О взыскании надбавки за особые условия труда



Дело № 2-304/2010 г.

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

Корткеросский районный суд Республики Коми в составе

председательствующего судьи Мельник Л.А.,

при секретаре Карповой М.М.,

с участием истца Атуевой М.М.,

30 августа 2010 года рассмотрев в открытом судебном заседании в с.Корткерос дело по иску

Атуевой М.М.

к администрации МР «Корткеросский» о взыскании надбавки за особые условия муниципальной службы, дополнительной компенсации среднего заработка, выходного пособия, компенсации за неиспользованный отпуск, о перерасчете и доначислении отпускных,

УСТАНОВИЛ:

Атуева М.М. обратилась с иском к администрации муниципального района «Корткеросский» о взыскании надбавки за особые условия муниципальной службы в сумме ХХХ руб. за период с 01 июня 2009 г. по 01 марта 2010 г., выходного пособия в размере ХХХ руб. за период со 02 марта 2010 г. по 01 апреля 2010г., дополнительной компенсации среднего заработка в сумме ХХХ руб. за период со 02 марта 2010г. по 25 апреля 2010г., компенсации за неиспользованный отпуск при увольнении в сумме ХХХ руб., а также об обязании ответчика включить недоначисленную надбавку за особые условия муниципальной службы в сумме ХХХ руб. для исчисления средней заработной платы для предоставления государственных гарантий по ст. 318 ТК РФ. Истица просит произвести перерасчет и доначисление отпускных по дням отпуска, предоставленным в соответствии с распоряжением администрации МО МР «Корткеросский» от 27 марта 2009 года № 45-р и от 25 августа 2009 года № 166, включив для расчета средней заработной платы и соответственно среднего дневного заработка для оплаты отпусков материальную помощь, полученную ею в декабре 2008 года и в сентябре 2009 года.

В обосновании требований указано, что с 09 июля 2008г. по 01 марта 2010г. истица состояла в должности ... , ее должность относится к ... группе должностей, по которой установлены в том числе предельные размеры ежемесячной надбавки к должностному окладу за особые условия муниципальной службы – по ... должностям муниципальной службы – до ХХХ %. 31 марта 2009г. и.о. руководителя МО МР «Корткеросский» было принято распоряжение № 118-Р о снижении предельного размера ежемесячной надбавки к должностному окладу за особые условия муниципальной службы, в т.ч. по ... должностям муниципальной службы – до ХХХ %. В марте 2010 года прокуратурой был вынесен протест на данное распоряжение, в связи с тем, что оно принято в нарушение действующего законодательства и 25 марта 2010г. распоряжением руководителя АМО МР «Корткеросский» № 174-р распоряжение № 118-Р отменено. За период ее работы с 01 июня 2009г. по 01 марта 2010г. АМР «Корткеросский» недоначислило истице ежемесячную надбавку к должностному окладу за особые условия муниципальной службы в размере ХХХ руб., что с территориальными надбавками составляет ХХХ руб. При расторжении трудовых отношений с ней произведен окончательный расчет, который был произведен исходя из фонда оплаты труда за период 12 месяцев предшествующих расторжению трудовых отношений, но т.к. ей подлежит доначислению ХХХ руб., заработная плата за 12 месяцев должна быть больше с учетом указанной суммы, в связи с чем выходное пособие, дополнительная компенсация среднего заработка и компенсация за неиспользованный отпуск при увольнении подлежат доначислению. В заявлении также указано, что при исчислении среднего дневного заработка для выплаты дополнительной компенсации среднего заработка за неиспользованный отпуск, дополнительной компенсации и выходного пособия, в расчеты за предыдущие 12 месяцев, предшествовавших увольнению, не была включена материальная помощь в размере ХХХ руб., полученная ею в декабре 2009 года – ХХХ руб., и в сентябре 2009 года – ХХХ руб. В связи с чем просит произвести перерасчет и доначисление отпускных по дням отпуска, предоставленным в соответствии с распоряжением администрации МО МР «Корткеросский» от 27 марта 2009 года № 45-р и от 25 августа 2009 года № 166.

