Решение суда по гражданскому делу о восстановлении срока принятия наследства



Дело №2-2/2011г.

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

«25» февраля 2011 года, село Корсаково.

Корсаковский районный суд Орловской области в составе: председательствующего – федерального судьи Быковой Г.В.,

с участием истца Старостина С.В.,

при секретаре Булановой Т.Т.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении Корсаковского районного суда гражданское дело по иску Старостина Сергея Владимировича о восстановлении срока для принятия наследства,

у с т а н о в и л :

Старостин С.В. обратился в суд с иском о восстановлении срока для принятия наследства. Свои исковые требования мотивировал тем, что 27 июля 2000 февраля года умер его отец Старостин В.А., постоянно проживавший по адресу: <адрес>. После его смерти открылось наследство на принадлежащий ему на праве личной собственности дом, расположенный по выше указанному адресу. Он (истец) является единственным наследником после смерти отца, постоянно проживает в <адрес>, и не смог до настоящего времени оформить юридически свои наследственные права на указанное имущество по причине того, что с отцом не проживает более 20 лет, а проживал с матерью. Родственников по месту жительства отца не осталось, и поэтому сообщить ему о смерти отца было некому.

В судебном заседании истец Старостин С.В. своё исковое заявление по изложенным основаниям поддержал и просил его удовлетворить. При этом уточнил, что со своим отцом он не поддерживал отношений. Ранее посылал ему письма, свои фотографии, поздравительные открытки к праздникам, но ответа на них не получал, и указанные почтовые отправления назад не возвращались. О смерти отца узнал в ноябре 2010 года от своей матери Барышевой М.П., после чего обратился с заявлением о восстановлении срока на принятие наследства в суд. Он точно не знает, осталось ли после смерти отца какое – либо наследственное имущество.

Представитель ответчика – МРИ ФНС России №4 по Орловской области, будучи, надлежащим образом, извещённым о дате судебного разбирательства, в судебное заседание не явился, в адресованном суду заявлении от 22 февраля 2011 года руководитель Кладовщикова С.В. просит рассмотреть данное дело без участия их представителя.

Выслушав объяснения истца, допросив свидетеля, изучив материалы дела, суд находит иск не подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.

В соответствии со ст. 1154 ГК РФ наследство может быть принято в течение шести месяцев со дня открытия наследства.

Согласно ст. 1155 ГК РФ по заявлению наследника, пропустившего срок, установленный для принятия наследства, суд может восстановить этот срок и признать наследника принявшим наследство, если наследник не знал и не должен был знать об открытии наследства или пропустил этот срок по другим уважительным причинам и при условии, что наследник, пропустивший срок, установленный для принятия наследства, обратился в суд в течение шести месяцев после того, как причины пропуска этого срока отпали.

В соответствии со ст.1111 ГК РФ наследование осуществляется по завещанию и по закону.

Как установлено в судебном заседании Старостиным В.А. завещание не составлялось, следовательно, в данном случае, может иметь место наследование по закону.

Согласно ст.1142 ГК РФ наследниками первой очереди по закону являются дети, супруг и родители наследодателя.

В судебном заседании установлено, что истец Старостин Сергей Владимирович, 04 июля 1974 года рождения, является сыном Старостина Владимира Алексеевича, и на момент открытия наследства после смерти последнего 27 июля 2000 года, являлся совершеннолетним.

Указанное обстоятельство, а также факт смерти наследодателя и факт родственных отношений наследника с наследодателем подтверждены:

- копией свидетельства о смерти Старостина Владимира Алексеевича, повторно выданного отделом ЗАГС администрации Корсаковского района Орловской области 21 декабря 2010 года, актовая запись №25 от 07 августа 2000 года, серии 1-ТД №687538, из которой усматривается, что он умер 27 июля 2000 года (л.д.6);

- копией свидетельства о рождении Старостина Сергея Владимировича, 04 июля 1974 года рождения, выданного Красногорским сельским Советом Новосильского района Орловской области 05 августа 1974 года, актовая запись №9, серии 1-ТД №279136, родителями которого являются: отцом – Старостин Владимир Алексеевич, матерью – ФИО3 (л.д.7).

В порядке досудебной подготовки судом были истребованы данные о наличии либо отсутствии наследственного дела после смерти наследодателя Старостина В.А. от нотариуса Новосильского нотариального округа, в который входит и Корсаковский район (л.д.9).

Согласно официальному ответу нотариуса Расторгуевой Л.И. от 02 февраля 2011 года, №32, наследственное дело после смерти Старостина Владимира Алексеевича, умершего 27 июля 2000 года, не заводилось; завещание от имени умершего не удостоверялось (л.д.10).

