Решение (о признании незаконным бездействия администрации муниципального образования Корсаковский городской округ по организации электроснабжения потребителей и наружного стационарного уличного освещения)



Дело № 2-209/11

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

г.Корсаков 14 февраля 2011 года

Корсаковский городской суд Сахалинской области в составе председательствующего судьи А.В. Мешалкина,

с участием заместителя Корсаковского городского прокурора Л.Г. Суртаевой,

при секретаре О.К. Ермишиной,

рассмотрев в открытом судебном заседании заявление Корсаковского городского прокурора в интересах неопределенного круга лиц и муниципального образования Корсаковского городского округа о признании незаконным бездействия администрации муниципального образования Корсаковский городской округ по организации электроснабжения потребителей и наружного стационарного уличного освещения в с. Пихтовое Корсаковского района,

У С Т А Н О В И Л:

4 февраля 2011 года Корсаковский городской прокурор обратился в суд с заявлением в интересах неопределенного круга лиц и муниципального образования Корсаковский городской округ о признании незаконным бездействия администрации муниципального образования Корсаковский городской округ по организации электроснабжения и обслуживания внутри сельских электросетей с. Пихтовое Корсаковского района Сахалинской области и возложении обязанности принять меры по организации надлежащего электроснабжения указанного села.

В обоснование заявления указал, что прокурорской проверкой установлено, что в с. Пихтовое Корсаковского района отсутствует круглосуточное электроснабжение его жителей. С 1998г. электроэнергия подается в жилые дома с 6:00 до 00:30 часов ежедневно, а стационарное электроосвещение улиц села полностью отсутствует. Данная ситуация вызвана тем, что электроэнергию в селе подает дизельная электростанция, по техническим характеристикам которая круглосуточно подавать энергию не может, а линия электропередачи к данному селу отсутствует.

Согласно федеральному законодательству и Уставу муниципального образования обязанность по обеспечению прав граждан на благоприятную среду обитания и охрану здоровья граждан, на получение ими услуг надлежащего качества, а также обязанность по обеспечению безопасности дорожного движения на территории муниципального образования возложена на органы местного самоуправления. Данные вопросы относятся к компетенции главы муниципального образования, однако последний не решает вопросы организации надлежащего электроснабжения данного села и до настоящего времени отсутствует необходимое для этого оборудование.

В судебном заседании заместитель Корсаковского городского прокурора Суртаева Л.Г. уточнила заявленные требования, просила признать незаконным бездействие администрации МО Корсаковский городской округ по организации электроснабжения потребителей и наружного стационарного уличного освещения в указанном селе, и обязать ее принять меры по организации надлежащего круглосуточного электроснабжения потребителей и надлежащего наружного стационарного уличного освещения в данном селе. Дополнительно суду пояснила, что более года назад прокурором в адрес администрации МО Корсаковский городской округ в связи с коллективным обращением жителей села было внесено представление об устранении нарушений законодательства по надлежащему обеспечению потребителей данного села электроэнергией, в связи с чем администрация обязалась принять меры к устранению допущенных нарушений, но до сих пор круглосуточного электроснабжения села нет.

Администрация МО Корсаковский городской округ, извещенная о времени и месте рассмотрения заявления прокурора надлежащим образом, явку своего представителя в суд не обеспечила, ходатайства об отложении рассмотрения дела не заявила, что в соответствии с ч.2 ст.257 ГПК РФ не является препятствием к рассмотрению заявления по существу.

Исследовав материалы дела, выслушав объяснения прокурора, суд приходит к следующему.

В соответствии со ст.2 ФЗ «О безопасности дорожного движения» от 10.12.1995г. № 196-ФЗ (ред. от 08.11.2007 N 257-ФЗ) безопасность дорожного движения- состояние данного процесса, отражающее степень защищенности его участников от дорожно-транспортных происшествий и их последствий.

В силу ст.12 этого же Закона ремонт и содержание дорог на территории Российской Федерации должны обеспечивать безопасность дорожного движения.

Обязанность по обеспечению соответствия состояния дорог после ремонта и в процессе эксплуатации установленным правилам, стандартам, техническим нормам и другим нормативным документам возлагается на лица, осуществляющие содержание автомобильных дорог.

Под безопасностью эксплуатации чего-либо Федеральным законом «О техническом регулировании» от 27.12.2002г. № 184-ФЗ понимается состояние, при котором отсутствует недопустимый риск, связанный с причинением вреда жизни или здоровью граждан, имуществу физических или юридических лиц, государственному или муниципальному имуществу, окружающей среде.

Согласно п. 5 ст.3 Федерального закона от 08.11.2007 N 257-ФЗ "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" к элементам обустройства автомобильных дорог относятся, в том числе, объекты, предназначенные для освещения автомобильных дорог, пешеходные дорожки, пункты весового и габаритного контроля транспортных средств, а в соответствии с п.6 данной статьи под дорожной деятельностью понимается деятельность по проектированию, строительству, реконструкции, капитальному ремонту, ремонту и содержанию автомобильных дорог;

Пунктами 4 и 5 ч.1 ст.16 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» от 06.10.2003г. № 131-ФЗ (ред.от 02.03.07г.) к вопросам местного значения городского округа отнесены: организация в границах городского округа электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом; дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах городского округа, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации.

В силу пункта 8.2 статьи 17 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к полномочиям органов местного самоуправления по решению вопросов местного значения отнесено утверждение и реализация муниципальных программ в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности, организация проведения энергетического обследования многоквартирных домов, помещения в которых составляют муниципальный жилищный фонд в границах муниципального образования, организация и проведение иных мероприятий, предусмотренных законодательством об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности.

