Решение (о признании права пользования жилым помещением и заключении договора социального найма)



РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

7 февраля 2011 года Корсаковский городской суд Сахалинской области в составе

председательствующего судьи Е.Н. Меркуловой,

при секретаре А.Н. Андреевой,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Бервальд З.Н. к МУП «Наш дом» о признании права пользования жилым помещением и заключении договора социального найма,

УСТАНОВИЛ:

Бервальд З.Н. 20 декабря 2010 года обратилась в суд с иском, в котором указала, что зарегистрирована и проживает в жилом помещении по адресу <адрес>, нанимателем которой являлся А.

В указанную квартиру Бервальд З.Н. и её сыновья В. и Б. вселились 27 лет назад как члены семьи нанимателя, так как Бервальд З.Н. состояла в фактических брачных отношениях с А., проживала с ним совместно, вела общее хозяйство, в равно степени несла расходы по договору найма жилого помещения.

А. умер ДД.ММ.ГГГГ.

Просит признать её право пользования жилым помещением по адресу <адрес>, обязать МУП «Наш дом» заключить с ней договор социального найма жилого помещения.

Определением от 25 января 2011 года к участию в деле привлечен комитет по управлению имуществом администрации МО Корсаковский городской округ в качестве третьего лица без самостоятельных требований.

В судебном заседании Бервальд З.Н. свои требования поддержала.

Представитель МУП «Наш дом» Косякова Н.Ю. в судебном заседании иск не признала, пояснила, что Бервальд З.Н. не представила документов, на основании которых ответчик был бы вправе заключить с ней договор социального найма.

Представитель комитета по управлению имуществом администрации МО Корсаковский городско округ Кресик В.Г. в судебном заседании с иском не согласился, указал, что проживание Бервальд З.Н. в квартире носит временный характер, что подтверждается как записями в поквартирных карточках, так и в документах, имеющихся в учетом деле Бервальд З.Н.

Выслушав стороны, свидетелей, проверив материалы дела, суд приходит к следующему.

В соответствии со ст. 53 Жилищного кодекса РСФСР от 24 июня 1983 года, наниматель вправе в установленном порядке вселить в занимаемое им жилое помещение своего супруга, детей, родителей, других родственников, нетрудоспособных иждивенцев и иных лиц, получив на это письменное согласие всех совершеннолетних членов своей семьи. На вселение к родителям их детей, не достигших совершеннолетия, не требуется согласия остальных членов семьи.

Граждане, вселенные нанимателем в соответствии с правилами настоящей статьи, приобретают равное с нанимателем и остальными членами его семьи право пользования жилым помещением, если эти граждане являются или признаются членами его семьи (статья 53) и если при вселении между этими гражданами, нанимателем и проживающими с ним членами его семьи не было иного соглашения о порядке пользования жилым помещением.

В соответствии со ст. 53 ЖК РСФСР к членам семьи нанимателя относятся супруг нанимателя, их дети и родители. Другие родственники, нетрудоспособные иждивенцы, а в исключительных случаях и иные лица могут быть признаны членами семьи нанимателя, если они проживают совместно с нанимателем и ведут с ним общее хозяйство.

Аналогичные нормы содержат статьи 70 и 69 действующего с 1 марта 2005 года Жилищного кодекса РФ.

В соответствии со ст. 10 ЖК РФ жилищные права и обязанности возникают из оснований, предусмотренных настоящим Кодексом, другими федеральными законами и иными правовыми актами, а также из действий участников жилищных отношений, которые хотя и не предусмотрены такими актами, но в силу общих начал и смысла жилищного законодательства порождают жилищные права и обязанности. В соответствии с этим жилищные права и обязанности возникают:

1) из договоров и иных сделок, предусмотренных федеральным законом, а также из договоров и иных сделок, хотя и не предусмотренных федеральным законом, но не противоречащих ему;

2) из актов государственных органов и актов органов местного самоуправления, которые предусмотрены жилищным законодательством в качестве основания возникновения жилищных прав и обязанностей;

3) из судебных решений, установивших жилищные права и обязанности;

4) в результате приобретения в собственность жилых помещений по основаниям, допускаемым федеральным законом;

5) из членства в жилищных или жилищно-строительных кооперативах;

6) вследствие действий (бездействия) участников жилищных отношений или наступления событий, с которыми федеральный закон или иной нормативный правовой акт связывает возникновение жилищных прав и обязанностей.

