б установлении факта принятия наследства, признании недействительным свидетельства на право пожизненного наследуемого владения на земельный участок



         Дело № 2-362\ 2011

    РЕШЕНИЕ (заочное)

    Именем Российской Федерации

         Корткеросский районный суд республики Коми в составе:

председательствующего судьи Мельник Л.А.

при секретаре Карповой М.М.

с участием истца Шемякина В.Н.

3 лица Шемякина Д.Е.

рассмотрев в открытом судебном заседании в с. Корткерос 25 августа 2011г. дело по иску

Шемякина В.Н. к

Администрации муниципального образования сельского поселения «Корткерос»

Администрации муниципального образования муниципального района

«Корткеросский»

Шемякиной Т.В.

об установлении факта принятия наследства, признании недействительным свидетельства на право пожизненного наследуемого владения на земельный участок, признании внесения записи в похозяйственной книге администрации сельского поселения «Корткерос» о владельце жилого дома <адрес> незаконным, признании вступления Шемякиной Т.В. в право наследования на жилой дом и земельный участок незаконным, признании права собственности на жилой дом и земельный участок

    установил:

Шемякин В.Н. в заявлении указал, что жилой дом и земельный участок по адресу: <адрес> принадлежали его отцу ФИО1 15 февраля 1990 г. отец умер. Никаких завещаний не составил. Он, истец, фактически вел хозяйство родителей с 1972 г., принимал решения по всем вопросам ведения хозяйства, по земле, по домам, расположенным на <адрес>. После смерти отца его жена ФИО2 2 июля перешла в новый, им (истцом) построенный жилой дом, находящийся на одном участке со старым домом. Ни ФИО2, ни дети умершего в право наследования не вступали. 20 октября 2008 г. ФИО2 умерла. Брат ФИО3 умер 15 июня 2008 г. Поскольку братья и сестра, мать умерли, из числа наследников остался он один, в июне 2006 г. обратился к нотариусу. В оформлении наследственных прав ему было отказано, так как наследником жилого дома и земельного участка по адресу: <адрес> является Шемякина Т.В. На его запросы администрация сельского поселения ответила, что владельцем дома № ХХХ согласно похозяйственной книге значится ФИО3, которая произведена на основании договора дарения ФИО2 Однако, ФИО4 не вступала в права наследования, а ФИО3 не пользовался и не занимался земельным участком возле дома №ХХХ.

        Просит принять решение об установлении факта принятия наследства после смерти отца ФИО1 в виде жилого дома и земельного участка по адресу: <адрес>, признании недействительным свидетельства на право пожизненного наследуемого владения на земельный участок по указанному адресу за ФИО6, признании внесения записи в похозяйственной книге администрации сельского поселения «Корткерос» о владельце жилого <адрес> незаконным, признании вступления Шемякиной Т.В. в право наследования на жилой дом и земельный участок незаконным, признании права собственности на жилой дом и земельный участок по указанному адресу.

В судебном заседании истец уточнил требования. Просил установить факт принятия наследства жилого дома и земельного участка по <адрес> после смерти отца и брата, признать право собственности на указанное имущество в порядке наследования. Истец пояснил, что с родителями у него было одно хозяйство, фактически всем распоряжался он. Новый дом №ХХХ построил он рядом со старым домом №ХХХ, земельный участок был один. Впоследствии обоим домам и земельным участкам дали свои адреса. Брат Евгений жил вместе с ними в доме №ХХХ. После регистрации брака с Шемякиной Т.В. они проживали на квартире. Когда Евгений умер, жена его, Шемякина Т.В не приходила даже на похороны, в доме № ХХХ не жила. Считает, что вступил фактически в права наследования после смерти владельцев дома №ХХХ, платил налоги на дом и земельный участок, постоянно пользовался домом и земельным участком, содержал это имущество. Шемякина ни домом, ни земельным участком не пользовалась. Старый дом необходимо ремонтировать, там можно жить только летом, так зимой холодно, печь неисправна. Летом он там проживает.

Ответчик Шемякина Т.В., администрация муниципального образования сельское поселение «Корткерос», администрация муниципального образования муниципального района «Корткеросский» на судебное заседание не явились, были извещены судом о времени и месте рассмотрения дела.

С учетом мнения сторон суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие ответчиков с вынесением заочного решения.

Администрация муниципального образования сельское поселение «Корткерос» просит дело рассмотреть в их отсутствие.

В письменных объяснениях Шемякина Т.В. пояснила, что возражает против признания права собственности на жилой дом и земельный участок за Шемякиным В.Н., поскольку по закону она является наследницей после смерти мужа.. С мужем прожила 10 лет, жили в квартире ВС. Корткерос, <адрес>, пока старший сын мужа Шемякин Д. не продал ее. После продажи квартиры перешли в старый родительский дом, но через 2 месяца муж умер.

Шемякин Д.Е., привлеченный в качестве 3 лица, согласился с исковыми требованиями. Пояснил, что после смерти отца Шемякина т.В. пыталась отсудить квартиру, в которой она проживала с отцом, но судом ей было отказано. После смерти отца Шемякина Т.В. не принимала наследство, никаким наследственным имуществом, принадлежащим отцу, не пользовалась.

