Об обязании устранить нарушения требований законодательства о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения



Дело № 2-133/2011

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

Корткеросский районный суд Республики Коми в составе :

председательствующего судьи Мельник Л.А.,

при секретаре Карповой М.М.,

с участием прокурора Богаревского А.А.,

представителей ответчиков Айдашевой Л.А., Неронова А.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в с. Корткерос 28 марта 2011 года дело по иску

прокурора Корткеросского района к МУЗ «Корткеросская центральная районная больница», администрации МО МР «Корткеросский» об обязании устранить нарушения требований законодательства о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения,

УСТАНОВИЛ:

Прокурор Корткеросского района обратился в суд с иском об обязании МУЗ «Корткеросская центральная районная больница» » в срок до 01.09.2011 года устранить нарушения требований законодательства о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения согласно справке от 07.02.2011 № 86/07 территориального отдела управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Республике Коми в Усть-Куломском районе, составленной по результатам проверки врачебной амбулатории с. <адрес> МУЗ «Корткеросская ЦРБ. Также просит обязать МУЗ «Корткеросская ЦРБ» устранить дефекты технического состояния здания, указанные в акте от 27.07.2010 г. обследования технического состояния здания врачебной амбулатории в с. <адрес> и обязать администрацию МО МР «Корткеросский» выделить денежные средства на выполнение мероприятий по устранению выявленных нарушений требований законодательства по результатам проверки и выделить денежные средства на выполнение мероприятий по устранению дефектов технического состояния здания врачебной амбулатории в с. <адрес>.

В заявлении прокурор указал, что в ходе проверки врачебной амбулатории с.<адрес> установлен ряд нарушений раздела VI СанПиН 2.1.3.2630-10, В заявлении указано, что наиболее серьёзной причиной ряда вышеуказанных нарушений является ненадлежащее состояние кровельных конструкций. Большинство из названных нарушений представляет повышенную опасностьдляпосещающих данное учреждениеграждан,а также сотрудников учреждения при эксплуатации рассматриваемых зданий, ставят под угрозу их жизнь и здоровье.

В судебном заседании прокурор Богаревский А.А. иск поддержал в полном объеме, уточнив требование. Так, в части ответчика- администрации МО МР «Корткеросскйи» просил обязать организовать своевременное и в полном объеме устранение указанных нарушений, в том числе, путем выделения денежных средств на выполнение указанных мероприятий по устранению нарушений.

Представитель МУЗ «Корткеросская ЦРБ» по доверенности Айдашева Л.А. по иску пояснила, что балансодержателем здания врачебной амбулатории в с. <адрес> является МУЗ «Корткеросская ЦРБ». Согласно локальной смете затраты на ремонт здания врачебной амбулатории в с. <адрес> составляют ХХХ тысяч руб., таких денежных средств у МУЗ «Корткеросская райбольница» нет. Капитальный ремонт здания запланирован до конца 2011 года и предусматривает финансирование из бюджета Корткеросского района, республиканского бюджета. Просит установить срок для устранения недостатков в врачебной амбулатории до 01.01.2012 г., учитывая, что денежные средства будут выделяться федеральным, республиканским бюджетом в течение 2011 г. и предстоит значительный объем работ.

Представитель администрации МО МР «Корткеросский» по доверенности Неронов А.А.. с иском согласен. Считает, что администрация МО МР «Корткеросский» является собственником муниципального учредения и будет принимать меры по устранению выявленных недостатков, в частности, путем обращения в Совет муниципального района о выделении денежных средств. На 2011 год в бюджет района для здравоохранения заложено ХХХ млн. руб. Самостоятельно администрация денежными средствами не располагает.

Заслушав сторон, рассмотрев представленные документы, суд приходит к следующему.

Согласно Устава, утвержденного постановлением администрации муниципального района «Корткеросский» от 27.02.2008 № 275 (с изменениями и дополнениями от 28.12.2009 и 08.09.2010г.), МУЗ «Корткеросская ЦРБ» является некоммерческой организацией, финансируемой за счет средств бюджета муниципального образования муниципального района «Корткеросский», на основе сметы ФОМСа и иных источников; не преследует извлечение прибыли в качестве основной цели своей деятельности, не распределяет полученную прибыль между Учредителями, а направляет ее на уставные цели.

