О признании бездействия незаконным и обязании ответчиков совершить определенные действия



Дело № 2-277/2010г.

Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Корткеросский районный суд Республики Коми

в составе председательствующего судьи Буян Э.Ф.,

с участием прокурора Федотовой М.В.,

представителя УО АМР «Корткеросский» Мальцева В.А.,

при секретаре Бабик Н.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в с. Корткерос

24 сентября 2010 года гражданское дело по заявлению

Прокуратуры Корткеросского района

к муниципальному общеобразовательному учреждению «Средняя общеобразовательная школа» с. ... , администрации муниципального образования муниципального района «Корткеросский», Управлению образованием администрации МО МР «Корткеросский»

о признании бездействия незаконным и обязании ответчиков совершить действия, направленные на устранение нарушений пожарной безопасности,

У С Т А Н О В И Л :

Прокуратура Корткеросского района обратилась в суд с заявлением о признании незаконным бездействия администрации МО МР «Корткеросский» (далее АМР «Корткеросский») по невыделению денежных средств на выполнение мероприятий по устранению нарушений правил пожарной безопасности в муниципальном общеобразовательном учреждении «Средняя общеобразовательная школа» с. ... (далее МОУ «СОШ» с. ... ), здание которого является собственностью муниципального района, об обязании МОУ «СОШ» с. ... : произвести замеры сопротивления изоляции силовой и осветительной сети в здании; провести испытания ограждений на крыше и пожарной лестницы; привести в состояние, отвечающее требованиям законодательства о пожарной безопасности, электрические сети; переоборудовать ширину основного эвакуационного выхода в соответствии со СНиП 21-01-97; для помещения мастерских, гаража определить категорию взрывопожарной и пожарной опасности, а также класс зоны ПУЭ и обозначить данные сведения на дверях помещений; план эвакуации людей на случай возникновения пожара выполнить в соответствии с ГОСТ 12.2.143-2002; установку выключателей и розеток произвести в соответствие с требованиями ППБ 01-03, а также об обязании АМР «Корткеросский» выделить денежные средства на выполнение мероприятий по устранению нарушений правил пожарной безопасности, об обязании Управления образованием АМР «Корткеросский» довести выделенные средства до МОУ «СОШ» с. ... .

В судебном заседании прокурор Федотова М.В. отказалась от части исковых требований, а именно об обязании МОУ «СОШ» с. ... по замене электропроводки в здании мастерской и ус, определению категории взрывопожарной опасности мастерских, установке выключателей и розеток в соответствии с требованиями ППБ 01-03 в связи с добровольным исполнением ответчиками заявленных требований и устранения нарушений норм пожарной безопасности, а также по переоборудованию ширины основного эвакуационного выхода. Просила в остальной части требования прокуратуры удовлетворить, уточнив требование об обязании АМР «Корткеросский» выделить денежные средства на устранение оставшихся нарушений правил пожарной безопасности в размере ХХХ руб., обязании УО АМР «Корткеросский» довести выделенные средства до МОУ «СОШ» с. ... .

Представитель Управления образованием АМР «Корткеросский» Мальцев В.А., с требованиями прокурора согласился, просив установить срок исполнения требования о выделении денежных средств до 01.12.2010г.

АМР «Корткеросский», представитель МОУ «СОШ» с. ... на судебное заседание не явились, надлежащим образом уведомлены о времени и месте рассмотрения дела.

Суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие АМР «Корткеросский», МОУ «СОШ» с. ... .

Заслушав прокурора, представителя ответчика Мальцева В.А., рассмотрев представленные документы, суд приходит к следующему.

Судом установлено, что 12.08.2009г. ОГПН по Корткеросскому району в МОУ «СОШ» с. ... проведена проверка соблюдения требований пожарной безопасности, в ходе которой выявлены нарушения законодательства, в том числе не произведены замеры сопротивления изоляции силовой и осветительной сети в здании (ППБ 01-03 п.57); не проведены испытания ограждений на крыше и пожарной лестницы (ППБ 01-03 п.41); эксплуатация электрических сетей, электроустановок и электротехнических изделий в здании гаража, а также контроль за их техническим состоянием осуществляется с нарушением требований нормативных документов по электроэнергетике: электропровода на вводе в здание, в помещении мастерских, здания гаража выполнены при помощи скруток, не произведена замена ветхих участков электропроводов осветительной и силовой сети, не произведена ревизия электрооборудования (ППБ 01-03 п.57, 60); ширина эвакуационного выхода выполнена с нарушением СНиП 21-01-97; для помещений мастерских, гаража не определена категория взрывопожарной и пожарной опасности, а также класс зоны ПУЭ и не обозначен на дверях помещений (ППБ 01-03 п.33); план эвакуации людей на случай возникновения пожара выполнен в нарушение ГОСТ 12.2.143-2002; выключатели и розетки выполнены на горючем основании (ППБ 01-03 п.57).

