2-728/2011 ; об обязании ликвидировать несанкционированную свалку



Дело № 2-728/2011 г.

РЕШЕНИЕ

Именем российской Федерации

Корткеросский районный суд Республики Коми

в составе председательствующего судьи Мельник Л.А.,

при секретаре Карповой М.М.,

с участием прокурора Кокаревой О.Е.,

представителей ответчиков Потаповой Т.П., Неронова А.А.,

21 декабря 2011 года рассмотрев в открытом судебном заседании в с.Корткерос гражданское дело по иску

прокурора Корткеросского района к администрации сельского поселения «Сторожевск», администрации муниципального образования муниципального района «Корткеросский» об обязании ликвидировать несанкционированную свалку,

УСТАНОВИЛ:

Прокурор в исковом заявлении указал, что согласно акту обследования Корткеросского районного комитета по охране окружающей среды Минприроды РК от 15.09.2011 № 24-09-2011 на территории сельского поселения «Сторожевск» выявлена несанкционированная свалка, расположенная в западном направлении в 1,8 км. от с. Сторожевск, с левой стороны старой автодороги старой автодороги Корткерос – Сторожевск. Сбор и вывоз бытовых отходов и мусора с территории поселения федеральным законом отнесены к вопросам местного значения поселения. К полномочиям муниципального района относится организация утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов. Данные полномочия администрацией МО МР «Корткеросский», администрацией СП «Сторожевск» не исполняются, на территории района нет ни одного действующего полигона для утилизации бытовых отходов.

В судебном заседании прокурор Кокарева О.Е. требование в отношении администрации МР «Корткеросский» поддержала, просила установить срок для исполнения обязанности – до 01.10.2013. Пояснила, что в месте расположения свалки не определены границы земель поселения, свалка находится на территории муниципального района «Корткеросский».

Представитель администрации муниципального района «Корткеросский» по доверенности Неронов А.А. с исковыми требованиями согласился, пояснил, что документы по границам сельского поселения «Сторожесвк» не утверждены, находятся в стадии разработки.

Заслушав сторон, рассмотрев представленные документы, суд приходит к следующему.

В соответствии с пунктом 14 части 1 статьи 15 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» от 06.10.2003 № 131-ФЗ (с последующими изменениями и дополнениями), организация утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов отнесена к вопросам местного значения муниципального района, что также указано в пункте 13 части 1 статьи 12 Устава муниципального образования муниципального района «Корткеросский».

В соответствии с частью 2 статьи 8 Федерального Закона от 24 июня 1998 года N 89-ФЗ (ред. 30.12.2008) «Об отходах производства и потребления» к полномочиям органов местного самоуправления муниципальных районов в области обращения с отходами относится организация утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов.

В соответствии со статьей 7 Федерального Закона «Об охране окружающей среды» к вопросам местного значения муниципального района относятся: организация мероприятий межпоселенческого характера по охране окружающей среды; организация утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов.

Согласно акту обследования Корткеросского районного комитета по охране окружающей среды Минприроды РК от 15.09.2011 № 24-09-2011 выявлена несанкционированная свалка, расположенная в западном направлении в 1,8 км. от с. Сторожевск, с левой стороны старой автодороги старой автодороги Корткерос – Сторожевск. Объект представляет собой площадку размерами 50 м. на 100 м. Отходы (бытовой и строительный мусор) на данной площадке относятся к 4-5 классу опасности ( согласно федерального классификационного каталога отходов № 786 от 02.12.2002 с дополнениями от 30.07.2003 № 663). Согласно проведенной инвентаризации в феврале 2009 объект назначался под захоронение отходов. Рекультивация не проводилась, объект введен в эксплуатацию в 1995 году, проекта на объект не имеется, площадь объекта не указана, вместимость – 30 тыс. куб. Система защиты, мониторинг отсутствуют. Актом обследования от 23.08.2011 установлено, что объект не отвечает нормам и требованиям санитарного и природоохранного законодательства, представляет опасность возникновения лесного пожара в пожароопасный период.

Согласно статьи 34 Федерального Закона «Об охране окружающей среды» от 10.01.2002 № 7-ФЗ (с последующими изменениями и дополнениями), размещение, проектирование, строительство, реконструкция, ввод в эксплуатацию, эксплуатация, консервация и ликвидация зданий, строений, сооружений и иных объектов, оказывающих прямое или косвенное негативное воздействие на окружающую среду, осуществляются в соответствии с требованиями в области охраны окружающей среды. При этом должны предусматриваться мероприятия по охране окружающей среды, восстановлению природной среды, рациональному использованию и воспроизводству природных ресурсов, обеспечению экологической безопасности.