В судебном заседании Атуева М.М. иск поддержала в полном объеме суду пояснив, что о расчете спорных выплат она узнала после своей поездки, в июле 2010 года. Уехала она 13 апреля, а приехала 29 июня 2010 года. Протест прокурора был принесен, когда она отсутствовала, и до апреля она считала, что надбавки начислены ей законно, ей не было известно об отмене распоряжения № 118-р от 31 марта 2009 года. Просила восстановить ей срок для обращения с иском в суд, указав, что причины ее поездки были вескими, ей необходимо было ухаживать за матерью из-за ее болезни. О нарушении ее прав при исчислении отпускных в течение 2009 года ей стало известно при ее увольнении 01 марта 2010 года, когда материальная помощь была включена в исчисление выплат, связанных с увольнением. Сумма недоначисленных отпускных составила ХХХ руб.

Администрация муниципального района «Корткеросский» о рассмотрении дела надлежаще уведомлена, просит рассмотреть дело без участия представителя администрации. В отзыве на исковое заявление Атуевой М.М. просит в иске отказать в связи с пропуском срока обращения в суд, считая, что трехмесячный срок для подачи искового заявления истек 25 июня 2010 года, т.к. 25 марта 2010 года распоряжением № 174-р руководитель администрации отменил ранее принятое распоряжение № 118-р, снижающее предельный размер надбавок за особые условия муниципальной службы.

Заслушав истца, изучив представленные материалы, суд приходит к следующему.

Атуева М.М. с 09 июля 2008г. по 01 марта 2010г. занимала должность ... .

В соответствии со ст. 22.Федерального закона № 25-ФЗ от 02.03.2007г. «О муниципальной службе в РФ» оплата труда муниципального служащего производится в виде денежного содержания, которое состоит из должностного оклада муниципального служащего в соответствии с замещаемой им должностью муниципальной службы (далее - должностной оклад), а также из ежемесячных и иных дополнительных выплат, определяемых законом субъекта Российской Федерации. Органы местного самоуправления самостоятельно определяют размер и условия оплаты труда муниципальных служащих. Размер должностного оклада, а также размер ежемесячных и иных дополнительных выплат и порядок их осуществления устанавливаются муниципальными правовыми актами, издаваемыми представительным органом муниципального образования в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.

Согласно ст. 9 Закона РК от 21.12.2007г. № 133-РЗ «О некоторых вопросах муниципальной службы в Республике Коми» в состав оплаты труда муниципального служащего входит, в т.ч. ежемесячная надбавка к должностному окладу за особые условия муниципальной службы.

Действовавшим в МР «Корткеросский» решением Совета МР Корткеросский» № IV- 3/5 от 16.05.2008г., утверждено Положение об оплате труда муниципальных служащих муниципального образования муниципального района «Корткеросский», которым установлен предельный размер ежемесячной надбавки к должностному окладу за особые условия муниципальной службы по высшей должности муниципальной службы, к которой относилась должность, занимаемая Атуевой М.М.- заместителя главы АМР «Корткеросский» - ХХХ %. При этом, порядок ее выплаты определяется нанимателем (работодателем), размер которого устанавливается его распоряжением.

Положением о материальном стимулировании муниципальных служащих АМР «Корткеросский», замещающих должности муниципальной службы, утвержденным решением Совета МР «Корткеросский» от 29 апреля 2009г. № IV-17/6, предусматривалось снижение надбавки в процентах от предельного размера надбавки до 0% за упущения и недостатки в работе. Данный пункт Положения был отменен решением Корткеросского районного суда от 01 апреля 2010г. с момента вступления судебного решения в законную силу, а именно с 16 апреля 2010г., в связи с тем, что прекращение выплаты надбавки за особые условия муниципальной службы в связи с различными упущениями и недостатками противоречит требованиям законодательства. Положение признано утратившим силу решением Совета МР «Корткеросский» № IV-28/8 от 30.03.2010г., вступившим в силу со дня его опубликования, опубликованным в Информационном вестнике Совета МР «Корткеросский» и АМР «Корткеросский» № 41 (ч.1) 31.03.2010г.

