О признании незаконным бездействия администрации МО СП `Додзь`



Дело № 2-370/2010г.

Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Корткеросский районный суд Республики Коми

в составе председательствующего судьи Буян Э.Ф.,

с участием прокурора Федотовой М.В.,

представителя АСП «Додзь» Арихиной Е.А.,

при секретаре Бабик Н.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в с. Корткерос

21 сентября 2010 года гражданское дело по заявлению

Прокурора Корткеросского района

о признании незаконным бездействия администрации МО СП «Додзь»

по непринятию мер по ограждению кладбища, определения его границ, отводу мест захоронения и об обязании устранения нарушения законодательства о погребении,

У С Т А Н О В И Л :

Прокурор Корткеросского района обратился в суд с заявлением о признании незаконным бездействия администрации МО СП «Додзь» (далее АСП «Додзь») по непринятию мер по ограждению кладбища, определения его границ, отводу мест захоронения и об обязании устранения нарушения законодательства о погребении: определить границы кладбища в д.Визябож, оградить территорию кладбища, принять меры по обеспечению отвода участков под захоронения умерших. В обоснование требований пояснив, что кладбище в д.Визябож передано в собственность АСП «Додзь». В нарушение законодательства РФ территория кладбища не огорожена, земельные участки под захоронения не отводятся, разрешения не выдаются, регистрация захоронений не осуществляется, чем нарушаются права жителей близлежащих к кладбищу домов, которые имеют колодцы, вода из которых используется для жизнедеятельности.

На судебном заседании прокурор Федотова М.В. заявленные требования поддержала в полном объеме. Просила обязать АСП «Додзь» устранить допущенные нарушения законодательства о погребении в срок до 01.12.2010г.

Представитель администрации сельского поселения «Додзь» Арихина Е.А. с требованиями прокурора согласилась, суду пояснила, что решением Совета от 12.03.2009г. кладбище д.Визябож передано в собственность АСП «Додзь», но акта приемо-передачи нет. Нет границ кладбища. Ближайшее захоронение от кладбища до земельных участков – 67 кв.м., это захоронение 2003г. Кирушев приобрел земельный участок в 2004г. Ранее было садоводческое товарищество «Визя-ель», в 2005 г. его земли были переданы в АСП «Додзь». В 1993г. СТ «Вияз-ель» при проведении собрания решило не доходить до кладбища 200м., но самовольно участки выделялись, без согласования с АСП «Додзь».

Кирушев А.В. на судебное заседание не явился, надлежащим образом уведомлен о времени и месте рассмотрения дела, просил дело рассмотреть в его отсутствие.

Суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие заинтересованного лица Кирушева А.В.

Заслушав прокурора, представителя ответчика, рассмотрев представленные документы, суд приходит к следующему.

В соответствии с п. 22 п.1. ст. 14 ФЗ № 131-ФЗ от 06.10.2003 «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» к вопросам местного значения поселения отнесена организация ритуальных услуг и содержание мест захоронения.

Согласно п.1 ст. 4 Федерального закона от 12.01.1996 N 8-ФЗ "О погребении и похоронном деле" (далее Закон о погребении) местами погребения являются отведенные в соответствии с этическими, санитарными и экологическими требованиями участки земли с сооружаемыми на них кладбищами для захоронения тел (останков) умерших. В соответствии со ст. 17 Закона о погребении деятельность на местах погребения осуществляется в соответствии с санитарными и экологическими требованиями и правилами содержания мест погребения, устанавливаемыми органами местного самоуправления. При нарушении санитарных и экологических требований к содержанию места погребения органы местного самоуправления обязаны приостановить или прекратить деятельность на месте погребения и принять меры по устранению допущенных нарушений и ликвидации неблагоприятного воздействия места погребения на окружающую среду и здоровье человека, а также по созданию нового места погребения. В статье 18 Закона о погребении указано, что общественные кладбища предназначены для погребения умерших с учетом их волеизъявления либо по решению специализированной службы по вопросам похоронного дела. Общественные кладбища находятся в ведении органов местного самоуправления. На общественных кладбищах для погребения умершего предоставляется участок земли в соответствии с пунктом 5 статьи 16 настоящего Федерального закона. Порядок деятельности общественных кладбищ определяется органами местного самоуправления.

