Дело № 2-448/2011г.
Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Корткеросский районный суд Республики Коми
в составе председательствующего судьи Буян Э.Ф.,
при секретаре Казаковой В.Г.,
с участием прокурора Вовк Я.И.,
представителя МОУ «ООШ» п.Намск Пастернак И.В.,
представителя УО АМР «Корткеросский» Мальцева В.А.,
представителя АМР «Корткеросский» Куликова В.Л.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в с. Корткерос
09 сентября 2011 года гражданское дело по заявлению
Прокуратуры Корткеросского района
к муниципальному образовательному учреждению «Основная общеобразовательная школа п.Намск», администрации муниципального образования муниципального района «Корткеросский», Управлению образованием администрации МО МР «Корткеросский»
об обязании ответчиков совершить действия, направленные на устранение нарушений пожарной безопасности,
У С Т А Н О В И Л :
Прокуратура Корткеросского района обратилась в суд с заявлением к муниципальному образовательному учреждению «Основная общеобразовательная школа п.Намск» (далее МОУ «ООШ» п.Намск) об обязании устранить нарушения требований пожарной безопасности в срок до 01.09.2011г., к администрации муниципального образования муниципального района «Корткеросский» (далее АМР «Корткеросский»), Управлению образованием администрации МО МР «Корткеросский» (далее УО АМР «Корткеросский») об обязании принять организационно технические меры по организации устранения нарушений требований законодательства о пожарной безопасности в МОУ «ООШ» п.Намск в срок до 01.09.2011г. В обоснование требований указав, что при проведении проверки МОУ «ООШ» п.Намск на предмет соблюдения требований законодательства о пожарной безопасности выявлен ряд нарушений требований законодательства пожарной безопасности. Выявленные нарушения ППБ в образовательном учреждении препятствуют своевременному предотвращению воздействия на людей опасных факторов пожара, спасению людей на случай пожара, что ставит под угрозу жизнь и здоровье воспитанников и работников образовательного учреждения.
В судебном заседании прокурор Вовк Я.И. требования поддержала, просив установить срок устранения нарушений, указанных в исковом завлении п. 2,3,4 до 01.10.2011г., по п. 1,5,6 до 31.03.2012г.
Представитель Управления образованием АМР «Корткеросский» Мальцев В.А., с требованиями прокурора не согласился, считает, что при проведении проверки был нарушен закон «О защите прав юридических лиц», а именно руководитель учреждения не был предупрежден о проверке сотрудником ОНД, ему не предоставлялся документ о проверке, и на руки не выдавались результаты проверки.
Представитель АМР «Корткеросский» Куликов В.Л. с требованиями прокуратуры не согласен, считает администрацию ненадлежащим ответчиком по делу.
Представитель МОУ «ООШ» п.Намск Пастернак И.В. с требованиями прокуратуры не согласна, пояснила, что выявленные нарушения на момент проверки были, частично они устранены.
Заслушав прокурора, представителей ответчиков, рассмотрев представленные документы, суд приходит к следующему.
Приказом МЧС РФ от 18.06.2003г. № 313, утверждены Правила пожарной безопасности в Российской Федерации (ППБ 01-03), которые устанавливают требования пожарной безопасности, обязательные для применения и исполнения органами государственной власти, органами местного самоуправления, организациями, независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности, их должностными лицами, предпринимателями без образования юридического лица, гражданами Российской Федерации, иностранными гражданами, лицами без гражданства в целях защиты жизни или здоровья граждан, имущества физических или юридических лиц, государственного или муниципального имущества, охраны окружающей среды.
Судом установлено, что здание занимаемое юридическим лицом МОУ «ООШ» п.Намск используется им в целях проведения образовательного процесса. В МОУ «ООШ» п.Намск по Постановлению АМР «Корткеросский» № 976 от 03.06.2011г. комиссией проведена проверка готовности учреждения к учебному году 2011-2012г. В ходе осмотра здания МОУ сотрудником ОНД Корткеросского района, входящим в состав комиссии, выявлены нарушения законодательства, а именно: из мастерской по обработке древесины не предусмотрен дополнительный выход непосредственно наружу (через утепленный тамбур); высота эвакуационного выхода в свету менее 1,9м.; дверь на пути эвакуации из здания выполнена не по направлению выхода из здания (возле центрального входа); не все работники школы допускаются к работе после прохождения противопожарного инструктажа, а при изменении специфики работы проходят дополнительное обучение по предупреждению и тушению возможных пожаров в порядке, установленном руководителем; для всех производственных и складских помещений не определена категория взрывопожарной и пожарной опасности, а также класс зоны по правилам устройства электроустановок (далее ПУЭ), которые надлежит обозначать на дверях помещений; не разработан годовой план-график по осуществлению регламентных работ по техническому обслуживанию и планово-предупредительному ремонту автоматической установки пожарной сигнализации и системы оповещения людей о пожаре и управления эвакуацией.
