Дело № 2-10/2012 г.
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Корткеросский районный суд Республики коми в составе
председательствующего судьи Мельник Л.А.,
при секретаре Карповой М.М.,
с участием прокурора Вовк Я.И.,
11 января 2012 года рассмотрев в открытом судебном заседании в с. Корткерос гражданское дело по иску
прокурора Корткеросского района к администрации муниципального образования муниципального района «Корткеросский» об обязании разработать и внести на рассмотрение Совета МР «Корткеросский» проект решения о порядке осуществления муниципального земельного контроля,
УСТАНОВИЛ:
Прокурор обратился в суд с заявлением в защиту прав и интересов неопределенного круга лиц об обязании администрацию муниципального района «Корткеросский» разработать и внести на рассмотрение Совета муниципального района «Корткеросский» проект решения о порядке осуществления муниципального земельного контроля. В обоснование требований прокурор указал, что прокуратурой района проведена проверка соблюдения администрацией муниципального района «Корткеросский» требований земельного законодательства в части исполнения полномочий по осуществлению муниципального земельного контроля, в ходе которой выявлено, что нормативными правовыми актами органов местного самоуправления муниципального района функции по осуществлению муниципального земельного контроля не закреплены, что исключает возможность проведения мероприятий по охране и контролю за использованием земель, распоряжение которыми осуществляется администрацией муниципального района «Корткеросский».
В судебном заседании прокурор Вовк Я.И. иск поддержала, уточнив срок для исполнения обязанности – до 01 апреля 2012 года.
Администрация муниципального района «Корткеросский» о рассмотрении дела надлежаще уведомлена, представителя в суд не направила, просила рассмотреть дело без их участия. Ранее в судебном заседании представители ответчика Неронов А.А., Куликов В.Л. с иском прокурора не согласились, указав, что земельный контроль осуществляется сельскими поселениями, не является полномочием муниципального района, при этом не возражали, что до разграничения государственной собственности на землю администрация распоряжается землями на территории муниципального района «Корткеросский», но нормативного акта о порядке осуществления муниципального земельного контроля на уровне муниципального района не принято.
Представитель Управления Росреестра по РК государственный инспектор по использованию и охране земель ФИО1 в судебном заседании 28.12.2011 по иску пояснила, что по осуществлению муниципального земельного контроля с 2008 года действуют соглашения, заключенные с администрациями сельских поселений, а также утверждены Положения об осуществлении муниципального земельного контроля сельскими поселениями. Но работа сельских поселений по этим соглашениям и по Положению не ведется, хотя сельские поселения информируют Управление Росреестра об использовании земель, но полномочий на осуществление муниципального контроля не имеют. Управление Росреестра по РК поддерживает требование прокурора об обязании администрации МР «Корткеросский» разработать и внести на рассмотрение Совета МР «Корткеросский» проект решения о порядке осуществления муниципального земельного контроля.
Заслушав прокурора, рассмотрев материалы дела, суд приходит к следующему.
Муниципальный земельный контроль за использованием земель на территории муниципального образования согласно статьи 72 Земельного кодекса Российской Федерации осуществляется органами местного самоуправления или уполномоченными ими органами. Муниципальный земельный контроль осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и в порядке, установленном нормативными правовыми актами органов местного самоуправления.
Федеральный закон от 06.10.2003 г. N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" к вопросам местного значения относит осуществление земельного контроля за использованием земель муниципального образования ( п. 20 ч.1 ст. 14; п.15 ч.1 ст. 15).
В соответствии со статьей 11 Земельного кодекса РФ к полномочиям органов местного самоуправления в области земельных отношений относятся резервирование земель, изъятие, в том числе путем выкупа, земельных участков для муниципальных нужд, установление с учетом требований законодательства Российской Федерации правил землепользования и застройки территорий городских и сельских поселений, территорий других муниципальных образований, разработка и реализация местных программ использования и охраны земель, а также иные полномочия на решение вопросов местного значения в области использования и охраны земель. Органами местного самоуправления осуществляются управление и распоряжение земельными участками, находящимися в муниципальной собственности.
Согласно ст. 17.1 Закона N 131-ФЗ к отношениям, связанным с осуществлением муниципального контроля, организацией и проведением проверок юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, применяются положения ФЗ от 26.12.08. "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля".
В силу п. 4 ст. 2 ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" муниципальный контроль - деятельность органов местного самоуправления, уполномоченных на организацию и проведение на территории муниципального образования проверок соблюдения при осуществлении деятельности юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями требований, установленных муниципальными правовыми актами. Порядок организации и осуществления муниципального контроля в соответствующей сфере деятельности устанавливается муниципальными правовыми актами либо законом субъекта Российской Федерации и принятыми в соответствии с ним муниципальными правовыми актами.
Согласно п. 2 ст. 6 указанного Закона к полномочиям органов местного самоуправления, осуществляющих муниципальный контроль, относятся: организация и осуществление муниципального контроля на соответствующей территории; разработка административных регламентов осуществления муниципального контроля в соответствующих сферах деятельности в порядке, установленном нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.
Из приведенных норм законодательства следует, что для реализации полномочий по муниципальному контролю необходимо принятие соответствующих нормативных актов. Их непринятие свидетельствует о незаконном бездействии органов местного самоуправления и нарушает права неопределенного круга лиц при осуществлении муниципального контроля.Установлено, что нормативными правовыми актами органов местного самоуправления муниципального района «Корткеросский» функции по осуществлению муниципального земельного контроля не закреплены, что исключает возможность проведения мероприятий по охране и контролю за использованием земель, распоряжение которыми осуществляется администрацией муниципального района «Корткеросский».