Согласно санитарным правилам и нормам "Гигиенические требования к размещению, устройству и содержанию кладбищ, зданий и сооружений похоронного назначения. СанПиН 2.1.1279-03" (далее СанПиН) утвержденным Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 08.04.2003 N 35, требования по размещению, устройству и содержанию кладбищ, зданий и сооружений похоронного назначения, включаемые в нормативные правовые акты, принимаемые органами исполнительной власти и местного самоуправления, должны соответствовать положениям настоящих санитарных правил (п.1.4). Ввод кладбища в эксплуатацию допускается после ограждения его территории, разбивки на сектора, благоустройства и озеленения, строительства основных дорог, организации отвода и сбора поверхностных вод, окончания строительства сооружений, предусмотренных проектом (п.3.1).

Судом установлено, что распоряжением Правительства Республики Коми №136-р от 05.04.2010г. кладбище в д. ... передано в собственность АСП «Додзь».

Решением Совета сельского поселения «Додзь» №1-8/2 от 07.08.2006г. утверждено положение об организации похоронного обслуживания на территории МО СП «Додзь» (далее Положение). Пунктом 1 Положения предусмотрено, что территория кладбища должна быть ограждена и разделена дорожками на пронумерованные сектора. На главном входе на кладбище вывешивается схематический план кладбища. По п.2 Положения – место для захоронения отводится сельской администрацией бесплатно в соответствии с нормами и настоящим положением. Согласно п.4 Положения каждое захоронение регистрируется сельской администрацией в книге по установленной форме.

Как установлено судом, подтверждается материалами дела и не оспаривается представителем ответчика, в нарушение требований и норм Закона о погребении, санитарного законодательства РФ, в т.ч. указанных в Положении об организации похоронного обслуживания на территории МО СП «Додзь», территория кладбища, расположенного в д. ... , не огорожена, земельные участки под захоронение не отводятся, разрешения не выдаются, регистрация захоронений не ведется.

Кроме того, из информации АМП «Додзь» №270 от 09.08.2010г., информации Управления Роспотребнадзора по Республике Коми № 10509/01-5 от 16.09.2010г., пояснений представителя ответчика, следует, что на расстоянии от 67 м. от кладбища имеются земельные участки с застройками и действующие колодцы. В связи с чем, суд считает, что непринятие ответчиком мер по ограждению кладбища, определению его границ, отводу мест захоронений влечет за собой несанкционированные захоронения умерших их родственниками. Беспорядочное разрастание кладбища, в том числе по направлению жилых домов граждан, влечет за собой нарушение прав граждан на благоприятную окружающую среду, санитарно-эпидемиологическую обстановку. Продукты распада трупных масс попадают в почву, подземные воды, за счет которых происходит накопление колодцев, использование воды из которых может привести к неблагоприятным последствиям, угрожающим здоровью людей.

Таким образом, в нарушение требований законодательства РФ АСП «Додзь», в чьем ведении находится кладбище, расположенное в д. ... не производятся мероприятия по его ограждению, отводу земельных участков под захоронения, выдаче разрешений, регистрации захоронений.

В связи с изложенным суд считает подлежащим удовлетворению требование прокурора о признании незаконным бездействия АСП «Додзь» по непринятию мер по ограждению кладбища, определению его границ, отводу мест захоронений.

С учетом изложенных требований законодательства, что бремя содержания и обслуживания кладбища, лежит на АСП «Додзь», суд считает требования прокурора Корткеросского района об обязании администрации СП «Додзь» определить границы кладбища в д. ... , оградить территорию кладбища в срок до 01.12.2010г., принять меры по обеспечению отвода участков под захоронения умерших подлежащими удовлетворению.

Руководствуясь ст. 254 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л :

Заявление удовлетворить.

Признать бездействие администрации муниципального образования сельского поселения «Додзь» по непринятию мер по ограждению кладбища, определению его границ, отводу мест захоронений на кладбище, расположенном по адресу: д. ... незаконным.

Обязать администрацию муниципального образования сельского поселения «Додзь» определить границы кладбища, оградить территорию кладбища в срок до 01.12.2010г., а также принять меры по обеспечению отвода участков под захоронения на кладбище, расположенном по адресу: д. ... .

Решение может быть обжаловано в Верховный суд РК в течение 10 дней через Корткеросский районный суд РК.

Судья Буян Э.Ф.