РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
10 февраля 2011 года Корсаковский городской суд Сахалинской области
в составе председательствующего судьи Е.Н. Меркуловой,
при секретаре А.Н. Андреевой,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по искам Руденко Л.Н. и Карпова И.В. к ФГУ «Анивская КЭЧ» о признании права собственности на жилые помещения,
УСТАНОВИЛ:
18 ноября 2010 года Карпов И.В., а 19 ноября 2010 года Руденко Л.Н. обратились в суд с исками, в которых указали, что являются нанимателями жилых помещений, принадлежащих Министерству обороны РФ и находящихся на балансе Анивской КЭЧ, Карпов И.В. является нанимателем <адрес>, а Руденко Л.Н. является нанимателем <адрес>, оба истца обратились в Анивскую КЭЧ с заявлениями о приватизации, откуда получили ответ, что и следует обратиться в Департамент имущественных отношений Министерства обороны РФ, либо решать вопрос в судебном порядке.
Карпов И.В. и Руденко Л.Н. ссылаются на то, что занимают жилые помещения по договорам социального найма и имеют право получить их в собственность в порядке приватизации, однако Анивская КЭЧ не обеспечила им такую возможность.
Карпов И.В. просил признать его право на приватизацию и обязать Анивскую КЭЧ заключить с ним договор передачи жилого помещения в собственность.
Руденко Л.Н. просила обязать Анивскую КЭЧ заключить договор передачи жилого помещения в её собственность.
Определениями от 28 декабря 2010 года к участию в деле привлечено ТУ ФАУГИ по Сахалинской области.
Определением судьи от 11 января 2011 года дела по искам Карпова И.В. к ФГУ «Анивская КЭЧ» и Руденко Л.Н. к ФГУ «Анивская КЭЧ» объединены в одно производство.
27 января 2011 года представитель Карпова И.В. Ершов М.К., действуя на основании доверенности от 22.06.20140 года, и Руденко Л.Н. изменили ранее заявленные исковые требования, просили по тем же основаниям признать их право собственности на занимаемые ими по договорам социального найма квартиры.
В судебном заседании истцы свои требования поддержали.
Представители ФГУ «Анивская КЭЧ» и ТУ ФАУГИ по Сахалинской области в судебное заседание не явились.
Ранее при рассмотрении дела представитель ФГУ «Анивская КЭЧ» Ермакова Е.А., действующая на основании доверенности от 01.12.2010 года, против исковых требований истцов не возражала, поясняла, что жилой фонд, в состав которого входят спорные квартиры, передан в оперативное управление ФГУ «Анивская КЭЧ», однако право оперативного управления ФГУ «Анивская КЭЧ» зарегистрировано в установленном порядке не было, в настоящее время на расходы, связанные с оформлением прав, денежные средства не выделяются, в связи с чем не могут быть зарегистрированы права и переход прав, кроме того, вышестоящая организация не дает разрешения на приватизацию квартир, хотя в виде каких-либо письменных указаний это распоряжение не оформлено.
Представитель ТУ ФАУГИ по Сахалинской области в своем письменном отзыве не возражал против заявленных требований.
Изучив доводы сторон, проверив материалы дела, суд приходит к следующему.
В соответствии со ст. Закона РФ «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации» граждане Российской Федерации, занимающие жилые помещения в государственном и муниципальном жилищном фонде, включая жилищный фонд, находящийся в хозяйственном ведении предприятий или оперативном управлении учреждений (ведомственный фонд), на условиях социального найма, вправе с согласия всех совместно проживающих совершеннолетних членов семьи, а также несовершеннолетних в возрасте от 14 до 18 лет приобрести эти помещения в собственность на условиях, предусмотренных настоящим Законом, иными нормативными актами Российской Федерации и субъектов Российской Федерации. Жилые помещения передаются в общую собственность либо в собственность одного из совместно проживающих лиц, в том числе несовершеннолетних.
В соответствии со ст. 6 этого же Закона передача жилых помещений в собственность граждан осуществляется уполномоченными собственниками указанных жилых помещений органами государственной власти, органами местного самоуправления, а также государственными или муниципальными унитарными предприятиями, за которыми закреплен жилищный фонд на праве хозяйственного ведения, государственными или муниципальными учреждениями, казенными предприятиями, в оперативное управление которых передан жилищный фонд.
В соответствии с п. 1 ст. 296 ГК РФ казенное предприятие и учреждение, за которыми имущество закреплено на праве оперативного управления, владеют, пользуются и распоряжаются этим имуществом в пределах, установленных законом, в соответствии с целями своей деятельности, заданиями собственника этого имущества и назначением этого имущества.
Как видно из материалов дела, Карпов И.В. является нанимателем жилого помещения по адресу <адрес>, что подтверждается договором социального найма жилого помещения № от 28 сентября 2010 года, заключенным между Карповым И.В. и ФГУ «Анивская КЭЧ».