31 марта 2009г. и.о. руководителя МО МР «Корткеросский» было принято распоряжение № 118-р об установлении предельного размера надбавки за особые условия труда категориям работников АМР «Корткеросский» с 01 июня 2009г., в частности по высшим должностям муниципальной службы в размере до 170%, которое было отменено по протесту прокурора, в связи с превышением полномочий, распоряжением АМР «Корткеросский» от 25 марта 2010г. № 174-р. При этом, суду каких-либо правовых оснований для уменьшения предельного размера надбавки за особые условия труда представлено не было. Так, в соответствии с Положением надбавка устанавливалась с учетом критериев оценки выполняемых работ, а снижение размера надбавки возможно за упущения и недостатки в работе, суду доказательств об упущениях и недостатках в работе Атуевой М.М., дающих основание для снижения предельного размера надбавки в период с 01.06.2009г. по 01.03.2010г., т.е. за период уменьшения предельного размера надбавки ответчиком не представлено. Кроме того, судом установлено, что данные критерии не могли применяться, т.к. противоречили действовавшему законодательству и нарушали права и законные интересы муниципальных служащих АМР «Корткеросский».

Таким образом, снижение размера надбавки Атуевой М.М. было связано с принятием незаконного распоряжения и.о. руководителя администрации о снижении предельного размера надбавок за особые условия труда.

С учетом изложенного, суд считает требование о взыскании с ответчика надбавки за особые условия муниципальной службы в сумме ХХХ руб. за период с 01.06.2009г. по 01.03.2010г. подлежащим удовлетворению.

В соответствии с ч.1, 2 ст. 318 ТК РФ работнику, увольняемому из организации, расположенной в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, в связи с сокращением штата выплачивается выходное пособие в размере среднего месячного заработка; за ним также сохраняется средний месячный заработок на период трудоустройства, но не свыше трех месяцев со дня увольнения (с зачетом выходного пособия). В исключительных случаях средний месячный заработок сохраняется за работником в течение четвертого, пятого и шестого месяцев со дня увольнения по решению органа службы занятости населения при условии, что в месячный срок после увольнения работник обратился в этот орган и не был им трудоустроен. Ч. 3 ст. 180 ТК РФ также должна быть выплачена дополнительная компенсация в размере его среднего заработка, исчисленного пропорционально времени, оставшемуся до истечения срока предупреждения об увольнении (ч. 3 ст. 180 ТК РФ). И при увольнении работнику выплачивается денежная компенсация за все неиспользованные отпуска (ст. 127 ТК РФ).

В соответствии с распоряжением руководителя АМР «Корткеросский» №48-р от 25 февраля 2010г. с Атуевой М.М. с 01 марта 2010г. были расторгнуты трудовые отношения, в связи с чем был произведен окончательный расчет, с выплатой выходного пособия за период с 02.03.2010г. по 01.04.2010г., дополнительной компенсации среднего заработка за период с 02.03.2010г. по 25.04.2010г. и компенсации за неиспользованный отпуск при увольнении, рассчитанные из заработной платы за 12 календарных месяцев, предшествующих расторжению трудовых отношений.

В связи с удовлетворением требования о взыскании с ответчика надбавки за особые условия муниципальной службы и недоначисленных отпускных по дням отпусков, предоставленных в 2009 году, подлежат перерасчету выплаты, произведенные Атуевой М.М. после расторжения трудовых отношений.

