РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
8 февраля 2011 года Корсаковский городской суд Сахалинской области в составе
председательствующего судьи Е.Н. Меркуловой,
при секретаре А.Н. Андреевой,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Бурмистрова С.В. в интересах дочери З., Е. к СахПУБО ФСБ РФ по Сахалинской области о признании права пользования жилым помещением, признании права на регистрацию, присуждении обязанности зарегистрировать Бурмистрову Л.А. и Бурмистрову Т.С. в спорном жилом помещении,
УСТАНОВИЛ:
Бурмистров С.В. в интересах своей несовершеннолетней дочери З., Е. обратились в суд с иском, в котором указали, что Бурмистрову С.В. в период его службы в войсковой части 2263 в 1998 году было предоставлено служебное жилое помещение по адресу г. Корсаков, Адрес_1, куда он вселился вместе с членами своей семьи – женой Е. и дочерью З.
Е. и З. были зарегистрированы по адресу г. Корсаков, Адрес_2, однако фактически проживали с Бурмистровым С.В., 11 сентября 2009 года Е. и З. снялись с регистрационного учета по адресу г. Корсаков, Адрес_2, однако в регистрации по месту жительства в квартирно-эксплуатационной группе Службы СахПУБО в г. Корсакове (ранее войсковая часть 2263) им было отказано.
Бурмистров С.В. полагает, что был вправе вселить своих членов семьи в занимаемое служебное жилое помещение.
Истцы просят признать за З., Е. право пользования жилым помещением по адресу г. Корсаков, Адрес_1, в качестве членов семьи нанимателя Бурмистрова С.В. с момента вселения в данное жилое помещение, признать право З. и Е. на регистрацию в данном жилом помещении в качестве членов семьи нанимателя, обязать Службу СахПУБО в г. Корсакове зарегистрировать З. и Е. в жилом помещении по адресу г. Корсаков, Адрес_1, в качестве членов семьи нанимателя Бурмистрова С.В.
Решением Корсаковского городского суда от 24 сентября 2010 года исковые требования удовлетворены частично, за З. признано право пользования жилым помещением по адресу г. Корсаков, Адрес_1, Служба в г. Корсакове СахПУБО ФСБ РФ обязана зарегистрировать З. по указанному адресу, в удовлетворении других требований отказано.
Кассационным определением судебной коллегии по гражданским делам Сахалинского областного суда от 16 ноября 2010 года данное решение отменено, дело направлено на новое рассмотрение.
Определением от 3 декабря 2010 года к участию в деле в качестве самостоятельного истца привлечена З..
Определением от 13 января 2011 года к участию в деле в качестве третьего лица без самостоятельных требований привлечена администрация МО Корсаковский городско округ.
В судебном заседании Бурмистров С.В., З., Е. свои требования поддержали.
Представитель ФГУ «Сахалинское пограничное Рижское ордена Ленина управление береговой охраны ФСБ РФ» Б. в судебном заседании иск не признал, пояснил, что служебное жилое помещение было предоставлено Бурмистрову С.В. без учета членов семьи, так как члены его семьи были обеспечены жилым помещением.
Представитель администрации МО Корсаковский городской округ в судебное заседание не явился, дело просил рассмотреть в его отсутствие.
Выслушав стороны, свидетелей, проверив материалы дела, суд приходит к следующему.
В соответствии со ст. 99 Жилищного кодекса РФ, действующего с 1 марта 2005 года, специализированные жилые помещения предоставляются на основании решений собственников таких помещений (действующих от их имени уполномоченных органов государственной власти или уполномоченных органов местного самоуправления) или уполномоченных ими лиц по договорам найма специализированных жилых помещений, за исключением жилых помещений для социальной защиты отдельных категорий граждан, которые предоставляются по договорам безвозмездного пользования.
Специализированные жилые помещения предоставляются по установленным настоящим Кодексом основаниям гражданам, не обеспеченным жилыми помещениями в соответствующем населенном пункте.
В соответствии со ст. 100 ЖК РФ по договору найма специализированного жилого помещения одна сторона - собственник специализированного жилого помещения (действующий от его имени уполномоченный орган государственной власти или уполномоченный орган местного самоуправления) или уполномоченное им лицо (наймодатель) обязуется передать другой стороне - гражданину (нанимателю) данное жилое помещение за плату во владение и пользование для временного проживания в нем.
Договор найма специализированного жилого помещения заключается на основании решения о предоставлении такого помещения.
К пользованию специализированными жилыми помещениями по договорам найма таких жилых помещений применяются правила, предусмотренные статьей 65, частями 3 и 4 статьи 67 и статьей 69 настоящего Кодекса, за исключением пользования служебными жилыми помещениями, к пользованию которыми по договорам найма таких помещений применяются правила, предусмотренные частями 2 - 4 статьи 31, статьей 65 и частями 3 и 4 статьи 67 настоящего Кодекса.
