Дело № 2-344/2011 г.
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
Корткеросский районный суд Республики Коми в составе
председательствующего судьи Буян Э.Ф.,
при секретаре Казаковой В.Г.,
при участии истца Турьевой Э.А.,
представителя АМР «Корткеросский» Неронова А.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в с.Корткерос
29 июня 2011 года гражданское дело по иску
Турьевой Э.А.
к администрации муниципального образования муниципального района «Корткеросский»,
об установлении факта принятия наследства
и признании права собственности на жилое помещение,
УСТАНОВИЛ:
Турьева Э.А. обратилась в суд с заявлением к администрации муниципального образования муниципального района «Корткеросский» (далее АМР «Корткеросский») об установлении факта принятия наследства после смерти ФИО1, умершей <дата>, о признании права собственности на квартиру, расположенную по адресу: <адрес>. В обоснование требований указав, что <дата> умерла мать истца – ФИО1, после ее смерти открылось наследство в виде однокомнатной квартиры. Истец фактически приняла наследство, т.к. после смети и до настоящего времени пользуется квартирой.
Определением суда от 22.06.2011г. соответчиком по делу привлечена администрация муниципального образования сельского поселения «Корткерос» (далее АСП «Корткерос»).
В судебном заседании истец Турьева Э.А., требования поддержала, считает надлежащим ответчиком по делу АСП «Корткерос», а АМР «Корткеросский» - третьим лицом, не заявляющим самостоятельных требований относительно предмета спора.
Представитель истца Каракчиева Е.В., привлеченная в судебном заседании к участию в деле, требования истца поддержала в полном объеме.
АСП «Корткерос» своего представителя на судебное заседание не направила, надлежащим образом уведомлена о времени и месте рассмотрения дела, просила дело рассмотреть в отсутствие представителя, возражений по делу не имеет.
Представитель АМР «Корткеросский» Неронов А.А. возражений по заявлению Турьевой Э.А. не имеет.
Суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие АСП «Корткерос».
Исследовав материалы дела, заслушав лиц, участвующих в деле, суд приходит к следующему.
Судом установлено, подтверждается договором на передачу квартиры в собственность №938 от 25.10.2000г., техническим паспортом жилого помещения от 22.03.2004г., пояснениями истца, его представителя и не оспаривается ответчиком, третьим лицом, не заявляющим самостоятельных требований относительно предмета спора, что квартира №ХХХ в доме №ХХХ по ул. <адрес>, передана в собственность ФИО1 и истцу Турьевой Э.А. в равных долях.
Согласно свидетельству о смерти ХХХ от <дата> ФИО1, <дата> г.р., умерла <дата>, в п. <адрес>.
Из сообщения нотариуса Корткеросского нотариального округа РК от 27.06.2011 г. наследственное дело после смерти ФИО1, умершей <дата>, не заводилось.
В соответствии со ст. 218 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее ГК РФ) право собственности на имущество, которое имеет собственника, может быть приобретено другим лицом на основании договора купли-продажи, мены, дарения или иной сделки об отчуждении этого имущества. В случае смерти гражданина право собственности на принадлежавшее ему имущество переходит по наследству к другим лицам в соответствии с завещанием или законом.
В соответствии со ст. 1153 ГК РФ признается, пока не доказано иное, что наследник принял наследство, если он совершил действия, свидетельствующие о фактическом принятии наследства, в частности если наследник: вступил во владение или в управление наследственным имуществом; принял меры по сохранению наследственного имущества, защите его от посягательств или притязаний третьих лиц; произвел за свой счет расходы на содержание наследственного имущества; оплатил за свой счет долги наследодателя или получил от третьих лиц причитавшиеся наследодателю денежные средства.
В судебном заседании установлено, что истец Турьева Э.А. является дочерью ФИО1, что подтверждается свидетельством о рождении истца серия ДК ХХХ от <дата> и свидетельством о заключении брака серия ХХХ от <дата>, справкой АСП «Корткерос» ХХХ от <дата>, не оспорено ответчиком. Турьева на день смерти матери проживала с ней совместно в спорном жилом помещении, после смерти матери также осталась там проживать, занималась похоронами, получала денежные средства на погребение, и поскольку наследников, претендующих на наследственное имущество, открывшееся после смерти ФИО1 не имелось, Турьева Э.А. вступила в фактическое владение и пользование ? долей квартиры <адрес>, принадлежавшей ФИО1 на день смерти, не оформив при этом свои наследственные права в установленном законом порядке, т.е. фактически приняла наследство после смерти матери ФИО1
Согласно ч.2 ст. 1152 ГК РФ принятие наследником части наследства означает принятие всего причитающегося ему наследства, в чем бы оно ни заключалось и где бы оно ни находилось.
Учитывая, что факт принятия наследства истцом в виде ? квартиры был подтвержден в судебном заседании, никто кроме истца спорным имуществом не пользовался и на него не претендовал, суд считает возможным установить факт принятия наследства оставшегося после смерти ФИО1, умершей <дата>.
С учетом изложенного, представленных материалов дела, пояснений истца, принимая во внимание положения ст. 218 ГК РФ, суд считает требования истца подлежащими удовлетворению частично, с учетом признания право собственности истца Турьевой Э.А. на ? долю квартиры <адрес>, в порядке наследования после смерти ФИО1, умершей <дата> в <адрес> и наличием права в порядке приватизации на ? долю самой Турьевой Э.А. по договору на передачу квартиры в собственность № 938 от 25.10.2000г.
Руководствуясь ст.218, 1112, 1152-1153 ГК РФ, 197-198 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Заявление удовлетворить частично.
Установить факт принятия Турьевой Э.А. наследства открывшегося после смерти ФИО1, <дата>.р., умершей <дата> в п.<адрес>.
Признать за Турьевой Э.А. право собственности на ? долю квартиры <адрес>, в порядке наследования после смерти ФИО1, <дата>.р., умершей <дата> в п.<адрес>.
Решение может быть обжаловано в Верховный Суд РК в течение 10 суток через Корткеросский районный суд.
Судья Э.Ф. Буян