РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
3 февраля 2011 года г. Корсаков Сахалинской области
Корсаковский городской суд в составе
Председательствующего судьи Е.Н. Меркуловой
При секретаре А.Н. Андреевой
Рассмотрел в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Шаркова А.Е. к ООО «Восток ДСМ» о взыскании задолженности по заработной плате,
УСТАНОВИЛ
15 января 2010 года Шарков А.Е. обратился в суд с иском к ООО «Восток ДСМ», в котором просил взыскать с ответчика задолженность по заработной плате за сентябрь и октябрь 2009 года в сумме 119095 рублей 12 копеек.
В обоснование своих требований истец указал, что с 15 июля 2009 года работал мастером карьерных работ в Углегорском филиале ООО «Восток ДСМ» находящимся в <адрес>, на основании трудового договора № от 15.07.2009 года. 19 ноября 2009 года был уволен на основании своего заявления и приказа директора ООО «Восток ДСМ» от 19 ноября 2009 года № 245-к. До настоящего времени ответчиком не выплачены заработная плата в полном размере, согласно расчету.
17 января 2011 года истец изменил свои исковые требования, просит взыскать сумму дополнительной оплаты за работу сверх нормы рабочего времени и за работу в ночное время 96967 рублей 70 копеек, компенсацию за неиспользованный отпуск в сумме 18500 рублей 31 копейка, а всего 115468 рублей 01 копейку, а кроме того, индексацию в сумме 9237 рублей, компенсацию морального вреда в сумме 50000 рублей, расходы на проезд в сумме 40000 рублей, и компенсацию за потерю времени в размере 20000 рублей.
В судебном заседании истец и его представитель исковые требования поддержали.
Представитель ответчика о рассмотрении дела извещен, письменных возражений суду не представил, в судебное заседание не явился.
Выслушав сторону истца, проверив материалы дела, суд приходит к следующему.
Согласно ст. 91 ТК РФ работодатель обязан вести учет времени, фактически отработанного каждым работником.
Согласно ст. 96 ТК РФ ночное время считается - время с 22 часов до 6 часов. Продолжительность работы (смены) в ночное время сокращается на один час без последующей отработки.
В соответствии со ст. 135 ТК РФ заработная плата работнику устанавливается трудовым договором в соответствии с действующими у данного работодателя системами оплаты труда.
Согласно ст. 154 ТК РФ каждый час работы в ночное время оплачивается в повышенном размере по сравнению с работой в нормальных условиях, но не ниже размеров, установленных трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права.
Минимальные размеры повышения оплаты труда за работу в ночное время устанавливаются Правительством Российской Федерации с учетом мнения Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений.
В силу ст. 152 ТК РФ сверхурочная работа оплачивается за первые два часа работы не менее чем в полуторном размере, за последующие часы - не менее чем в двойном размере. Конкретные размеры оплаты за сверхурочную работу могут определяться коллективным договором, локальным нормативным актом или трудовым договором. По желанию работника сверхурочная работа вместо повышенной оплаты может компенсироваться предоставлением дополнительного времени отдыха, но не менее времени, отработанного сверхурочно.
Согласно ст. 153 ТК РФ работа в выходной или нерабочий праздничный день оплачивается не менее чем в двойном размере работникам, труд которых оплачивается по дневным и часовым тарифным ставкам, - в размере не менее двойной дневной или часовой тарифной ставки.
Постановлением правительства РФ от 22.07.2008 года № 554 установлено, что минимальный размер повышения оплаты труда за работу в ночное время (с 22 часов до 6 часов) составляет 20 процентов часовой тарифной ставки (оклада (должностного оклада), рассчитанного за час работы) за каждый час работы в ночное время.
Из материалов дела следует, что согласно приказа № 96-к от 15.07.2009 года, Шарков А.Е. принят на работу в ООО «Восток ДСМ» с 15.07.2009 года, мастером на подрядные работы дороги Красногорск - Углегорск с окладом в 19157,09 рублей.
