об обязании очистки земельного участка от отходов древесины



Дело № 2-368/2011 г.

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Корткеросский районный суд Республики Коми

в составе председательствующего судьи Мельник Л.А.,

при секретаре Карповой М.М.,

с участием прокурора Кокаревой О.Е.,

представителей ответчиков Куликова В.Л., Неронова А.А., Самхарадзе М.Б.,

03 августа 2011 года рассмотрев в открытом судебном заседании в с.Корткерос гражданское

дело по иску прокурора Корткеросского района к администрации муниципального района «Корткеросский», СПК «Корткерос-1», ИП Талхатову А.А.

об обязании очистки земельного участка от отходов древесины,

УСТАНОВИЛ:

Прокурор в исковом заявлении указал, что 08 января 2003 года между главой администрации МО МР «Корткеросский» и СПК «Корткерос-1» заключен договор аренды (для юридических лиц (для сельскохозяйственного назначения) № 3-01/03) земельного участка сроком на 20 лет площадью 3838,21 га, для ведения сельского хозяйственного производства. На основании указанного договора в аренду СПК «Корткерос-1» был передан в том числе земельный участок возле полевой дороги в сторону садоводческого общества «Нива» в м. Пойма (согласно схемы — приложение 3). 10.02.2009 между СПК «Корткерос-1» в лице арендатора и ИП «Талхатов А.А.» в лице субарендатора заключен договор субаренды земельного участка расположенного по адресу: Республика Коми, Корткеросский район, с. Корткерос, в м. Пойма, в целях складирования отходов от древесины. Согласно указанному договору субаренды ИП «Талхатов А.А.» осуществлял складирования отходов древесины от работы производственной базы расположенной по адресу: Республика Коми, с. Корткерос, ул. Советская, между базой МТФ и боксами гаражей СПК «Корткерос-1» в виде горбыля и рейки. Размер площадки около 80 м на 30 м, высотою около 4 м. Объем приблизительно 800 куб. м. Данный факт подтверждается актом обследования земельных участков от 29.04.2011. Согласно данных представленных Корткеросским отделом Управления Росреестра по Республике Коми, администрации МО МР «Корткеросский» земельный участок, используемый ИП «Талхатов А.А.», по договору субаренды под складирование отходов производства относится к категории земель сельскохозяйственного назначения, перевод земельного участка в иную категорию земель не производилось, кроме того, отводов под площадку и утилизации отходов также не производилось. Таким образом, в нарушении требований ч. 2 ст. 7, ч.1 ст. 8 Земельного кодекса РФ, чч. 1, 2 ст. 12, ст. 51 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» земельный участок, предоставленный по договору аренды СПК «Корткерос-1» использовался не по целевому назначению, а именно для организации свалки отходов без установленной законом процедуры организации отвода земли для организации свалки промышленных отходов. Кроме того, место складирования рассматриваемых промышленных отходов расположено на незначительном расстоянии от лесного массива, при этом весной 2011 года был зафиксирован факт возгорания указанных отходов, соответственно достаточная близость к лесному массиву обуславливает высокую вероятность возникновения лесного пожара, что в свою очередь может привести к крайне неблагоприятным последствиям. Прокурор просит обязать администрацию    МО    МР     «Корткеросский»,     СПК «Корткерос-1», ИП «Талхатов А.А.» в месячный срок после вступления решения суда в законную силу осуществить очистку земельного участка в м.Пойма (Корткеросский пашни, бывшая навозная площадка), с. Корткерос, Корткеросского района, Республики Коми от складированных там отходов от древесины.

В судебном заседании прокурор Кокарева О.Е.иск поддержала в отношении ответчиков СПК «Корткерос-1», ИП «Талхатов А.А.», просив установить срок для исполнения обязанности до 01 ноября 2011 года.

Представитель СПК «Корткерос-1» Самхарадзе М.Б. с иском прокурора согласен, пояснил, что с ИП Талхатовым А.А. договор субаренды был заключен на срок 11 месяцев, о приведении земельного участка в надлежащее состояние субарендатор был предупрежден, но от отходов древесины участок он не освободил.

Талхатов А.А. о рассмотрении дела извещался по месту регистрации, в суд не явился, с учетом мнения сторон, возможно рассмотрение дела в его отсутствие.

Заслушав участвующих в деле лиц, рассмотрев представленные документы, суд приходит к следующему.