В договоре найма специализированного жилого помещения указываются члены семьи нанимателя.
Таким образом, наниматель специализированного жилого помещения не вправе вселить в занимаемое жилое помещение членов своей семьи в порядке, предусмотренном статьей 70 ЖК РФ, поскольку правила данной статьи к договору найма специализированного жилого помещения не применяются.
Наниматель служебного жилого помещения вправе вселить только тех членов своей семьи, в отношении которых собственником жилого помещения или уполномоченным лицом принято решение о предоставлении служебного жилого помещения им наряду с нанимателем и в качестве членов его семьи, и которые включены в договор найма служебного жилого помещения.
Согласно ранее действовавшему Жилищному кодексу РСФСР до 1 марта 2005 года в соответствии со ст. 106 ЖК РСФСР допускалось применение к пользованию служебными жилыми помещениями статьи 54 ЖК РСФСР, устанавливающей право нанимателя жилого помещения на вселение в это жилое помещение членов его семьи.
Как видно из представленных по запросу суда материалов, постановлением первого вице-мэра г. Корсакова от 17.04.1995 года № Ж. (Е.) предоставлена квартира по адресу г. Корсаков, Адрес_2 на не и членов её семьи – мужа Бурмистрова С.В., сына Д., дочери З., и выдан ордер № от 18 апреля 1995 года на всех указанных членов семьи.
Заключение договора найма указанного жилого помещения подтверждается оформлением поквартирных карточек, в которых указаны наниматель и члены его семьи, ведением лицевого счета на данную квартиру, а также расширенными выписками из лицевого счета, согласно которым до настоящего времени коммунальные платежи начисляются на фактически проживающих пять человек.
В деле имеется рапорт Бурмистрова С.В. от 25.01.1996 года (представлен суду в подлиннике), в котором Бурмистров С.В. просит рассмотреть вопрос о выделении ему жилой площади, указывает, что в настоящее время проживает с семьей в малосемейном общежитии.
В деле имеется протокол № от 26 декабря 1997 года, из содержания которого следует, что Бурмистрову С.В. выделена двухкомнатная квартира по адресу г. Корсаков, Адрес_1. Члены семьи в решении о выделении квартиры не указаны.
Кроме того, данный протокол не может рассматриваться как допустимое доказательство, поскольку представлен в виде не заверенной ксерокопии, подлинник суду не представлен.
В то же время из поквартирных карточек на квартиру по адресу г. Корсаков, Адрес_2, видно, что Бурмистров С.В. снялся с регистрационного учета по этой квартире только 7.02.2003 года, а Е. и З. снимались с регистрационного учета по этой квартире 17.04.2007 года, а впоследствии заново зарегистрировались 22.06.2010 года, до настоящего времени с регистрационного учета не сняты.
Между тем, ответчиком представлены списки нуждающихся в получении жилого помещения по войсковой части 2263 за 1997 и 1999 годы, в которых Бурмистров С.В. не был включен, в связи с чем суд полагает факт предоставления Бурмистрову С.В. служебной квартиры по адресу г. Корсаков, Адрес_1, в период до 2005 года не доказанным.
Отсутствуют доказательства заключения с Бурмистровым С.В. и договора социального найма жилого помещения.
Ответчиком представлена книга протоколов заседания жилищной комиссии войсковой части 2263, в которой имеется протокол № заседания жилищной комиссии войсковой части 2263 от 25.02.2005 года с решением о предоставлении Бурмистрову С.В. служебной квартиры по адресу г. Корсаков, Адрес_1, без указания на членов семьи.
Постановлением главы муниципального образования от 22.04.2005 года № утвержден список на предоставление квартир, в том числе служебной квартиры по указанному адресу Бурмистрову С.В. и его дочери З., однако данный документ не порождает у З. права пользования спорным жилым помещением, так как из письма ТУ ФАУГИ от 22.05.2009 года и акта приема-передачи жилого фонда СахПУБО ФСБ РФ от 22.12.2008 года следует, что указанный жилой фонд ранее полностью находился в оперативном управлении СахПУБО ФСБ РФ, а впоследствии был передан в муниципальную собственность частично, за исключением служебных квартир, среди которых значится и квартира Адрес_1 в г. Корсакове.
Таким образом, лицом, уполномоченным на заключение договора социального найма являлся ответчик, а не орган местного самоуправления, в то время как указанном постановлении имеется пункт о заключении договора социального найма МУП «Жилсервис», что не было выполнено, так как МУП «Жилсервис» не мог выступать наймодателем в отношении этой квартиры.