Согласно ч.2 ст.15 Конституции РФ предусмотрена обязанность органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, граждан и их объединения соблюдать Конституцию Российской Федерации и законы. В соответствии со ст. 41 Конституции РФ каждый имеет право на охрану здоровья. Статьей 43 Конституции РФ государство гарантирует общедоступность и бесплатность дошкольного, основного общего образования в государственных или муниципальных образовательных учреждениях.
В соответствии со ст. 1 Федерального закона от 21.12.1994 N 69-ФЗ "О пожарной безопасности" пожарная безопасность – это состояние защищенности личности, имущества, общества и государства от пожаров; требования пожарной безопасности - специальные условия социального и (или) технического характера, установленные в целях обеспечения пожарной безопасности законодательством Российской Федерации, нормативными документами или уполномоченным государственным органом. Статьей 37 настоящего Закона установлено, что руководители организации обязаны соблюдать требования пожарной безопасности, а также выполнять предписания, постановления и иные законные требования должностных лиц пожарной охраны; разрабатывать и осуществлять меры по обеспечению пожарной безопасности; содержать в исправном состоянии системы и средства противопожарной защиты, включая первичные средства тушения пожаров, не допускать их использования не по назначению. Руководители организаций осуществляют непосредственное руководство системой пожарной безопасности в пределах своей компетенции на подведомственных объектах и несут персональную ответственность за соблюдение требований пожарной безопасности. Статьей 38 указанного закона установлено, что ответственность за нарушение требований пожарной безопасности в соответствии с действующим законодательством несут собственники имущества, лица, уполномоченные владеть, пользоваться или распоряжаться имуществом, в том числе руководители организаций и др.
В силу ч. 4 ст.4 Федерального закона от 22.07.2008 N 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности" на существующие здания, сооружения и строения, запроектированные и построенные в соответствии с ранее действовавшими требованиями пожарной безопасности, положения настоящего Федерального закона не распространяются, за исключением случаев, если дальнейшая эксплуатация указанных зданий, сооружений и строений приводит к угрозе жизни или здоровью людей вследствие возможного возникновения пожара. В таких случаях собственник объекта или лицо, уполномоченные владеть, пользоваться или распоряжаться зданиями, сооружениями и строениями, должны принять меры по приведению системы обеспечения пожарной безопасности объекта защиты в соответствие с требованиями настоящего Федерального закона.
В соответствии с п.1 ст.2 Закона РФ от 10.07.1992 N 3266-1 «Об образовании" государственная политика в области образования основывается среди прочих на принципе гуманистического характера образования, приоритета общечеловеческих ценностей, жизни и здоровья человека, свободного развития личности. Согласно ч. 1, 7 ст.51 Закона «Об образовании» образовательное учреждение должно создавать условия, гарантирующие охрану и укрепление здоровья обучающихся, воспитанников. Ответственность за создание необходимых условий для учебы, труда и отдыха обучающихся, воспитанников образовательных учреждений несут должностные лица образовательных учреждений в соответствии с законодательством Российской Федерации и уставом данного образовательного учреждения. В силу п.3 ч.3 ст. 32 образовательное учреждение несет в установленном законодательством Российской Федерации порядке ответственность за жизнь и здоровье обучающихся, воспитанников и работников образовательного учреждения во время образовательного процесса.
Таким образом, суд считает, что МОУ «ООШ» п.Намск обязано устранить нарушения требований пожарной безопасности, которые имели место при проведении комиссионной проверки готовности учреждения к учебному году и осмотра здания специалистом ОНД Корткеросского района.
Согласно ст. 39 Закона «Об образовании» предусмотрено, что здания и помещения, используемые для осуществления образовательного процесса, закрепляются за образовательным учреждением на праве оперативного управления учредителем.
Уставом муниципального района «Корткеросский» пп.3 п.1 ч.12 к вопросам местного значения муниципального района отнесены вопросы владения, пользования и распоряжения имуществом, находящимся в муниципальной собственности муниципального района «Корткеросский». Судом установлено, что здание учреждения является муниципальной собственностью муниципального района «Корткеросский» и закреплено за МОУ на праве оперативного управления.
