об отмене постановления и взыскании денежных средств



Дело № 2-461/2011 г.

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Корткеросский районный Суд Республики Коми в составе

председательствующего судьи Буян Э.Ф.,

при секретаре Карповой Н.М.

с участием истца Ковалева М.Б.,

представителя АМР «Корткеросский»- Попова В.В., действующего по доверенности от 07.10.2011г.

27 октября 2011 года, рассмотрев в открытом судебном заседании в с. Корткерос дело по заявлению

Ковалева М.Б.

к администрации МР «Корткеросский»

об отмене постановления и взыскании денежных средств

У С Т А Н О В И Л :

Ковалев М.Б. обратился в суд к администрации МР «Корткеросский» (далее- АМР «Корткеросский») с требованиями об отмене постановления АМР «Корткеросский» № 1482 от 02.08.2011г., в части касающейся Ковалева М.Б., признании Ковалева М.Б. зарегистрированным и проживающим в с. <адрес> в установленном законом порядке, взыскании с ответчика в пользу истца излишне уплаченную сумму в размере ХХХ рублей. В обоснование своих требований истец указал, что решением комиссии от 29.07.2011года и утвержденного постановлением руководителя АМР «Корткеросский» № 1482 от 02.08.2011г. он снят с учета на получение социальных выплат на строительство или приобретение жилья для улучшения жилищных условий. Основанием для снятия с учета явилось несоответствие представленных истцом документов статье 1 Закона Республики Коми от 05.04.2005г. № 30-РЗ «О социальных выплатах на строительство или приобретение жилья» (далее- Закон № 30-РЗ от 05.047.2005г.), как зарегистрированного в не установленном порядке по месту жительства и не проживающего в Республике Коми. Истец считает решение комиссии необоснованным, т.к. проживает и работает в Корткеросском районе с 2003года, что подтверждается пропиской в паспорте, ранее решением комиссии неоднократно признавался нуждающимся в улучшении жилищных условий, ответчиком предлагалось принять участие в федеральной целевой программе «социальное развитие села в 2012г.» с оформлением кадастрового паспорта объекта незавершенного строительства и регистрации права собственности на объект, для реализации этих действий он израсходовал ХХХ руб (оплата услуг БТИ и государственная пошлина за регистрацию права собственности).

В судебном заседании истец настаивал на своих требованиях, суду пояснив, что программа «социальное развитие села до 2012г.» действует только до 2012года и, соответственно, он в ней участие принять уже не сможет, в связи с чем кадастровый паспорт на объект незавершенного строительства и его регистрация ему не потребуются, а денежные средства на это им потрачены, зарегистрирован по месту жительства в помещении лесхоза, однако живет в Корткеросе, в т.ч. по договору временного найма с 01.10.2008г., в настоящее время по месту нахождения незавершенного строительства.

Представитель ответчика АМР «Корткеросский» Попов В.В. с требованиями истца не согласен в полном объеме, считает, что Ковалев, зарегистрирован по месту жительства в нежилом помещении, в которых регистрация не предусматривается, соответственно истец зарегистрирован в неустановленном порядке, и согласно ст.1 Закона № 30-РЗ не имеет права на получение социальных выплат на строительство или приобретение жилья. Кадастровый паспорт на объект незавершенного строительства необходим при участии в любой из программ по предоставлению социальной выплаты на строительство жилья, он предоставляется лицом, обратившимся за социальной выплатой, и является его расходным обязательством, мы не заставляем предоставлять документы, можем рекомендовать.

Заслушав стороны, изучив материалы дела в совокупности, суд считает, что исковые требования истца подлежат удовлетворению частично по следующим основаниям.

Постановлением АМР «Корткеросский» № 1482 от 02.08.2011г. утвержден протокол заседания комиссии по рассмотрению заявлений граждан на получение социальных выплат на строительство или приобретение жилья от 29.07.2011г. Согласно п.2 пп.2 утвержденного протокола заседания комиссии Ковалев М.Б., проживающего по адресу: <адрес>, состав семьи- 4 чел. Снят с учета на получение социальных выплат на строительство или приобретение жилья для улучшения жилищных условий в связи с тем, что не подтверждено право на получение социальных выплат на строительство или приобретение жилья на основании ст.1 Закона РК от 05.04.2005г. № 30-РЗ «О социальных выплатах на строительство или приобретение жилья» (далее- Закона № 30-РЗот 05.04.2005г.).

