АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ 10 июня 2011 года г. Корсаков Сахалинской области Корсаковский городской суд Сахалинской области в составе председательствующего судьи Е.Н. Меркуловой, при секретаре А.Н. Андреевой, рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению представителя ООО УК «Городской двор» к Перовой О.В. и Перову М.П. о взыскании задолженности по оплате услуг ЖКУ по апелляционной жалобе Перова О.В. и Перовой М.П. на решение мирового судьи судебного участка № 5 по Корсаковскому району Сахалинской области от 1 марта 2011 года, которым постановлено, взыскать солидарно с Перовой О.В. и Перова М.П. в пользу ООО «УК Городской двор» задолженность по коммунальным услугам в размере 12915,86 рублей, государственную пошлину в сумме 516,63 рублей, и стоимость выписки из домовой книги в сумме 51,26 рублей, всего 13483,75 рублей. Изучив материалы дела, суд УСТАНОВИЛ: 24 января 2011 года представитель ООО УК «Городской двор» обратился с иском в мировой участок № 5 по Корсаковскому району к Перовой О.В. и Перову М.П., в котором просил взыскать солидарно с ответчиков сумму основного долга за коммунальные услуги в размере 12915,86 рублей, государственную пошлину в размере 516,63 рублей, а также судебные расходы в размере 51,26 рублей, всего 13483,75 рублей. 1 марта 2011 года мировым судьей вынесено решение, которым постановлено взыскать солидарно с Перовой О.В. и Перова М.П. в пользу ООО «УК Городской двор» задолженность по коммунальным услугам в размере 12915,86 рублей, государственную пошлину в сумме 516,63 рублей, и стоимость выписки из домовой книги в сумме 51,26 рублей, всего 13483,75 рублей. Мировым судьей судебного участка № 5 по Корсаковскому району постановлено вышеприведенное решение, которое ответчики просят отменить. Ссылаясь на ст. 153, 154 ЖК РФ, указывают, что в данных нормах дословно сказано, что вносить плату за услуги, работы, ремонт, то есть, данные услуги должны быть оказаны либо они оказывались. В случае оказания услуг и выполнения работ ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность, управляющая организация обязана снизить размер платы в порядке установленном «Правилами изменения размера платы за содержание и ремонт жилого помещения в случае оказания услуг и выполнения работ по управлению, содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающую установленную продолжительность», а именно – уменьшить оплату пропорционально количеству полных календарных дней нарушения от стоимости соответствующей услуги. Считают, что истцом предоставлялись услуги ненадлежащего качества. Кроме этого, указывают, что решения собрании собственников помещений о проведении и оплате расходов на капитальный ремонт, собственниками не принималось, в связи с чем истец не имел права производить начисления за данный вид ремонта. Представитель ООО «УК Городской двор» А. в судебном заседании просила решение мирового судьи оставить без изменения. Перов М.П. в судебном заседании поддержал доводы апелляционной жалобы, просил отменить решение мирового судьи. Выслушав стороны, обсудив доводы апелляционной жалобы, суд приходит к следующему. Согласно ст. 30 ЖК РФ собственник жилого помещения несет бремя содержания данного помещения и, если данное помещение является квартирой, общего имущества собственников помещений в соответствующем многоквартирном доме, а собственник комнаты в коммунальной квартире несет также бремя содержания общего имущества собственников комнат в такой квартире, если иное не предусмотрено федеральным законом или договором. Собственник жилого помещения обязан поддерживать данное помещение в надлежащем состоянии, не допуская бесхозяйственного обращения с ним, соблюдать права и законные интересы соседей, правила пользования жилыми помещениями, а также правила содержания общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме. В соответствии с ч. 3 ст. 31 ЖК РФ дееспособные и ограниченные судом в дееспособности члены семьи собственника жилого помещения несут солидарную с собственником ответственность по обязательствам, вытекающим из пользования данным жилым помещением, если иное не установлено соглашением между собственником и членами его семьи. В соответствии со ст. 39 ЖК РФ собственники помещений в многоквартирном доме несут бремя расходов на содержание общего имущества