Дело № 12-34/2011
Р Е Ш Е Н И Е
1 ноября 2011 года с. Корткерос
Корткеросский районный суд Республики Коми в составе председательствующего судьи Буян Э.Ф., при секретаре Елфимовой И.А., с участием заявителя О.В. Старковой, воспитателя МДОУ «Детский сад п. Аджером», рассмотрев дело по жалобе
Старковой О.В.
на постановление главного государственного инспектора
Корткеросского района по пожарному надзору
№ 40 от 14.09.2011г.,
У С Т А Н О В И Л :
Исполняющая обязанности заведующего муниципального дошкольного образовательного учреждения «Детский сад п. Аджером» (далее МДОУ «Детский сад п.Аджером») Старкова О.В. обратилась в суд с жалобой на постановление государственного инспектора Корткеросского района по пожарному надзору от 14.09.2011г. № 40 о назначении административного наказания за нарушение ч.1,3,4 ст.20.4 КоАП РФ в виде административного штрафа в размере ХХХ рублей, просив его отменить. В обоснование жалобы указано, что она не согласна с обжалуемым постановлением в связи с тем, что в августе 2011года <...> ОНД Корткеросского района Медведевым А.А. была проведена проверка соблюдения требований пожарной безопасности в помещениях МДОУ «Детский сад п.Аджером». При проведении проверки были грубо нарушены требования Федерального закона № 294-ФЗ от 26.12.2008г. «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля». В частности отсутствовал соответствующий приказ (распоряжение) руководителя (заместителя руководителя) органа государственного пожарного надзора о проведении проверки в МДОУ «Детский сад п.Аджером», по результатам проверки не был составлен акт проверки и заведующая не была ознакомлена с нарушениями по существу.
В судебном заседании Старкова О.В. на доводах и требовании жалобы настаивала, суду показав, что она работает воспитателем МДОУ«Детский сад п.Аджером», 3.08.2011г. в учреждение приезжала комиссия по приемке МДОУ к 2011-2012 учебному году, были представители Управления образованием, Роспотребнадзора, прокуратуры и пожнадзора. Каким образом, проводилась проверка она не знает, т.к. в тот день не являлась руководителем МДОУ, при проверке присутствовала заведующая Кинжакова. Исполнение обязанностей заведующего на нее были возложены с 8 августа по 4 октября 2011года.
Представитель отдела надзорной деятельности Корткеросского района УНД ГУ МЧС России по РК (далее-ОНД) Барышев Е.И. и прокурор на судебное заседание не явились, надлежащим образом извещены о времени и месте рассмотрения дела. Суд считает возможным рассмотреть дело в их отсутствие.
Изучив материалы дела, заслушав заявителя, суд приходит к следующему.
В соответствии со ст.30.6 КоАП РФ при рассмотрении жалобы на постановление по делу об административном правонарушении проверяются законность и обоснованность вынесенного постановления на основании имеющихся в деле и дополнительно представленных материалов. Судья, вышестоящее должностное лицо не связан доводами жалобы и проверяют дело в полном объеме.
Постановлением главного государственного инспектора Корткеросского района по пожарному надзору Барышевым Е.И. №40 от 14.09.2011г., вынесенным в соответствии с постановлением о возбуждении производства об административных правонарушениях № 43,44,45 от 18.08.2011г., и.о. заведующего МДОУ «Детский сад» п. Аджером Старкова О.В. привлечена к административной ответственности в виде административного штрафа в размере 15000 рублей, за нарушение требований Правил пожарной безопасности в РФ ППБ 01-03 (утверждены приказом МЧС России № 313 от 18.06.2003г., зарегистрированы в Минюсте России 27.06.2003г., регистрационный № 4838), строительных норм и правил СНиП 21-01-97*, СНиП 2.08.02-89*.
По материалам административного дела <...> ОНД Корткеросского района Медведеву А.А. прокурором района 29.07.2011г. № 21-06-11 направлено требование со ссылкой на ст.6,22 ФЗ «О прокуратуре РФ» об обеспечении участия сотрудника ОНД в качестве специалиста при проведении прокуратурой района проверки на предмет готовности образовательных учреждений к новому учебному 2011-2012 году и незамедлительном направлении в их адрес информации о наличии нарушений требований законодательства о пожарной безопасности.
Согласно положений ст. 6,22 прокурор при осуществлении возложенных на него функций вправе требовать от руководителей и других должностных лиц представления необходимых документов, материалов, статистических и иных сведений; выделения специалистов для выяснения возникших вопросов; проведения проверок по поступившим в органы прокуратуры материалам и обращениям. Требования прокурора, вытекающие из его полномочий, подлежат безусловному исполнению в установленный срок.
В судебном заседании установлено, что сотрудник ОНД выезжал на проверку данного учреждения совместно с сотрудником прокуратуры района.
