О возмещении компенсации морального вреда



Дело № 2-184/2011

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

Корткеросский районный суд Республики Коми в составе

председательствующего судьи Буян Э.Ф.,

при секретаре Бабик Н.В.,

с участием прокурора Краевой Е.А.,

представителя истца- Жилиной Л.М., действовавшей на основании доверенности от 03.03.2011г.

ответчика – представителя Министерства финансов РФ в лице Управления Федерального казначейства по РК Юшкова А.А.

28 апреля 2011года рассмотрев в открытом судебном заседании с. Корткерос дело по иску

Королева А.И. к

Министерству финансов РФ

о возмещении морального вреда,

причиненного в результате незаконного привлечения к уголовной ответственности, незаконного применения в качестве меры пресечения

заключения под стражу (подписку о невыезде),

УСТАНОВИЛ:

Королев А.И. обратился в суд с иском к Министерству финансов РФ о взыскании денежной компенсации морального вреда в размере ХХХ рублей. В обосновании своих требований указал, что в «доме ветеранов» в с. <адрес> ГУ РК «Центр социального обслуживания населения» по Корткеросскому району, где он работал в должности <...>, 31.01.2009г. произошел пожар, в результате которого погибло 23 человека. В тот же день руководителем Следственного Управления СК при Прокуратуре РФ по Республике Коми было возбуждено уголовное дело ХХХ по признакам состава преступления, предусмотренного ч.3 ст.219 УК РФ, нарушение требований пожарной безопасности, совершенное лицом, на котором лежала обязанность по их соблюдению, повлекшее по неосторожности смерть двух и более лиц. 4 февраля 2009г. истец был задержан по подозрению в совершении данного преступления, 6 февраля 2009г. в отношении него избрана мера пресечения в виде заключения под стражу и более 8 месяцев он находился под стражей в СИЗО г. <адрес>. 15 октября 2009г. Корткеросским районным судом было вынесено постановление об изменении меры пресечения на подписку о невыезде и надлежащем поведении. 20.09.2010г. приговором Корткеросского районного суда РК он оправдан в связи с отсутствием в деянии состава преступления. 19.11.2010г. судебной коллегией по уголовным делам Верховного Суда РК приговор Корткеросского районного суда РК от 20.09.2010г. оставлен без изменения.

Истец в обосновании морального вреда указал, что за время уголовного преследования ему причинен сильный моральный вред и вред его здоровью, он испытал сильные душевные страдания, т.к. был невиновным и при этом находился в СИЗО 253 дня, под уголовным преследованием в общем 593 дня. Указав на ужасающие условия содержания в СИЗО, в котором не создан элементарный уровень жизни для поддержания здоровья, наличие постоянного чувства дискомфорта; не возможность получения эффективной медицинской помощи, что в последствии могло послужить основанием его инвалидности, он мог быть парализован. Из СИЗО его направили на лечение в Лечебно-профилактическое учреждение, больницу для осужденных. Считает, что такое ухудшение здоровья не произошло бы, если бы он не находился в СИЗО и под уголовным преследованием, были поставлены диагнозы- дорсопотия поясничного отдела, грыжа позвоночного диска, венозное расширение вен. Возмещение морального вреда за период незаконного, необоснованного нахождения в СИЗО оценивает ХХХ рублей (по ХХХ руб. за один день нахождения в СИЗО). Кроме того, просит взыскать моральный вред, причиненный за время уголовного преследования, без учета нахождения в СИЗО, в размере ХХХ за 593 дней нахождения под подпиской о невыезде, ограничении в реализации конституционного права на свободу передвижения, т.к. испытал сильное нервное потрясение, он и члены его семьи пребывали в состоянии эмоционального шока, он отчислен с Коми республиканской академии государственной службы и управления, в которой проходил обучение по заочной форме.

Истец в судебное заседание не явился, извещен о времени и месте рассмотрения дела надлежащим образом.

В судебном заседании представитель истца Жилина Л.М. поддержала требования Королева и изложенные в исковом заявлении доводы в полном объеме, суду показав, что Королев находился в СИЗО 253 дня, где не были созданы должные условия, был лишен возможности получить эффективную медицинскую помощь, что могло стать причиной получения инвалидности, причиной обострения заболеваний, в том числе межпозвоночной грыжи, могла стать психоэмоциональная нагрузка во время нахождения под стражей, судебных процессов. Стресс активизирует все процессы в организме. Королев как соцработник из-за происшедшего, а его после задержания по СМИ объявили виновным. Королев поседел, что также подтверждает его эмоциональное состояние, за период нахождения под подпиской о невыезде был ограничен в праве на свободу передвижения. Королев был отчислен из академии госслужбы, из-за чего потерял больше года обучения. В настоящее время он восстановлен в академии и проходит обучение, но были проблемы с оплатой за учебу, возвратом денежных средств, ранее уплаченных Королевым за учебу.

