009 года - исходя из должностного оклада (тарифной ставки) ХХХ руб., с индексацией. В обоснование иска указано, что она работает в должности ... МДОУ « ... детский сад № ХХХ » и ей выплачивается заработная плата в меньшем размере, чем предусмотрено законом - производится ее начисление с 01.09.2007 без учета повышения минимального размера оплаты труда.
В качестве соответчика по делу судом привлечено Муниципальное дошкольное образовательное учреждение « ... детский сад № ХХХ ».
Михайлова М.О. о рассмотрении дела надлежаще уведомлена, в суд не явилась, просила рассмотреть дело в ее отсутствие.
Представитель Управления образованием администрации МР «Корткеросский» по доверенности Мальцев В.А. с иском не согласился, указывая на пропуск истцом срока обращения с иском в суд.
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение « ... детский сад № ХХХ » о рассмотрении дела надлежаще уведомлено, представитель в судебное заседание не явился.
Заслушав представителя ответчика, изучив представленные материалы, суд приходит к следующему.
Михайлова М.О. с 2006 года работает в должности ... МДОУ « ... детский сад № ХХХ ». Должностной оклад (тарифная ставка) Михайловой М.О. составляет ХХХ руб., что соответствует тарифной ставке (окладу) 4 разряда Единой тарифной сетки по оплате труда работников муниципальных учреждений муниципального района «Корткеросский», утвержденной постановлением администрации МР «Корткеросский» от 04.10.2007 № 2092.
Доплаты в виде компенсационных, стимулирующих и социальных выплат производятся истцу в соответствии с Положением о выплатах стимулирующего характера к заработной плате сотрудникам МДОУ « ... детский сад № ХХХ » на 2010 год. Истице начисляются доплаты за вредность – в размере 4%, выплаты стимулирующего характера – в размере 44 %, северный и районный коэффициент. Размер и начисление доплат истицей не оспариваются.
Оспаривая законность начисления с 01 сентября 2007 года заработной платы без учета повышения минимального размера оплаты труда, истица ссылается на то, что ответчик производит начисление вышеуказанных компенсационных выплат, а также северных и районных надбавок, не с учетом минимального размера оплаты труда, а исходя из размера тарифной ставки по ее должности.
Однако данные доводы основаны на неправильном толковании норм материального права.
Действующее до 1 сентября 2007 года правовое регулирование определяло минимальный размер оплаты труда как минимальное вознаграждение (минимальную заработную плату), выплачиваемое за труд неквалифицированному работнику, который полностью отработал норму рабочего времени в нормальных условиях труда и выполнял простые работы (часть вторая статьи 129 Трудового кодекса РФ в ред. Федерального закона от 30 июня 2006 года № 90-ФЗ).
При этом в минимальный размер оплаты труда не включались выплаты, призванные компенсировать влияние на работника неблагоприятных производственных факторов или стимулировать работника к качественному результату труда (на это указывалось в той же части второй статьи 129 Трудового кодекса РФ в ред. Федерального закона от 30 июня 2006 года № 90-ФЗ) а размеры тарифных ставок, окладов (должностных окладов), а также базовых окладов (базовых должностных окладов), базовых ставок заработной платы по профессиональным квалификационным группам работников не могли быть ниже минимального размера оплаты труда (часть четвертая статьи 133 Трудового кодекса Российской Федерации в ред. Федерального закона от 30 июня 2006 года № 90-ФЗ).
Федеральным законом от 20 апреля 2007 года № 54-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О минимальном размере оплаты труда» и другие законодательные акты Российской Федерации» из статьи 129 Трудового кодекса РФ исключена часть 2, которая определяла минимальную заработную плату (минимальный размер оплаты труда) как устанавливаемый федеральным законом размер месячной заработной платы за труд неквалифицированного работника, полностью отработавшего норму рабочего времени при выполнении простых работ в нормальных условиях труда, и указывала, что в величину минимального размера оплаты труда не включаются компенсационные, стимулирующие и социальные выплаты. С 1 сентября 2007 года также признано утратившим силу положение о том, что размеры тарифных ставок, окладов (должностных окладов), а также базовых окладов (базовых должностных окладов), базовых ставок заработной платы по профессиональным группам работников не могут быть ниже минимального размера оплаты труда (часть четвертая статьи 133 трудового кодекса РФ).