10 ноября 2010 года Карпов И.В. обратился с заявлением на имя начальника ФГУ «Анивская КЭЧ» о приватизации указанной квартиры.
Из ответа начальника ФГУ «Анивская КЭЧ» Карпову И.В. от 12 ноября 2010 года следует, что функции по управлению федеральным имуществом Министерства обороны РФ переданы Министерству обороны РФ, до настоящего времени порядок реализации ФЗ «О приватизации жилищного фонда в РФ» не определен, ФГУ «Анивская КЭЧ» не наделено полномочиями передачи жилья в порядке приватизации.
Руденко Л.Н. является нанимателем жилого помещения по адресу <адрес>, что подтверждается договором социального найма жилого помещения № от 5 октября 2010 года, заключенным между Руденко Л.Н. и ФГУ «Анивская КЭЧ».
А., включенный в договор социального найма в качестве члена семьи нанимателя, 2 ноября 2010 года дал нотариально заверенное согласие на приватизацию указанной квартиры на имя Руденко Л.Н., от участия в приватизации отказался.
15 ноября 20101 года Грибова Р.А., действующая от имени Руденко Л.Н. на основании доверенности, обратилась к начальнику ФГУ «Анивская КЭЧ» с заявлением о передаче указанной квартиры в собственность Руденко Л.Н. в порядке приватизации.
Письменного мотивированного отказа в приватизации истица не представила, однако представителем ответчика подтверждается, что Руденко Л.Н. было отказано в приватизации по тем же самым основаниям, что и Карпову И.В.
Ответчиком были представлены справки о том, что обе квартиры находятся на балансе ФГУ «Анивская КЭЧ».
Ответчиком представлено Распоряжение Министерства имущественных отношений РФ № 22-рн от 6 января 2004 года, согласно которому за ФГУ «Анивская КЭЧ» на праве оперативного управления закреплено имущество согласно прилагаемого перечня.
В данный перечень входят жилые дома, в том числе под № жилой дом в п. Дачное Корсаковского района под инвентарным номером №, а также под № жилой дом в п. Третья Падь Корсаковского района под инвентарным номером №.
То обстоятельство, что именно эти дома, в которых расположены квартиры, занимаемые истцами по договорам социального найма, переданы в оперативное управление ФГУ «Анивская КЭЧ», подтверждается данными технических паспортов и инвентарными карточками учета основных средств, согласно которым жилой дом под инвентарным номером № является домом № в п. Дачное Корсаковского района, а жилой дом под инвентарным номером № является домом № в п. Третья Падь Корсаковского района.
Наличие этих домов в реестре федерального имущества подтверждается выписками из реестра федерального имущества от т21.01.2011 года и от 9.02.2011 года, представленными ТУ ФАУГИ по Сахалинской области.
В соответствии с п. 3, 4 ст. 214 ГК РФ от имени Российской Федерации и субъектов Российской Федерации права собственника осуществляют органы и лица, указанные в статье 125 настоящего Кодекса.
Имущество, находящееся в государственной собственности, закрепляется за государственными предприятиями и учреждениями во владение, пользование и распоряжение в соответствии с настоящим Кодексом (статьи 294, 296).
В соответствии с п. 1 ст. 125 ГК РФ от имени Российской Федерации и субъектов Российской Федерации могут своими действиями приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права и обязанности, выступать в суде органы государственной власти в рамках их компетенции, установленной актами, определяющими статус этих органов.
В соответствии с п. 1 ст. 296 ГК РФ казенное предприятие и учреждение, за которыми имущество закреплено на праве оперативного управления, владеют, пользуются и распоряжаются этим имуществом в пределах, установленных законом, в соответствии с целями своей деятельности, заданиями собственника этого имущества и назначением этого имущества.
Согласно Постановления Правительства РФ от 29 декабря 2008 года № 1053 «О некоторых мерах по управлению федеральным имуществом» на Министерство обороны РФ возложены функции по управлению федеральным имуществом, находящимся у Вооруженных Сил Российской Федерации на праве хозяйственного ведения и оперативного управления.
С этой целью в п. 2 указанного Постановления приведен перечень полномочий, который однако не включает в себя полномочия по передаче жилых помещений в собственность граждан в порядке приватизации.
Более того, этот перечень вообще не предусматривает полномочий МО РФ по отчуждению имущества, находящегося в федеральной собственности, в собственность физических лиц.
В связи с этим Министерство обороны РФ или созданные им органы не вправе передавать жилые помещения в собственность граждан в порядке приватизации.
В соответствии с п. 1 Положения о Федеральном агентстве по управлению государственным имуществом (ранее Минимущество), утвержденного Постановлением Правительства РФ от 5.06.2008 г. № 432, Федеральное агентство по управлению государственным имуществом (Росимущество) является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по управлению федеральным имуществом, функции по организации продажи приватизируемого федерального имущества, реализации имущества, арестованного во исполнение судебных решений или актов органов, которым предоставлено право принимать решения об обращении взыскания на имущество, функции по реализации конфискованного, движимого бесхозяйного, изъятого и иного имущества, обращенного в собственность государства в соответствии с законодательством Российской Федерации, функции по оказанию государственных услуг и правоприменительные функции в сфере имущественных и земельных отношений.