в многоквартирном доме. Доля обязательных расходов на содержание общего имущества в многоквартирном доме, бремя которых несет собственник помещения в таком доме, определяется долей в праве общей собственности на общее имущество в таком доме указанного собственника. В соответствии со ст. 44 ЖК РФ общее собрание собственников помещений в многоквартирном доме является органом управления многоквартирным домом. К компетенции общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме относятся выбор способа управления многоквартирным домом. В соответствии с п. 5 ч. 2 ст. 153 ЖК РФ граждане и организации обязаны своевременно и полностью вносить плату за жилое помещение и коммунальные услуги. Обязанность по внесению платы за жилое помещение и коммунальные услуги возникает у собственника жилого помещения с момента возникновения права собственности на жилое помещение. Согласно ст. 154 ЖК РФ плата за жилое помещение и коммунальные услуги для собственника помещения в многоквартирном доме включает в себя плату за содержание и ремонт жилого помещения, включающую в себя плату за услуги и работы по управлению многоквартирным домом, содержанию, текущему и капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме, плату за коммунальные услуги. Собственники жилых домов несут расходы на их содержание и ремонт, а также оплачивают коммунальные услуги в соответствии с договорами, заключенными с лицами, осуществляющими соответствующие виды деятельности. В соответствии с п. 3 ст. 156 ЖК РФ размер платы за пользование жилым помещением (платы за наем), платы за содержание и ремонт жилого помещения для нанимателей жилых помещений по договорам социального найма и договорам найма жилых помещений государственного или муниципального жилищного фонда и размер платы за содержание и ремонт жилого помещения для собственников жилых помещений, которые не приняли решение о выборе способа управления многоквартирным домом, устанавливаются органами местного самоуправления. Согласно ст. 158 ЖК РФ собственник помещения в многоквартирном доме обязан нести расходы на содержание принадлежащего ему помещения, а также участвовать в расходах на содержание общего имущества в многоквартирном доме соразмерно своей доле в праве общей собственности на это имущество путем внесения платы за содержание и ремонт жилого помещения. Обязанность по оплате расходов на капитальный ремонт многоквартирного дома распространяется на всех собственников помещений в этом доме с момента возникновения права собственности на помещения в этом доме. Если собственники помещений в многоквартирном доме на их общем собрании не приняли решение об установлении размера платы за содержание и ремонт жилого помещения, такой размер устанавливается органом местного самоуправления. Согласно п.п. 2, 3, 4, 5 ст. 161 ЖК РФ собственники помещений в многоквартирном доме обязаны выбрать один из способов управления многоквартирным домом: 1) непосредственное управление собственниками помещений в многоквартирном доме; 2) управление товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом; 3) управление управляющей организацией. Способ управления многоквартирным домом выбирается на общем собрании собственников помещений в многоквартирном доме и может быть выбран и изменен в любое время на основании его решения. Решение общего собрания о выборе способа управления является обязательным для всех собственников помещений в многоквартирном доме. Орган местного самоуправления в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, проводит открытый конкурс по отбору управляющей организации, если в течение года до дня проведения указанного конкурса собственниками помещений в многоквартирном доме не выбран способ управления этим домом или если принятое решение о выборе способа управления этим домом не было реализовано. Открытый конкурс проводится также в случае, если до окончания срока действия договора управления многоквартирным домом, заключенного по результатам открытого конкурса, не выбран способ управления этим домом или если принятое решение о выборе способа управления этим домом не было реализовано. Орган местного самоуправления в течение десяти дней со дня проведения открытого конкурса, предусмотренного частью 4 настоящей статьи, уведомляет всех собственников помещений в многоквартирном доме о результатах