о признании права собственности на земельный участок



Дело № 2-345/2011 г.

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

Корткеросский районный суд Республики Коми в составе

председательствующего судьи Буян Э.Ф.,

при секретаре Карповой М.М.,

при участии истцов Коюшевой Л.Г., Коюшевой М.А., Коюшева А.А.,

представителя ответчика – АМР «Корткеросский» - Неронова А.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в с.Корткерос

04 июля 2011 года гражданское дело по иску

Коюшевой Л.Г.

к администрации муниципального образования муниципального района «Корткеросский» о признании права на земельную долю в порядке наследования,

УСТАНОВИЛ:

Коюшева Л.Г. обратилась в суд с заявлением к администрации муниципального образования муниципального района «Корткеросский» (Далее АМР «Корткеросский») о признании права собственности на земельную долю по свидетельству о праве собственности № ХХХ серия РФ ХХХ от 30 марта 1999г. в порядке наследования после смерти мужа ФИО1, умершего <дата> В обоснование требований указав, что наследниками являются по 1/3 доле истец и дети Коюшев А.А., Коюшева М.А., нотариусом в выдаче свидетельства было отказано в связи с отсутствием кадастрового паспорта на земельный участок.

Суд, с учетом поступивших 04.07.2011 г. исковых заявлений от Коюшева А.А., Коюшевой М.А. с требованиями о признании права собственности на 1/3 долю земельного участка оставшегося после смерти отца ФИО1, в судебном заседании объединил заявления в одно производство, признав Коюшева А.А., Коюшеву М.А. истцами по делу.

В судебном заседании истец Коюшева Л.Г. требования уточнила, просила признать за ней право собственности на 1/3 долю земельного участка. Суду пояснила, что ее муж работал в СПК «Корткеросский» и получил в виде пая земельный участок площадью 5,7 га. После смерти мужа <дата> нотариус выдал свидетельство о праве на наследство по закону в размере 1/3 доли на каждого истца, дети от наследства официально не отказывались.

Истцы Коюшев А.А. и Коюшева М.А. требования поддержали в полном объеме, просили признать право собственности за каждым на 1/3 долю земельного участка, оставшегося после смерти отца ФИО1

Представитель администрации МР «Корткеросский» Неронов А.А. с требованиями истцов согласился.

Исследовав материалы дела, заслушав лиц, участвующих в деле, суд приходит к следующему.

Согласно свидетельству на право собственности на землю серии РФ ХХХ, выданного 30 марта 1999 года комитетом по земельным ресурсам и землеустройству Корткеросского района, земельная доля площадью 5,7 га, находящаяся по адресу: <адрес> «Корткеросский», принадлежит на праве общей долевой собственности ФИО1, <дата> г.р., проживающему в <адрес>.

По свидетельству о смерти серии ХХХ от <дата> ФИО1 умер <дата>

В 2001г. СПК «Корткеросский» ликвидирован.

Постановлением нотариуса Корткеросского нотариального округа Республики Коми от 9 июня 2011 года Коюшевой Л.Г. отказано в выдаче свидетельства о праве на наследство на долю в праве собственности на земельный участок, принадлежащий ФИО1, в связи с невозможностью идентификации наследуемого земельного участка. Из постановления следует, что заявителем не представлен документ, подтверждающий фактическое местонахождение земельного участка – кадастровый паспорт земельного участка, необходимый согласно ст. 11.1 Земельного кодекса РФ для идентификации земельного участка и определении его границ.

Вступление истцов в права наследования после смерти ФИО1, умершего <дата>, в установленном законом порядке подтверждается свидетельством о праве на наследство по закону от <дата> за реестровым номером 126, выданным в 1/3 доле денежного вклада, с причитающимися процентами, индексацией, компенсацией на каждого.

Таким образом, установлено, что Коюшева Л.Г., Коюшев А.А., Коюшева М.А. являются наследниками по закону после смерти ФИО1

В соответствии со статьей 1112 Гражданского кодекса Российской Федерации в состав наследства входят принадлежащие наследодателю на день открытия наследства вещи, иное имущество, в том числе имущественные права и обязанности.

В силу требований статьи 1181 ГК РФ, статьи 11 Федерального закона от 24.07.2002 года № 101-ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения» наследование земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения происходит в порядке универсального правопреемства.

