РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
14 февраля 2011 года г. Корсаков Сахалинской области
Корсаковский городской суд сахалинской области в составе
председательствующего судьи Е.Н. Меркуловой,
при секретаре А.Н. Андреевой,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Чендорова С.А. к администрации МО Корсаковский городской округ о внеочередном предоставлении жилого помещения,
УСТАНОВИЛ:
26 ноября 2010 года Чендоров С.А. обратился в суд с иском, в котором просил обязать администрацию МО Корсаковский городской округ, предоставить ему по договору социального найма благоустроенное жилое помещение в черте города Корсакова, равнозначное общей площади, ранее занимаемому жилому помещению в течение одного месяца.
В обоснование своих требований заявитель указывает, что он является нанимателем жилого помещения расположенного по адресу <адрес>.
В виду того, что дом начало вести, деформировался фундамент и несущие конструкции, в стенах периодически появляются дыры, которые приходятся затыкать.
В 2009 году дом признан непригодным для проживания. Постановлением мэра Корсаковского городского округа он включен в список на внеочередное предоставление жилья.
Однако до настоящего времени ответчиком жилое помещение ему не предоставлено.
Определением судьи от 29 декабря 2010 года к участию в деле привлечены в качестве третьих лиц на стороне истца А.А., О.К., А.Е..
В судебном заседании истец поддержал свои исковые требования, уточнил, что просит предоставить жилое помещение на всех проживающих в нем лиц.
А.А., О.К., А.Е. не возражали против удовлетворения иска, суду пояснили, что А.Е. ранее состоял на военной службе, поэтому они надеются получить квартиру в связи с увольнением А.Е. с военной службы.
Представитель ответчика Кресик В.Г. в судебном заседании иск не признал, суду пояснил, что не оспаривает право Чендорова С.А. и членов его семьи на получение жилого помещения вне очереди, однако указывает на то, что они не признаны в установленном порядке малоимущими.
Изучив материалы дела, заслушав мнение лиц участвующих в деле, суд приходит к следующему.
В соответствии со ст. 14 ЖК РФ к полномочиям органов местного самоуправления в области жилищных отношений относятся:
- ведение в установленном порядке учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма;
- определение порядка предоставления жилых помещений муниципального специализированного жилищного фонда;
- признание в установленном порядке жилых помещений муниципального жилищного фонда непригодными для проживания;
С соответствии с. ч. 4 ст. 15 ЖК РФ жилое помещение может быть признано непригодным для проживания по основаниям и в порядке, которые установлены уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
В соответствии с п. 3 ч. 1 ст. 51 ЖК РФ гражданами, нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, признаются (далее - нуждающиеся в жилых помещениях) проживающие в помещении, не отвечающем установленным для жилых помещений требованиям.
Согласно п. 1 ч. 2 ст. 57 ЖК РФ вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются гражданам, жилые помещения которых признаны в установленном порядке непригодными для проживания и ремонту или реконструкции не подлежат.
Данная норма указывает на незамедлительное предоставление жилого помещения после возникновения соответствующего субъективного права данной категории лиц на получение жилого помещения вне очереди.
Кроме того, данная норма устанавливает порядок предоставления жилых помещений по договорам социального найма во внеочередном порядке в случае признания занимаемого нанимателем жилого помещения непригодным для проживания в установленном порядке.
Такой порядок установлен Положением о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу (далее Положение), утвержденным Постановлением Правительства РФ от 28.01.2006 года № 47.
Согласно п. 42 Положения, комиссия на основании заявления собственника помещения или заявления гражданина (нанимателя) либо на основании заключения органов, уполномоченных на проведение государственного контроля и надзора, по вопросам, отнесенным к их компетенции, проводит оценку соответствия помещения установленным в настоящем Положении требованиям и признает жилое помещение пригодным (непригодным) для проживания, а также признает многоквартирный дом аварийным и подлежащим сносу или реконструкции.