Согласно справке, выданной администрацией Корсаковского сельского поселения Корсаковского района Орловской области от 07 февраля 2011 года, №26, и выписки из лицевого счёта №393 хозяйства Старостина Алексея Семёновича, Старостин Владимир Алексеевич постоянно по день смерти проживал по адресу: <адрес>, вместе с отцом – Старостиным Алексеем Семёновичем и матерью – Старостиной Марией Васильевной; завещание от имени Старостина В.А. должностными лицами администрации Корсаковского сельского поселения не удостоверялось (л.д.16-18), т.е. местом открытия наследства, в данном случае, является Корсаковский район Орловской области.

В судебном заседании не установлен факт принадлежности наследодателю Старостину В.А. какого – либо наследственного имущества на момент открытия наследства, в том числе, жилого дома по адресу: <адрес>, на которое ссылается истец в своём заявлении.

Согласно справке администрации Корсаковского сельского поселения от 14 февраля 2011 года, №166, в селе Корсаково на улице <адрес> переименован в <адрес>-а на основании Постановления главы сельской администрации № от ДД.ММ.ГГГГ.

Согласно выписки из единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним, выданной государственным регистратором Новосильского отдела Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Орловской области 16 февраля 2011 года, №05/001/2011-046, правообладателем на праве собственности жилого дома, расположенного по адресу: <адрес> является ФИО6.

Из представленных по запросу суда материалов наследственных дел №97/2005, заведённого 20 апреля 2005 года нотариусом Новосильского нотариального округа Расторгуевой Л.И. к имуществу умершей 22 декабря 2004 года Старостиной Марии Васильевны, и №98/2005, заведённого ДД.ММ.ГГГГ, к имуществу умершего ДД.ММ.ГГГГ Старостина Алексея Семёновича, с заявлениями о принятии наследства и выдаче свидетельства о праве на наследство обращалась их дочь – ФИО7, которой свидетельство о праве на наследство по закону на жилой дом, расположенный по адресу: <адрес>, нотариусом не выдавалось.

Допрошенная в судебном заседании по ходатайству истца свидетель ФИО11 показала, что она в 1973 году вступила в брак со Старостиным С.В., и стала проживать вместе в ним в доме его родителей в с. Корсаково. В 1974 году у них родился сын ФИО1. и вскоре после его рождения она расторгла с мужем брак и уехала с сыном к свом родителям в <адрес>. Когда сын был ещё маленьким, она поддерживала с мужем и его родителями отношения, переписывалась с ними, они присылали им посылки. Но со временем переписка прекратилась, и связь с ними прервалась, не смотря на то, что сын посылал им письма, поздравительные открытки и свои фотографии. О смерти бывшего мужа она узнала в ноябре 2010 года от работников сельской администрации, и сразу же сообщила об этом сыну, после чего сын обратился с заявлением в суд о восстановлении срока для принятия наследства.

Исследовав все доказательства по делу в совокупности, суд приходит к выводу об отсутствии предусмотренной п.1 ст.1155 ГК РФ совокупности условий, при которых возможны восстановление срока для принятия наследства и признание наследника, принявшим наследство, а именно, что наследник не знал и не должен был знать об открытии наследства, поскольку в ходе судебного разбирательства не было установлено никаких препятствий для осуществления возможности у истца узнать о факте смерти наследодателя, и доказательств этого истцом представлено не было.

При этом суд учитывает, что истец является совершеннолетним, дееспособным и трудоспособным лицом, ближайшим родственником наследодателя – его сыном, и хотя не проживал с ним в одном населённом пункте, но в силу своего нравственного долга обязан был осведомляться о жизни отца. При таких обстоятельствах, когда наследник из нравственных соображений должен был осведомляться о том, как протекает жизнь его отца, но не делал этого, довод истца о том, что он не знал о его смерти, поэтому не принял в установленный законом срок наследство, нельзя признать уважительной причиной пропуска срока на принятие наследства.

Кроме того, истцом не представлено доказательств принадлежности наследодателю какого – либо наследственного имущества на момент открытия наследства, в том числе жилого дома, указанного им в заявлении.

При таких обстоятельствах, обращение истца в суд о восстановлении срока для принятия наследства, является бессмысленным, а его заявление не подлежащим удовлетворению.

На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194 – 199 ГПК РФ, суд

р е ш и л :

В удовлетворении иска Старостина Сергея Владимировича о восстановлении срока для принятия наследства отказать.

Решение может быть обжаловано в кассационном порядке участниками процесса в судебную коллегию по гражданским делам Орловского областного суда через Корсаковский районный суд в течение десяти дней со дня составления мотивированного решения.

Председательствующий

судья Г.В. Быкова

Мотивированное решение составлено 28 февраля 2011 года