Дело № 2-76/2012
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
Корткеросский районный суд Республики Коми в составе:
председательствующего судьи Мельник Л.А.
при секретаре Карповой М.М.
с участием представителя истца Айдашевой Л.Н.
прокурора Вовк Я.И.
рассмотрев в открытом судебном заседании в с. Корткерос 15 февраля 2012 г. дело по иску
Муниципального бюджетного учреждения здравоохранения «Корткеросская центральная районная больница» о признании представления прокурора незаконным
установил:
Муниципальное бюджетное учреждение здравоохранения «Корткеросская центральная районная больница», в настоящее время реорганизовано в Государственное бюджетное учреждение здравоохранения «Корткеросская центральная районная больница» (далее по тексту «МБУЗ РК «КЦРБ» обратилось в суд с заявлением о признании представления прокурора от 25 октября 2911 г. незаконным. В заявлении указано, что 25 октября 2011 г. в адрес больницы вынесено представление прокуратурой Корткеросского района о нарушении требований законодательства о профилактике безнадзорности и правонарушений среди несовершеннолетних. С представлением прокурора МБУЗ «КЦРБ» не согласно в связи с незаконностью возложения обязанности на лечебное учреждение информирования органов прокуратуры по поводу прерывания беременности у несовершеннолетних, не достигших 18 лет и обвинения лечебного учреждения и должностных лиц в способствовании избежания уголовной ответственности лиц, совершивших преступления против половой неприкосновенности несовершеннолетних.
В судебном заседании представитель лечебного учреждения Айдашева Л.Н. заявление поддержала, пояснив следующее. Медицинское учреждение руководствуется в своей деятельности Федеральным законом № 323 от 21.11.2011 «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации», которым не допускается разглашение врачебной тайны. Пациент вправе предоставить лечащему врачу информацию или отказать в предоставлении информации. Кроме того, беременность не является заболеванием, это физиологическое состояние организма. В МУЗБ «КЦРБ» была прервана беременность 2 девушкам, не достигших 18 лет. Родили 3 девушки, не достигшие 18 лет. Информации, что в отношении них оказывалось насилие, не имелось. Она не согласна, что лечебное учреждение и должностные лица способствовали избежать ответственности лицам, имевшим половую связь с несовершеннолетними. Кроме того, в Федеральном законе № 323 регламентируется о предоставлении информации без согласия несовершеннолетнего, не достигшего 15 лет.
Представитель прокуратуры Корткеросского района Вовк Я.И. с заявлением не согласилась, пояснив следующее. Несовершеннолетние в возрасте до 18 лет являются субъектами преступлений против половой неприкосновенности. Предусмотрена уголовная ответственность за половое сношение с лицами, не достигшими 16 лет. МБУЗ «КЦРБ» является субъектом профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних и обязано было сообщать в прокуратуру о фактах беременности несовершеннолетних. Так, ФИО1 на начало беременности было 15 лет. Также еще 4 девушек на период беременности не достигли совершеннолетнего возраста. Об указанных фактах лечебное учреждение в прокуратуру не сообщило, чем нарушило требование Федерального закона №120-ФЗ от 24.06.1999 «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений среди несовершеннолетних».
Заслушав сторон, рассмотрев представленные документы, прихожу к следующему.
Из материалов дела следует, что 25 октября 2011 г. за № 21-02-2011 на имя главного врача МУЗ «Корткеросская ЦРБ» прокурором Корткеросского района направлено представление об устранении нарушений требований законодательства о профилактике безнадзорности и правонарушений среди несовершеннолетних с требованием безотлагательно рассмотреть представление с участием представителя прокуратуры района. Принять конкретные меры по устранению допущенных нарушений, причин, условий, им способствующих и недопущению их впредь, рассмотреть вопрос о привлечении к дисциплинарной ответственности акушеров-гинекологов МУЗ «Корткеросская ЦРБ» ФИО2 и ФИО3 к дисциплинарной ответственности.
В представлении указано на нарушение лечебного учреждения ч.2 ст.9 Федерального закона от 24.06.1999 № 120-ФЗ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних», о незамедлительном информировании учреждением системы профилактики безнадзорности и правонарушений среди несовершеннолетних орган прокуратуры о нарушении прав и свобод несовершеннолетних. Данное нарушение прокурор связывает с установлением факта обращения троих несовершеннолетних по поводу прерывания беременности на раннем сроке, о чем лечебное учреждение не известило прокурора, указав на наличие в уголовном законодательстве уголовной ответственности за половое сношение совершеннолетним лицом с лицом, заведомо не достигшим шестнадцатилетнего возраста.
Согласно положений ст.22,24.27 Федерального закона от 17.01.1992 № 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации» прокурор при осуществлении возложенных на него функций вправе иметь доступ к документам и материалам органов, указанных в п.1 ст.21 указанного закона, проверять исполнение законов в связи с поступившей информацией о фактах нарушения закона, требовать от руководителей и других должностных лиц представления необходимых документов, материалов, статистических и иных сведений, проведения проверок по поступившим в органы прокуратуры материалам и обращениям. При осуществлении возложенных на него функций прокурор принимает меры по предупреждению и пресечению нарушений прав и свобод гражданина, привлечению к ответственности лиц, нарушивших закон. При наличии оснований полагать, что нарушение прав и свобод гражданина имеет характер преступления, прокурор принимает меры к тому, чтобы лица, его совершившие, были подвергнуты уголовному преследованию в соответствии с законом.
Требования прокурора, вытекающие из его полномочий, подлежат безусловному исполнению в установленный срок.