26.08.2009г. инспектором ОГПН по Корткеросскому району по фактам выявленных нарушений в адрес директора МОУ «СОШ» с. ... вынесено предписание № 103/103/1-24, установлен срок исполнения предписания до мая 2010 года.

27.05.2010г. при проведении в МОУ «СОШ» с. ... внеплановой проверки по исполнению предписания ОГПН установлено, что вышеназванные нарушения правил пожарной безопасности не устранены, что подтверждается актом проверки №52 от 01.06.2010г.

В соответствии со ст. 41 Конституции РФ каждый имеет право на охрану здоровья.

В соответствии со ст. ст. 20, 34, 36 Закона РФ № 69 от 21.12.1994г. «О пожарной безопасности» (далее Закон о пожарной безопасности) к нормативным документам по пожарной безопасности относятся стандарты, нормы и правила пожарной безопасности, инструкции и иные документы, содержащие требования пожарной безопасности. Граждане имеют право на защиту их жизни, здоровья, имущества в случае пожара. Органы местного самоуправления в пределах своей компетенции и на соответствующих территориях обязаны: организовывать разработку и обеспечить реализацию мер пожарной безопасности.

Кроме того, согласно ст. 20, 37 Закона о пожарной безопасности требования нормативных правовых актов по пожарной безопасности обязательны для исполнения. Руководители организаций осуществляют непосредственное руководство системой пожарной безопасности в пределах своей компетенции на подведомственных объектах, несут персональную ответственность за соблюдение требований пожарной безопасности.

В соответствии со ст. 12 Федерального закона «Об образовании» № 3266-1 от 10.07.1992г. (далее Закон об образовании) здание МОУ «СОШ» с. ... используется в целях проведения образовательного процесса. Согласно ст. ст. 31,32 Закона об образовании обеспечение содержания зданий и сооружений муниципальных образовательных учреждений относится к полномочиям органов местного самоуправления. Образовательное учреждение несет в установленном законодательством Российской Федерации порядке ответственность за жизнь и здоровье обучающихся, воспитанников и работников образовательного учреждения во время образовательного процесса.

Уставом муниципального района «Корткеросский» пп.3 п.1 ст.12 к вопросам местного значения муниципального района отнесены вопросы владения, пользования и распоряжения имуществом, находящимся в муниципальной собственности муниципального района «Корткеросский».

В соответствии с Уставом МОУ «СОШ» с. ... , утвержденным 26.09.2008г., здание МОУ является муниципальной собственностью муниципального района «Корткеросский» и закреплено за МОУ на праве оперативного управления. В соответствии со ст. ст. 120,122 ГК РФ на собственнике учреждения лежит бремя по его содержанию.

В соответствии с ч.4 ст. 51 ФЗ № 131-ФЗ от 06.10.2003 «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» органы местного самоуправления от имени муниципального образования субсидиарно отвечают по обязательствам муниципальных учреждений и обеспечивают их исполнение в порядке, установленном федеральным законом.

АМР «Корткеросский» является постоянно действующим исполнительно-распорядительным органом местного самоуправления МО МР «Корткеросский», осуществляющим управленческие функции в пределах границ муниципального района. Основными задачами деятельности АМР «Корткеросский» являются создание необходимых условий для жизнеобеспечения населения муниципального района, решение вопросов местного значения, обеспечение социально-экономического развития района, управление муниципальной собственностью и муниципальными финансами муниципального района, соблюдение законности, прав и свобод граждан.

Согласно Положению об Управлении образованием АМР «Корткеросский», утвержденному решением Совета МР «Корткеросский» № IV-8/1 от 22.08.2008г., Управление образованием является самостоятельным структурным подразделением администрации муниципального района, к компетенции которого относятся, в том числе осуществление функций главного распорядителя и получателя средств бюджета МО МР в части средств, предусмотренных на содержание муниципальных образовательных учреждений; контроль соблюдения в образовательных учреждениях района требований техники безопасности и соблюдение необходимых условий по охране жизни и здоровья детей, подростков и работников образовательных учреждений. В связи с чем, Управление образованием также несет субсидиарную ответственность по обязательствам образовательного учреждения.