В соответствии с п.11 ст.15 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" к вопросам местного значения муниципального района относятся, в т.ч организация предоставления общедоступного и бесплатного начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования по основным общеобразовательным программам, за исключением полномочий по финансовому обеспечению образовательного процесса, отнесенных к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации; организация предоставления дополнительного образования детям (за исключением предоставления дополнительного образования детям в учреждениях регионального значения) и общедоступного бесплатного дошкольного образования на территории муниципального района.
В силу ст. 31 Закона об образовании к полномочиям органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов по решению вопросов местного значения в сфере образования относятся, в т.ч. обеспечение содержания зданий и сооружений муниципальных образовательных учреждений, обустройство прилегающих к ним территорий и др.
АМР «Корткеросский» является постоянно действующим исполнительно-распорядительным органом местного самоуправления МО МР «Корткеросский», осуществляющим управленческие функции в пределах границ муниципального района. Основными задачами деятельности АМР «Корткеросский» являются создание необходимых условий для жизнеобеспечения населения муниципального района, решение вопросов местного значения, обеспечение социально-экономического развития района, управление муниципальной собственностью и муниципальными финансами муниципального района, соблюдение законности, прав и свобод граждан.
В связи с изложенным довод представителя АМР «Корткеросский» о том, что они не являются надлежащим ответчиком по делу суд считает необоснованным, т.к. согласно требованиям Правил пожарной безопасности сохранность имущества обеспечивается собственником, которым является АМР «Корткеросский».
Согласно Положению об Управлении образованием АМР «Корткеросский», утвержденному решением Совета МР «Корткеросский» № IV-8/1 от 22.08.2008г., Управление образованием является самостоятельным структурным подразделением администрации муниципального района, к компетенции которого относятся, в том числе осуществление функций главного распорядителя и получателя средств бюджета МО МР в части средств, предусмотренных на содержание муниципальных образовательных учреждений; контроль соблюдения в образовательных учреждениях района требований техники безопасности и соблюдение необходимых условий по охране жизни и здоровья детей, подростков и работников образовательных учреждений. Учреждение подведомственно Управлению образованием АМР «Корткеросский», осуществляющему организационно- методическое руководство, координацию и контроль над деятельностью МОУ «ООШ» п.Намск.
Таким образом, суд считает, что требования прокуратуры к АМР «Корткеросский» и УО АМР «Корткеросский» предъявлены законно.
Нарушения правил пожарной безопасности, имеющиеся в образовательном учреждении, препятствуют своевременному предотвращению воздействия на несовершеннолетних обучающихся, работников МОУ «ООШ» п.Намск опасных факторов пожара, спасению людей на случай пожара, ставят под угрозу их жизнь и здоровье, а также сохранность муниципального имущества.
При этом довод представителей ответчиков о необоснованности проведения проверки сотрудником ОНД Корткеросского района в связи с нарушением требований Закона «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля», суд считает необоснованным.
Согласно ст.1 Федерального закона от 26.12.2008 N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" (далее Закон № 294-ФЗ) настоящий Федеральный закон регулирует отношения в области организации и осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля и защиты прав юридических лиц при осуществлении государственного контроля (надзора), муниципального контроля.
Постановлением АМР «Корткеросский» № 976 от 03.06.2011г. была создана комиссия по приемке образовательных учреждений к учебному году, в составе которой участвовал представитель ОНД Корткеросского района.
В соответствии с п.4 ст.2, 6,7, 9 Закона № 294-ФЗ муниципальным контролем является деятельность органов местного самоуправления, уполномоченных в соответствии с федеральными законами на организацию и проведение на территории муниципального образования проверок соблюдения юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями требований, установленных муниципальными правовыми актами, а также требований, установленных федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации, в случаях, если соответствующие виды контроля относятся к вопросам местного значения. Порядок организации и осуществления муниципального контроля в соответствующей сфере деятельности устанавливается муниципальными правовыми актами либо законом субъекта Российской Федерации и принятыми в соответствии с ним муниципальными правовыми актами. Органы местного самоуправления осуществляют организацию и осуществление муниципального контроля на соответствующей территории. Органы муниципального контроля при организации и проведении проверок осуществляют взаимодействие с другими организациями, в т.ч. по информированию о результатах проводимых проверок, состоянии соблюдения законодательства Российской Федерации в соответствующей сфере деятельности и об эффективности муниципального контроля. При организации и проведении плановой проверки в отношении юридических лиц, осуществляющих виды деятельности, в т.ч. в сфере образования, предусмотрен порядок проведения плановых проверок органами, осуществляющими государственный пожарный надзор, которые могут проводиться в образовательных учреждениях не чаще 1 раза в год. Как установлено судом органы пожнадзора ранее проводили проверку в МОУ с оформлением акта. Таким образом, согласно Закону № 294-ФЗ по МОУ ранее проверка осуществлялась в соответствии с данным законом и вынесением акта. В августе 2011г. представитель органов пожнадзора выезжал на осмотр учреждения образования в соответствии с Постановлением АМР «Корткеросский» № 976 от 03.06.2011г. и соглашением № 3 от 17.03.2009г. По результатам выявленных нарушений была составлена информация, которая была направлена по запросу в прокуратуру и в Управление образованием АМР «Корткеросский». Наличие указанных в информации нарушений в судебном заседании нашло свое подтверждение и не оспаривалось представителем ответчика МОУ «ООШ» п.Намск.