Суд считает доводы Старковой О.В. о грубейшем нарушении требований Федерального закона № 294-ФЗ от 26.12.2008г. "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" (далее- Закон № 294-ФЗ) обоснованными. Так положения указанного закона, в соответствии с пп.3 п.3 ст.1 устанавливающие порядок организации и проведения проверок, не применяются при осуществлении прокурорского надзора (за исключением случаев проведения органами государственного контроля (надзора), органами муниципального контроля проверок по требованию прокурора), правосудия и проведении административного расследования. Судом установлено, что проведение осмотра МДОУ сотрудником ОНД проводилось специалистом, выехавшим совместно с прокурором, по требованию прокурора. Суду не представлено доказательств проведения проверки МДОУ в связи с осуществлением прокурорского надзора в соответствии с полномочиями, указанными в законе «О прокуратуре РФ» Согласно ст.21 Закона «О прокуратуре РФ» при осуществлении надзора за исполнением законов органы прокуратуры не подменяют иные государственные органы. Проверки исполнения законов проводятся на основании поступившей в органы прокуратуры информации о фактах нарушения законов, требующих принятия мер прокурором.
При этом, при осуществлении внеплановых проверок в соответствии с законом № 294-ФЗ (ст.10) основанием может являться приказ (распоряжение) руководителя органа государственного контроля (надзора), изданного, в том числе на основании требования прокурора о проведении внеплановой проверки в рамках надзора за исполнением законов по поступившим в органы прокуратуры материалам и обращениям.
Внеплановая проверка проводится в форме документальной проверки и (или) выездной проверки в порядке, установленном ст.11,12 указанного Закона По результатам проверки должностными лицами органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля, проводящими проверку, составляется акт по установленной форме. Таким образом, доказательств соблюдения установленного законом № 294-ФЗ порядка проведения внеплановых проверок суду не представлено. В соответствии со ст. 20 Закона № 294-ФЗ результаты осмотра сотрудником ОНД зданий учреждения без оформления акта проверки, в отсутствии приказа (распоряжения) руководителя на проведение проверки не могут являться доказательствами выявленных и указанных в постановлении нарушений в связи с грубыми нарушениями требований данного закона.
Однако в соответствии со ст. 28.1 КоАП РФ поводами к возбуждению дела об административном правонарушении могут являться, в том числе поступившие из правоохранительных органов, а также из других государственных органов, органов местного самоуправления, от общественных объединений материалы, содержащие данные, указывающие на наличие события административного правонарушения; сообщения и заявления физических и юридических лиц, а также сообщения в средствах массовой информации, содержащие данные, указывающие на наличие события административного правонарушения
По результатам осмотра (проверки) МДОУ«Детский сад п.Аджером» специалистом ОНД по Корткеросскому району акт не составлялся. 11.08.2011г. <...> ОНД Медведевым А.А. в адрес прокурора направлено сообщение о том, что при приемке образовательных учреждений на 2011-2012 учебный год выявлены нарушения требований пожарной безопасности, в частности в МДОУ «Детский сад» расположенный по адресу: <адрес>: ширина эвакуационных выходов и путей менее 1,2 м., эксплуатация электрических сетей, электроустановок и электротехнических изделий, а также контроль, за их техническим состоянием осуществляется с нарушением требований нормативных документов по электроэнергетике (в ходе проведения проверки состояние электропроводки рабочего освещения, проведения испытания и измерения сопротивления изоляции проводов, кабелей и заземляющих устройств выявлены нарушения); здание детского сада не оборудовано молниезащитой от прямых ударов молний 3 уровня; все работники организаций должны допускаться к работе только после прохождения противопожарного инструктажа, а при изменении специфики работы, проходят дополнительное обучение по предупреждению и тушению возможных пожаров в порядке, установленном руководителем; на путях эвакуации для покрытия полов в общих коридорах допускается применение материалов с более высокой пожарной опасностью, чем В2, РП2, ДЗ, Т2; дверь электрощитовой не имеет предел огнестойкости не менее 0,6 ч.; не разработан годовой план-график по осуществлению регламентных работ по техническому обслуживанию и планово- предупредительному ремонту автоматической установки пожарной сигнализации и системы оповещения людей о пожаре и управления эвакуацией.
Прокурором 18.08.2011г. вынесены постановления о возбуждении производства об административных правонарушениях в отношении и.о. заведующего МДОУ «Детский сад» п. Аджером по следующим выявленным нарушениям: № 43- здание детского сада не оборудовано молнезащитой от прямых ударов молний 3 уровня; все работники организаций должны допускаться к работе только после прохождения противопожарного инструктажа, а при изменении специфики работы, проходят дополнительное обучение по предупреждению и тушению возможных пожаров в порядке, установленном руководителем, предусматривающим ответственность по ст.20.4 ч.4 КоАП РФ.
В соответствии со ст.22 п.2 Закона «О прокуратуре РФ», ст. 28.5 КоАП РФ.