В соответствии с пунктом 1.8 раздела 1 Устава Подъельская врачебная амбулатория, расположенная в с. <адрес>, является структурным подразделением МУЗ «Корткеросская центральная районная больница». На основании постановления администрации МР «Корткеросский» от 26.02.2009 № 151 каменное здание больницы в с. <адрес>, общей площадью 237,5 кв.м., 1905 года постройки, передано на праве оперативного управления МУЗ «Корткеросская ЦРБ».

В ходе проверки врачебной амбулатории с.<адрес> установлен ряд нарушений раздела VI СанПиН 2.1.3.2630-10, в частности: в нарушение п. 4,2 поверхность потолков помещений имеет дефекты (протекает крыша), в процедурном кабинете на потолке имеются следы протечки; в нарушение п. 4.5 в помещениях с влажностным режимом работы (процедурный и пр.) отделка (побелка) не обеспечивает влагостойкость на всю высоту помещения; в нарушение п. 5.1 процедурный кабинет не оборудован системой водоснабжения и канализацией; в нарушение п. 5.2 процедурный кабинет не оборудован системой горячего водоснабжения; в нарушение п. 5.3 процедурный кабинет не оборудован умывальником для мытья рук с подводкой горячей и холодной воды; в нарушение п. 6.3 здание не оборудовано естественной вентиляцией (форточки, откидные фрамуги, оборудованные системой фиксации); в нарушение п. 7.3 искусственное освещение не соответствует предъявляемым санитарным требованиям, а именно: в процедурном кабинете отсутствуют светильники общего освещения со сплошными (закрытыми) рассеивателями, имеется 1 лампа накаливания на весь кабинет; в нарушение п. 8.1 используемая мебель ветхая, наружная поверхность медицинской мебели не выполнена из материалов, устойчивых к воздействию моющих, дезинфицирующих и средств; в нарушение п. 9.5 в процедурном кабинете не проведён текущий ремонт, не осуществляется в незамедлительном порядке устранение возникших дефектов (ликвидация протечек на потолках и стенах, следов сырости, плесени, заделка трещин, щелей, выбоин, восстановление отслоившейся облицовочной плитки, дефектов напольных покрытий и др.).

Согласно акту обследования от 27.07.2010 в здании врачебной амбулатории в с. <адрес> выявлен ряд дефектов, в частности: местами наблюдается выкрошивание кирпичной кладки наружных стен; в наружных стенах имеются трещины сколы; покрытие кровли проржавело, имеются многочисленные просветы; наблюдается гниение стропильной системы крыши; на потолках многих помещений имеются многочисленные следы протечек; штукатурка местами отпала; деревянные конструкции перекрытий требуют ремонта или замены; наблюдаются прогибы и искривления полов; уклон полов составляет от 80 до 150 мм; наблюдается стёртость покрытия пола. По результатам указанного обследования установлена необходимость в проведении полного капитального ремонта здания, в первую очередь полной замены конструкций крыши. Большинство из названных нарушений представляет повышенную опасностьдляпосещающих данное учреждениеграждан,а также сотрудников учреждения при эксплуатации рассматриваемых зданий, ставят под угрозу их жизнь и здоровье.

Имущество Учреждения является муниципальной собственностью муниципального района «Корткеросский» и закрепляется за ним на праве оперативного управления Собственником имущества - администрацией муниципального района «Корткеросский» (пункт 5.1 раздела 5 Устава)

В соответствии со статьей 296 Гражданского кодекса Российской Федерации учреждение и казенное предприятие, за которыми имущество закреплено на праве оперативного управления, владеют, пользуются этим имуществом в пределах, установленных законом, в соответствии с целями своей деятельности, назначением этого имущества и, если иное не установлено законом, распоряжаются этим имуществом с согласия собственника этого имущества.

Как следует из акта обследования и справки МУЗ «Корткеросская центральная районная больница» не принимает всех необходимых по содержанию врачебной амбулатории в условиях, соответствующих требованиям законодательства о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения, ссылаясь на недостаточность финансирования.