Представленный истцом расчет выплат, а именно выходного пособия в размере ХХХ руб. за период с 02.03.2010г. по 01.04.2010г., дополнительной компенсации среднего заработка в сумме ХХХ руб. за период с 02.03.2010г. по 25.04.2010г., компенсации за неиспользованный отпуск при увольнении в сумме ХХХ руб., ответчиком не оспариваются. С учетом изложенного, суд считает требования истца о взыскании указанных сумм с ответчика подлежащими удовлетворению.

Также подлежит удовлетворению требование истца об обязании ответчика включить надбавку за особые условия муниципальной службы в сумме ХХХ руб. для исчисления средней заработной платы для предоставления государственных гарантий по ст. 318 ТК РФ в связи с тем, что данная выплата должна была быть произведена истцу и соответственно должна учитываться при исчислении среднего заработка работника необходимого для определения размера пособия, выплачиваемого в соответствии со ст. 318 ТК РФ.

Федеральным законом № 25-ФЗ от 02.03.2007г. «О муниципальной службе в РФ», Законом РК от 21.12.2007г. № 133-РЗ «О некоторых вопросах муниципальной службы в РК» и действовавшим в 2009г. Положением о материальном стимулировании муниципальных служащих AMP «Корткеросский», замещающих должности муниципальной службы, утвержденным решением Совета МР «Корткеросский» от 29.04.2009г. № IV-17/6, предусмотрено, что материальная помощь входит в состав оплаты труда муниципального служащего ( ст.9 закона РК № 133-РЗ), а также входит в состав материального стимулирования, как и надбавки за особые условия муниципальной службы и ежемесячные премии (п. 1.2,1.3 Положения о материальном стимулировании AMP «Корткероссктий»).

Согласно Положению о материальном стимулировании AMP «Корткеросский» р.4 «Материальная помощь» оспариваемый вид выплаты выплачивается за фактически отработанное время, т.е. зависит от работы муниципального служащего, а не от факта наступления каких-либо обстоятельств, и не является единовременной. В Положении закреплено только условие о возможности выплаты материальной помощи в исключительных случаях единовременно по семейным обстоятельствам. В данном случае изменяется только порядок выплаты, а не основание выплаты, связанная с трудовой деятельностью, что подтверждается также тем, что Положение предусматривает удержание материальной помощи при увольнении работника, получившего материальную помощь без учета фактически отработанного времени.

Как установлено судом, материальная помощь Атуевой М.М. выплачивалась в декабре 2008 года и в сентябре 2009 года в размере - ХХХ руб.

По Закону РК № 133-РЗ материальная помощь входит в состав оплаты труда муниципального служащего, т.е. является его денежным содержанием. В соответствии с Положением об исчислении заработной платы (пп. «е» п.2) денежное содержание, начисленное муниципальным служащим за отработанное время подлежит учету для расчета среднего заработка, т.к. предусмотрено системой оплаты труда.

Данный довод подтверждается также действовавшим в 2009г. Указанием о порядке применения бюджетной классификации Российской Федерации, утвержденному приказом Министерства финансов Российской Федерации от 25 декабря 2008 г. N 145н, аналогичным с Указанием, указанным в исковом заявлении, но утратившим силу с 01.09.2009г. С 01.01.2010г. вступило в силу новое Указание о порядке применения бюджетной классификации Российской Федерации, утвержденное приказом Минфина РФ от 30.12.2009г. № 150н, который также предусмотрел осуществление расходов по выплате материальной помощи, других вознаграждений и выплат поощрительного, стимулирующего характера в подстатье 211 «Заработная плата» ".

Положением об особенностях порядка исчисления заработной платы, утвержденного постановлением Правительства РФ от 24.12.2007г. № 922 (далее- Положение об исчислении заработной платы), в п.3 закреплено то, что для расчета среднего заработка не учитываются выплаты социального характера и иные выплаты, не относящиеся к оплате труда (материальная помощь, оплата стоимости питания, проезда, обучения, коммунальных услуг, отдыха и другие).

