Решение (о взыскании невыплаченных пособий)



РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

8 февраля 2011 года г. Корсаков Сахалинской области

Корсаковский городской суд Сахалинской области в составе

председательствующего судьи Е.Н.Меркуловой,

при секретаре А.Н. Андреевой

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Харитоновой В.И. к Центру занятости населения Корсаковского района о взыскании невыплаченных пособий,

УСТАНОВИЛ:

20 декабря 2010 года Харитонова В.И. обратилась с иском в Корсаковский городской суд к ЦЗН по Корсаковскому району, в котором указала, что 9 июля 2010года была уволена по сокращению штата из МУЗ Корсаковской «ЦРБ», где проработала в инфекционном отделении с 1961 года палатной медицинской сестрой.

12 июля 2010 года, была зарегистрирована в ЦЗН по Корсаковскому району. Ей дали направление на работу в детский сад № 28, где ей отказали в трудоустройстве в связи с занятостью вакансии. Также в ЦНЗ по Корсаковскому району ей дали направление в детский сад № 30 на 0,5 ставки медицинской сестрой, с оплатой 5500 рублей (с учетом вычетов 4785 рублей). От указанной работы она отказалась, так как оплата ниже прожиточного минимума её не устраивает. В дальнейшем отказов с её стороны от предлагаемой работы не было. 10 октября состоялось комиссия, которая отказала ей в оплате среднего заработка за октябрь, ноябрь, декабрь 2010 года, в связи с тем, что она отказалась от предлагаемой работы.

Считает отказ центра занятости по Корсаковскому району в выплате среднего заработка октябрь, ноябрь, декабрь 2010 года не правомерным.

Просит взыскать с ответчика пособие по сокращению штатов за три месяца октябрь, ноябрь, декабрь 2010 года в размере 125133 рублей.

19 января 2011 года в Корсаковский городской суд поступило дополнение к исковому заявлению, в котором истица просит обязать ответчика выдать ей справку на оплату пособия за счет работодателя за октябрь, ноябрь, декабрь 2010.

На указанное исковое заявление директором ОГУ ЦНЗ по Корсаковскому району – А. представлены письменные возражения, в которых представитель ответчика указывает, что 12 июля 2010 года Харитоновой В.И. была предложена вакансия медицинской сестры в детский сад № 30 с неполным рабочим днем (0,5 ставки) с заработной платой 5500 рублей от которой она отказалась. Данное предложение варианта работы является подходящим по следующим основаниям. Харитонова В.И. имеет специальное образование медицинская сестра, стаж работы по специальности 49 лет.

Размер средней заработной платы истицы по последнему месту работы (29243 рубля) превышает установленную величину прожиточного минимума в Сахалинской области, то подходящей для нее работой будет считаться работа с заработной платой в размере не ниже 9369 рублей при условии полного отработанного рабочего времени.

Истица свои требования поддержала, суду пояснила, что предложенную ей центром занятости работу считает неподходящей, в связи с чем выплата среднего заработка ей должна сохраняться за четвертый, пятый и шестой месяцы, пока она не трудоустроена.

Представитель ответчика Чернева В.П. с иском не согласилась, суду пояснила, что решение об отказе в сохранении среднего заработка вынесено в соответствии со ст. 318 ТК РФ и с учетом возможности трудоустройства истицы.

Проверив материалы дела, выслушав лиц участвующих в деле, суд приходит к следующему.

Гарантии и компенсации работникам, связанные с расторжением трудового договора, установлены главой 27 ТК РФ.

В соответствии с общим порядком, установленным статьей 178 ТК РФ при расторжении трудового договора в связи с ликвидацией организации (пункт 1 части первой статьи 81 настоящего Кодекса) либо сокращением численности или штата работников организации (пункт 2 части первой статьи 81 настоящего Кодекса) увольняемому работнику выплачивается выходное пособие в размере среднего месячного заработка, а также за ним сохраняется средний месячный заработок на период трудоустройства, но не свыше двух месяцев со дня увольнения (с зачетом выходного пособия).

В исключительных случаях средний месячный заработок сохраняется за уволенным работником в течение третьего месяца со дня увольнения по решению органа службы занятости населения при условии, если в двухнедельный срок после увольнения работник обратился в этот орган и не был им трудоустроен.

Главой 50 ТК РФ предусмотрен повышенный уровень гарантий и компенсаций для лиц, работающих и проживающих ТВ районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях.

