Дело № 2-247/2012г.
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
Корткеросский районный суд Республики Коми
в составе председательствующего судьи Мельник Л.А.,
при секретаре Карповой М.М., с участием прокурора Вовк Я.И.,
представителя ответчика Арихиной Е.А.,
11 мая 2012 года рассмотрев в открытом судебном заседании в с. Корткерос гражданское дело по заявлению прокурора Корткеросского района к администрации муниципального образования сельского поселения «Додзь» об устранении нарушений требований пожарной безопасности,
У С Т А Н О В И Л :
Прокурор обратился в суд с заявлением к администрации муниципального образования сельского поселения «Додзь» об обязании привести в соответствие с требованиями пожарной безопасности территории населенных пунктов в срок до 01.06.2012: определить достаточное количество источников наружного противопожарного водоснабжения и установить их, обеспечить населенные пункты МО СП «Додзь» переносной пожарной мотопомпой.
В судебном заседании прокурор Вовк Я.И. требования уточнила по установлению сроков исполнения заявленных требований: по определению количества источников наружного противопожарного водоснабжения и их установке – до 01.01.2013, по обеспечению населенных пунктов МО СП «Додзь» переносной пожарной мотопомпой - до 01.08.2012.
Глава сельского поселения «Додзь» Арихина Е.А. с иском не согласна частично, указав, что пожарные мотопомпы не являются первичными средствами пожаротушения, их обеспечение не является полномочием органов местного самоуправления поселения.
Представитель ОНД Корткеросского района ГУ МЧС России по РК Медведев А.А. иск прокурора поддержал.
Заслушав участвующих в деле лиц, рассмотрев представленные документы, суд приходит к следующему.
В соответствии с п.9 ч.1 ст. 14 ФЗ № 131-ФЗ от 06.10.2003 «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» к вопросам местного значения сельского поселения относится обеспечение первичных мер пожарной безопасности в границах населенных пунктов поселения.
Согласно ст. 3 Федерального закона от 21.12.1994г. № 69-ФЗ «О пожарной безопасности» (далее Закон о пожарной безопасности) система обеспечения пожарной безопасности - совокупность сил и средств, а также мер правового, организационного, экономического, социального и научно-технического характера, направленных на борьбу с пожарами. Основными элементами системы обеспечения пожарной безопасности являются органы государственной власти, органы местного самоуправления, организации, граждане, принимающие участие в обеспечении пожарной безопасности в соответствии с законодательством Российской Федерации.
В соответствии со ст. 19 Закона о пожарной безопасности к полномочиям органов местного самоуправления поселений и городских округов по обеспечению первичных мер пожарной безопасности в границах сельских населенных пунктов относятся: создание в целях пожаротушения условий для забора в любое время года воды из источников наружного водоснабжения, расположенных в сельских населенных пунктах и на прилегающих к ним территориях; оснащение территорий общего пользования первичными средствами тушения пожаров и противопожарным инвентарем.
Из смысла ст. 20 Закона о пожарной безопасности следует, что к нормативным документам по пожарной безопасности относятся стандарты, нормы и правила пожарной безопасности, инструкции и иные документы, содержащие требования пожарной безопасности. Согласно ст. 34 указанного закона граждане имеют право, в том числе на защиту их жизни, здоровья и имущества в случае пожара.
Приказом МЧС РФ от 18.06.2003 N 313 утверждены Правила пожарной безопасности в Российской Федерации (далее ППБ 01-03), которые обязательны для применения и исполнения организациями, независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности в целях защиты жизни и здоровья граждан, имущества физических лиц, государственного или муниципального имущества, охраны окружающей среды.
Пунктом 31 Правил установлено, что сельские населенные пункты, садоводческие товарищества и дачно-строительные кооперативы с количеством усадеб (участков) не более 300 для целей пожаротушения должны иметь переносную пожарную мотопомпу, с количеством усадеб (участков) от 300 до 1000 - прицепную пожарную мотопомпу, а с количеством усадеб (участков) свыше 1000 - не менее двух прицепных пожарных мотопомп.
Таким образом, обязанность обеспечения сельских населенных пунктов пожарными мотопомпами следует из вышеуказанных Правил. То, что пожарные мотопомпы не отнесены к первичным средствам тушения пожаров, не исключает обязанность органов местного самоуправления сельских поселений обеспечить их наличие в населенном пункте. Как следует из Закона № 69-ФЗ, первичными средствами пожаротушения (багры, лопаты, ведра и др. пожарный инвентарь) должны быть оснащены территории общего пользования, следовательно данная норма не может применятся к обязанности по обеспечению населенного пункта пожарными мотопомпами.
Кроме того, статьтей 38 Закона о пожарной безопасности установлено, что ответственность за нарушение требований пожарной безопасности в соответствии с действующим законодательством несут в том числе руководители органов местного самоуправления. За нарушение требований пожарной безопасности, а также за иные правонарушения в области пожарной безопасности руководители органов местного самоуправления могут быть привлечены к дисциплинарной, административной или уголовной ответственности в соответствии с действующим законодательством.
Судом установлено, что на территории сельского поселения «Додзь» имеются нарушения требований пожарной безопасности, а именно: отсутствует достаточное количество источников наружного противопожарного водоснабжения, населенные пункты не обеспечены переносной пожарной мотопомпой.
Учитывая, что несоблюдение установленных требований пожарной безопасности ставит под угрозу жизнь, здоровье, имущество жителей населенных пунктов, с учетом норм законодательства Российской Федерации (пп.9. п.1 ст.14 З Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации") о возложении обязанности по вопросам местного значения в границах населенных пунктов поселений на администрацию, как на исполнительный орган, суд считает требования прокуратуры об обязании АСП «Большелуг» привести в соответствие с требованиями пожарной безопасности территорию муниципального образования сельского поселения подлежащими удовлетворению.
Руководствуясь ст. 198 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л :
Заявление удовлетворить.
Обязать администрацию муниципального образования сельского поселения «Додзь» на территории сельского поселения:
- определить достаточное количество источников наружного противопожарного водоснабжения и установить их в срок до 01.01.2013,
- обеспечить населенные пункты МО СП «Додзь» переносной пожарной мотопомпой в срок до 01.08.2012.
Решение может быть обжаловано в Верховный суд Республики Коми в течение месяца со дня изготовления в окончательной форме через Корткеросский районный суд.
Судья Л.А. Мельник
В окончательной форме решение изготовлено 14 мая 2012 года.