Дело № 2-78/2011г.
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Корткеросский районный суд Республики Коми
в составе председательствующего судьи Буян Э.Ф.,
при секретаре Бабик Н.В.,
с участием прокурора Богаревского А.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в с. Корткерос
16 февраля 2011 года гражданское дело по иску
прокуратуры Корткеросского района
к ОАО «Коми тепловая компания»,
Корткеросскому филиалу ОАО «Коми тепловая компания»
о признании действий незаконными
и обязании произведения действий,
УСТАНОВИЛ:
Прокурор Корткеросского района обратился в суд с заявлением о признании действий ОАО «Коми тепловая компания» (далее ОАО «КТК») в лице Корткеросского филиала ОАО «Коми тепловая компания» (далее Корткеросский филиал ОАО «КТК») по начислению оплаты по теплоснабжению по нормативам при наличии прибора учета тепловой энергии в доме незаконным, об обязании производить корректировку сумм подлежащих к уплате потребителями за услуги по теплоснабжению, выставлять счета к оплате потребителям по средним показателям приборов учета при наличии в доме прибора учета тепловой энергии. В обоснование требований в заявлении указано, что при проведении проверки соблюдений требований законодательства в сфере предоставления коммунальных услуг гражданам проживающим на территории Корткеросского района в части начисления платы за услуги по теплоснабжению установлено, что Корткеросским филиалом ОАО «КТК» за потребление услуги- теплоснабжения в многоквартирных домах, оборудованных коллективными (общедомовыми) приборами учета тепловой энергии, в нарушение Постановления Правительства РФ от 23.05.2006г. № 307 «О порядке предоставления коммунальных услуг», плата начисляется исходя из установленного норматива потребления тепловой энергии, что нарушает жилищные права и интересы граждан.
В судебном заседании прокурор Богаревский А.А. поддержал заявленные требования в полном объеме.
ОАО «Коми тепловая компания», Корткеросский филиал ОАО «Коми тепловая компания» своих представителей на судебное заседание не направили, надлежащим образом уведомлены о времени и месте рассмотрения дела, возражений по иску не представили.
Заслушав прокурора, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
Согласно положениям ст.548, 539-544 ГК РФ по договору энергоснабжения (снабжения тепловой энергией) энергоснабжающая организация обязуется подавать абоненту (потребителю) через присоединенную сеть энергию, а абонент обязуется оплачивать принятую энергию. В случае, когда абонентом по договору энергоснабжения выступает гражданин, использующий энергию для бытового потребления, договор считается заключенным с момента первого фактического подключения абонента в установленном порядке к присоединенной сети. Оплата энергии производится за фактически принятое абонентом количество энергии в соответствии с данными учета энергии, если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами или соглашением сторон.
Как установлено судом, в Корткеросском районе услуги по предоставлению тепловой энергии и холодной воды осуществлялись ранее ОАО «Теплосервис», в настоящее время реорганизованным путем присоединения в ОАО «Коми тепловая компания» в лице Корткеросского филиала ОАО «КТК». В многоквартирных домах Корткеросского района с 2007 года по 2010 были установлены общедомовые приборы учета тепловой энергии (далее теплосчетчик), что подтверждается ответом Корткеросского филиала ОАО «КТК» № 725 от 27.12.2010г.,
В соответствии с ч.4 ст. 154 ЖК РФ плата за коммунальные услуги включает в себя плату за холодное и горячее водоснабжение, водоотведение, электроснабжение, газоснабжение (в том числе поставки бытового газа в баллонах), отопление (теплоснабжение, в том числе поставки твердого топлива при наличии печного отопления). Согласно ст. 157 ЖК РФ размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых органами местного самоуправления. Правила предоставления коммунальных услуг гражданам устанавливаются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
Во исполнение указанной статьи Постановлением Правительства РФ № 307 от 23.05.2006 года утверждены Правила предоставления коммунальных услуг гражданам (далее Правила), которые регулируют отношения между исполнителями и потребителями коммунальных услуг, устанавливают их права и обязанности, ответственность, в т.ч. порядок определения размера платы за коммунальные услуги с использованием приборов учета и при их отсутствии и др. (п.1). Согласно п.7 Правил закреплена возможность заключения собственником помещений в многоквартирном доме, к которым принадлежит жилье истца, договора о приобретении холодной воды, горячей воды, электрической энергии, газа и тепловой энергии непосредственно с соответствующей ресурсоснабжающей организацией. Собственники помещений в многоквартирном доме вносят плату за приобретенные у ресурсоснабжающей организации объемы (количество), в т.ч. тепловой энергии, исходя из показаний приборов учета, установленных на границе сетей, входящих в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме или принадлежащих собственникам жилых домов, с системами коммунальной инфраструктуры, если иное не установлено законодательством Российской Федерации. Общий объем (количество) потребленной тепловой энергии, определенный исходя из показаний коллективных (общедомовых) приборов учета, распределяется между указанными собственниками в порядке, установленном пунктом 21 настоящих Правил, а при наличии во всех помещениях многоквартирного дома индивидуальных или общих (квартирных) приборов учета- пропорционально их показаниям. В случае отсутствия указанных приборов учета расчет размера платы производится в порядке, установленном п.19 Правил.