Согласно п. 33 Основанием для признания жилого помещения непригодным для проживания является наличие выявленных вредных факторов среды обитания человека, которые не позволяют обеспечить безопасность жизни и здоровья граждан вследствие:
ухудшения в связи с физическим износом в процессе эксплуатации здания в целом или отдельными его частями эксплуатационных характеристик, приводящего к снижению до недопустимого уровня надежности здания, прочности и устойчивости строительных конструкций и оснований;
изменения окружающей среды и параметров микроклимата жилого помещения, не позволяющих обеспечить соблюдение необходимых санитарно-эпидемиологических требований и гигиенических нормативов в части содержания потенциально опасных для человека химических и биологических веществ, качества атмосферного воздуха, уровня радиационного фона и физических факторов наличия источников шума, вибрации, электромагнитных полей.
Кроме того, данное положение, устанавливает не только порядок но и основания, при которых жилое помещение признается пригодным (непригодным) для проживания и многоквартирные дома подлежат сносу.
В соответствии со ст. 85 ЖК РФ граждане выселяются из жилых помещений с предоставлением других благоустроенных жилых помещений по договорам социального найма в случае, если жилое помещение признано непригодным для проживания.
Согласно ст. 87 ЖК РФ если жилое помещение, занимаемое по договору социального найма, подлежит переводу в нежилое помещение или признано непригодным для проживания, выселяемым из такого жилого помещения гражданам наймодателем предоставляется другое благоустроенное жилое помещение по договору социального найма.
Из анализа данных норм ЖК РФ следует, что при признании жилого помещения не пригодным для проживания, граждане выселяются из него с предоставлением другого благоустроенного жилого помещения по договору социального найма, а в силу п. 1 ч. 2 ст. 57 ЖК РФ граждане, поставленные в категорию лиц на предоставление жилого помещения в не очереди, выселяются незамедлительно с предоставлением другого благоустроенного жилого помещения.
Согласно сведениям из лицевого счета № от 4.10.2010 года, общая площадь указанной квартиры составляет 51.4 кв. м.
Указанные сведения подтверждаются выпиской из реестра муниципальной собственности от 06.12.2010 года №.
Актом обследования № от 24.04.2009 года жилого помещения расположенного по адресу <адрес>, установлено, что трехкомнатное жилое помещение расположено в одноэтажном, одноквартирном доме, фундамент – деревянные стулья, стены – каркасно-засыпные, материал кровли – шифер. Помещение неблагоустроенное: без централизованных инженерных систем, отсутствует водопровод и канализированная уборная. Отопление печное. При обследовании установлено: помещение имеет деформацию фундамента, стен, несущих конструкций.
Как следует из заключения межведомственной комиссии, жилое помещение расположенное по вышеуказанному адресу, признано непригодным для проживания согласно п. 33 вышеуказанного Положения.
В связи с указанным заключением межведомственной комиссии, Чендоров С.А. обратился с заявлением от 7.07.2009 года к мэру Корсаковского городского округа, в котором просил принять его и членов его семьи на учет в качестве граждан нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма.
Согласно письма комитета по управлению имуществом администрации Корсаковского городского округа от 13.07.2009 года № в адрес Чендорова С.А. Постановлением мэра Корсаковского городского округа от 13.07.2009 года № Чендоров С.А. и члены его семьи были включены в список на внеочередное предоставление жилого помещения.
Как уже было указано, обязанность органа местного самоуправления по предоставлению жилья взамен признанного непригодным для проживания возникла немедленно после такового признания, однако до настоящего времени эта обязанность не исполнена.
При этом то факт, что на момент обращения в суд Чендоров С.А. и члены его семьи не признаны малоимущими не препятствует получению жилого помещения вне очереди, так как ранее занимаемое жилое помещение пришло в непригодность.
При таких обстоятельствах право истца на немедленное получение жилого помещения нарушено, в связи с чем оно подлежит восстановлению.
При этом следует учитывать, что в силу ст. 69 ЖК РФ под гражданами, занимающими жилое помещение по договору социального найма, подразумеваются наниматель жилого помещения и члены его семьи.
Поскольку предоставление другого жилого помещения взамен ранее занимаемого осуществляется в порядке, предусмотренном статьями 86-89 ЖК РФ, то есть в связи с невозможностью использования жилого помещения по назначению, в предоставляемое жилое помещение подлежат выселению все проживающие в данном (признанном непригодным для проживания) граждане, имеющие право пользования признанным непригодным для проживания помещением в данный момент.