В соответствии с Конституцией РФ прокуратура осуществляет надзор за исполнением действующих на территории Российской Федерации законов, принимает меры, направленные на устранение их нарушений и привлечение виновных к ответственности. Главное в работе прокуратуры – надзор за соблюдением прав и свобод человека и гражданина, защита законных интересов государства, т.е. осуществление правозащитной функции. Прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований (ст. 45 ГПК РФ).
На основании изложенного суд считает требования прокуратуры об обязании МОУ «ООШ» п.Намск об устранении нарушений требований пожарной безопасности, об обязании АМР «Корткеросский» и УО АМР «Корткеросский» принять организационно технические меры по организации устранения нарушений требований законодательства о пожарной безопасности в МОУ «ООШ» п.Намск по п. 2,3,4 нарушений в срок до 01.10.2011г., по п. 1,5,6 нарушений в срок до 31.03.2012г. подлежащими удовлетворению.
Руководствуясь ст. 198 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л :
Заявление удовлетворить.
Обязать муниципальное образовательное учреждение «Основная общеобразовательная школа» п. Намск устранить нарушения требований пожарной безопасности, а именно:
в срок до 01.10.2011г. установить высоту эвакуационного выхода в свету не менее 1,9м.; выполнить дверь на пути эвакуации из здания по направлению выхода из здания (возле центрального входа); допускать работников школы к работе после прохождения противопожарного инструктажа, а при изменении специфики работы проходить дополнительное обучение по предупреждению и тушению возможных пожаров в порядке, установленном руководителем;
в срок до 31.03.2012г. установить из мастерской по обработке древесины дополнительный выход непосредственно наружу (через утепленный тамбур); определить для всех производственных и складских помещений категорию взрывопожарной и пожарной опасности, а также класс зоны по правилам устройства электроустановок (далее ПУЭ), которые надлежит обозначать на дверях помещений; разработать годовой план-график по осуществлению регламентных работ по техническому обслуживанию и планово-предупредительному ремонту автоматической установки пожарной сигнализации и системы оповещения людей о пожаре и управления эвакуацией.
Обязать администрацию муниципального образования муниципального района «Корткеросский», Управление образованием администрации муниципального образования муниципального района «Корткеросский» принять организационно технические меры по организации устранения нарушений требований законодательства о пожарной безопасности в муниципальном образовательном учреждении «Основная общеобразовательная школа» п.Намск, а именно:
в срок до 01.10.2011г. по установлению высоты эвакуационного выхода в свету не менее 1,9м.; по выполнению двери на пути эвакуации из здания по направлению выхода из здания (возле центрального входа); по допуску работников школы к работе после прохождения противопожарного инструктажа, а при изменении специфики работы прохождению дополнительное обучение по предупреждению и тушению возможных пожаров в порядке, установленном руководителем;
в срок до 31.03.2012г. по установлению из мастерской по обработке древесины дополнительного выхода непосредственно наружу (через утепленный тамбур); по определению для всех производственных и складских помещений категории взрывопожарной и пожарной опасности, а также класс зоны по правилам устройства электроустановок (далее ПУЭ), которые надлежит обозначать на дверях помещений; по разработке годового плана-графика по осуществлению регламентных работ по техническому обслуживанию и планово- предупредительному ремонту автоматической установки пожарной сигнализации и системы оповещения людей о пожаре и управления эвакуацией.
Решение может быть обжаловано в Верховный суд РК в течение 10 дней через Корткеросский районный суд РК со дня вынесения в окончательной форме.
Судья Буян Э.Ф.
Решение в окончательной форме изготовлено 14 сентября 2011 года.