В то же время действующей в настоящее время частью третьей статьи 133 Трудового кодекса РФ (в ред. Федеральных законов от 30 июня 2006 года № 90-ФЗ, от 20 апреля 2007 года № 54-ФЗ) установлено, что месячная заработная плата работника, полностью отработавшего за этот период норму рабочего времени и выполнившего нормы труда (трудовые обязанности), не может быть ниже минимального размера оплаты труда.
Часть первая статьи 129 Трудового кодекса РФ определяет заработную плату работника как вознаграждение за труд в зависимости от квалификации работника, сложности, количества, качества и условий выполняемой работы, а также компенсационные выплаты (доплаты и надбавки компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, работу в особых климатических условиях и на территориях, подвергшихся радиоактивному загрязнению, и иные выплаты компенсационного характера) и стимулирующие выплаты (доплаты и надбавки стимулирующего характера, премии и иные поощрительные выплаты) и дает понятия тарифной ставки, оклада (должностного оклада), базового оклада (базового должностного оклада), базовой ставки заработной платы.
Согласно названной статьи тарифная ставка - фиксированный размер оплаты труда работника за выполнение нормы труда определенной сложности (квалификации) за единицу времени без учета компенсационных, стимулирующих и социальных выплат.
Оклад (должностной оклад) – фиксированный размер оплаты труда работника за исполнение трудовых (должностных) обязанностей определенной сложности за календарный месяц без учета компенсационных, стимулирующих и социальных выплат.
Базовый оклад (базовый должностной оклад), базовая ставка заработной платы – минимальный оклад (должностной оклад), ставка заработной платы работника государственного или муниципального учреждения, осуществляющего профессиональную деятельность по профессии рабочего или должности служащего, входящим в соответствующую профессиональную квалификационную группу, без учета компенсационных, стимулирующих и социальных выплат.
Анализ вышеизложенного свидетельствует, что заработная плата работников состоит из двух основных частей: непосредственно вознаграждения за труд и выплат компенсационного и стимулирующего характера. При этом выплаты компенсационного стимулирующего характера в смысле статьи 129 Трудового кодекса Российской Федерации являются элементами заработной платы, его составной частью.
Таким образом, действующее законодательство не содержит требований о том, что размеры тарифных ставок, окладов (должностных окладов) должны быть не ниже минимального размера оплаты труда.
Данный вывод также нашел отражение в позиции Конституционного суда Российской Федерации, изложенного в определении от 01.10.2009 года № 1160-О-О, который основываясь на нормах Федерального закона «О минимальном размере оплаты труда», пришел к выводу, что федеральный законодатель в ходе совершенствования трудового законодательства, существенно увеличив минимальный размер оплаты труда и признав утратившей силу норму части четвертой статьи 133 Трудового кодекса Российской Федерации, обеспечивавшую установление тарифной ставки, оклада (должностного оклада) в размере не ниже минимального размера оплаты труда, при установлении оплаты труда предусмотрел в качестве обязательного единственное условие: заработная плата, включая стимулирующие и компенсационные выплаты, не может быть ниже минимального размера оплаты труда, установленного федеральным законом. При этом допускается установление тарифной ставки, оклада (должностного оклада) ниже этого размера.
Таким образом, из смысла положений статей 129, 133 Трудового кодекса Российской Федерации следует, что не может быть ниже минимального размера оплаты труда именно месячная заработная плата работника, а не должностной оклад.