Федеральное агентство по управлению государственным имуществом является уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции в области приватизации и полномочия собственника, в том числе права акционера, в сфере управления имуществом Российской Федерации (за исключением случаев, когда указанные полномочия в соответствии с законодательством Российской Федерации осуществляют иные федеральные органы исполнительной власти), и уполномоченным федеральным органом исполнительной власти в случаях, предусмотренных пунктом 3 статьи 77 Федерального закона "Об акционерных обществах".
Таким образом, ФАУГИ является единственным органом исполнительной власти, уполномоченным на отчуждение имущества, находящегося в федеральной собственности, а также на распоряжение государственным федеральным имуществом иными способами, в том числе на передачу этого имущества в оперативное управление.
Между тем, вышеуказанным Распоряжением Минимущества РФ № 22-рн от 6.01.2004 года не установлено право ФГУ «Анивская КЭЧ» на отчуждение жилых помещений, переданных ФГУ на праве оперативного управления, в собственность граждан в порядке приватизации.
В соответствии с п. 3.4 устава ФГУ «Анивская КЭЧ» учреждение не вправе совершать сделки, возможными последствиями которых является отчуждение или обременение имущества, закрепленного за учреждением, или имущества, приобретенного за счет средств, выделенных ему из федерального бюджета или бюджета государственного внебюджетного фонда.
Таким образом, ФГУ «Анивская КЭЧ» не отвечает требованиям статьи 6 Закона РФ «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации», так как не является уполномоченной собственником организацией, которой предоставлено право передавать жилые помещения в собственность граждан в порядке приватизации.
Согласно письма руководителя Департамента имущественных отношений Министерства обороны РФ от 16 декабря 2010 года ФГУ «Анивская КЭЧ» не имеет полномочий для заключения договоров передачи жилых помещений в собственность физических лиц в порядке приватизации.
Таким образом, отсутствует лицо, в установленном порядке наделенное собственником полномочиями по передаче жилых помещений Министерства обороны РФ в собственность граждан.
Кроме этого необходимо учитывать следующее.
В соответствии со ст. 131 ГК РФ право собственности и другие вещные права на недвижимые вещи, ограничения этих прав, их возникновение, переход и прекращение подлежат государственной регистрации в едином государственном реестре органами, осуществляющими государственную регистрацию прав на недвижимость и сделок с ней. Регистрации подлежат: право собственности, право хозяйственного ведения, право оперативного управления, право пожизненного наследуемого владения, право постоянного пользования, ипотека, сервитуты, а также иные права в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом и иными законами.
В силу ст. 16 ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» регистрация прав, перехода прав проводится на основании заявлений правообладателей и с их участием.
При этом по смыслу данного Закона правообладателем является лицо, чье вещное право зарегистрировано в установленном порядке.
При этом в силу п. 3 указанной статьи от уплаты государственной пошлины при регистрации прав на недвижимое имущество, принадлежащее Российской Федерации, освобождаются лишь органы государственной власти в тех случаях, когда государственное имущество не закреплено за государственными учреждениями и составляет государственную казну.
Отсюда следует, что для последующей передачи жилых помещений в собственность граждан уполномоченное учреждение должно зарегистрировать свое право с уплатой государственной пошлины.
Согласно данным Корсаковского отдела Управления Росреестра по Сахалинской области сведения о государственной регистрации чьих-либо вещных прав на спорные квартиры, в том числе права оперативного управления за ФГУ «Анивская КЭЧ», отсутствуют.
В случае отсутствия такой регистрации не может быть проведена регистрация перехода прав на занимаемые истцами по договорам социального найма квартиры от ФГУ «Анивская КЭЧ» к истцам.
Данные обстоятельства, а именно – отсутствие уполномоченного собственником лица, имеющего право на передачу жилых помещений гражданам в порядке приватизации, а также отсутствие регистрации права оперативного управления балансодержателя жилья, не могут препятствовать реализации установленных законом прав граждан на получение занимаемых по договору социального найма жилых помещений в собственность в порядке приватизации.
При таких обстоятельствах исковые требования истцов подлежат удовлетворению.
Руководствуясь ст. ст. 194 – 198 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования Карпова И.В. и Руденко Л.Н. удовлетворить.
Признать право собственности Карпова И.В. на жилое помещение по адресу <адрес>.
Признать право собственности Руденко Л.Н. на жилое помещение по адресу <адрес>.
Решение может быть обжаловано в Сахалинский областной суд через Корсаковский городской суд в течение 10 дней со дня вынесения решения в окончательной форме.
Судья Е.Н. Меркулова.
Решение вынесено в окончательной форме 15 февраля 2011 года.