Однако с учетом вышеизложенного, положений нормативных актов, регулирующих оплату труда муниципальных служащих, суд считает, что при исчислении среднего дневного заработка для начисления отпускных по распоряжению руководителя администрации от 27 марта 2009 года № 45-р подлежит включению материальная помощь, выплаченная Атуевой М.М. в декабре 2008 года и по распоряжению от 25 августа 2009 года № 166 – материальная помощь, выплаченная в декабре 2008 года и в сентябре 2009 года, как выплата, предоставляемая для оплаты труда, т.к. она входит в оплату труда, выплачивается независимо от наступления материальных трудностей и не является выплатой социального характера.

В соответствии со ст. 392 ТК РФ, работник имеет право обратиться в суд за разрешением индивидуального трудового спора в течение трех месяцев со дня, когда он узнал, или должен был узнать о нарушении своего права. При пропуске по уважительным причинам установленных сроков, они могут быть восстановлены судом.

Трехмесячный срок для подачи искового заявления о взыскании набавки за особые условия муниципальной службы истек 25 июня 2010 года, учитывая, что 25 марта 2010 года распоряжением № 174-р руководитель администрации отменил ранее принятое распоряжение № 118-р, снижающее предельный размер надбавок за особые условия муниципальной службы. Срок для подачи искового заявления о перерасчете и начислении отпускных за 2009 год, учитывая, что истице стало известно о нарушении ее права при увольнении 01 марта 2010 года, истек 01 июня 2010 года.

Атуева М.М. обратилась в суд с иском 20 июля 2010 года, в судебном заседании заявила ходатайство о восстановлении ей пропущенного срока в связи с ее выездом на родину по семейным обстоятельствам в связи с болезнью матери. Суду представлены проездные билеты на имя Атуевой М.М. из ... до ... и обратно, подтверждающие, что истица отсутствовала по месту жительства с 13 апреля 2010 года по 29 июня 2010 года. Учитывая, что доводы истицы об уважительности пропуска срока для обращения с иском в суд, подтверждены в судебном заседании письменными доказательствами, суд считает возможным восстановить истцу срок на подачу данного искового заявления.

На основании изложенного, руководствуясь ст.197, 198 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Иск удовлетворить.

Взыскать с администрации муниципального образования муниципального района «Корткеросский» в пользу Атуевой М.М. надбавку за особые условия муниципальной службы в сумме ХХХ руб. за период с 01 июня 2009 г. по 01 марта 2010 г., выходное пособие в размере ХХХ руб. за период со 02 марта 2010 г. по 01 апреля 2010г., дополнительную компенсацию среднего заработка в сумме ХХХ руб. за период с 02 марта 2010г. по 25 апреля 2010г., компенсацию за неиспользованный отпуск при увольнении в сумме ХХХ руб.

Обязать администрацию муниципального района «Корткеросский» включить надбавку за особые условия муниципальной службы в сумме ХХХ руб. для исчисления средней заработной платы для предоставления государственных гарантий по ст.318 ТК РФ.

Обязать администрацию муниципального района «Корткеросский» произвести перерасчет и доначисление отпускных по дням отпусков, предоставленных в соответствии с распоряжениями AMP «Корткеросский» от 27.03.2009 г. № 45-р, включив для расчета средней заработной платы и соответственно среднего дневного заработка для оплаты отпуска материальную помощь, выплаченную Атуевой М.М. в декабре 2008 года, и отпусков, предоставленных распоряжением от 25.08.2009г. № 166-р, включив для расчета средней заработной платы и соответственно среднего дневного заработка для оплаты данных отпусков материальную помощь, выплаченную Атуевой М.М. в декабре 2008 года и сентябре 2009 года.

Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Коми через Корткеросский районный суд в течение 10 дней со дня вынесения в окончательной форме

Судья Л.А. Мельник

Решение в окончательной форме изготовлено 02 сентября 2010 года.