В силу ч. 3 ст. 57 ЖК РФ, обязанность по предоставлению жилых помещений возложена на орган местного самоуправления.
В соответствии с п. 1 ст. 89 ЖК РФ предоставляемое гражданам в связи с выселением по основаниям, которые предусмотрены статьями 86 - 88 настоящего Кодекса, другое жилое помещение по договору социального найма должно быть благоустроенным применительно к условиям соответствующего населенного пункта, равнозначным по общей площади ранее занимаемому жилому помещению, отвечать установленным требованиям и находиться в черте данного населенного пункта.
Следовательно, законом установлены определенные требования к жилому помещению, которое предоставляется в связи с признанием жилого помещения не пригодным для проживания.
Таким образом, поскольку жилое помещение предоставляется во внеочередном порядке в связи с признанием его не пригодным к проживанию, то предоставляемое жилье должно быть равнозначным по общей площади, ранее занимаемому жилому помещению.
Из материалов дела следует, что согласно выписки из домовой книги на квартиру расположенную по адресу <адрес>, нанимателем указанного жилого помещения является Чендоров С.А.
Вместе с нанимателем жилого помещения в указанном жилом помещении проживают члены его семьи В.С., А.А., О.К., А.Е..
Указанные сведения подтверждаются справкой из МУП «РКЦ» от 4.10.2010 года.
Как видно из поквартирной карточки МУП «РКЦ» нанимателем жилого помещения по адресу <адрес> являлся А.Е., с ним в том жилом помещении зарегистрированы его жена О.К. и их сыновья Сергей и Антон, семья зарегистрирована в этом жилом помещении с 5 июня 1987 года.
А.Е. снимался с регистрационного учета по данному жилому помещению ДД.ММ.ГГГГ и в этот же день вновь был поставлен на регистрационный учет.
С 3 апреля 2000 года Чендоров С.А. числится нанимателем указанного жилого помещения.
О.К. и А.Е. сняты с регистрационного учета по данному жилому помещению 18 ноября 2008 года, однако 15 и 19 декабря 2008 года вновь поставлены на регистрационный учет как временные до 15.12.2011 года жильцы.
Однако суд находит регистрационные данные о временном проживании А.Е. и О.К. недостоверными, так как эти регистрационные данные внесены в противоречии с требованиями статьи 80 ЖК РФ о вселении временных жильцов, которые не могут являться членами семьи и не приобретают самостоятельное право пользования жилым помещением.
В соответствии с п. 2 ст. 80 ЖК РФ срок проживания временных жильцов не может превышать шесть месяцев подряд, в то время как фактически А.Е. и О.К. зарегистрированы как временно проживающие с декабря 2008 года до декабря 2011 года, то есть на три года.
Из пояснений истца и Е.А. и О.К. в судебном заседании следует, что фактически наймодателя о временной регистрации они не уведомляли, их зарегистрировали, так как они ранее имели право пользования данным жилым помещением, иного жилого помещения они не имеют, фактически никуда из жилого помещения не выезжали, а проживают в нем постоянно всей семьей со времени вселения, с регистрационного учета снимались с целью получения еще одного жилого помещения.
Доводы А.Е. о том, что он имеет право на иное жилое помещение не подтверждаются доказательствами по делу.
Решением Корсаковского городского суда от 27 мая 2009 года, вступившим в законную силу, по делу по иску А.Е. и О.К. к комитету по управлению имуществом администрации МО Корсаковский городской округ и администрации МОГ Корсаковский городской округ о включении в состав участников программы «Государственные жилищные сертификаты», предоставлении жилья, которым в удовлетворении требований было отказано, установлен, что А.Е. проходил военную службу до 31.10.1996 года, но не был включен в состав указанной программы, следовательно, не мог получить жилое помещение.
Кроме указанных лиц в жилом помещении временно ( с 19.03.2003 по 19.09.2003 г.) была зарегистрирована Б., которая не приобрела постоянного права пользования жилым помещением.
С 2003 года в указанном жилом помещении зарегистрирован как постоянно проживающий брат истца А.А., а также постоянно зарегистрирована дочь нанимателя – В.С. ДД.ММ.ГГГГ года рождения.
