Дело № 2-645/2011
РЕШЕНИЕ
Именем российской Федерации
Корткеросский районный суд Республики Коми
в составе председательствующего судьи Мельник Л.А., при секретаре Карповой М.М.,
с участием прокурора Кокаревой О.Е., 08 декабря 2011 года рассмотрев в открытом судебном заседании в с.Корткерос гражданское дело по иску
прокурора Корткеросского района к администрации сельского поселения «Корткерос» об обязании организации мест для сбора мусора,
УСТАНОВИЛ:
Прокурор Корткеросского района обратился в суд в защиту прав и интересов неопределенного круга лиц в связи с нарушением прав граждан на благоприятную окружающую среду. В заявлении указал, что проверкой организации сбора мусора у дома, расположенного по <адрес>, установлено, что места для сбора мусора надлежащим образом не организованы. Так отсутствуют контейнеры для сбора твердых бытовых отходов. В ходе осмотра помойницы, предназначенной для сбора жидких бытовых отходов жильцов дома расположенного по <адрес>, которая расположена вблизи дома № <адрес>, установлено, что помойница представляет собой углубление в земле, по скосам которого установлены деревянные щиты, которые фактически разрушены. В нарушение п. 2.1.3 СанПин помойница не имеет водонепроницаемый выгреб, наземная часть с крышкой и решеткой для отделения твердых фракций отсутствует. В нарушение п.2.3.5. СанПин в ввиду отсутствия у помойницы подземной и наземной части непроницаемость помойницы для грызунов и насекомых не обеспечена. Кроме того фактически указанная помойница используется для временного хранения не только жидких бытовых отходов, но и твердых бытовых отходов. Подобное бездействие со стороны администрации МО СП «Корткерос» приводит в свою очередь к загрязнению продуктами разложения отходов территории сельского поселения, порче земель, подземных вод, что в конечном итоге наносит вред здоровью населения. Прокурор просит обязать администрацию сельского поселения «Корткерос» привести в соответствие с требованиями санитарного законодательства помойницу для сбора жидких бытовых отходов расположенную вблизи дома № <адрес>, организовать бетонированную огороженную площадку с металлическими контейнерами для сбора и вывоза твердых бытовых отходов образуемых за счет жизнедеятельности жильцов дома расположенного <адрес>, в срок до 01.05.2012.
В судебном заседании прокурор Кокарева О.Е. требование поддержала, просила установить срок для исполнения обязанности до 01 июля 2012 года.
Администрация сельского поселения «Корткерос» о рассмотрении дела надлежаще уведомлена, представителя в суд не направила. С учетом мнения прокурора возможно рассмотреть дело в отсутствии представителя ответчика.
Заслушав прокурора, рассмотрев представленные документы, суд приходит к следующему.
Конституцией Российской Федерацией каждому гражданину гарантировано право на благоприятную окружающую среду (ст. 42 Конституции Российской Федерации).
В целях реализации конституционного принципа, на органы государственной власти и органы местного самоуправления возложены определенные обязанности в части природоохранного законодательства.
Так, п. 18 ч.1 ст. 14 «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» от 06.10.2003 № 131 – ФЗ к вопросам местного значения поселения отнесены сбор и вывоз бытовых отходов и мусора. Кроме того, указанная обязанность закреплена в специальных нормах природоохранного законодательства: ст. 7 Федерального закона «Об охране окружающей среды» от 10.01.2002 № 7- ФЗ, ст. 8 Федерального закона «Об отходах производства и потребления» от 24.06.1998 № 89 - ФЗ.
Таким образом, на администрацию сельского поселения возложена обязанность по организации мест для сбора мусора и организации его вывоза в соответствии с требованиям закона.
Постановлением Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека от 10.06.2010 № 64 «Об утверждении Санпин 2.1.2.2645-1» утверждены санитарно-эпидемиологические требования к местам для организации мест для сбора мусора (далее - Санпин 2.1.2.2645-10) и СанПиН 42-128-4690-88. «Санитарные правила содержания территорий населенных мест» утвержденный приказом главного государственного санитарного врача СССР от 05.08.1988 № 4690-88 (далее - СанПин 42-128-4690-88). Пунктами 2.2 и 2.3 СанПин 42-128-4690-88 установлен дифференцированный порядок для сбора жидких и твердых бытовых отходов. Пунктами 2.2.1, 2.2.2 СанПин 42-128-4690-88, п. 8.2.5. Санпин 2.1.2.2645-10 установлен порядок для сбора и вывоза твердых бытовых отходов.