Согласно положениям пункта 10 статьи З Федерального закона «О введении в действие Земельного кодекса РФ» распоряжение земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, осуществляется органами местного самоуправления муниципальных районов, городских округов, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности.
В связи с тем, что на территории муниципального района «Корткеросский» преимущественно расположены земли, государственная собственность на которые не разграничена, земельных участков, находящихся в муниципальной собственности сельских поселений, нет, распоряжение земельными участками, а равно иные полномочия, связанные с использованием и охраной землей, находятся в ведении муниципального района «Корткеросский». Из указанных полномочий вытекают полномочия органов местного самоуправления муниципального района по осуществлению муниципального земельного контроля.
В материалы дела представлены суду Положения об осуществлении муниципального земельного контроля сельскими поселениями в Корткеросском районе, принятые решениями Советов сельских поселений в 2007 году. Однако установлено, что данные Положения не действуют, являются формальными.
Предметом муниципального земельного контроля является проверка соблюдения установленных правовыми нормами правил использования земель. Проверка соблюдения земельного законодательства в рамках осуществления муниципального земельного контроля представляет собой совокупность действий должностных лиц, наделенных полномочиями по осуществлению муниципального земельного контроля, связанных с проведением проверки соблюдения юридическими и физическими лицами требований земельного законодательства и закреплением результатов проверки в форме акта проверки соблюдения земельного законодательства и приложений к нему. Информация, полученная органами местного самоуправления, может эффективно использоваться органами государственного земельного контроля в целях выявления и пресечения земельных правонарушений землепользователями.
Основными функциями муниципального земельного контроля являются:
соблюдение земельного законодательства, установленного режима использования земельных участков в соответствии с зонированием территории и требованиями законодательства, собственниками, арендаторами земельных участков, землепользователями, землевладельцами;
принятие мер по устранению нарушений земельного законодательства;
выявление земельных участков, самовольно занятых или используемых без документов, удостоверяющих права на землю, оформленных в установленном порядке;
выявление нарушений переуступки права пользования землей;
своевременность внесения арендной платы за землю;
своевременность оформления, переоформления правоустанавливающих документов на землю;
своевременность возврата земель, предоставленных во временное пользование;
выявление фактов загрязнения и захламления земельных участков;
предотвращение самовольного строительства, сноса зданий и сооружений, вырубки зеленых насаждений общего пользования;
участие в подготовке нормативных правовых актов, касающихся использования и охраны земель;
соблюдение норм и правил застройки;
участие в работе комиссий по приемке и передаче земель, а также объектов, сооруженных в целях охраны земель;
обеспечение выявления и предупреждения земельных правонарушений.
Осуществление вышеперечисленных функций возможно лишь при наличии у органа местного самоуправления права распоряжения землями.
Таким образом, администрация муниципального района «Корткеросский», выполняя исполнительные, распорядительные функции в области землепользования и градостроительства полномочна и обязана осуществлять земельный контроль за использованием земель муниципального образования.
Система муниципальных правовых актов определена в статье 43 ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации».
Из закона следует, что решение вопросов местного значения, в том числе владения, пользования и распоряжения муниципальной собственностью, осуществляется населением непосредственно и (или) через представительные органы местного самоуправления. Таким образом, принятие решения о порядке осуществления муниципального земельного контроля является компетенцией Совета МР «Корткероский» как представительного органа муниципального образования.
Согласно статьи 39 Устава муниципального района «Корткеросский» правом внесения на рассмотрения Совета района проектов решений Совета обладает администрация муниципального района «Корткеросский» в лице ее руководителя. Те же нормы закреплены в пп. 9.1 и 9.2 Регламента Совета муниципального района «Корткеросский», утвержденного решением Совета от 22.02.2008 № 10.
Поскольку установлено, что решение Совета МО «Корткеросский» район» от 02.06.2005 №7 «Об утверждении Положения об осуществлении муниципального земельного контроля за использованием земель на территории муниципального образования «Корткеросский район» 28.06.2007 признано утратившим силу, и до настоящего времени проект муниципального нормативного правового акта, регламентирующего порядок осуществления муниципального земельного контроля, соответствующего требованиям законодательства не разработан, на рассмотрение в Совет муниципального района «Корткеросский» не направлен, исковые требования прокурора подлежат удовлетворению в полном объеме.
Отсутствие правовой регламентации полномочий органов местного самоуправления по осуществлению контроля за использованием земельных участков влечет за собой непринятие мер со стороны органов местного самоуправления муниципального района по осуществлению контроля за целевым, эффективным использованием земельных участков, представленных гражданам и юридическим лицам. в соответствии с их целевым назначением, самовольным занятием земельных участков, соблюдением сроков оформления прав на земельные участки и прочее, чем нарушаются интересы государства, а также способствует нарушению прав и интересов иных лиц (граждан и юридических лиц), возникающих в процессе предоставления и использования земельных участков.
Руководствуясь ст..198 ГПК РФ
РЕШИЛ:
Иск удовлетворить.
Обязать администрацию муниципального образования муниципального района «Корткеросский» разработать и внести на рассмотрение Совета муниципального района «Корткеросский» проект решения о порядке осуществления муниципального земельного контроля в срок до 01 апреля 2012 года.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный суд РК в течение месяца со дня его вынесения в окончательной форме через Корткеросский районный суд.
Судья Л.А. Мельник
В окончательной форме решение изготовлено 16 января 2012 года.