При этом, в постановлении прокурора о возбуждении производства об административном правонарушении должны быть указаны (п.2 ст.28.2 КоАП РФ) дата и место его составления, должность, фамилия и инициалы лица, составившего протокол, сведения о лице, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении, фамилии, имена, отчества, адреса места жительства свидетелей и потерпевших, если имеются свидетели и потерпевшие, место, время совершения и событие административного правонарушения, статья настоящего Кодекса или закона субъекта Российской Федерации, предусматривающая административную ответственность за данное административное правонарушение, объяснение физического лица или законного представителя юридического лица, в отношении которых возбуждено дело, иные сведения, необходимые для разрешения дела.
Постановления о возбуждении производства об административном правонарушении № 43, № 44, № 45 от 18.08.2011г., сообщение ОНД по Корткеросскому району не содержат сведения о дате проведения проверки- осмотра МДОУ«Детский сад п.Аджером». В указанных документах, а также в постановлении о назначении административного наказания от 14.09.2011г. указаны сведения о проверке, факте обнаружения административного правонарушения в учреждении «Детский сад» п. Аджером. При этом, согласно Уставных документов учреждения, приказу о назначении руководителя МДОУ судом установлено, что фактически проверка производилась 03.08.2011г. МДОУ«Детский сад п. Аджером». При вынесении постановления о назначении административного наказания 14.04.2011г. данные неточности не были устранены, в постановлении ошибочно указаны дата и место совершения правонарушения, к административной ответственности привлечено должностное лицо несуществующего учреждения. В нарушение п.4 ст.28.2 КоАП РФ, имеющиеся в материалах административного дела объяснения Старковой от 18.08.2011г. даны ею помощнику прокурора, как установлено в судебном заседании, по выявленным нарушениям, отраженным в сообщении сотрудника ОНД Корткеросского района, а не по содержанию постановлений о возбуждении производства об административном правонарушении.
В ходе рассмотрения жалобы на постановление о назначении административного наказания № 40 от 14.09.2011г. судом по показаниям заявителя Старковой О.В. были установлены дата проведения проверки- осмотра и точное наименование учреждения, в котором производилась проверка.
Таким образом, данные сведения были установлены в ходе судебного заседания, в частности по показаниям Старковой проверка производилась в МДОУ «Детский сад п. Аджером» 03.08.2011г. Опровергающих данный факт доказательств суду не представлено.
Постановления прокурора о возбуждении производства об административном правонарушении № 43,44,45 от 18.08.2011г. направлены начальнику ОНД Корткеросского района 24.08.2011г. для решения вопроса о привлечении к административной ответственности, в т.ч. руководителя МДОУ «Детский сад» п. Аджером, по ст.20.4 КоАП РФ.
01.09.2011г. Главный Государственный инспектор Корткеросского района по пожарному надзору Барышев Е.И. вынес определение о назначении времени и месте рассмотрения административного дела в отношении и.о. заведующей МДОУ «Детский сад» п.Аджером Старковой О.В., назначив рассмотрение дела на 14.09.2011г. в 15ч. 00 мин. Данное определение, согласно уведомлению о вручении, имеющемуся в административных материалах, с учетом показаний Старковой, получено было ею 16.09.2011г. Опровергающих данный факт сведений суду не представлено. Таким образом, в соответствии с пп.4 п.1 ст.30.7 КоАП РФ, указанное обстоятельство является основанием для отмены постановления и возвращения дела на новое рассмотрение в орган, должностному лицу, правомочным рассмотреть дело, в связи с существенным нарушением процессуальных требований.
Однако с учетом установленной в судебном заседании даты проведения проверки специалистом ОПН по Корткеросскому району МДОУ «Детский сад п. Аджером»- 03.08.2011г., приказа Управления образованием АМР «Корткеросский» от 08.08.2011г. № О-02/08082011 об исполнении обязанностей заведующего МДОУ Старковой О.В. в период с 08.08.2011г. по 04.10.2011г. постановление о назначении административного наказания от 14.09.2011г. № 40 в отношении Старковой О.В. подлежит отмене с прекращением производства по делу в соответствии с пп.3 п.1 ст. 30.07 КоАП РФ в связи с отсутствием в действиях Старковой состава административного правонарушения
С учетом изложенного, руководствуясь пп.3 п.1 ст. 30.7 КоАП РФ, суд
Р Е Ш И Л :
Жалобу Старковой О.В. удовлетворить.
Постановление главного государственного инспектора Корткеросского района по пожарному надзору № 40 от 14 сентября 2011 года о привлечении Старковой О.В. к административной ответственности по ч.1,3,4 ст. 20.4 КоАП РФ, в виде административного штрафа в размере ХХХ, отменить, производство по настоящему делу прекратить.
Жалоба (протест) на решение может быть подана в Верховный суд Республики Коми через Корткеросский районный суд в течение десяти суток со дня вручения или получения копии решения.
Судья Э.Ф. Буян