Представитель ответчика Министерства финансов РФ в лице Управления Федерального казначейства по РК Юшков А.А., поддержав отзыв, требования признал частично, просит при определении размера компенсации морального вреда учесть требования разумности и справедливости, фактические обстоятельства дела, данные о среднем размере взыскания морального вреда по аналогичным основаниям, составляющем ХХХ рублей, занятие Королевым А.И. в настоящее время должности <...>, что свидетельствует об отсутствии негативных последствий уголовного преследования Королева, репутация его не пострадала, отсутствия доказательств причинно-следственной связи между содержанием под стражей и ухдшением здоровья.

Пом.прокурора Краева Е.А. суду показала, что Королев имеет право на возмещение морального вреда, однако считает, что сумма явно завышена, т.к. им не представлено доказательств негативных последствий уголовного преследования, ненадлежащих условий содержания в СИЗО, связи ухудшения здоровья с содержанием под стражей. С учетом принципа разумности и справедливости сумма морального вреда, считает, должна быть в пределах ХХХ рублей за день уголовного преследования.

С учетом положений ст.167 ГПК РФ суд считает возможным рассмотрение дела в отсутствии надлежаще извещенного истца.

Заслушав стороны, прокурора, проверив материалы дела и оценив доказательства в их совокупности, суд приходит к выводу о том, что заявленные требования подлежат удовлетворению частично по следующим основаниям.

Конституция РФ в статьях 2, 53 провозглашая человека, его права и свободы высшей ценностью, а признание, соблюдение и защиту прав и свобод человека и гражданина- обязанностью государства, гарантирует каждому право на возмещение государством вреда, причиненного незаконными действиями (или бездействием) органов государственной власти или их должностных лиц. Право на компенсацию данного вида вреда предусмотрено Европейской конвенцией о защите прав человека и основных свобод 1950 г., Международным пактом о гражданских и политических правах 1966 г.

Применительно к отношениям, складывающимся в связи с осуществлением уголовного судопроизводства, указанное выше право закреплено в гл. 18 УПК РФ «Реабилитация». В соответствии со ст. 133 УПК РФ право на реабилитацию, в том числе право на возмещение вреда, связанного с уголовным преследованием, имеет подсудимый, в отношении которого вынесен оправдательный приговор (пп.1 п.2 ).

Право на реабилитацию включает в себя право на возмещение имущественного вреда, устранение последствий морального вреда и восстановление в трудовых, пенсионных, жилищных и иных правах.

По приговору Корткеросского районного суда Королев А.И. обвинялся в том, что, являясь лицом, на котором лежала обязанность по соблюдению правил пожарной безопасности, нарушил их, что повлекло по неосторожности смерть двух и более лиц, в результате пожара, возникшего 31.01.2009г., т.е. в совершении преступления, предусмотренного ч.3 ст.219 УК РФ.

04.02.2009г. истец был задержан по подозрению в совершении указанного преступления и 06.02.2009г. в отношении него была избрана мера пресечения в виде заключения под стражу.

15.10.2009г. Корткеросским районным судом РК Королеву была изменена мера пресечения на подписку о невыезде и надлежащем поведении.

20.09.2010г. Приговором Корткеросского районного суда РК Королев по предъявленному обвинению оправдан в связи с отсутствием в деянии подсудимого состава преступления.

19.11.2010г. Кассационным определением судебной коллегии по уголовным делам Верховного суда РК приговор Корткеросского районного суда от 20.09.2010г. в отношении Королева А.И. оставлен без изменения.

В соответствии со ст. 1070 ГК РФ вред, причиненный гражданину в результате незаконного осуждения, незаконного привлечения к уголовной ответственности, незаконного применения в качестве меры пресечения заключения под стражу или подписки о невыезде, возмещается за счет казны Российской Федерации в полном объеме независимо от вины должностных лиц органов дознания, предварительного следствия, прокуратуры и суда в порядке, установленном законом.

На основании ст. 151 ГК РФ.

Согласно ст. 151 ГК РФ, если гражданину причинен моральный вред (физические или нравственные страдания) действиями, нарушающими его личные неимущественные права либо посягающими на принадлежащие гражданину другие нематериальные блага, а также в других случаях, предусмотренных законом, суд может возложить на нарушителя обязанность денежной компенсации указанного вреда. При определении размеров компенсации морального вреда суд принимает во внимание степень вины нарушителя и иные заслуживающие внимания обстоятельства. Суд должен также учитывать степень физических и нравственных страданий, связанных с индивидуальными особенностями лица, которому причинен вред.

В соответствии с абз.3 ст.1100 ГК РФ компенсация морального вреда осуществляется независимо от вины причинителя вреда в случае, когда вред причинен гражданину в результате его незаконного осуждения, незаконного привлечения к уголовной ответственности, незаконного применения в качестве меры пресечения заключения под стражу или подписки о невыезде.

Суд считает, что требование Королева о возмещении морального вреда основано на законе.

В соответствии со ст. 1101 ГК РФ размер компенсации морального вреда определяется судом в зависимости от характера причиненных потерпевшему физических и нравственных страданий. При определении размера компенсации вреда должны учитываться требования разумности и справедливости. Характер физических и нравственных страданий оценивается судом с учетом фактических обстоятельств, при которых был причинен моральный вред, и индивидуальных особенностей потерпевшего.