Так, при временном хранении отходов в дворовых сборниках должна быть исключена возможность их загнивания и разложения. Поэтому срок хранения в холодное время года (при температуре -5 град, и ниже) должен быть не более трех суток, в теплое время (при плюсовой температуре - свыше +5 град.) не более одних суток (ежедневный вывоз). В каждом населенном пункте периодичность удаления твердых бытовых отходов согласовывается с местными учреждениями санитарно-эпидемиологической службы (п. 2.2.1 СанПин 42-128-4690-88).
Для сбора твердых бытовых отходов следует применять в благоустроенном жилищном фонде стандартные металлические контейнера. В домовладениях, не имеющих канализации, допускается применять деревянные или металлические сборники (п2.2.2 СанПин 42-128-4690-88)
Для установки контейнеров должна быть оборудована специальная площадка с бетонным или асфальтовым покрытием, ограниченная бордюром и зелеными насаждениями (кустарниками) по периметру и имеющая подъездной путь для автотранспорта (п. 8.2.5. Санпин 2.1.2.2645-10).
Сбор жидких отходов регламентирован п.п. 2.3.1 и 2.3.5. СанПин 42-128-4690-88 в соответствии с которыми для сбора жидких отходов в неканализованных домовладениях устраиваются дворовые помойницы, которые должны иметь водонепроницаемый выгреб и наземную часть с крышкой и решеткой для отделения твердых фракций. Для удобства очистки решетки передняя стенка помойницы должна быть съемной или открывающейся. Наземная часть помойниц и дворовых уборных должна быть непроницаемой для грызунов и насекомых.
Проверкой организации сбора мусора у дома расположенного по <адрес>, проведенной 27.10.2011, установлено, что места для сбора мусора надлежащим образом не организованы. Отсутствуют контейнеры для сбора твердых бытовых отходов. Помойница, предназначенная для сбора жидких бытовых отходов жильцов дома, расположенного по <адрес>, которая расположена вблизи дома № <адрес>, представляет собой углубление в земле, по скосам которого установлены деревянные щиты, которые фактически разрушены. В нарушение п. 2.1.3 СанПин помойница не имеет водонепроницаемый выгреб, наземная часть с крышкой и решеткой для отделения твердых фракций отсутствует. В нарушение п.2.3.5. СанПин в виду отсутствия у помойницы подземной и наземной части непроницаемость помойницы для грызунов и насекомых не обеспечена. Помойница используется для временного хранения не только жидких бытовых отходов, но и твердых бытовых отходов.
В данном случае бездействие со стороны администрации МО СП «Корткерос» по исполнению вопросов местного значения поселения по сбору и вывозу бытовых отходов и мусора приводит к загрязнению продуктами разложения отходов территории сельского поселения, порче земель, подземных вод, что в конечном итоге наносит вред здоровью населения. Поскольку нарушены права и законные интересы граждан на благоприятную окружающую среду, обращение прокурора в суд правомерно, заявленные прокурором требования подлежат удовлетворению в полном объеме.
Руководствуясь ст.198 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Иск удовлетворить.
Обязать администрацию муниципального образования сельского поселения «Корткерос» привести в соответствие с требованиями санитарного законодательства помойницу для сбора жидких бытовых отходов, расположенную вблизи дома № <адрес>; организовать бетонированную огороженную площадку с металлическими контейнерами для сбора и вывоза твердых бытовых отходов, образуемых за счет жизнедеятельности жильцов дома, расположенного в <адрес>, в срок до 01 июля 2012 года.
Решение может быть обжаловано в Верховный суд РК в течение 10 дней со дня его вынесения в окончательной форме через Корткеросский районный суд.
Судья Л.А. Мельник
В окончательной форме решение изготовлено 13 декабря 2011 года.