В соответствии со ст. 3 Федерального Закона «Об охране окружающей среды» от 10.01.2002 № 7-ФЗ хозяйственная и иная деятельность органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, юридических и физических лиц, оказывающая воздействие на окружающую среду, должна осуществляться на основе принципов: соблюдение прав человека на благоприятную окружающую среду; обеспечение благоприятных условий жизнедеятельности человека; рациональное использование природных ресурсов как необходимые условия обеспечения благоприятной окружающей среды и экологической безопасности; допустимость воздействия хозяйственной и иной деятельности на природную среду исходя из требований в области охраны окружающей среды.

К объектам охраны окружающей среды от загрязнения, истощения, деградации, порчи, уничтожения и иного негативного воздействия хозяйственной и иной деятельности отнесены земли (ч. 1 ст. 4 Федерального закона «Об охране окружающей среды» от 10.01.2002 № 7-ФЗ).

В соответствии со ст. 11 Федерального Закона «Об отходах производства и потребления» от 24.06.1998 № 89-ФЗ юридические лица при эксплуатации предприятий, зданий, строений, сооружений и иных объектов, связанной с обращением с отходами, обязаны соблюдать экологические, санитарные и иные требования, установленные законодательством Российской Федерации в области окружающей среды.

Согласно ст. 51 Федерального Закона «Об охране окружающей среды» отходы производства и потребления подлежат сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для окружающей среды. Объектом для размещения отходов должны быть полигоны по обезвреживанию и захоронению промышленных и бытовых отходов.

Частью 1, 2 статьи 12 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» предусмотрено, что создание объектов размещения отходов осуществляется на основании разрешений, выданных федеральными органами исполнительной власти в области обращения с отходами в соответствии со своей компетенцией. Определение места строительства объектов размещения отходов осуществляется на основе специальных (геологических, гидрологических и иных) исследований в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

Санитарными правилами и нормами (СанПиН) № 2.1.7.1322-03 «Гигиенические требования к размещению и обезвреживанию отходов производства и потребления», утвержденными Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ № 80 от 30.04.2003 установлены гигиенические требования к размещению, устройству, технологии, режиму эксплуатации и рекультивации мест централизованного использования, обезвреживания и захоронения отходов производства и потребления (объектов) (п. 1.2).

Требования этих правил предназначены для юридических и физических лиц, деятельность которых связана с проектированием, строительством, реконструкцией, эксплуатацией объектов, рекультивацией земель (п. 1.3).

Судом установлено, что в нарушении требований части 2 статьи 7, части 1 статьи 8 Земельного кодекса РФ, части 1, 2 статьи 12, статьи 51 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» земельный участок, предоставленный по договору аренды СПК «Корткерос-1», используется не по целевому назначению, а именно - для организации свалки отходов без установленной законом процедуры организации отвода земли для организации свалки промышленных отходов. Ответчиками данный факт не оспаривался, доказательств устранения выявленных нарушений суду не представлено.

Несоблюдение порядка использования земельного участка в соответствии с его целевым назначением является правонарушением в области охраны и использования земель, ответственность за которое предусматривается Земельным кодексом Российской Федерации.

В соответствии с пунктом 3 статьи 76 Земельного кодекса Российской Федерации, приведение земельных участков в пригодное для использования состояние при их захламлении, других видах порчи, самовольном занятии, снос зданий, строений, сооружений при самовольном занятии земельных участков или самовольном строительстве, а также восстановление уничтоженных межевых знаков осуществляется юридическими лицами и гражданами, виновными в указанных земельных правонарушениях, или за их счет.

Требование прокурора к СПК «Корткерос-1», ИП «Талхатов А.А.» является обоснованным, поскольку факт выявленных нарушений доказан в суде, ответственность за причиненный вред предусмотрена законом и возлагается на самого причинителя вреда.

В соответствии со ст. 103 ГПК РФ государственная пошлина, от уплаты которой истец был освобожден, взыскиваются с ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов.

Руководствуясь ст.198 ГПК РФ

РЕШИЛ:

Иск удовлетворить.

Обязать СПК «Корткерос-1», индивидуального предпринимателя Талхатова А.А. осуществить очистку земельного участка в м.Пойма с. Корткерос, Корткеросского района, Республики Коми от отходов от древесины в срок до 01 ноября 2011 года.

Взыскать с СПК «Корткерос-1», индивидуального предпринимателя Талхатова А.А. государственную пошлину в доход бюджета муниципального района «Корткеросский» по 200 руб. с каждого.

    Решение может быть обжаловано в Верховный суд РК в течение 10 дней со дня вынесения в окончательной форме через Корткеросский районный суд.

    Судья                                                                   Л.А. Мельник

В окончательной форме решение изготовлено 08 августа 2011 года.