О признании незаконным бездействия и обязании закрыть полигон для утилизации твердых бытовых отходов



Дело № 2-32/2011 г.
РЕШЕНИЕ

Именем российской Федерации

Корткеросский районный суд Республики Коми

в составе председательствующего судьи Мельник Л.А.,

при секретаре Карповой М.М.,

с участием прокурора Кокаревой О.Е.,

представителя ответчика Давыдюк Х.Н.,

представиетля третьего лица Коюшева С.Н.,

20 января 2011 года рассмотрев в открытом судебном заседании в с.Корткерос гражданское дело по иску

прокурора Корткеросского района к администрации муниципального образования муниципального района «Корткеросский» о признании незаконным бездействия и обязании закрыть полигон для утилизации твердых бытовых отходов,

УСТАНОВИЛ:

Прокурор Корткеросского района обратился в суд с требованием о признании незаконным бездействия администрации муниципального района «Корткеросский» по не приведению полигона твердых бытовых отходов в соответствие с санитарно-эпидемиологическими требованиями и обязании закрыть полигон твердых бытовых отходов, расположенный на 7 км. с левой стороны автодороги <адрес> – <адрес>, и на 44 км. с правой стороны автодороги <адрес> – <адрес>. В обоснование заявленных требований прокурор указал, что действующий на территории муниципального образования муниципального района «Корткеросский» полигон для утилизации твердых бытовых отходов не отвечает требованиям санитарно-эпидемиологического законодательства и согласно экспертному заключению специалистов подлежит закрытию.

В судебном заседании прокурор Кокарева О.Е. требование поддержала, просив установить срок закрытия полигона до 01 июля 2012 года.

Представитель администрации муниципального района «Корткеросский» по доверенности Давыдюк Х.Н. с исковыми требованиями согласилась частично. Пояснила, что на момент формирования бюджета администрация не имела возможности предусмотреть средства на организацию утилизации и переработки бытовых отходов, так как расходные обязательства района превышают общий объем доходов бюджета. Администрацией района была утверждена поэтапная муниципальная программа «Отходы» от 25.05.2009 на 2009-2013 годы, где заложены мероприятия по организации утилизации твердых бытовых отходов. По ним необходима финансовая поддержка из республиканского бюджета, но на уровне республики такого нормативного акта нет, программа по утилизации не разработана. Немедленное закрытие полигона бытовых отходов может привести к ухудшению санитарно-эпидемиологического состояния на территории сельского поселения, так как некуда будет вывозить отходы.

Руководитель Корткеросского районного комитета по охране окружающей среды Коюшев С.Н. иск прокурора поддержал в полном объеме. Пояснил, что полигон является сложным строительным сооружением, но проекта полигона в <адрес> нет. На изготовление типового проекта полигона в прошлом году требовалось <данные изъяты> тысяч руб. На административной территории <адрес> необходимо провести выбор земельного участка под полигон, провести инвентаризацию полигона, составить сметы расходов на приведение его в соответствие и организацию утилизации твердых бытовых отходов, что включает буртование, уплотнение, уничтожение отходов.

Заслушав участвующих в деле лиц, рассмотрев представленные документы, суд приходит к следующему.

На территории муниципального образования муниципального района «Корткеросский» действует полигон для утилизации твердых бытовых отходов, для размещения которого выделен земельный участок в аренду ООО «Корткеросская управляющая компания» постановлением от 31.12.2009 № 2051 сроком на 11 месяцев. Данный земельный участок площадью 45 000 кв.м. расположен по адресу: <адрес>, левая сторона автодороги <адрес> 7 км, правая сторона автодороги <адрес> 44 км.

В соответствии с пунктом 14 части 1 статьи 15 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» от 06.10.2003 № 131-ФЗ (с последующими изменениями и дополнениями), организация утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов отнесена к вопросам местного значения муниципального района, что также указано в пункте 13 части 1 статьи 12 Устава муниципального образования муниципального района «Корткеросский».

В соответствии с частью 2 статьи 8 Федерального Закона от 24 июня 1998 года N 89-ФЗ (ред. 30.12.2008) «Об отходах производства и потребления» к полномочиям органов местного самоуправления муниципальных районов в области обращения с отходами относится организация утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов.

В соответствии со статьей 7 Федерального Закона «Об охране окружающей среды» к вопросам местного значения муниципального района относятся: организация мероприятий межпоселенческого характера по охране окружающей среды; организация утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов.