В соответствии с подпунктом б пункта 21 Правил при оборудовании многоквартирного дома коллективными (общедомовыми) приборами учета и при отсутствии индивидуальных и общих (квартирных) приборов учета размер платы за коммунальные услуги в жилом помещении для отопления определяются в соответствии с подпунктом 2 пункта 2 приложения №2 к приведенным Правилам. При этом исполнитель производит 1 раз в год корректировку размера платы за отопление в соответствии с подпунктом 3 пункта 2 приложения № 2 к Правилам.
Согласно пп.2 п.2 приложения №2 размер платы за отопление определяется путем умножения показателей общей площади помещения (квартиры) в многоквартирном доме или общей площади жилого дома на среднемесячный объем потребления тепловой энергии на отопление за предыдущий год и на тариф на тепловую энергию, установленный в соответствии с законодательством РФ. А в случае отсутствия сведений об объемах потребления тепловой энергии за истекший год, размер платы за отопление определяется путем умножения общей площади помещения (квартиры) в многоквартирном доме или общей площади жилого дома (кв. м) на норматив потребления тепловой энергии на отопление и на тариф на тепловую энергию, установленный в соответствии с законодательством Российской Федерации.
По материалам дела судом установлено, что в Корткеросском районе в многоквартирных домах, оборудованных общедомовыми приборами учета тепловой энергии, начисление платы за теплоэнергию осуществлялось в 2010г. из установленного норматива потребления тепловой энергии, независимо от даты установки теплосчетчика. Данный факт ответчиком не оспорен, доказательств в его опровержение суду не представлено. Таким образом, суд считает указанные действия ответчика незаконными.
Кроме того, в соответствии с подпунктом б пункта 21 Правил исполнителем производится 1 раз в год корректировка размера платы за отопление в соответствии с подпунктом 3 пункта 2 приложения № 2 к Правилам.
Сведений о том, что ответчиком произведена или ранее производилась корректировка размера платы за отопление в домах, в которых имеются теплосчетчики, суду не представлено.
Таким образом, с учетом вышеизложенного, суд считает, что требования прокурора об обязании ответчика производить корректировку сумм подлежащих к уплате потребителями за услуги по теплоснабжению, выставлять счета к оплате потребителям по средним показателям приборов учета при наличии в доме общедомового прибора учета тепловой энергии подлежащими удовлетворению в полном объеме.
На основании изложенного, руководствуясь ст.198 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Иск удовлетворить.
Признать действия ОАО «Коми тепловая компания» в лице Корткеросского филиала ОАО «Коми тепловая компания» по начислению оплаты по теплоснабжению по нормативам при наличии прибора учета тепловой энергии в доме незаконным.
Обязать ОАО «Коми тепловая компания» в лице Корткеросского филиала ОАО «Коми тепловая компания» производить корректировку сумм подлежащих к уплате потребителями за услуги по теплоснабжению, выставлять счета к оплате потребителям по средним показателям приборов учета при наличии в доме прибора учета тепловой энергии.
Решение может быть обжаловано в Верховный суд РК через Корткеросский районный суд в течение 10 дней.
СудьяЭ.Ф. Буян