Положениями статьи 1 Закона № 30-РЗ от 05.04.2005г. предусмотрено право на получение социальных выплат на строительство или приобретение жилья определенной категории граждан Российской Федерации, зарегистрированных в установленном порядке по месту жительства на территории Республики Коми.

В соответствии со ст.20 ГК РФ и ст.2 Закона РФ от 25 июня 1993 года N 5242-1 "О праве граждан РФ на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации" местом жительства гражданина признается место, где гражданин постоянно или преимущественно проживает в жилом доме, квартире, общежитии и т.п. в качестве собственника по договору найма (поднайма), по договору аренды либо на иных основаниях, предусмотренных российским законодательством.

Согласно Правилам регистрации и снятия граждан РФ с регистрационного учета по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 17 июля 1995 года N 713, место жительства, по общему правилу, должно совпадать с местом регистрации. Органами регистрационного учета, на должностных лиц которых возложена ответственность за регистрацию граждан, являются территориальные органы Федеральной миграционной службы. Ковалев зарегистрирован по месту жительства, о чем имеется отметка в паспорте, произведенная ПВС Корткеросского РОВД РК 23.01.2004г. Таким образом, судом установлен факт регистрации и проживания Ковалева М.Б. в <адрес> в установленном законом порядке.

Регистрация Ковалева в <адрес> в помещении, не являющемся жилым, а также фактическое проживание истца не по месту регистрации, в частности на момент обращения за социальными выплатами, в силу ст.3 Закона РФ от 25 июня 1993 года N 5242-1 не могут служить основанием ограничения реализации права на социальные гарантии.

Реализация право свободного выбора места жительства может сопровождаться введением обоснованных ограничений в соответствии с основаниями и порядком, установленными ст.55 (часть 3) и 56 Конституции РФ. Правовой режим ограничений права на выбор места жительства может вводиться только федеральным законом в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства. Так же и согласно ч.3 ст.12 Международного пакта о гражданских и политических правах право на свободное передвижение и свобода выбора места жительства не могут быть объектом никаких ограничений, кроме тех, которые предусмотрены законом и необходимы для охраны государственной безопасности, общественного порядка, здоровья или нравственности населения или прав и свобод других и совместимы с признаваемыми в Пакте иными правами.

Следовательно, общим требованием Конституции РФ и международно - правовых норм является положение о том, что ограничения права на свободный выбор места жительства могут быть установлены только законом.

Таким образом, регистрация или отсутствие таковой не могут служить основанием ограничения или условием реализации прав и свобод граждан, предусмотренных Конституцией РФ, законами Российской Федерации, Конституциями и законами республик в составе Российской Федерации.

С учетом изложенного, положений п.3 ст. 246 ГПК РФ суд считает подлежащим удовлетворению требование Ковалева М.Б. об отмене постановления администрации МР «Корткеросский» № 1482 от 02 августа 2011года, в части утверждения пп.2 п. 2 протокола заседания комиссии по рассмотрению заявлений граждан на получение социальных выплат на строительство или приобретение жилья от 29.07.2011г. в отношении Ковалева М. Б, которым истец снят с учета на получение социальных выплат на строительство или приобретение жилья для улучшения жилищных условий, как принятого незаконно.