Экспертным заключением Корткеросского районного комитета по охране окружающей среды Минприроды Республики Коми по проверке мест накопления и обезвреживания твердых и жидких бытовых отходов МУП «ЖЭУ» в <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ № установлено, что вышеуказанный полигон для утилизации твердых бытовых отходов не отвечает требованиям СанПиН 2.1.7.1038-01.

Комиссией при проведении проверки установлено, что свалка твердых бытовых отходов <адрес> расположена в 15 (выдел18) лесоустроительном квартале Корткеросского участкового лесничества ГУ «Корткеросское лесничество» на расстоянии 4 км от <адрес>, занимает площадь 4 га, по периметру обвалована, имеется канава. Проекта на объект нет, границы в натуре не обозначены, нет рабочих карт, освещения территории, указателей и предупредительных аншлагов. На объекте нет производственного -бытового здания для обслуживающего персонала, шлагбаума на въезде на свалку. С асфальтированного покрытия автодороги имеется съезд с твердым покрытием и грунтовая дорога по свалке. Разворотной площадки нет, что затрудняет заезд техники. Валы мусора на объекте вдоль грунтовой дороги достигают в высоту до 4-х метров. Периодически свалка горит, при этом также выявлено нарушение технологии складирования и обезвреживания отходов, так как основной способ обезвреживания – это траншейное захоронение отходов на рабочих картах, проминка гусеничным трактором и уплотнение, присыпка отходов изолирующим слоем толщиной 15-20 см. грунта, песка, шлака или строительными отходами. При этом установлено, что на полигоне отсутствует мощная тракторная техника и свободный грунт по периметру. Расчетная вместимость объекта составляет 120 тыс. кбм., на дату инвентаризации (февраль 2009 года) накоплено около 80 тыс. кбм. отходов, в настоящее время накоплено около 100 тыс. кбм., включая несанкционированное размещение отходов на съезде с автотрассы в придорожной части свалки на площади около 0,5 га.

Из экспертного заключения следует, что на полигоне не осуществляется круглосуточный учет поступающих отходов, что является нарушением п. 2.3 СанПиН 2.1.7.1038-01 1; отсутствует котлован с целью получения грунта для промежуточной и окончательной изоляции уплотненных твердых бытовых отходов (нарушение п. 3.7 СанПиН 2.1.7.1038-01 1); не обустроена хозяйственная зона для размещения производственно -бытового здания для персонала, гаража или навеса для размещения машин и механизмов, для персонала не предусмотрено обеспечение питьевой и хозяйственно - бытовой водой в необходимом количестве, комната для приема пищи, туалет для персонала (нарушение п. 4.1 СанПиН 2.1.7.1038-01 1); по периметру территории полигона твердых бытовых отходов отсутствует ограждение и шлагбаум (нарушение п. 4.4. СанПиН 2.1.7.1038-01 1); отсутствуют сооружения по контролю качества грунтовых и поверхностных вод; устраиваются подъезды для автотранспорта и емкости для водоотлива или откачки воды перед взятием проб (нарушение п. 4.7. СанПиН 2.1.7.1038-01 1); на территории полигона сотрудниками полигона осуществляется сжигание твердых бытовых отходов (п. 5.7. СанПиН 2.1.7.1038-01 1), контроль по приему отходов на полигоны твердых бытовых отходов лабораторной службой организации не осуществляется (нарушение п.6.1. СанПиН 2.1.7.1038-01 1), не осуществляется производственный контроль за состоянием подземных и поверхностных вод, атмосферного воздуха, почвы, уровней шума в зоне возможного влияния полигона (нарушение п. 6.6. СанПиН 2.1.7.1038-01 1).

Таким образом, указанный полигон не отвечает требованиям санитарно-эпидемиологического законодательства и согласно экспертному заключению специалистов подлежит закрытию.

Согласно статьи 34 Федерального Закона «Об охране окружающей среды» от ДД.ММ.ГГГГ № 7-ФЗ (с последующими изменениями и дополнениями), размещение, проектирование, строительство, реконструкция, ввод в эксплуатацию, эксплуатация, консервация и ликвидация зданий, строений, сооружений и иных объектов, оказывающих прямое или косвенное негативное воздействие на окружающую среду, осуществляются в соответствии с требованиями в области охраны окружающей среды. При этом должны предусматриваться мероприятия по охране окружающей среды, восстановлению природной среды, рациональному использованию и воспроизводству природных ресурсов, обеспечению экологической безопасности.