Ссылка в исковом заявлении на Обзор законодательства и судебной практики Верховного суда Российской Федерации за четвертый квартал 2009 года, утвержденный Постановлением Президиума Верховного суда РФ от 10 марта 2010 года, не может быть принята во внимание, поскольку разъяснение на вопрос N 3 было отозвано на основании Постановления Президиума Верховного Суда РФ от 16.06.2010г.
В соответствии с положениями ст. 392 ТК РФ установлен трехмесячный срок для обращения работника в суд за разрешением индивидуального трудового спора со дня, когда он узнал или должен был узнать о нарушении своего права.
Федеральный закон № 91-ФЗ «О внесении изменений в статью 1 Федерального закона «О минимальном размере оплаты труда», а также Трудовой кодекс РФ были опубликованы в официальных периодических изданиях и были доступны для всеобщего обозрения. Учитывая данное обстоятельство и принимая во внимание то, что истец работает в учреждении ответчика, ежемесячно получал заработную плату и имел возможность ознакомиться с условиями и видами выплат, предусмотренных законом, в связи с чем должен был узнать о предполагаемом нарушении своего права своевременно. Возникшие правоотношения не носят длящийся характер, поскольку заработная плата истцу начислялась и выплачивалась ежемесячно.
Пропуск срока для обращения с иском в суд является самостоятельным основанием отказа в иске.
Так, срок обращения в суд с иском о взыскании соответствующих выплат по февраль 2010г. включительно, истец пропустил. Учитывая, что ответчиком заявлено ходатайство о пропуске Михайловой М.О. срока для обращения с иском в суд, уважительных причин пропуска срока истцом не представлено и в судебном заседании не установлено, суд с учетом нормы, предусмотренной ч.1 ст. 392 ТК РФ, проверяет правильность начисления и выплаты заработной платы истцу за последние три месяца до момента обращения с иском в суд, а именно с 28 марта 2010 года.
Поскольку совокупный размер месячной заработной платы истца с марта 2010 года, включая оклад в размере ХХХ руб., доплаты за вредность – в размере 4 %, выплаты стимулирующего характера – в размере 44 %, северный и районный коэффициент, составляет минимальный размер оплаты труда, то нарушений трудовых прав истца при выплате ему заработной платы ответчиком не допущено.
Согласно расчетного листа за апрель 2010 года выплаты стимулирующего характера составили 10 % и начислены в сумме ХХХ руб., в связи с чем общее начисление за месяц составило ХХХ руб. Положением о надбавках, доплатах и других видах материального поощрения сотрудников МДОУ « ... детский сад № ХХХ » определено, что размеры надбавок и доплат стимулирующего характера минимальными размерами не ограничиваются и определяются в зависимости от дополнительного объема выполняемых работ, определяются ДОУ самостоятельно. Из табеля учета рабочего времени за апрель 2010 года видно, что Михайловой М.О. полная норма рабочего времени по количеству часов не отработана. Таким образом, в данном месяце отсутствуют основания для начисления Михайловой заработной платы в размере установленной минимальной оплаты труда.
При таких обстоятельствах, суд приходит к выводу об отсутствии основания для признания требований истца обоснованными и подлежащими удовлетворению.
Руководствуясь ст.197, 198 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
В иске Михайловой М.О. к Управлению образованием администрации муниципального района «Корткеросский», Муниципальному дошкольному образовательному учреждению « ... детский сад № ХХХ » о взыскании недополученных сумм заработной платы в общей сумме ХХХ руб. за период с 01 сентября 2007 года, исходя из должностного оклада (тарифной ставки) ХХХ руб., с 01 января 2009 года - исходя из должностного оклада (тарифной ставки) ХХХ руб., с индексацией отказать.
Решение может быть обжаловано в Верховный Суд РК через Корткеросский районный суд в течение 10 дней со дня вынесения решения в окончательной форме.
Судья Л.А. Мельник
В окончательной форме решение изготовлено 24 августа 2010 года.