Согласно положению ст.56 ГПК РФ каждая сторона должна доказывать те обстоятельства, на которые ссылается как на основания своих требований и возражений, суд определяет, какие обстоятельства имеют значение для дела, какой стороне надлежит их доказывать.

При определение размера компенсации морального вреда суд учитывает, что Королев был задержан и находился под стражей в следственном изоляторе с 4 февраля 2009г. до 15 октября 2009г., т.е. 8 месяцев и 10 дней. Указанная мера пресечения ограничивало право Королева на свободу передвижения, он длительное время не мог вести полноценный образ жизни, не смог продолжить обучение в Коми Республиканской Академии государственной службы и управления, в которой он являлся студентом заочного отделения, и не смог окончить его до 01.09.2009г., т.к. был отчислен

В подтверждение довода, указанного в исковом заявлении, о направлении истца из СИЗО на лечение в Лечебно-профилактическое учреждение, больницу для осужденных, в связи с ухудшением здоровья суду доказательств не представлено. При этом, с 15 октября 2009г. до 20 сентября 2010г. Королев в период нахождения на подписке о невыезде проходил обследование компьютерной томографией в ГУЗ «КДЦ РК» г. <адрес> (22.10.2009г.) и лечение в терапевтическом отделении Корткеросской ЦРБ с 12.01.2010г. по 29.01.2010г. с диагнозом <...>. 26.01.2010г. Королеву проведена консультация психиатра, который рекомендовал консультацию психотерапевта в РПТУ в плановом порядке. Выписан Королев с улучшением.

Истцом суду не представлено доказательств причинно-следственной связи между нахождением истцом под стражей, в связи с производством в отношении него уголовного преследования и возникновением или развитием у него указанных в иске заболеваний. Кроме того, по представленным истцом доказательствам, психиатром Корткеросской ЦРБ не установлено наличие какого-либо заболевания, связанного с психическим расстройством, отсутствует рекомендация на необходимость экстренного лечения у психотерапевта. Как показала представитель истца Жилина Л.М., у Королева до уголовного преследования, имелось заболевание в виде остеохондроза, инвалидность Королеву не устанавливалась.

С учетом положений п.1 ст. 219 ч.3 УК РФ и задержании по подозрению в совершении данного преступления Королева А.И. Однако суду не представлено доказательств об объявлении в СМИ о виновности Королева, по показаниям представителя истца Королев не обращался к СМИ о возмещении морального вреда.

Судом установлено, и не оспаривается сторонами, что Королев с жалобой на условия содержания в СИЗО не обращался, как и не представлено доказательств невозможности получения им эффективной медицинской помощи в период нахождения в СИЗО.

При этом, после изменения меры пресечения на подписку о невыезде, Королев проходил обследование в г. <адрес>, т.е. за пределами Корткеросского района, получал лечение, в т.ч. стационарно, что опровергает довод Королева об ограничении в реализации конституционного права на свободу передвижения в течение всего периода уголовного преследования. Кроме того, в настоящее время истец восстановлен в Коми Республиканской академии государственной службы и управления и продолжает обучение, 13.03.2011г. он избран <адрес> и с 24.03.2011г. работает в данной должности.

С учетом изложенного, оценивая представленные истцом и его представителем доказательства в совокупности, суд считает, что заявленная сумма компенсации морального вреда истцом в размере ХХХ рублей явно завышена. Однако суд не может согласиться с суммой морального вреда, указанного прокурором, считает, что ущерб морального вреда за период нахождения в СИЗО и на подписке о невыезде не может быть одинаковым.

С учетом положений ст.1101 ГК РФ, фактических обстоятельств дела, периода уголовного преследования, периода нахождения в последующем оправданного Королева в следственном изоляторе, индивидуальных особенностей Королева А.И., ранее не судимого, работавшего до задержания социальным работником по социальному обслуживанию населения ГУ РК «Центр социального обслуживания населения» в Корткеросском районе, на которого были возложены обязанности заведующего «домом ветеранов», являвшегося депутатом Совета муниципального района «Корткеросский», обучавшегося (срок окончания обучения 01.09.2009г.) в Коми Республиканской академии Государственной службы и управления суд считает возможным взыскать в качестве компенсации морального вреда в пользу истца с Министерства финансов РФ за счет казны Российской Федерации ХХХ рублей.

Руководствуясь ст. ст. 151,1070, 1100 ГК РФ, ст. 197,198 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л:

Иск Королева А.И. удовлетворить частично.

Взыскать с Министерства финансов Российской Федерации за счет казны Российской Федерации в пользу Королева А.И. в счет компенсации морального вреда сумму в размере ХХХ рублей.

Решение может быть обжаловано в Верховный Суд РК через Корткеросский суд в течение 10 дней со дня вынесения в окончательной форме.

Судья                                                                         Э.Ф.Буян

В окончательной форме решение изготовлено 3 мая 2011г.