В соответствии со статьей 11 Федерального Закона «Об отходах производства и потребления» от 24.06.1998 № 89-ФЗ (с последующими изменениями и дополнениями), юридические лица при эксплуатации предприятий, зданий, строений, сооружений и иных объектов, связанной с обращением с отходами, обязаны соблюдать экологические, санитарные и иные требования, установленные законодательством Российской Федерации в области окружающей среды.

Согласно статьи 22 Федерального закона «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» от 30.03.1999 №52-ФЗ (с последующими изменениями и дополнениями), отходы производства и потребления подлежат сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для здоровья населения и среды обитания и которые должны осуществляться в соответствии с санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

В соответствии с Санитарными правилами «Гигиенические требования к устройству и содержанию полигонов для твердых бытовых отходов СанПиН 2.1.7.1038-01 1», утвержденными Главным государственным санитарным врачом Российской Федерации 30 мая 2001 года полигоны твердых бытовых отходов (ТБО) являются специальными сооружениями, предназначенными для изоляции и обезвреживания твердых бытовых отходов, и должны гарантировать санитарно - эпидемиологическую безопасность населения. На полигонах обеспечивается статическая устойчивость твердых бытовых отходов с учетом динамики уплотнения, минерализации, газовыделения, максимальной нагрузки на единицу площади, возможности последующего рационального использования участка после закрытия полигонов. Полигоны могут быть организованы для любых по величине населенных пунктов. Выбранный участок для устройства полигона должен иметь санитарно -эпидемиологическое заключение о соответствии его санитарным правилам (п. 2.2).

Из вышеизложенных правовых норм и представленных суду доказательств следует, что наличие в <адрес> полигона, не соответствующего требованиям санитарно-эпидемиологического, природоохранного законодательства, приводит к нарушению естественной экологической системы и негативно влияет на окружающую среду, поскольку не обеспечивается изоляция и обезвреживание отходов на указанном полигоне, загрязняются почва и подземные воды, что представляет собой потенциальную опасность здоровью населения, способствуя распространению инфекционных болезней и иных тяжких последствий.

В целях решения вопросов местного значения органы местного самоуправления поселений, муниципальных районов вправе формировать, утверждать и исполнять бюджет, осуществлять контроль за исполнением бюджета (подпункт 1 пункта 1 статьи 14, подпункт 1 пункта 1 статьи 15 Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации").

В соответствии со статьями 9, 139, 140 Бюджетного кодекса РФ органы местного самоуправления вправе устанавливать и исполнять расходные обязательства муниципального образования, осуществлять муниципальные заимствования, инициировать привлечение межбюджетных субсидий и субвенций из других бюджетов бюджетной системы Российской Федерации.

Учитывая изложенное, суд считает, что отсутствие в бюджете муниципального образования муниципального района «Корткеросский» денежных средств на утилизацию и переработку бытовых отходов не освобождает администрацию МР «Корткеросский» от решения вопросов местного значения, отнесенных к их компетенции.

Право граждан на благоприятную окружающую среду закреплено в статье 42 Конституции Российской Федерации и статье 11 Федерального закона от 10 января 2002 года N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды".

Требования прокурора направлены на обеспечение реализации органами местного самоуправления полномочий, возложенных на них федеральным законом, и на защиту прав жителей Корткеросского муниципального района на благоприятную окружающую среду.

Учитывая, что администрация МО МР «Корткеросский» не выполняет возложенные на нее обязанности по надлежащей организации утилизации и переработки отходов на территории района, что влечет за собой нарушение прав граждан, суд считает требования прокурора о признании незаконным бездействия администрации МР «Корткеросский» и обязании закрыть в <адрес> полигон для утилизации твердых бытовых отходов подлежащими удовлетворению.

На основании вышеизложенного, руководствуясь ст.198 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Иск удовлетворить.

Признать незаконным бездействие администрации муниципального образования муниципального района «Корткеросский» по не приведению полигона твердых бытовых отходов в соответствие с санитарно-эпидемиологическими требованиями.

Обязать администрацию муниципального образования муниципального района «Корткеросский» закрыть полигон твердых бытовых отходов, расположенный на 7 км. с левой стороны автодороги <адрес>, и на 44 км. с правой стороны автодороги <адрес>, до 01 июля 2012 года.

Решение может быть обжаловано в Верховный суд РК в течение 10 дней через Корткеросский районный суд.

Судья Л.А. Мельник