Таким образом, суд считает, что в настоящее время правом пользования жилым помещением обладают наниматель Чендоров С.А., его дочь В.С., его брат А.А., его мать О.К., его отец А.Е..
Все члены семьи Чендорова С.А. в силу прямого указания закона подлежат выселению из жилого помещения, признанного непригодным для проживания и обеспечению другим жилым помещением взамен ранее занимаемого.
При этом следует учитывать, что выселение из жилого помещения, признанного непригодным для проживания, и предоставление жилого помещения взамен само по себе не является основанием для исключения А.А. из списков нуждающихся в получении жилья.
Согласно подпункту 2 п. 1 ст. 51 ЖК РФ гражданами, нуждающимися в получении жилых помещений признаются граждане, являющиеся нанимателями или членами семьи нанимателя, обеспеченные общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее учетной нормы.
Согласно сведениям из лицевого счета № от 4.10.2010 года, общая площадь указанной квартиры составляет 51.4 кв. м.
При предоставлении жилого помещения общей площадью 51, 4 кв.м на пять человек при учетной норме 12 кв.м. семья А.А. не может быть снята с учета нуждающихся в жилых помещениях.
Указанные сведения об общей площади жилого помещеиия подтверждаются выпиской из реестра муниципальной собственности от 06.12.2010 года №.
Актом обследования № от 24.04.2009 года жилого помещения расположенного по адресу <адрес>, установлено, что трехкомнатное жилое помещение расположено в одноэтажном, одноквартирном доме, фундамент – деревянные стулья, стены – каркасно-засыпные, материал кровли – шифер. Помещение неблагоустроенное: без централизованных инженерных систем, отсутствует водопровод и канализированная уборная. Отопление печное. При обследовании установлено: помещение имеет деформацию фундамента, стен, несущих конструкций.
Как следует из заключения межведомственной комиссии, жилое помещение, расположенное по вышеуказанному адресу, признано непригодным для проживания согласно п. 33 вышеуказанного Положения.
В связи с указанным заключением межведомственной комиссии, Чендоров С.А. обратился с заявлением от 7.07.2009 года к мэру Корсаковского городского округа, в котором просил принять его и членов его семьи на учет в качестве граждан нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма.
Согласно письма комитета по управлению имуществом администрации Корсаковского городского округа от 13.07.2009 года № 10-6627 в адрес Чендорова С.А. Постановлением мэра Корсаковского городского округа от 13.07.2009 года № 709 Чендоров С.А. и члены его семьи были включены в список на внеочередное предоставление жилого помещения.
Как уже было указано, обязанность органа местного самоуправления по предоставлению жилья взамен признанного непригодным для проживания возникла немедленно после такового признания, однако до настоящего времени эта обязанность не исполнена.
При этом то факт, что на момент обращения в суд Чендоров С.А. и члены его семьи не признаны малоимущими, не препятствует получению жилого помещения вне очереди, так получение жилья связан не с улучшением жилищных условий, а с утратой ранее имевшегося у них жилого помещения.
При таких обстоятельствах право истца и членов его семьи на немедленное получение жилого помещения нарушено, в связи с чем оно подлежит восстановлению.
На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 194 – 198 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования Чендорова С.А. удовлетворить.
Обязать администрацию муниципального образования Корсаковский городской округ предоставить Чендорову С.А. на него и членов его семьи дочь В.С. ДД.ММ.ГГГГ г.р., брата А.А. ДД.ММ.ГГГГ г.р., мать О.К. ДД.ММ.ГГГГ г.р., отца А.Е. ДД.ММ.ГГГГ г.р. вне очереди благоустроенное жилое помещение, отвечающее установленным санитарным и техническим правилам и нормам, иным требованиям законодательства, в границах города Корсакова Сахалинской области по договору социального найма, общей площадью не менее 51.4 квадратных метров.
Решение может быть обжаловано в Сахалинский областной суд через Корсаковский городской суд в течение 10 дней со дня вынесения решения в окончательной форме.
Судья Е.Н. Меркулова.
Решение вынесено в окончательной форме 18 февраля 2011 года.