С ним заключен трудовой договор от 15 июля 2009 года №, согласно которому установлен ненормированный рабочий день.
Приказом работодателя от 1 октября 2009 года № действие трудового договора от 15.07.2009 года прекращено, Шарков А.Е. уволен по собственному желанию с 1 октября 2009 года с выплатой компенсации за неиспользованные дни отпуска в количестве 11,75 дней.
Приказом работодателя от 2 октября 2009 года № Шарков А.Е. вновь принят на работу в ООО «Восток-ДСМ» с окладом в 19157,09 рубля мастером подрядных работ дороги, с ним заключен трудовой договор от 2 октября 2009 года № на аналогичных условиях.
Согласно приказа от 19 ноября 2009 года № действие трудового договора от 2.10.2009 года прекращено, Шарков А.Е. уволен по собственному желанию с предоставлением компенсации за неиспользованные дни отпуска в количестве 7, 33 дня.
Как указывает истец, за сентябрь 2009 года ему не доплачено 46575 рублей 51 копейка, за октябрь не доплачено 72519 рублей 61 копейка, согласно представленного расчета.
В подтверждение своих доводов Шарков А.Е. представил суду в качестве письменного доказательства графики работы за сентябрь и октябрь 2009 года, согласно которым Шарков А.Е. работал в сентябре 2009 года с 1 по 5 и с 16 по 30 сентября по 12 часов в день и в ночную смену, а в октябре 2009 года работал с 1 по 9 октября по 12 часов и в ночную смену, а с 12 по 14 и с 16 по 31 октября по 12 часов только в день.
Как видно из этих графиков они подписаны мастером участка В., в должностные обязанности которого входил учет рабочего времени на своем участке и составление табелей учета рабочего времени.
Однако как следует из показаний В. допрошенного в судебном заседании в качестве свидетеля, он подписал и представил работодателю табели учета рабочего времени, по которым начислена заработная плата Шаркову А.Е. Также он отрицал тот факт, что подписал графики, отражающие фактическую работу Шаркова, указал на то, что оставил чистые бланки со своей подписью у диспетчера, а потом они каким-то образом оказались у Шаркова.
Однако при рассмотрении дела, ответчиком не представленного доказательств, опровергающих факт работы Шаркова А.Е. согласно указанным графикам.
Как следует из представленных представителем ответчика табелей учета рабочего времени за сентябрь и октябрь 2009 года, Шарков А.Е. указанные два месяца работал в режиме пятидневной рабочей недели с двумя выходными по 8 часов в день.
Однако, как следует из показаний свидетелей Рябова, Довбуш и Нелобко допрошенные Углегорским городским судом в порядке исполнения отдельного поручения, Шарков А.Е. фактически работал на строительстве дороги в ночные смены, как в сентябре, так и в октябре 2009 года, а также то, что он работал свыше 8 часов в день.
Свидетель Б., допрошенный 17 января 2011 года, также пояснил, что устраивался на работу в ООО «Восток-ДСМ», запись в трудовом договоре ему сделали о работе в ООО «<...>», однако работал он с Шарковым вместе на карьерных работах, где они работали и днем и ночью, по 12 часов в сутки.
Кроме этого, свидетель Рябов суду пояснил, что работал в ночную смену со второго по 6 октября 2009 года, Шарков А.Е. подписывал ему путевые листы.
Данные путевые листы имеются в материалах дела.
При этом следует учитывать, что в силу ст.э 91 ТК РФ обязанность ведения достоверного учета рабочего времени возложена на работодателя.
Приведенные показания свидетелей опровергают данные табелей учета рабочего времени, представленных ответчиком.
Согласно этих табелей истец работал по 8 часов в день при пятидневной рабочей неделе.
Как видно из показаний свидетелей истец никак не мог работать по такому графику, однако документов, подтверждающих фактически отработанное истцом в спорные периоды время ответчиком суду не представлено.