указанного конкурса и об условиях договора управления этим домом. Собственники помещений в многоквартирном доме обязаны заключить договор управления этим домом с управляющей организацией, выбранной по результатам предусмотренного частью 4 настоящей статьи открытого конкурса, в порядке, установленном статьей 445 Гражданского кодекса Российской Федерации. В соответствии с п. 2 ст. 162 ЖК РФ по договору управления многоквартирным домом одна сторона (управляющая организация) по заданию другой стороны (собственников помещений в многоквартирном доме, органов управления товарищества собственников жилья либо органов управления жилищного кооператива или органов управления иного специализированного потребительского кооператива) в течение согласованного срока за плату обязуется оказывать услуги и выполнять работы по надлежащему содержанию и ремонту общего имущества в таком доме, предоставлять коммунальные услуги собственникам помещений в таком доме и пользующимся помещениями в этом доме лицам, осуществлять иную направленную на достижение целей управления многоквартирным домом деятельность. Отсюда видно, что договор управления многоквартирным домом предполагает оказание управляющей организацией услуг по содержанию и эксплуатации общего имущества дома, а также предоставление коммунальных услуг. На собственника жилого помещения возлагается обязанность по уплате ежемесячных платежей согласно установленным тарифам, но не оплаты за объем выполненных услуг, так как договор управления многоквартирным домом не является по существу договором подряда, согласно которому заказчик оплачивает определенный объем выполненных работ после подписания акта приемки. В соответствии с п. 16 «Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме» (далее – Правила) утвержденные Постановлением правительства РФ от 13.08.2006 года № 491, надлежащее содержание общего имущества в зависимости от способа управления многоквартирным домом обеспечивается: собственниками помещений: путем заключения договора управления многоквартирным домом с управляющей организацией - в соответствии с частью 5 статьи 161 и статьей 162 Жилищного кодекса Российской Федерации. Согласно п. 34 этих же Правил в случае если собственники помещений не приняли решение о способе управления многоквартирным домом, размер платы за содержание и ремонт жилого помещения, вносимой собственниками помещений, устанавливается органом местного самоуправления по результатам открытого конкурса, проводимого в установленном порядке, равной цене договора управления многоквартирным домом. Цена договора управления многоквартирным домом устанавливается равной размеру платы за содержание и ремонт жилого помещения, указанной в конкурсной документации. Таким образом, из указанных норм закона следует, что с момента возникновения права собственности, собственники жилых помещений несут бремя расходов на содержание общего имущества в многоквартирном доме. Кроме этого, на них возлагается обязанность по внесению платы за жилое помещение и коммунальные услуги, и капитальный ремонт. Также на собственников жилых помещений возлагается обязанность по выбору способа управления многоквартирным домом в соответствии со ст. 161 ЖК РФ на общем собрании собственников жилых помещений. В случае, когда собственниками жилых помещений не выбран способ управления многоквартирным домом, орган местного самоуправления в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, проводит открытый конкурс по отбору управляющей организации для управления многоквартирным домом. Согласно п.п. 6,7 «Правил изменения размера платы за содержание и ремонт жилого помещения в случае оказания услуг и выполнения работ по управлению, содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающую установленную продолжительность» (далее – Правила) в случаях оказания услуг и выполнения работ ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность, органы управления товарищества собственников жилья, жилищного, жилищно-строительного кооператива или иного специализированного потребительского кооператива, управляющая организация, а при непосредственном управлении многоквартирным домом лица, оказывающие услуги и (или) выполняющие работы (далее - ответственные лица), обязаны снизить размер платы за содержание и ремонт жилого помещения собственникам помещений в