В силу ст. 5 ФЗ «О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации» к жилищным отношениям, возникшим до введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации, Жилищный кодекс Российской Федерации применяется в части тех прав и обязанностей, которые возникнут после введения его в действие, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Федеральным законом.

Согласно ответа комитета по управлению имуществом администрации МО Корсаковский городской округ от 4 февраля 2011 года документы о предоставлении квартиры по адресу <адрес> А. отсутствуют, однако указанное жилое помещение включено в реестр муниципальной собственности и является муниципальным жильем.

Согласно поквартирных карточек на квартиру по адресу <адрес>, нанимателем данной квартиры является А. 1930 г.р., который зарегистрирован в данном жилом помещении с ДД.ММ.ГГГГ, имеется отметка о его снятии с регистрационного учета 214.03.1997 года в связи со смертью.

Бервальд З.Н. 1938 года рождения зарегистрирована в данном жилом помещении ДД.ММ.ГГГГ как квартирант.

В этом же жилом помещении в качестве квартирантов зарегистрированы В. ДД.ММ.ГГГГ с ДД.ММ.ГГГГ и Б. ДД.ММ.ГГГГ – с ДД.ММ.ГГГГ.

Как пояснила истица, при регистрации по месту жительства А. у неё не был расторгнут брак с её первым мужем, в связи с чем ей было отказано в регистрации в качестве жены А., а сыновья также были зарегистрированы как квартиранты.

Между тем, как следует из материалов дела, характер проживания Бервальд З.Н. и её детей в спорном жилом помещении нельзя назвать временным.

Статья 76 ЖК РСФСР, согласно которой наниматель жилого помещения был вправе сдать его в поднаем, предполагала сдачу в поднаем всего жилого помещения в случае выезда самого нанимателя, либо его части, если наниматель остается проживать в оставшейся части жилого помещения.

Статья 81 ЖК РСФСР, согласно которой наниматель жилого помещения был вправе разрешить безвозмездное проживание в этом жилом помещении других граждан, предполагала ограниченный срок пользования таким жилым помещением гражданами, не являющимися членами семьи нанимателя.

Как видно из представленных комитетом по управлению имуществом администрации МО Корсаковский городской округ документов, решением исполкома Корсаковского городского Совета народных депутатов от ДД.ММ.ГГГГ №, Бервальд З.Н. и её сын Б. были поставлены на учет на получение жилой площади в связи с отсутствием жилой площади, на момент постановки на учет проживали по адресу <адрес>, в неблагоустроенной квартире.

Данное решение принято на основании заявления Бервальд З.Н. от ДД.ММ.ГГГГ о предоставлении ей жилья по месту работы в муниципальном детском учреждении, акта проверки жилищных условий от ДД.ММ.ГГГГ и совместного решения администрации и профсоюзного комитета профсоюза работников просвещения от ДД.ММ.ГГГГ.

Впоследствии Бервальд З.Н. регулярно проходила перерегистрацию в городской администрации.

Так, из акта проверки жилищных условий от ДД.ММ.ГГГГ следует, что Бервальд З.Н. проживает по адресу г. корсаков, <адрес> деревянном неблагоустроенном доме, состоящем из двух комнат, кухни и кладовой, лицевой счет открыт на А., Бервальд З.Н. указана как квартирант, с ней проживают также её двое сыновей В. и Г.

Впоследствии Бервальд З.Н. писала заявления от 17 февраля 1988 года, от 13 марта 1989 года, от 21 января 1991 года, из которых следует, что она продолжает проживать по указанному адресу и состав её семьи не изменился.

Согласно актовой записи № от ДД.ММ.ГГГГ А. ДД.ММ.ГГГГ г.р. умер ДД.ММ.ГГГГ.

Свидетель К. суду показал, что с детства проживал в <адрес>, Бервальд и А. проживали совместно как муж и жена, вели совместное хозяйство, держали кур, делали в доме ремонт, покупали мебель, Бервальд вела домашнее хозяйство, стирала на всех членов семьи, готовила еду, угощала гостей.

Свидетель Д. суду показала, что знала Бервальд и А. с 1996 года, они проживали в фактическом браке, вместе воспитывали детей, в доме жили в одной комнате Бервальд и А., в другой – дети, вместе делали ремонт, завозили уголь, А. считал Бервальд своей женой, Бервальд вела домашнее хозяйство, они вместе покупали домашние вещи. Когда А. заболел, Бервальд за ним ухаживала.