При таких обстоятельствах, когда работодатель не вел надлежащего учета рабочего времени, а работник доступными ему средствами зафиксировал свою фактическую работу, в соответствии со ст. 91 ТК РФ, суд считает, что факт работы Шаркова А.Е. согласно графикам работы за сентябрь и октябрь 2009 года, согласно которым Шарков А.Е. работал в сентябре 2009 года с 1 по 5 и с 16 по 30 сентября по 12 часов в день и в ночную смену, а в октябре 2009 года работал с 1 по 9 октября по 12 часов и в ночную смену, а с 12 по 14 и с 16 по 31 октября по 12 часов только в день, является доказанным.
Как следует из искового заявления Шаркова А.Е., истец при расчете сумм доплат за работу в ночное время, ссылается на Постановления ЦК КПСС, Совмина СССР и ВЦСПС от 12.02.1987 года № 194, согласно, которого, доплата за работу в ночное время предусмотрена в размере 40% часовой тарифной ставки, оклада.
Однако, как следует из заключения эксперта - специалиста Агентства по труду Сахалинской области от 10.12.2010 года, выполненного на основании определения Корсаковского городского суда от 22.09.2010 года, истец не правильно рассчитывает размер доплаты за работу в ночное время, ссылаясь на вышеуказанное Постановления ЦК КПСС, Совмина СССР и ВЦСПС от 12.02.1987 года №, поскольку ООО «Восток ДСМ» не является организацией, которая работает в многосменном режиме с целью полноценного использования имеющихся производственных мощностей, а издание указанного постановления было вызвано переводом объединений и предприятий на многосменный режим работы с целью повышения загрузки уникального, дорогостоящего и особого специального оборудования, а также для обеспечения роста производства, улучшения качества и ритмичности выпуска продукции, повышения производительности труда, снижения потребностей в капитальных вложениях, улучшения условий труда и быта работников.
Таким образом, при расчете доплат за работу в ночное время, следует учитывать Постановление Правительства РФ от 22.07.2008 года № 554 которым установлено, что минимальный размер повышения оплаты труда за работу в ночное время (с 22 часов до 6 часов) составляет 20 процентов часовой тарифной ставки.
Кроме того, п. 19 Положения об оплате труда и премировании установлено, что за каждый час работы в ночное время производится доплата в размере 20 % часовой тарифной ставки, то есть в том же размере, в вышеуказанном Постановлении Правительства РФ.
Так, согласно указанного заключения эксперта, Шаркову А.Е. за период работы с 1 сентября 2009 года по 31 октября 2009 года следует доначислить сумму дополнительной оплаты за работу сверх нормы рабочего времени и за работу в ночное время в сумме 111456, 7 рубля, а осле удержания НДФЛ выплатить 96967, 7 рубля.
Кроме того, с учетом указанных сумм следует исчислять и средний дневной заработок истца.
Размер компенсации за неиспользованный отпуск в этом случае составит 30 838,46 рубля, а за вычетом выплаченной суммы – 21264,31 рубля без вычета НДФЛ.
Указанный расчет представленный в заключении экспертов агентства по труду Сахалинской области, ответчиком не оспорен и у суда нет оснований ему не доверять, в связи с чем суд признает его верным, соответствующий действующему законодательству.
Таким образом указанная сумма в размере 96967,7 + 18500,31 (после удержания НДФЛ) = 115468, 01 должна быть взыскана с ООО «Восток ДСМ» в пользу Шаркова А.Е.
В соответствии с п. 1 ст. 142 ТК РФ работодатель и (или) уполномоченные им в установленном порядке представители работодателя, допустившие задержку выплаты работникам заработной платы и другие нарушения оплаты труда, несут ответственность в соответствии с настоящим Кодексом и иными федеральными законами.
Статьей 134 ТК РФ предусмотрено право работника на индексацию заработной платы.
В случае несвоевременной выплаты заработной платы и её не получения работником он несет убытки, вызванные инфляцией, факт которой является общеизвестным и не нуждается в доказывании.
По мнению суда истец обоснованно ссылается на нормы ФЗ «О федеральном бюджете на 2010 год и на плановый период 2011 и 2012 годов», устанавливающие уровень инфляции 8 процентов, в связи с чем расчет истца в этой части у суда сомнений не вызывает.