Согласно Устава бюджетные ассигнования указаны как один из источников формирования имущества и финансовых средств МУЗ «Корткеросская ЦРБ» (п. 5.7 Устава). Перечень таких источников Уставом не ограничен и допускает иные, не запрещенные законодательством, источники.

Отсутствие у учреждения находящихся в его распоряжении денежных средств само по себе нельзя расценивать как принятие им всех мер для надлежащего исполнения обязательства с той степенью заботливости и осмотрительности, которая требовалась от него по характеру обязательства и условиям оборота. Поэтому недофинансирование учреждения со стороны собственника его имущества само по себе не может служить обстоятельством, свидетельствующим об отсутствии вины учреждения, и, следовательно, основанием для освобождения его от ответственности на основании пункта 1 статьи 401 Гражданского кодекса Российской Федерации.

Таким образом, заявление прокурора в части обязания муниципальное учреждение здравоохранения «Корткеросская центральная райбольница « устранить нарушения требований о санитарно- эпидемиологическом благополучия населения и устранения дефектов технического состояния здания врачебной амбулатории в с. <адрес> следует удовлетворить в полном объеме.

Также следует удовлетворить заявление прокурора об обязании Администрации МО МР «Корткеросский» принять организационно- технические мероприятия по устранению выявленных нарушений в врачебной амбулатории, поскольку Администрация МО МР «Корткеросский» как собственник имущества несет субсидиарную ответственность по обязательствам учреждения при недостаточности средств учреждения ( ч.2 ст. 120 ГК РФ).

Однако суд не вправе требовать от Администрации МО МР выделение денежных средств для устранения недостатков лишь по тому, что она является собственником муниципального имущества и несет субсидиарную ответственность. Как следует, из представленных документов, ремонт врачебной амбулатории, в том числе общестроительные и отделочные работы, электромонтажные и сантехнические, предусмотрены в рамках Программы модернизации здравоохранения Республики Коми на 2011-2012 г.г., что влечет также финансирование из республиканского бюджета. Кроме того, субсидиарная ответственность наступает лишь при недостаточности средств у муниципального учреждения Поэтому, не касаясь бюджетных отношений между собственником имущества и муниципальным учреждением,самостоятельности в хозяйственной деятельности, суд вправе обязать собственника имущества принять организационно- технические мероприятия в части устранения недостатков, что предполагает самостоятельный выбор методов и средств по устранению недостатков.

Прокурор просит установить срок для устранения недостатков до 01.09.2011 года. Однако учитывая объем работы для устранения недостатков, значительную сумму денежных средств, необходимых для выполнения данного объема работ, следует согласиться с ответчиками о продлении срока для устранения недостатков, установив его до 31 декабря 2011 г.

Руководствуясь ст. 197-198 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Заявление прокурора удовлетворить частично.

Обязать муниципальное учреждение здравоохранения «Корткеросская центальная районная больница» устранить нарушения требований законодательства о санитарно- эпидемиологическом благополучии населения, указанные в справке № 86/07, составленного территориальным отделом Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Республике Коми в Усть-Куломском районеи и в Акте обследования технического состояния здания врачебной амбулатории с. <адрес> от27.07.2010 г., являющихся обязательным приложением к решению суда, в срок до 31.12.2011 г.

Обязать администрацию муниципального образования муниципального района «Корткеросский» принять организационно- технические меры по устранению выявленных нарушений требований законодательства о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения, указанные в справке № 86/07, составленного территориальным отделом Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Республике Коми в Усть-Куломском районе и в Акте обследования технического состояния здания врачебной амбулатории с. <адрес> от27.07.2010 г., являющихся обязательным приложением к решению суда, в срок до 31.12.2011 г.

Прокурору в части обязания администрации муниципального образования муниципального района «Корткеросский» выделить денежные средства для устранения выявленных недостатков, отказать.

Решение может быть обжаловано в Верховный суд Республики Коми через Корткеросский районный суд в течение 10 дней со дня изготовления решения в окончательной форме.

СудьяМельник Л.А.

В окончательной форме решение изготовлено 29 марта 2011 года.