Как установлено судом, на устранение части нарушений правил пожарной безопасности в МОУ «СОШ» с. ... , а именно на замену электропроводки в здании мастерской и ус, на определение категории взрывопожарной опасности мастерских, на установку выключателей и розеток в соответствии с требованиями ППБ 01-03 были выделены и перечислены денежные средства, в связи с чем по данным нарушениям, а также по несоответствию нормам ширины эвакуационного выхода, прокурор отказался от требований, суд считает возможным принять частичный отказ истца от иска, т.к. он не противоречит закону и не нарушает права третьих лиц. Однако для устранения оставшихся нарушений, а именно по проведению замеров сопротивления изоляции силовой и осветительной сети в здании, по проведению испытаний ограждений на крыше и пожарной лестницы, по выполнению планов эвакуации людей на случай возникновения пожара в соответствии с ГОСТ 12.2.143-2002 заключены договоры, на сумму ХХХ руб., ХХХ руб., ХХХ руб. соответственно, общая сумма затрат составляет ХХХ руб., но оплата по данным договорам не произведена.

С учетом того, что нарушения правил пожарной безопасности, имеющиеся в образовательном учреждении препятствуют своевременному предотвращению воздействия на несовершеннолетних обучающихся, работников МОУ «СОШ» с. ... опасных факторов пожара, спасению людей на случай пожара, ставят под угрозу их жизнь и здоровье, суд считает бездействие АМР «Корткеросский» по невыделению денежных средств на выполнение мероприятий по устранению нарушений правил пожарной безопасности незаконным.

Также, на основании изложенного, с учетом мнения сторон, суд считает требования прокуратуры об обязании АМР «Корткеросский» по выделению денежных средств в размере ХХХ рублей для проведения мероприятий по устранению нарушений правил пожарной безопасности в МОУ «СОШ» с. ... и об обязании Управления образованием АМР «Корткеросский» довести выделенные средства на устранение нарушений правил пожарной безопасности до МОУ «СОШ» с. ... , а также об обязании МОУ «СОШ» с. ... : произвести замеры сопротивления изоляции силовой и осветительной сети в здании; провести испытания ограждений на крыше и пожарной лестницы; план эвакуации людей на случай возникновения пожара выполнить в соответствии с ГОСТ 12.2.143-2002 подлежащими удовлетворению как вытекающие из основного требования. Установить срок исполнения решения суда об обязании выделить денежные средства на устранение нарушений правил пожарной безопасности и об обязании довести выделенные средства до учреждения до 01.12.2010г.

Руководствуясь ст. 254 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л :

Заявление удовлетворить.

Признать бездействие администрации муниципального образования муниципального района «Корткеросский» по невыделению денежных средств на выполнение мероприятий по устранению нарушений правил пожарной безопасности в муниципальном общеобразовательном учреждении «Средняя общеобразовательная школа» с. ... незаконным.

Обязать администрацию муниципального образования муниципального района «Корткеросский» выделить денежные средства в размере ХХХ рублей для проведения мероприятий по устранению нарушений правил пожарной безопасности в муниципальном общеобразовательном учреждении «Средняя общеобразовательная школа» с. ... , в том числе на проведение замеров сопротивления изоляции силовой и осветительной сети в здании в размере ХХХ рублей, на проведение испытаний ограждений на крыше и пожарной лестницы в размере ХХХ руб., на выполнение планов эвакуации людей на случай возникновения пожара в соответствии с ГОСТ 12.2.143-2002 в размере ХХХ руб. в срок до 01.12.2010г.

Обязать Управление образованием администрации муниципального образования муниципального района «Корткеросский» довести выделенные средства на устранение нарушений правил пожарной безопасности до муниципального общеобразовательного учреждения «Средняя общеобразовательная школа» с. ... в срок до 01.12.2010г.

Обязать муниципальное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа» с. ... : произвести замеры сопротивления изоляции силовой и осветительной сети в здании; провести испытания ограждений на крыше и пожарной лестницы; план эвакуации людей на случай возникновения пожара выполнить в соответствии с ГОСТ 12.2.143-2002.

Решение может быть обжаловано в Верховный суд РК в течение 10 дней через Корткеросский районный суд РК со дня вынесения в окончательной форме.

Судья Буян Э.Ф.

Решение в окончательной форме изготовлено 29 сентября 2010 года.