В соответствии со ст. 318 ТК РФ работнику, увольняемому из организации, расположенной в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, в связи с ликвидацией организации (пункт 1 части первой статьи 81 настоящего Кодекса) либо сокращением численности или штата работников организации (пункт 2 части первой статьи 81 настоящего Кодекса), выплачивается выходное пособие в размере среднего месячного заработка, за ним также сохраняется средний месячный заработок на период трудоустройства, но не свыше трех месяцев со дня увольнения (с зачетом выходного пособия).

В исключительных случаях средний месячный заработок сохраняется за указанным работником в течение четвертого, пятого и шестого месяцев со дня увольнения по решению органа службы занятости населения при условии, если в месячный срок после увольнения работник обратился в этот орган и не был им трудоустроен.

Выплата выходного пособия в размере среднего месячного заработка и сохраняемого среднего месячного заработка, предусмотренных частями первой и второй настоящей статьи, производится работодателем по прежнему месту работы за счет средств этого работодателя.

Разделом 11 Трудового кодекса РФ предусмотрены меры ответственности сторон трудового договора за неисполнение обязанностей, вытекающих из трудового договора.

Согласно статье 237 главы 38 указанного раздела моральный вред, причиненный работнику неправомерными действиями или бездействием работодателя, возмещается работнику в денежной форме в размерах, определяемых соглашением сторон трудового договора.

В случае возникновения спора факт причинения работнику морального вреда и размеры его возмещения определяются судом независимо от подлежащего возмещению имущественного ущерба.

Из приведенных норм следует, что обязанность по выплате среднего заработка на период трудоустройства работника, уволенного по сокращению численности или штата работников организации, законом возложена на работодателя (бывшего работодателя).

Компенсация морального вреда законом также предусмотрена в тех случаях, когда по вине работодателя нарушены трудовые права работника.

Обязанности службы занятости по компенсации морального вреда статья 237 ТК РФ не предусматривает.

Таким образом, исковые требования Харитоновой В.И. о взыскании с центра занятости среднего заработка за четвертый, пятый, шестой месяц трудоустройства, а также компенсации морального вреда, удовлетворению не подлежат.

В то же время доводы истицы о сохранении её права на получение среднего заработка по последнему месту работы за четвертый, пятый и шестой месяцы трудоустройства со ссылкой на нормы Закона РФ «О занятости населения в Российской Федерации» не могут быть приняты судом по следующим основаниям.

Порядок организации содействия занятости населения определяется нормами Закона РФ «О занятости населения в Российской Федерации», которыми установлены основания для признания гражданина безработным, соответствующие критерии для этого, а также порядок выплаты пособий.

При этом с целью признания гражданина безработным статьей 4 указанного Закона дано определение подходящей работы, а статьей 3 предусмотрен порядок трудоустройства гражданина, зарегистрированного с целью подходящей работы, предусматривающий обязательное предложение органами занятости подходящей работы не менее двух раз.

Однако в соответствии с п. 3 ст. 3 Закона РФ «О занятости населения в Российской Федерации» безработными не могут быть признаны граждане которым в соответствии с законодательством Российской Федерации назначена трудовая пенсия по старости (часть трудовой пенсии по старости), в том числе досрочно, либо пенсия, предусмотренная пунктом 2 статьи 32 настоящего Закона, либо пенсия по старости или за выслугу лет по государственному пенсионному обеспечению.

При этом Закон РФ «О занятости населения в Российской Федерации» не исключает учет и регистрацию граждан, ищущих подходящую работу, но не являющихся безработными, так как в соответствии с подпунктом 3 пункта 2 статьи 15 Закона РФ «О занятости населения в Российской Федерации» содействие гражданам в поиске подходящей работы, а работодателям в подборе необходимых работников является одной из задач органов занятости населения.

Таким образом, отношения с гражданами, уволенными в связи с сокращением численности или штата, и не имеющих права на получение статуса безработного, регулируются нормами Трудового кодекса РФ.

Решения о сохранении в исключительных случаях среднего заработка за уволенным работником в течение третьего месяца по общим правилам (ч. 2 ст. 178 ТК РФ), и в течение четвертого, пятого и шестого месяцев трудоустройства для лиц, работающих и проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях ( ч. 2 ст. 318 ТК РФ) принимаются органом службы занятости населения.

То есть принятие такого решения с учетом всех обстоятельств, связанных с трудоустройством конкретного лица, и с оценкой исключительности конкретного случая относится к компетенции органа службы занятости.

При этом законодательство не содержит критериев исключительности случаев сохранения среднего заработка, подлежащего выплате за счет бывшего работодателя работнику, на более длительный срок.