Заслушав явившихся на судебное заседание лиц, рассмотрев представленные документы, суд приходит к следующему.

Круг наследников, порядок, сроки принятия наследства и состав наследственного имущества определяются законодательством, действующим на день открытия наследства. Исключение составляют случаи, специально указанные в законе.

Как следует из документов жилой дом на распложенном земельном участке по адресу: <адрес> принадлежал супругам ФИО1 и ФИО2 После смерти ФИО1    15 февраля 1990 г. имуществом умершего продолжали пользоваться ФИО2 и Шемякин В.Н.. Сторонами не оспаривается, что фактически хозяйство дома вел истец Шемякин В.Н.

В июле 1990 г. ФИО2, Шемякин В.Н. переходят во вновь построенный истцом дом на том же земельном участке. Новому дому присвоен адрес: <адрес>. Согласно договоров дарения от 02 октября 1990 г. ФИО2 подарила дом № ХХХ сыну ФИО1, а дом № ХХХ- сыну ФИО3

Фактически ФИО3 также жил в доме № ХХХ совместно с матерью и братом до регистрации брака с Шемякиной Т.В.

После смерти ФИО3 15 июня 2009 г. и ФИО2 20 октября 2008 г. истец продолжал пользоваться обоими домами и земельными участками, платил налоги, содержал имущество.

В соответствии с п. 1 ст. 1152 Гражданского кодекса РФ (далее по тексту «ГК РФ») наследниками первой очереди по закону являются дети, супруг, родители наследодателя.

В соответствии со ст. 1143 ГК РФ при отсутствии наследников первой очереди, наследниками второй очереди по закону являются полнородные и неполнородные братья и сестры наследодателя, его дедушка и бабушка как со стороны отца, так и со стороны матери.

Согласно п.1 ст.1152 ГК РФ для приобретения наследства наследник должен его принять.

Пункт 1 ст.1154 ГК РФ определяет, что наследство может быть принято в течение 6 месяцев со дня открытия наследства.

Согласно п.п. 1 и 2 ст. 1153 ГК РФ принятие наследства осуществляется подачей по месту открытия наследства нотариусу или уполномоченному в соответствии с законом выдавать свидетельства о праве на наследство должностному лицу заявления наследника о принятии наследства либо заявления наследника о выдаче свидетельства о праве на наследство.

Признается, пока не доказано иное, что наследник принял наследство, если он совершил действия, свидетельствующие о фактическом принятии наследства, в частности, если наследник:

вступил во владение или в управление наследственным имуществом;

принял меры по сохранению наследственного имущества, защите его от посягательств или притязаний третьих лиц;

произвел за свой счет расходы на содержание наследственного имущества;

оплатил за свой счет долги наследодателя или получил от третьих лиц причитавшиеся наследодателю денежные средства.

        Из материалов дела и объяснений сторон следует, что Шемякин В.Н. постоянно пользовался и продолжает пользоваться имуществом: жилыми домам и земельными участками, расположенными по <адрес>. Данное обстоятельство никем не оспаривается. Он пользовался указанным имуществом как после смерти отца ФИО1, так и после смерти матери ФИО2 и брата ФИО3

25 июня 1990 г. Шемякин В.Н. и ФИО2 получили свидетельство о праве на наследство умершего ФИО1 на имущество: гараж, находящийся в г. <адрес>, в равных долях.

Наследники ФИО3 первой очереди: жена Шемякина Т.В., дети Шемякин Д.Е. ФИО5 в наследственные права не вступали и доказательства о принятии наследства суду не представили

Шемякина Т.В. в течение длительного времени не предпринимала попыток по принятию наследства либо оформлению своих прав в отношении наследственного имущества в виде жилого дома № ХХХ и земельного участка, владельцем которых согласно договору дарения был ее муж Шемякин Е.Н., не пользовалась указанным имуществом, не содержала его, не беспокоилась о его сохранности.

Иных допустимых обстоятельств, позволяющих суду сделать вывод, что Шемякина Т.В. фактически приняла наследство после смерти мужа, суду не представлено, поэтому требования истца об установлении факта принятия наследства в виде жилого дома и земельного участка, расположенных по адресу: <адрес> признании права собственности на данное имущество должны быть удовлетворены.

        Руководствуясь ст. 197, 198 ГПК РФ, суд

    РЕШИЛ:

        Иск удовлетворить.

        Установить факт принятия наследства Шемякиным В.Н. наследственного имущества в виде жилого дома №ХХХ и земельного участка размером 1078 кв.м. кадастровый ХХХ, расположенных по адресу: <адрес>, после смерти родителей ФИО1, ФИО2, брата ФИО3, признав за ним право собственности на имущество в порядке наследования.

    Ответчик вправе подать в Корткеросский районный суд заявление об отмене этого решения суда в течение семи дней со дня вручения ему копии этого решения.

Заочное решение суда может быть обжаловано сторонами также в кассационном порядке в Верховный суд Республики Коми в течение десяти дней по истечении срока подачи ответчиком заявления об отмене этого решения суда, а в случае, если такое заявление подано, - в течение десяти дней со дня вынесения определения суда об отказе в удовлетворении этого заявления.

    Судья                                    Мельник Л.А.

        Решение в окончательной форме изготовлено 26 августа 2011 г.