Индексация невыплаченной заработной платы в размере 9237 рублей также подлежит взысканию с ответчика.
В соответствии со ст. 237 ТК РФ моральный вред, причиненный работнику неправомерными действиями или бездействием работодателя, возмещается работнику в денежной форме в размерах, определяемых соглашением сторон трудового договора.
В случае возникновения спора факт причинения работнику морального вреда и размеры его возмещения определяются судом независимо от подлежащего возмещению имущественного ущерба.
В данном случае, когда факты нарушения трудовых прав истца судом установлены, суд находит обоснованными требования о взыскании с ответчика компенсации морального вреда.
С учетом всех обстоятельств, в том числе того, что ответчик не оплачивал работу за пределами нормальной продолжительности рабочего времени и в ночное время, суд назначает компенсацию морального вреда в размере 20000 рублей.
При этом суд также принимает во внимание наличие у истца хронического заболевания, подтвержденного справкой от 24 января 2011 года.
В соответствии со ст. 99 ГПК РФ со стороны, недобросовестно заявившей неосновательный иск или спор относительно иска либо систематически противодействовавшей правильному и своевременному рассмотрению и разрешению дела, суд может взыскать в пользу другой стороны компенсацию за фактическую потерю времени. Размер компенсации определяется судом в разумных пределах и с учетом конкретных обстоятельств.
Из материалов дела видно, что уже в судебном заседании 12-15 февраля 2010 года был установлен факт ненадлежащего ведения учета рабочего времени ответчика и несоответствие данных учета табелей рабочего времени фактическому отработанному времени истцом.
Однако ответчик отказался представить суду сведения о фактически отработанном времени и отрицал работу Шаркова в ночное время и сверхурочно, в связи с чем возникла необходимость допроса свидетелей в Углегорске.
Сам истец также был вынужден неоднократно приезжать из г. Углегорска в г. Корсаков для участия в рассмотрении дела, что с учетом расстояния составляет значительные временные затраты.
Учитывая все эти обстоятельства суд находит обоснованным заявление истца о взыскании компенсации за потерю времени в размере 20000 рублей.
Кроме того, в соответствии со ст. 94 ГПК РФ в состав издержек по делу входят расходы на проезд и проживание сторон в связи с явкой в суд.
Истец представил чеки об оплате проезда маршрутом такси из Углегорска до Корсакова и обратно в Углегорск, подтверждающие его затраты на проезд для участия в судебных заседаниях 17 января 2011 года и 23 сентября 2010 года по 20000 рублей, выданные индивидуальным предпринимателем Б.
Данные расходы в соответствии со ст. 98 ГПК РФ также подлежат взысканию с ответчика.
Кроме того, в силу ч. 3 ст. 211 ГПК РФ решение суда о взыскании заработной платы в течение трех месяцев подлежит немедленному исполнению.
Шарков А.Е. уволен из ООО «Восток –ДСМ» 19.11.2009 года, заработная плата, подлежащая взысканию, не выплачена за сентябрь и октябрь 2009 года, в связи с чем решение подлежит немедленному исполнению.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194 – 198 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковые требований Шаркова А.Е. удовлетворить.
Взыскать с ООО «Восток ДСМ» в пользу Шаркова А.Е. задолженность по заработной плате за сентябрь и октябрь 2009 года, индексацию и компенсацию за неиспользованный отпуск в общей сумме 124705, 01 рубля, компенсацию морального вреда в размере 20000 рублей, расходы по делу в размере 20000 рублей, компенсацию за потерю времени в размере 20000 рублей.
Взыскать с ООО «Восток-ДСМ» государственную пошлину, от уплаты которой истец освобожден, в доход местного бюджета в размере 3694, 1 рубля.
Решение может быть обжаловано в Сахалинский областной суд через Корсаковский городской суд в течение десяти дней со дня вынесения решения в окончательной форме.
Судья Е.Н. Меркулова.
Решение вынесено в окончательной форме 8 февраля 2011 года.