Однако и само по себе отсутствие предложений работы, соответствующей ранее выполняемой уволенным лицом, не является основанием для сохранения среднего заработка на срок свыше трех месяцев.

В связи с этим, как следует из письменного отзыва ответчика, органы службы занятости руководствуются подпунктом «в» пункта 10 Положения «О порядке высвобождения, трудоустройства рабочих и служащих и предоставления им льгот и компенсаций», утвержденного Постановлением Госкомтруда СССР и Секретариатом ВЦСПС от 2.03.1988 г. № 113/6-64, не отмененного до настоящего времени, и не противоречащего действующему законодательству, в соответствии с которым работникам, увольняемым с предприятий в связи с сокращением численности или штата, сохраняется средняя заработная плата на период трудоустройства, в порядке исключения, и в течение третьего месяца со дня увольнения по решению органа по трудоустройству при условии, если работник обратился в этот орган в 2-недельный срок после увольнения и не был им трудоустроен в данной местности в соответствии с его профессией, специальностью, квалификацией в 2-месячный срок со дня увольнения. Двухнедельный срок для обращения в орган по трудоустройству продлевается в случае болезни работника или наличии других не зависящих от него уважительных причин.

В соответствии с принятым решением орган по трудоустройству выдает работнику справку, которая является основанием сохранения за ним средней заработной платы за третий месяц со дня увольнения.

Согласно п. 1.5 Устава ОГУ «Центр занятости населения Корсаковского района», ответчик обладает правами юридического лица, может от своего имени приобретать и осуществлять имущественные и неимущественные права, нести обязательства, быть истцом и ответчиком.

Как видно из представленных ответчиком материалов, на Харитонову В.И. заведена карточка персонального учета №, Харитонова В.И. обратилась в ЦЗН 12 июля 2010 года в связи с увольнением с предприятия по причине сокращения численности или штата, является пенсионеркой.

Из содержания карточки следует, что ЦЗН принимаются меры по трудоустройству Харитоновой В.И., в том числе 9 августа 2010 года ей была предложена работа по её профессии, однако истица отказалась, так как эта работа на 0, 5 ставки, также имели место отказы работодателей из-за занятости вакансии и отсутствия сертификата у Харитоновой.

Решением № организационно-методической комиссии ЦЗН от 10.11.2010 года Харитоновой В.И. отказано в предоставлении права на сохранение среднего заработка в течение четвертого месяца после увольнения.

Решений об отказе в сохранении среднего заработка за пятый и шестой месяцы после увольнения комиссией не принималось.

Принятое решение, как и не принятие решений о сохранении среднего заработка за пятый и шестой месяцы после увольнения Харитоновой В.И. не обжаловались.

При отсутствии решения органа службы занятости о сохранении среднего заработка за пятый и шестой месяцы трудоустройства и наличии решения об отказе в сохранении среднего заработка за четвертый месяц, исковые требования о выдаче справки для предъявления работодателю являются необоснованными.

Кроме того, как видно из пояснений истицы в судебном заседании, её требования основаны на неправильном понимании закона, так как доводы истицы сводятся к тому, что она своевременно стала на учет и ей не предложили подходящего варианта работы.

Истица считает, что этого достаточно для сохранения за ней среднего заработка в течение четвертого, пятого и шестого месяцев трудоустройства.

При этом истица не учитывает, что согласно ст. 318 ТК РФ средний заработок по последнему месту работы сохраняется только в течение трех месяцев, а на более длительный срок средний заработок сохраняется лишь в исключительных случаях по решению органа службы занятости.

О каких-либо обстоятельствах, свидетельствующих об исключительности данного случая, которые могли бы быть приняты во внимание службой занятости, истица при рассмотрении дела не заявляла.

При таких обстоятельствах суд не находит оснований для удовлетворения иска.

Руководствуясь ст. 194 – 198 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

В удовлетворении исковых требований Харитоновой В.И. к ОКУ «Центр занятости населения муниципального образования «Корсаковский городской округ» о взыскании средней заработной платы за четвертый, пятый, шестой месяцы после увольнения, компенсации морального вреда, возложении обязанности по выдаче справки о сохранении заработной платы – отказать.

Решение может быть обжаловано в Сахалинский областной суд через Корсаковский городской суд в течение 10 дней со дня вынесения решения в окончательной форме.

Судья Е.Н. Меркулова.

Решение вынесено в окончательной форме 13 февраля 2011 года.