В соответствии пунктами 1 и 2 ч.1 ст.49 Устава муниципального образования "Корсаковский городской округ" Сахалинской области" (далее- Устав) в собственности городского округа находится: имущество, предназначенное для электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом, для освещения улиц населенных пунктов в границах городского округа; автомобильные дороги местного значения в границах городского округа, а также имущество, предназначенное для обслуживания таких автомобильных дорог.

Частью 2 статьи 38 Федерального закона от 26.03.2003 N 35-ФЗ "Об электроэнергетике" установлено, что основой системы надежного обеспечения потребителей электрической энергией являются надежная схема энергоснабжения и выполнение всех требований правил технической эксплуатации электростанций и сетей, а также наличие на розничных рынках специализированных организаций - гарантирующих поставщиков.

Под энергоснабжением в сфере коммунальных услуг в соответствии с п. 6 Правил предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 23.05.2006г. № 307, понимается круглосуточное обеспечение потребителя электрической энергией надлежащего качества, подаваемой в необходимых объемах по присоединенной сети в жилое помещение.

Дороги и улицы в с. Пихтовое Корсаковского района Сахалинской области, входящего в территорию Корсаковского городского округа не отнесены к дорогам федерального или областного значения и принадлежат муниципальному образованию Корсаковский городской округ.

Исполнительно-распорядительным органом МО Корсаковский городской округ является его администрация, руководимая мэром городского округа на принципах единоначалия (ч.1 и 2 ст.41 Устава)

Следовательно, организация ремонта и содержания дорог местного значения в соответствии с требованиями безопасности дорожного движения предполагает принятие администрацией муниципального образования комплекса мер по обеспечению безопасности дорожного движения в городе и районе, в частности по обеспечению освещения (оборудованию объектами освещения, их содержанию и ремонту) улиц населенных пунктов в темное время суток, а также комплекса мер по энергоснабжению населенных пунктов в границах городского округа.

Вместе с тем судом установлено и подтверждается материалами дела, что подача электрической энергии в село Пихтовое ненадлежащая, поскольку не является круглосуточной, а освещение улиц села в темное время суток отсутствует полностью, что свидетельствует о недостаточности и недейственности мер, принимаемых в этом вопросе администрацией муниципального образования Корсаковский городской округ.

Так из сообщения начальника ОГИБДД ОВД по г.Корсакову от 01.02.2011г. следует, что на улицах с.Пихтовое стационарное электрическое освещение отсутствует в полном объеме, что противоречит п. 2.5 СНиП 2.05.02-85 «Автомобильные дороги», согласно которому стационарное электрическое освещение на автомобильных дорогах следует предусматривать на участках в пределах населенных пунктов должны быть оснащены осветительными установками в соответствии со СНиП 2.05.02-85. (л.д.11)

Согласно письму заместителя главы администрации городского округа от 13.01.2011г. в с. Пихтовое Корсаковского района, вопреки положению о круглосуточном обеспечении потребителей электрической энергией, с 1988 года таковое обеспечение отсутствует и 66 жилых домов остаются без электроэнергии ежесуточно с 00:30 до 6:00 часов, поскольку электроэнергия подается от дизель-генератора, нуждающегося в ежедневных технологических перерывах. Бесперебойным электроснабжением жилые дома в данном селе способны обеспечить два однотипных импортных дизель-генератора мощностью 75 кВ или строительство линии электропередачи от села Озерское. В настоящее время в Министерстве энергетики и жилищно-коммунального хозяйства Сахалинской области рассматривается вопрос о выделении денежных средств для строительства данной линии электропередачи. (л.д.5)

Из пояснений прокурора в судебном заседании следует, что какую-либо информацию о реализации проектов обеспечения села Пихтовое бесперебойным электроснабжением администрация городского округа в адрес прокуратуры не предоставила.

Имеющаяся в материалах дела информация на одном листе о текущем состоянии систем электро-и теплоснабжения села Пихтовое не содержит сведений о подписавшем данный документ лице, а также кому и когда она адресована, а равно материалы дела не содержат доказательств, что администрацией городского округа приняты все возможные и эффективные меры к обеспечению указанного населенного пункта круглосуточным электроснабжением.

Поскольку администрацией муниципального образования Корсаковский городской округ изложенные обстоятельства ее незаконного бездействия не опровергнуты, представленные прокурором доказательства свидетельствуют о ненадлежащей организации электроснабжения потребителей и наружного стационарного уличного освещения в с. Пихтовое Корсаковского района, что нельзя расценивать иначе, как незаконное бездействие администрации в этом вопросе, влекущее нарушение прав жителей села и неопределенного круга лиц.

На основании изложенного и руководствуясь ст. 194,196,198, ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л:

Заявление Корсаковского городского прокурора удовлетворить.

Признать незаконным бездействие администрации муниципального образования Корсаковский городской округ по организации электроснабжения потребителей и наружного стационарного уличного освещения в с. Пихтовое Корсаковского района Сахалинской области.

Обязать администрацию муниципального образования Корсаковский городской округ принять меры по организации надлежащего круглосуточного электроснабжения потребителей и надлежащего наружного стационарного уличного освещения в с. Пихтовое Корсаковского района Сахалинской области.

Решение может быть обжаловано в Сахалинский областной суд через Корсаковский городской суд в течение 10 дней со дня принятия решения в окончательной форме.

Решение в окончательной форме принято 16 февраля 2011 года.

Судья А.В.Мешалкин