порядке, установленном настоящими Правилами. Собственники помещений вправе обратиться с заявлением об изменении размера платы к ответственному лицу, а наниматели жилых помещений, занимаемых по договору социального найма или договору найма жилых помещений государственного или муниципального жилищного фонда (далее - наниматель), - к наймодателю. При управлении многоквартирным домом управляющей организацией наниматели вправе обратиться с заявлением об изменении размера платы к соответствующей управляющей организации. Согласно п. 15 Правил факт выявления ненадлежащего качества услуг и работ и (или) превышения установленной продолжительности перерывов в оказании услуг или выполнении работ отражается в акте нарушения качества или превышения установленной продолжительности перерыва в оказании услуг или выполнении работ. Указанный акт является основанием для уменьшения размера платы за содержание и ремонт жилого помещения. Согласно п.п. 64,65, 71 Правил предоставления коммунальных услуг, утвержденных постановлением правительства РФ от 23.05.2006 года № 307, в случае не предоставления коммунальных услуг или предоставления коммунальных услуг ненадлежащего качества потребитель уведомляет об этом аварийно-диспетчерскую службу исполнителя или иную службу, указанную исполнителем (далее - аварийно-диспетчерская служба). Сообщение о не предоставлении коммунальных услуг или предоставления коммунальных услуг ненадлежащего качества может быть сделано потребителем в письменной форме или устно (в том числе по телефону) и подлежит обязательной регистрации в аварийно-диспетчерской службе. При этом потребитель обязан сообщить свои фамилию, имя и отчество, точный адрес проживания, а также вид не предоставленной коммунальной услуги или предоставленной коммунальной услуги ненадлежащего качества. Сотрудник аварийно-диспетчерской службы обязан сообщить потребителю сведения о лице, принявшем заявку (фамилию, имя и отчество), регистрационный номер заявки и время ее приема. Акт о не предоставлении коммунальных услуг или предоставлении коммунальных услуг ненадлежащего качества является основанием для перерасчета размера платы за коммунальные услуги, а также для уплаты исполнителем неустойки за нарушение своих обязательств в размере, установленном федеральными законами и договором. Таким образом, согласно приведенных норм собственник жилого помещения в многоквартирном доме обязан оплачивать услуги по содержанию и ремонту жилья согласно выставленным счетам, размер оплаты может быть уменьшен по заявлению собственника, если будет установлен факт ненадлежащего оказания услуг. При этом собственник вправе требовать от управляющей компании информацию о проведенных работах по содержанию и текущему ремонту общего имущества, но обязанность собственника по оплате услуг управляющей компании исполняется не на основании актов о выполненных работах, а на основании счетов согласно тарифам. При установлении факта ненадлежащего оказания услуг снижение оплаты производится по формуле, указанной в п. 10 Правил изменения размера платы за содержание и ремонт жилого помещения, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 13.08.2006 года № 491, но не на основании документов, подтверждающих объем выполненных работ. 15 августа 2009 года, между комитетом по управлению имуществом администрации МО Корсаковский городской округ и ООО «УК Городской двор», заключен договор управления многоквартирными домами. Согласно п. 1.1 указанный договор заключен на основании результатов открытого конкурса по отбору управления организации для управления многоквартирным домом, проведенного администрацией МО Корсаковский городской округ. Согласно приложения № 1 к указанному договору, «состав общего имущества многоквартирного дома передаваемого в управление ООО «УК Городской двор» многоквартирный дом расположенный по <адрес>, передан в управление ООО «УК Городской двор». Перечнем обязательных работ и услуг по содержанию и ремонту общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме № по Приморскому бульвару, установлен тариф за капитальный ремонт в размере 6,5 рублей в месяц 1 кв. м. общей площади. Согласно выписки из домовой книги Перова О.В., является собственником жилого помещения расположенного по адресу <адрес>. Вместе с ней в указанной квартире зарегистрированы муж –Перов М.