Документом, удостоверяющим право на земельную долю в соответствии со статьей 18 Федерального закона «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения» является свидетельство о праве на земельную долю, выданное до вступления в силу Федерального закона от 21 июля 1997 г. № 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним», а при его отсутствии выписки из принятых до вступления в силу этого Закона решений органов местного самоуправления о приватизации сельскохозяйственных угодий, удостоверяющие права на земельную долю.

Законом установлено, что земельная доля, полученная при приватизации сельскохозяйственных угодий, является долей в праве общей собственности на земельные участки из земель сельскохозяйственного назначения (ст. 15 ФЗ № 101-ФЗ).

Свидетельства о праве на земельные доли, выданные до вступления в силу Федерального закона от 21 июля 1997 г. № 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним», а при их отсутствии выписки из принятых до вступления в силу указанного Федерального закона решений органов местного самоуправления о приватизации сельскохозяйственных угодий, удостоверяющие права на земельную долю, имеют равную юридическую силу с записями в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним. (ст. 18, Федеральный закон от 24.07.2002 № 101-ФЗ (ред. от 29.12.2010).

В соответствии с пунктом 1 статьи 12 Федерального закона от 24.07.2002 № 101-ФЗ (в ред. Федерального закона от 29.12.2010 № 435-ФЗ) «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения» без выделения земельного участка в счет земельной доли участник долевой собственности по своему усмотрению вправе завещать свою земельную долю, отказаться от права собственности на земельную долю, внести ее в уставный (складочный) капитал сельскохозяйственной организации, использующей земельный участок, находящийся в долевой собственности, или передать свою земельную долю в доверительное управление либо продать или подарить ее другому участнику долевой собственности, а также сельскохозяйственной организации или гражданину - члену крестьянского (фермерского) хозяйства, использующим земельный участок, находящийся в долевой собственности. Участник долевой собственности вправе распорядиться земельной долей по своему усмотрению иным образом только после выделения земельного участка в счет земельной доли.

Из Закона не следует, что право на земельную долю может перейти в порядке наследования только после выделения земельного участка в счет наследуемой земельной доли.

Указанным Федеральным законом установлено, что право на земельный участок сельскохозяйственного назначения не может перейти по наследству только в случаях, установленных статьей 11: в случаях приобретения права собственности на них иностранными гражданами, иностранными юридическими лицами, лицами без гражданства, а также если при приобретении этого участка размер общей площади земель превысит нормы, установленные законом субъекта РФ.

Таким образом, учитывая положения закона об общем порядке наследования земельных участков, равно как и земельных долей в праве на земельный участок сельскохозяйственного назначения, а также то, что ограничений наследования сельхозугодий, установленных статьей 11 ФЗ № 101-ФЗ, в данном случае не имеется, суд считает требование Коюшевой Л.Г., Коюшева А.А., Коюшевой М.А. о признании права на земельную долю в порядке наследования по закону подлежащим удовлетворению.

Суд считает земельную долю входящим в состав наследства после смерти ФИО1 согласно свидетельству на право собственности на землю серии РФ ХХХ, выданному 30 марта 1999 года, и подтверждающему, что на день открытия наследства ФИО1 фактически принадлежала на праве общей долевой собственности земельная доля площадью 5,7 га, находящаяся по адресу: <адрес>».

    Принятие Коюшевой Л.Г., Коюшевым А.А., Коюшевой М.А. наследства после смерти ФИО1 подтверждено документально, суду представлены достаточные доказательства, что земельная доля принадлежала наследодателю на законных основаниях, заявленное право ответчиками и третьими лицами не оспорено, поэтому суд считает возможным удовлетворить исковые требования Коюшевой Л.Г., Коюшева А.А., Коюшевой М.А.

Руководствуясь ст.197, 198 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Иск удовлетворить.

Признать право собственности по 1/3 доле за Коюшевой Л.Г., Коюшевым А.А., Коюшевой М.А. на земельную долю, находящуюся по адресу: <адрес>», общей площадью 5,7 га, с оценкой 114 баллогектаров, имеющую кадастровый номер ХХХ, в порядке наследования после смерти ФИО1, умершего <дата> в <адрес>, и принадлежавшую наследодателю на основании Свидетельства на право собственности на землю серии РФ ХХХ, выданного 30 марта 1999 года комитетом по земельным ресурсам и землеустройству Корткеросского района.

Решение может быть обжаловано в Верховный Суд РК в течение 10 дней через Корткеросский районный суд.

Судья                                                                                Э.Ф. Буян