По материалам личного дела, находящегося в АМР «Корткеросский», Ковалев М.Б. на основании его заявления от 20.10.2008г., оформленного по Закону РК № 30-РЗ от 05.04.2005г. «О социальных выплатах на строительство или приобретение жилья», постановлением АМР «Корткеросский» № 1762 от 12.11.2009г. был поставлен на учет в качестве имеющего право на получение субсидий (социальных выплат) на строительство или приобретение жилья для улучшения жилищных условий. Закон № 30- РЗ от 05.04.2005г., регулирующий отношения, связанные с предоставлением отдельным категориям граждан социальных выплат на строительство или приобретение жилья, предоставляет право на данную выплату гражданам РФ, зарегистрированным в установленном порядке по месту жительства на территории Республики Коми. Данное требование относится к категории граждан, имеющим право на получение указанной выплаты в соответствии с законами РК ( ст. 1, 5 настоящего закона). При этом, данный закон, как и Порядок и условия предоставления данной выплаты, утвержденный постановлением Правительства РК от 20.02.2007г. № 32 не предусматривают необходимость предъявления для получения указанной выплаты свидетельства о регистрации права собственности на объект незавершенного строительства и кадастрового паспорта.

При этом, Ковалев по заявлению от 1.12.2009г. являлся участником мероприятий по улучшению жилищных условий граждан, проживающих в сельской местности, в т.ч. молодых семей и молодых специалистов, в рамках реализации федеральной программы «Социальное развитие села до 2012года». Данная целевая программа постановлением правительства РФ № 336 от 28.04.2011г. продлена до 2013года. Программа включает мероприятия по улучшению жилищных условий граждан, проживающих в сельской местности, в том числе молодых семей и молодых специалистов на селе. Первоочередному финансированию подлежат расходы на проведение работ на объектах незавершенного строительства, на объектах, находящихся в ветхом и аварийном состоянии, а также на объектах, имеющих высокую степень технической строительной готовности. Для определения данной категории необходимо представление копии свидетельства о государственной регистрации права собственности на объект незавершенного строительства, также данный документ необходим в целях реализации подпрограммы "Развитие индивидуального жилищного строительства" целевой республиканской программы "Жилище" на 2008 - 2012 годы, который определяет механизм предоставления гражданам, проживающим в сельской местности, в том числе молодым семьям и молодым специалистам, социальных выплат на завершение строительства индивидуального жилого дома при его готовности не менее 50 процентов (далее - социальные выплаты), указанный в Порядке, утвержденном постановлением правительства РК от 14.07.2011г. № 310. По сведениям АМР «Корткеросский» Ковалев является участником данной программы.

Таким образом, свидетельство о регистрации права собственности на объект незавершенного строительства Ковалевым был оформлен не для реализации права на социальные выплаты, предусмотренные Законом № 30-РЗ от 05.04.2005г., на основании требований которого истец был снят с учета на получение указанных выплат. Соответственно расходы Ковалева М.Б., указанный в исковом заявлении, не вытекают из основного требования об отмене постановления АМР «Корткеросский» №1482 от 02.08.2011г. Доказательств обратному Ковалевым не представлено. С учетом изложенного требования в этой части не подлежат удовлетворению.

При этом, согласно ст.98 ГПК РФ стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает возместить с другой стороны все понесенные по делу судебные расходы, к которым относится госпошлина, уплаченная Ковалевым при подаче в суд заявления в размере 200 рублей.

С учетом изложенного, руководствуясь ст.197 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Заявление Ковалева М.Б. удовлетворить частично.

Признать факт регистрации и проживания Ковалева М.Б. в <адрес> в установленном законом порядке.

Отменить постановление администрации МР «Корткеросский» № 1482 от 02 августа 2011года, в части утверждения пп.2 п. 2 протокола заседания комиссии по рассмотрению заявлений граждан на получение социальных выплат на строительство или приобретение жилья от 29.07.2011г. в отношении Ковалева М.Б..

Взыскать с администрации МР «Корткеросский» в пользу Ковалева М.Б. государственную пошлину в размере ХХХ рублей

Отказать Ковалеву М.Б. в требовании о взыскании с администрации МР «Корткеросский» излишне уплаченную сумму в размере ХХХ руб.

Решение может быть обжаловано в Верховный Суд РК через Корткеросский суд в течение 10 дней со дня вынесения решения в окончательной форме.

Судья                                                                              Э.Ф.Буян

В окончательной форме решение изготовлено 28 октября 2011года