Согласно ст. 4, 6, 9 ФЗ-120 в систему профилактики безнадзорности и правонарушений входят в том числе органы управления здравоохранением, которые в пределах своей компетенции обязаны обеспечивать соблюдение прав и законных интересов несовершеннолетних, осуществлять их защиту от всех форм дискриминации, физического, психического насилия, оскорбления, грубого обращения, сексуальной и иной эксплуатации, выявлять несовершеннолетних и семьи, находящихся в социально опасном положении, а также незамедлительно информировать, в том числе, органы прокуратуры, о нарушении прав и свобод несовершеннолетних.
Процесс реализации соблюдения законных прав и интересов несовершеннолетних на региональном уровне осуществляется субъектами ее реализации. Постановлением администрации муниципального района «Корткеросский» от 23.06.2011 №1107 «Об утверждении Порядка взаимодействия субъектов системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних при выявлении, учете и оказании помощи беспризорным и безнадзорным несовершеннолетним в муниципальном образовании муниципального района «Корткеросский», действовавшем на момент вынесения представления, в систему профилактики безнадзорности и правонарушений на территории муниципального района «Корткеросский» входит, в том числе, МУЗ «Корткеросская центральная районная больница».
В действующем постановлении администрации от 31.10.2011 г. №2138 «О профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних», аналогичное положение сохранено.
Представитель лечебного учреждения обосновывает не предоставление данных о несовершеннолетних, обратившихся в больницу по поводу беременности, существующей врачебной тайной.
Действительно, согласно ст.61 п.1 Федерального закона от 22.07.1993 №5487-1 «Основы законодательства Российской федерации об охране здоровья граждан», действовавших на момент вынесения представления, информация о факте обращения за медицинской помощью, состоянии здоровья гражданина, диагнозе его заболевания и иные сведения, полученные при его обследовании и лечении, составляют врачебную тайну. Гражданину должна быть подтверждена гарантия конфиденциальности передаваемых им сведений.
Однако, п.2 ст.61 предоставление сведений, составляющих врачебную тайну, без согласия гражданина и его законного представителя допускается при наличии оснований, позволяющих полагать, что вред здоровью гражданина причинен в результате противоправных действий (п.5 ст.61).
Согласно ст. 10 п.2 Федерального закона от 27.07.2006 № 152-ФЗ «О персональных данных» обработка специальных категорий персональных данных (состояния здоровья, интимной жизни) допускается в случаях, если данные необходимы для установления или осуществления прав субъекта персональных данных или третьих лиц, а равно и в связи с осуществлением правосудия.
Из представления следует, что лечебное учреждение не информировало прокуратуру по поводу прерывании беременности несовершеннолетних.
Законом предусмотрена уголовная ответственность за половое сношение, совершенное лицом, достигшим восемнадцатилетнего возраста, с лицом, заведомо не достигшим шестнадцатилетнего возраста. Кроме того, предусмотрена уголовная ответственность за половые преступления, совершенные в отношении лиц, не достигших 18 лет.
Из объяснений врачей –гинекологов ФИО3 и ФИО2 следует, что беременность у ФИО1,<дата> г.р. наступила в 15-летнем возрасте. У четверых несовершеннолетних беременность наступила после 16 лет. Информацию о них в прокуратуру не давали, так как такая обязанность руководством лечебного учреждения на них не возложена. Несовершеннолетние не были из неблагополучных семей. Информацией, что в отношении них совершено насилие, они не обладали.
Суд считает, что указание в законе « наличие достаточных оснований полагать» предполагает, что медицинские работники не должны давать юридическую оценку действий, которая относится к компетенции следствия, суда и прокуратуры, а обязаны лишь дать информацию о выявлении беременности несовершеннолетних, учитывая, что предусмотрена уголовная ответственность за половые преступления, совершенные в отношении несовершеннолетних. Способность гражданина своими действиями приобретать и осуществлять гражданские права, создавать для себя гражданские обязанности и исполнять их (гражданская дееспособность) возникает в полном объеме с наступлением совершеннолетия, то есть по достижении восемнадцатилетнего возраста (ст. 21 ГК РФ). Таким образом, сам по себе возраст лица, не обладающего в полном объеме дееспособности, является достаточным основанием для информирования органы прокуратуры о беременности несовершеннолетней.
Данная информация позволит органам прокуратуры проверить соблюдение законных прав и интересов несовершеннолетних, обеспечить защиту их прав от противоправных действий. В частности, не доведение информации о беременности ФИО1, не достигшей 15 лет, могло способствовать избежать уголовной ответственности лица, допустившего с ней половую связь. Информация о беременности других лиц, не достигших возраста 18 лет, позволила бы прокурору проверить, не нарушены ли права этих лиц.
Доводы представителя истца о том, что несовершеннолетние старше 15 лет имеют право не информированное добровольное согласие на медицинское вмешательство или отказ от него, не обозначает, что в данном случае их права и интересы не нарушаются иными лицами. Исходя из вышеизложенного, заявление лечебного учреждения не подлежит удовлетворению в полном объеме, а на представление прокурора в соответствии с п.1 ст. 24 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации» должен быть дан письменный ответ о результатах рассмотрения.
На основании вышеизложенного, руководствуясь ст. 197, 258 ГПК РФ, суд
решил:
Заявление Государственного бюджетного учреждения здравоохранения «Корткеросская центральная районная больница» о признании незаконным представления прокурора Корткеросского района Республики Коми от 25 октября 2011 года и его приостановления оставить без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в Верховный суд Республики Коми в течение одного месяца со дня изготовления решения в окончательной форме через Корткеросский районный суд.
Судья Мельник Л.А.
Решение в окончательном виде изготовлено 17 февраля 2012 г.