В последующем договор социального найма был заключен 1 июня 2005 года между уполномоченным лицом – войсковой частью 2263 (после реорганизации Служба в г. Корсакове СахПУБО ФСБ РФ) и Бурмистровым С.В.
Члены семьи Бурмистрова С.В. в этом договоре также не указаны.
Из показаний свидетелей Г., В. следует, что договор социального найма с Бурмистровым С.В. заключался на основании решения жилищной комиссии от 25.02.2005 года, на основании каких документов Бурмистров С.В. вселился в спорную квартиру в 1998 году, не известно, так как в очереди на получение жилья он не состоял, о вынесении решения о предоставлении Бурмистрову С.В. и членам его семьи им ничего не известно.
Таким образом, до 1 июня 2005 года Бурмистров С.В. не являлся нанимателем спорного жилого помещения, имеющего статус служебного, и не имел права по своему усмотрению вселить в это жилое помещение членов своей семьи согласно ранее действовавшим нормам Жилищного кодекса РСФСР.
После введения в действие Жилищного кодекса РФ с 1 марта 2005 года, когда Бурмистров С.В. приобрел статус нанимателя служебного жилого помещения, такое право у него отсутствовало в силу закона.
При предоставлении ему жилого помещения уполномоченным лицом решения о предоставлении права пользования этим жилым помещением членами семьи Бурмистрова С.В. не выносилось.
Как следует из материалов дела, право пользования спорным жилым помещением у Е. и З. не возникло и не могло возникнуть в силу следующего.
Ответчиком представлена копия протокола № заседания жилищной комиссии Службы в г. Корсакове от 12.10.2009 года, согласно решения которой пунктом 6 Бурмистрову С.В. отказано в признании членов его семьи Е. и З. нуждающимися в улучшении жилищных условий в связи с тем, что его жена с дочерью зарегистрированы в квартире по адресу Адрес_2.
Данное решение жилищной комиссии Бурмистров С.В. обжаловал в Корсаковский городской суд.
Решением суда от 12 февраля 2010 года, вступившим в законную силу 6 апреля 2010 года в удовлетворении заявления Бурмистрова С.В. отказано в связи с тем, что Е. и З. обеспечены жилой площадью, вместе с нанимателем не проживают.
Данное решение в силу п. 2 ст. 61 ГПК РФ имеет преюдициальное значение для настоящего дела.
Как уже установлено судом, 17 апреля 1995 года истцы получили квартиру по адресу Адрес_2, по договору социального найма.
Согласно договора от 26.02.1998 года указанная квартира была передана в общую собственность Е., З. и Д. в порядке приватизации.
Бурмистров С.В. согласно заявления на приватизацию квартиры от 21 января 1998 года от участия в приватизации отказался.
Согласно договора от 12.09.2008 года указанная квартира вновь была передана в собственность муниципального образования Корсаковского района.
Постановлением исполняющего обязанности главы муниципального образования Корсаковского района № от 6.06.2008 года указанная квартира принята от истцов в муниципальную собственность.
Согласно заключения Межведомственной комиссии по оценке (признанию) помещений жилыми помещениями, жилых помещений непригодными для проживания при администрации АМО КГО от 25.06.2010 года Адрес_2 г. Корсакова признан аварийным и подлежащим сносу.
Администрацией МО Корсаковский городской округ представлено постановление № от 27.10.2010 года о предоставлении жилых помещений гражданам по договорам социального найма в связи с выселением из помещений, признанных непригодными для проживания.
Согласно данному постановлению Е., З., Д. и несовершеннолетней К. предоставлена благоустроенная двухкомнатная квартира по адресу г. Корсаков, Адрес_3, как лицам, ранее проживавшим по адресу г. Корсаков, Адрес_2.
Таким образом, поскольку на момент предоставления служебной квартиры Бурмистрову С.В. члены его семьи были обеспечены жилым помещением, что было также установлено решением суда от 12 февраля 2010 года, орган военного управления вынес решение о предоставлении служебной квартиры Бурмистрову С.В. без учета членов его семьи, и не включил их в договор найма служебного жилого помещения.
Другие доводы истцов о праве на вселение членов семьи нанимателя в служебную квартиру не основаны на законе и обстоятельствах дела.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194 – 198 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
В удовлетворении исковых требований Бурмистрова С.В., З., Е. к СахПУБО ФСБ РФ о признании права пользования жилым помещением по адресу г. Корсаков Адрес_1, права на регистрацию в данном помещении, присуждении обязанности регистрации, - отказать.
Решение может быть обжаловано в Сахалинский областной суд через Корсаковский городской суд в течение 10 дней со дня вынесения решения в окончательной форме.
Судья Е.Н. Меркулова.
Решение вынесено в окончательной форме 14 февраля 2011 года.