2-110/2012 ; о признании права на земельный участок в порядке наследования



Дело №2-110/2012

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

Корткеросский районный суд Республики Коми в составе

председательствующего судьи Мельник Л.А.,

при секретаре судебного заседания Карповой М.М.,

с участием истца Кирушевой С.В., представителя истца Забоева В.Н.,

представителя ответчика Неронова А.А.,

27 февраля 2012 года рассмотрев в открытом судебном заседании в с.Корткерос гражданское дело по иску

Кирушевой С.В. к администрации муниципального района «Корткеросский» о признании права на земельный участок в порядке наследования,

УСТАНОВИЛ:

Кирушева С.В. в заявлении указала, что земельный участок, на котором расположен принадлежащий ей на праве собственности жилой дом по адресу: <адрес>, принадлежит ФИО1 на основании государственного акта на право пожизненного наследуемого владения землёй с 1992 года. ФИО1 проживал в законном браке с её бабушкой ФИО2, и жилой дом 1960 года постройки сначала принадлежал бабушке, а после её смерти перешел по наследству отцу истицы – ФИО3 После смерти отца истица наследовала жилой дом по завещанию, но земельный участок под домом в порядке наследования после смерти ФИО1 не был оформлен, наследников у ФИО1 нет. Кирушева С.В. просит признать за ней право пожизненного наследуемого владения земельный участком площадью 500 кв.м., расположенным по адресу: <адрес>.

В судебном заседании Кирушева С.В., её представитель Забоев В.Н. иск поддержали. Истица пояснила, что ФИО1 умер в 1998 году в с. <адрес>, а после его смерти домом и земельным участком пользовались бабушка и отец. Бабушка ФИО2 умерла в 2001 году, отец ФИО3 умер в 2007 году. Они все до самой смерти проживали в этом доме, пользовались земельным участком. В настоящее время она является единоличным собственником жилого дома, других наследников на земельный участок нет.

Представитель администрации МР «Корткеросский» по доверенности Неронов А.А. по иску Кирушевой С.В. не возражал.

Заслушав сторон, рассмотрев материалы дела, суд приходит к следующему.

Установлено, что земельный участок площадью 500 кв.м. для ведения личного подсобного хозяйства в <адрес>, принадлежит ФИО1 на основании государственного акта на право пожизненного наследуемого владения землёй от 28.08.1992 № 122.

ФИО1 умер 28.03.1998 в <адрес>.

Установлено, что наследницей ФИО1 по закону являлась его жена ФИО2, которая фактически вступила во владение и пользование наследственным имуществом умершего, поскольку продолжала проживать в жилом доме после смерти мужа, пользовалась принадлежащим ему земельным участком, на котором расположен жилой дом.

Из документов следует, что ФИО3 после смерти матери – ФИО2, умершей 07.08.2001 в <адрес>, принял наследство в виде жилого дома в <адрес>, где также проживал до своей смерти и пользовался земельным участком возле дома.

Согласно свидетельства о праве на наследство по завещанию от 26.06.2008 № 1537 Кирушева С.В. является наследницей имущества ФИО3, умершего 22.12.2007 года. Наследственное имущество, на которое выдано свидетельство, состоит из жилого дома, находящегося по адресу: <адрес>, со всеми строениями и сооружениями.

В соответствии со статьей 1110, 1118 Гражданского кодекса Российской Федерации (часть третья) от 26.11.2001 N 146-ФЗ при наследовании имущество умершего переходит к другим лицам в порядке универсального правопреемства, то есть в неизменном виде как единое целое и в один и тот же момент, если из правил настоящего Кодекса не следует иное. Принадлежавшее наследодателю право пожизненного наследуемого владения земельным участком входит в состав наследства и наследуется на общих основаниях.

В соответствии со статьей 267 Гражданского кодекса Российской Федерации от 30.11.1994 N 51-ФЗ распоряжение земельным участком, находящимся в пожизненном наследуемом владении, не допускается, за исключением случая перехода права на земельный участок по наследству. Следовательно, действовавшим на момент открытия наследства законодательством, допускалось включение в состав наследства права пожизненного наследуемого владения землей.

Из вышеизложенного следует, что в составе наследственного имущества вместе с жилым домом к наследникам ФИО1 – его жене, а от ФИО2 – к сыну ФИО3 переходило в порядке наследования и право на земельный участок площадью 500 кв.м., расположенный в <адрес>.

Согласно сведений нотариуса Корткеросского нотариального округа наследственные дела после смерти ФИО1, ФИО2 не заводились, следовательно иных лиц, претендующих на наследственное имущество, открывшееся после их смерти не имелось и не имеется.

При таких обстоятельствах суд считает возможным установить факт принятия наследства ФИО2 после смерти ФИО1, а также ФИО3 после смерти ФИО2

Поскольку судом установлено, что Кирушева С.В. является наследницей имущества ФИО3 по завещанию и в состав данного имущества входит спорный земельный участок, возможно признать за истицей право пожизненного наследуемого владения земельным участком площадью 500 кв.м. для ведения личного подсобного хозяйства в <адрес>, в порядке наследования после смерти ФИО3

Учитывая вышеизложенное, руководствуясь ст. 198 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Иск удовлетворить.

Установить факт принятия наследства ФИО2 после смерти ФИО1, умершего 28.03.1998, а также факт принятия наследства ФИО3 после смерти ФИО2, умершей 07.08.2001 в <адрес>.

Признать за Кирушевой С.В. право пожизненного наследуемого владения земельным участком площадью 500 кв.м. для ведения личного подсобного хозяйства, расположенного по адресу: <адрес>, с кадастровым номером ХХХ, в порядке наследования после смерти ФИО3, умершего 22.12.2007 в <адрес>.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке Верховный суд Республики Коми в течение месяца через Корткеросский районный суд.

Судья Л.А. Мельник