Дело № 2-245/2012г.
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
Корткеросский районный суд Республики Коми
в составе председательствующего судьи Мельник Л.А.,
при секретаре Карповой М.М., с участием прокурора Вовк Я.И.,
11 мая 2012 года рассмотрев в открытом судебном заседании в с. Корткерос
гражданское дело по заявлению прокурора Корткеросского района к администрации муниципального образования сельского поселения «Керес» об устранении нарушений требований пожарной безопасности,
У С Т А Н О В И Л :
Прокурор обратился в суд с заявлением к администрации муниципального образования сельского поселения «Керес» об обязании привести в соответствие с требованиями пожарной безопасности территории населенных пунктов в срок до 01.06.2012: - обеспечить функционирование звуковой системы оповещения населения в населенном пункте на случай наступления пожара; - обеспечить населенные пункты МО СП «Керес» переносной пожарной мотопомпой; - организовать минерализованную полосу в п. Уръёль, - включить мероприятия по обеспечению пожарной безопасности населенного пункта в план, схему или программу развития территории.
В судебном заседании прокурор Вовк Я.И. иск уточнила по установлению сроков исполнения заявленных требований – до 01.08.2012.
Администрация сельского поселения «Керес» о рассмотрении дела уведомлена, представителя в суд не направила. С учетом мнения прокурора, возможно рассмотрение дела в отсутствие представителя ответчика.
Заслушав прокурора, рассмотрев представленные документы, суд приходит к следующему.
В соответствии с п.9 ч.1 ст. 14 ФЗ № 131-ФЗ от 06.10.2003 «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» к вопросам местного значения сельского поселения относится обеспечение первичных мер пожарной безопасности в границах населенных пунктов поселения.
Согласно ст. 3 Федерального закона от 21.12.1994г. № 69-ФЗ «О пожарной безопасности» (далее Закон о пожарной безопасности) система обеспечения пожарной безопасности - совокупность сил и средств, а также мер правового, организационного, экономического, социального и научно-технического характера, направленных на борьбу с пожарами. Основными элементами системы обеспечения пожарной безопасности являются органы государственной власти, органы местного самоуправления, организации, граждане, принимающие участие в обеспечении пожарной безопасности в соответствии с законодательством Российской Федерации.
В соответствии со ст. 19 Закона о пожарной безопасности к полномочиям органов местного самоуправления поселений и городских округов по обеспечению первичных мер пожарной безопасности в границах сельских населенных пунктов относятся: создание в целях пожаротушения условий для забора в любое время года воды из источников наружного водоснабжения, расположенных в сельских населенных пунктах и на прилегающих к ним территориях; оснащение территорий общего пользования первичными средствами тушения пожаров и противопожарным инвентарем.
Из смысла ст. 20 Закона о пожарной безопасности следует, что к нормативным документам по пожарной безопасности относятся стандарты, нормы и правила пожарной безопасности, инструкции и иные документы, содержащие требования пожарной безопасности. Согласно ст. 34 указанного закона граждане имеют право, в том числе на защиту их жизни, здоровья и имущества в случае пожара.
Приказом МЧС РФ от 18.06.2003 N 313 утверждены Правила пожарной безопасности в Российской Федерации (далее ППБ 01-03), которые обязательны для применения и исполнения организациями, независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности в целях защиты жизни и здоровья граждан, имущества физических лиц, государственного или муниципального имущества, охраны окружающей среды.
Пунктом 31 Правил установлено, что сельские населенные пункты, садоводческие товарищества и дачно-строительные кооперативы с количеством усадеб (участков) не более 300 для целей пожаротушения должны иметь переносную пожарную мотопомпу, с количеством усадеб (участков) от 300 до 1000 - прицепную пожарную мотопомпу, а с количеством усадеб (участков) свыше 1000 - не менее двух прицепных пожарных мотопомп.
Таким образом, обязанность обеспечения сельских населенных пунктов пожарными мотопомпами следует из вышеуказанных Правил. То, что пожарные мотопомпы не отнесены к первичным средствам тушения пожаров, не исключает обязанность органов местного самоуправления сельских поселений обеспечить их наличие в населенном пункте. Как следует из Закона № 69-ФЗ, первичными средствами пожаротушения (багры, лопаты, ведра и др. пожарный инвентарь) должны быть оснащены территории общего пользования, следовательно данная норма не может применятся к обязанности по обеспечению населенного пункта пожарными мотопомпами.
Кроме того, статьтей 38 Закона о пожарной безопасности установлено, что ответственность за нарушение требований пожарной безопасности в соответствии с действующим законодательством несут в том числе руководители органов местного самоуправления. За нарушение требований пожарной безопасности, а также за иные правонарушения в области пожарной безопасности руководители органов местного самоуправления могут быть привлечены к дисциплинарной, административной или уголовной ответственности в соответствии с действующим законодательством.
Судом установлено, что на территории сельского поселения «Керес» имеются нарушения требований пожарной безопасности, а именно: отсутствует звуковая система оповещения населения на случай наступления пожара; населенные пункты не обеспечены переносной пожарной мотопомпой, отсутствует минерализованная полоса в п. Уръёль, мероприятия по обеспечению пожарной безопасности населенного пункта не включены в план, схему или программу развития территории.
Учитывая, что несоблюдение установленных требований пожарной безопасности ставит под угрозу жизнь, здоровье, имущество жителей населенных пунктов, с учетом норм законодательства Российской Федерации (пп.9. п.1 ст.14 З Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации") о возложении обязанности по вопросам местного значения в границах населенных пунктов поселений на администрацию, как на исполнительный орган, суд считает требования прокуратуры об обязании АСП «Керес» привести в соответствие с требованиями пожарной безопасности территорию муниципального образования сельского поселения подлежащими удовлетворению.
Руководствуясь ст. 198 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л :
Заявление удовлетворить.
Обязать администрацию муниципального образования сельского поселения «Керес» на территории сельского поселения в срок до 01.08.2012:
- обеспечить функционирование звуковой системы оповещения населения в населенном пункте на случай наступления пожара;
- обеспечить населенные пункты МО СП «Керес» переносной пожарной мотопомпой;
- организовать минерализованную полосу в п. Уръёль,
- включить мероприятия по обеспечению пожарной безопасности населенного пункта в план, схему или программу развития территории.
Решение может быть обжаловано в Верховный суд Республики Коми в течение месяца со дня изготовления в окончательной форме через Корткеросский районный суд.
Судья Л.А. Мельник
В окончательной форме решение изготовлено 15 мая 2012 года.