В соответствии со статьей 11 Федерального Закона «Об отходах производства и потребления» от 24.06.1998 № 89-ФЗ (с последующими изменениями и дополнениями), юридические лица при эксплуатации предприятий, зданий, строений, сооружений и иных объектов, связанной с обращением с отходами, обязаны соблюдать экологические, санитарные и иные требования, установленные законодательством Российской Федерации в области окружающей среды.

Согласно статьи 22 Федерального закона «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» от 30.03.1999 №52-ФЗ (с последующими изменениями и дополнениями), отходы производства и потребления подлежат сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для здоровья населения и среды обитания и которые должны осуществляться в соответствии с санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

В соответствии с Санитарными правилами «Гигиенические требования к устройству и содержанию полигонов для твердых бытовых отходов СанПиН 2.1.7.1038-01 1», утвержденными Главным государственным санитарным врачом Российской Федерации 30 мая 2001 года полигоны твердых бытовых отходов (ТБО) являются специальными сооружениями, предназначенными для изоляции и обезвреживания твердых бытовых отходов, и должны гарантировать санитарно - эпидемиологическую безопасность населения. На полигонах обеспечивается статическая устойчивость твердых бытовых отходов с учетом динамики уплотнения, минерализации, газовыделения, максимальной нагрузки на единицу площади, возможности последующего рационального использования участка после закрытия полигонов. Полигоны могут быть организованы для любых по величине населенных пунктов. Выбранный участок для устройства полигона должен иметь санитарно -эпидемиологическое заключение о соответствии его санитарным правилам (п. 2.2).

Из представленных суду доказательств следует, что наличие несанкционированной свалки, расположенной в западном направлении в 1,8 км. от с. Сторожевск, не соответствующей требованиям санитарно-эпидемиологического, природоохранного законодательства, приводит к нарушению естественной экологической системы и негативно влияет на окружающую среду, поскольку не обеспечивается изоляция и обезвреживание отходов на указанном полигоне, загрязняются почва и подземные воды, что представляет собой потенциальную опасность здоровью населения, способствуя распространению инфекционных болезней и иных тяжких последствий.

Как следует из материалов дела и не оспаривается сторонами, в месте расположения свалки границы земель поселения «Сторожевск» не определены, свалка находится на территории муниципального района «Корткеросский».

Согласно абзацам 2 и 3 п. 10 статьи 3 Федерального закона от 25.10.2001 № 137 –ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации», распоряжение земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, осуществляется органами местного самоуправления муниципальных районов, городских округов.

Поскольку свалка относится к видам имущества, которое может находиться в собственности муниципального района, то очистка несанкционированной свалки, организованной на территории муниципального образования, соответствует полномочиям муниципального района по организации утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов.

Право граждан на благоприятную окружающую среду закреплено в статье 42 Конституции Российской Федерации и статье 11 Федерального закона от 10 января 2002 года N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды".

Требования прокурора направлены на обеспечение реализации органами местного самоуправления полномочий, возложенных на них федеральным законом, и на защиту прав граждан на благоприятную окружающую среду.

Учитывая, что администрация МО МР «Корткеросский» не выполняет возложенные на нее обязанности по надлежащей организации утилизации и переработки отходов на территории района, что влечет за собой нарушение прав граждан, суд считает требование прокурора об обязании ликвидировать несанкционированную свалку, расположенную в западном направлении в 1,8 км. от с. Сторожевск, подлежащей удовлетворению.

Руководствуясь ст.198 ГПК РФ

РЕШИЛ:

Иск удовлетворить.

Обязать администрацию муниципального образования мунципального района «Корткеросский» в срок до 01 октября 2013 года ликвидировать несанкционированную свалку, расположенную в западном направлении в 1,8 км. от с. Сторожевск, с левой стороны старой автодороги Корткерос – Сторожевск.

Решение может быть обжаловано в Верховный суд РК в течение 10 дней со дня вынесения в окончательной форме через Корткеросский районный суд.

Судья Л.А. Мельник

В окончательной форме решение изготовлено 26 декабря 2011 года.