Свидетель И. суду показала, что знала семью Бервальд и А. в 1997 году, ходила к ним в гости, считала, что они муж и жена, Бервальд вела домашнее хозяйство, уплачивала коммунальные платежи, когда А. заболел, Бервальд за ним ухаживала.

Свидетель Е. суду показала, что знает А. с того времени, когда он был женат и проживал по соседству, потом его жена умерла и А. попросил познакомить его с женщиной для совместного проживания, Е. познакомила его с Бервальд, А. и Бервальд понравились друг другу, сделали ремонт в доме на Пролетарской и стали проживать вместе. Жили в фактическом браке, в доме А. и Бервальд занимали одну комнату, дети Бервальд – другую. Бервальд была очень хорошей хозяйкой и А. был благодарен Е. за то, что она их познакомила.

Свидетель Б. суду показал, что его мать познакомилась с А., после чего они все переехали к нему на <адрес>, жили вместе, он с братом в одной комнате, родители – в другой, А. заботился о нем как отец, имущество они приобретали вместе, коммунальные платежи уплачивала Бервальд, так как она занималась домашним хозяйством.

Истица представила доказательства того, что она после смерти А. до настоящего времени исполняет обязанности по договору социального найма, а именно – квитанции об уплате коммунальных платежей, условия подключения и акт о допуске прибора в эксплуатацию от 2008 года (подключение водоснабжения), заказ-квитанцию о приобретении угля для отопления жилого помещения от 14.10.2010 года.

Как следует из расширенной выписки из лицевого счета за октябрь 2010 года, задолженности по оплате коммунальных платежей Бервальд З.Н. не имеет.

Отсюда следует, что А. вселил Бервальд З.Н. в квартиру по адресу <адрес>, в качестве члена семьи, а именно – фактической супруги, с правом постоянного проживания в своем жилом помещении.

Согласно Современного толкового словаря русского языка РАН, Институт лингвистических исследований, 2005 г., квартирант – это тот, кто снимает квартиру.

Применительно к данной ситуации – квартирант является поднанимателем жилого помещения или его части.

Как установлен судом, Бервальд З.Н. и её сыновья пользовались всем жилым помещением совместно с нанимателем, в связи с чем сведения об основаниях регистрации Бервальд З.Н. в спорной квартире как квартиранта нельзя рассматривать как достоверные.

Суд также считает необоснованной ссылку представителя комитета по управлению имуществом АМО КГО на имеющиеся в учетном деле Бервальд З.Н. сведения о временном проживании её в спорном жилом помещении.

Фактически Бервальд З.Н., являясь членом семьи А., постоянно проживала в этом жилом помещении длительное время, а именно с 1983 года.

При этом следует учесть, что данное жилое помещение является неблагоустроенным и А. сам нуждался в предоставлении жилого помещения.

После смерти А. Бервальд З.Н. с 1997 года продолжала проживать в спорном жилом помещении и добросовестно исполнять обязанности по договору социального найма.

При этом, имея сведения о смерти нанимателя жилого помещения, наймодатель не принял никаких мер к освобождению жилого помещения от лиц, которые, по мнению наймодателя, не являлись членами семьи этого нанимателя, и не имели прав на заключение договора социального найма.

Решение жилищной комиссии при администрации Корсаковского городского округа от 9.09.2010 года об отказе Бервальд З.Н. в заключении договора социального найма не является основанием для отказа в удовлетворении иска Бервальд З.Н., так как согласно приведенных выше норм лицо, не состоявшее с нанимателем в юридическом браке может быть признано членом семьи нанимателя лишь в судебном порядке.

Установление судом статуса лица как члена семьи нанимателя и его связанных с этим прав и обязанностей является основанием для заключения с этим лицом договора социального найма.

Истица правильно обратилась с иском к МУП «Наш дом», так как в соответствии с распоряжение руководителя комитета по управлению имуществом от 25.06.20029 г. № МУП «Наш дом» наделено функциями наймодателя.

Руководствуясь ст. ст. 194 – 198 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Исковые требования Бервальд З.Н. удовлетворить.

Признать за Бервальд З.Н. право пользования жилым помещением по адресу <адрес>.

Обязать МУП «Наш дом» заключить с Бервальд З.Н. договор социального найма жилого помещения по адресу <адрес>.

Решение может быть обжаловано в Сахалинский областной суд через Корсаковский городской суд в течение 10 дней со дня вынесения решения в окончательной форме.

Судья Е.Н. Меркулова.

Решение вынесен в окончательной форме 12 февраля 2011 года.