П. и несовершеннолетний сын – Перов В.М. ДД.ММ.ГГГГ года рождения. Как следует из протокола № 1 общего собрания собственников помещений в многоквартирном <адрес> в г. Корсакове от 16.12.2009 года, собственники указанного многоквартирного дома приняли решение провести капитальный ремонт крыши. Также из указанного протокола следует, что собственники дома утвердили перечень работ по капитальному ремонту крыши, смету расходов на капитальный ремонт крыши общей стоимостью 2912780 рублей. Кроме этого, владельцами жилых помещений в многоквартирном доме решено утвердить софинансирование собственниками помещений проведение капитального ремонта в размере 5% (не менее 5%) от его стоимости в сумме 69549,3 рублей. Таким образом, собственниками жилых помещений в многоквартирном <адрес>, принято решение о проведении капитального ремонта дома, утвержден перечень работ, а также принято решение о софинансировании собственниками помещений проведение капитального ремонта крыши. Однако решения об установлении платы за капитальный ремонт собственники жилых помещений <адрес> до передачи дома управляющей компании не принимали, в связи с чем управляющей компанией правомерно начисляется оплата за капитальный ремонт по этому дому. Из указанного следует, что при отсутствии соглашений собственников жилых помещений о выборе способа управления многоквартирным домом, а также соглашения об установлении тарифа за капитальный ремонт, мировой судья пришел к правильному выводу о том, собственники жилых помещений многоквартирного <адрес>, обязаны вносить плату за капитальный ремонт по тарифу установленному органом местного управления, то есть 6,5 рублей в месяц 1 кв. м. общей площади. Таким образом, мировой судья пришел к правильному выводу о возложении на ответчиков обязанности по уплате имеющейся у них задолженности коммунальных платежей в солидарном порядке. Доводы ответчиков о том, что управляющей компанией договор с ними не заключался, мировой судья обоснованно не принял во внимание. Так, в соответствии со ст. 10 ГК РФ при осуществлении гражданских прав не допускается злоупотребление правом в любой форме. Из обстоятельств дела следует, что ответчики постоянно проживают по месту регистрации. При централизованном расчетно-кассовом обслуживании ежемесячно МУП «РКЦ» направляет всем без исключения собственникам жилых помещений счета на оплату услуг за содержание и ремонт жилья. Из письма Перовой О.В. от 29 января 2010 года следует, что она обращается в управляющую компанию за информацией, необходимой ей для сверки расчетов по оплате услуг управляющей компании, что само по себе, как и частичная оплата счетов в сентябре и октябре 2010 года свидетельствует о заключении договора в порядке, предусмотренном п. 3 ст. 438 ГК РФ. При этом, учитывая содержание указанного письма и факт публикации в газете «Восход» от 30 июня 2009 года конкурсной документации, суд полагает, что ответчики не могли не знать о передаче дома управляющей компании и необходимости заключить договор и оплачивать услуги по содержанию и ремонту жилья. Эти обстоятельства, а также то, что ответчики являются собственниками жилого помещения в многоквартирном доме, содержание которого оплачивается всеми собственниками жилья, добросовестно вносящими плату, интересы которых также должны быть защищены, указывают на злоупотребление ответчиками своего права на защиту. Доводы заявителей о том, что им предоставлялись истцом услуги ненадлежащего качества, не находят своего подтверждения, поскольку ответчики не представили доказательств обращения за снижением размера оплаты услуг в установленном порядке и выявления фактов ненадлежащего оказания услуг. Указанные доводы заявлялись мировому судье, им дана надлежащая оценка и у суда апелляционной инстанции сомнений не вызывает. При таких обстоятельствах, суд не находит оснований для отмены решения мирового судьи, поскольку оно вынесено в соответствии с нормами действующего законодательства. Руководствуясь ст. ст. 328, 329 ГПК РФ, суд ОПРЕДЕЛИЛ: Решение мирового судьи судебного участка № 5 от 15 марта 2011 года по исковому заявлению представителя ООО УК «Городской двор» к Перовой О.В. и Перову М.П. о взыскании задолженности по оплате услуг ЖКУ, оставить без изменения, а апелляционную жалобу Перовой О.В. и Перова М.П. - без удовлетворения. Судья Е.Н. Меркулова.