Решение (о капитальном ремонте дороги )



Дело № 2-84/11

Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

01 февраля 2011 года г.Корсаков

Корсаковский городской суд Сахалинской области в составе:

председательствующего судьи Л.Ф.Шустовой,

при секретаре Т.А.Чайка,

с участием:

прокурора Л.А.Борисенко,

представителя администрации Корсаковского

городского округа В.Г.Кресик,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Корсаковского городского прокурора к Администрации Корсаковского городского округа о капитальном ремонте дороги по улице <адрес> г.Корсаков,

У С Т А Н О В И Л :

Корсаковский городской прокурор 20 декабря 2010 года обратился в суд в интересах неопределенного круга лиц с исковым заявлением о признании бездействия администрации Корсаковского городского округа в части непроведения капитального ремонта на улице <адрес> г.Корсаков не соответствующим действующему законодательству и возложении на администрацию Корсаковского городского округа обязанности по проведению капитального ремонта улицы <адрес> г.Корсакова, с целью создания условий, обеспечивающих безопасность движения.

В обоснование искового заявления указано, что дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах городского округа, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации; создание условий для предоставления транспортных услуг населению и организации транспортного обслуживания населения в границах городского округа относится к вопросам местного значения городского округа. В нарушение действующего законодательства об автомобильных дорогах и дорожной деятельности, покрытие дороги улицы <адрес> города Корсаков требует капитального ремонта и не соответствуют требованиям ГОСТ, имеет большое количество выбоин и широких трещин. Согласно Перечню автомобильных дорог общего пользования местного значения улица <адрес> является автомобильной дорогой общего пользования местного значения. По фактам выявленных нарушений закона Корсаковским городским прокурором в адрес мэра Корсаковского городского округа 07 июня 2010 года внесено представление об устранении нарушений законодательства о дорожной деятельности РФ, однако до настоящего времени нарушения не устранены, о чем свидетельствует акт проверки сотрудниками ОГИБДД ОВД по МО Корсаковского района автомобильной дороги от 07 декабря 2010 года.

29 декабря 2010 года суду представлено уточнение исковых требований. Корсаковский городской прокурор просит признать незаконным бездействие администрации муниципального образования «Корсаковский городской округ» о признании незаконным бездействия в части непроведения капитального ремонта дороги по ул. <адрес> в г.Корсакове и возложении обязанности на администрацию МО «Корсаковский городской округ» по капитальному ремонту дороги по ул. <адрес>, протяженностью 0,996 км.

В судебном заседании участвующий в деле прокурор Борисенко Л.А. поддержала уточненные исковые требования.

Представитель Администрации Корсаковского городского округа Кресик В.Г., действующий на основании доверенности, против исковых требований возражал, не усматривая необходимости в проведении капитального ремонта дороги на улице <адрес> г.Корсаков.

Руководитель МУП «Корсаковское ДРСУ», привлеченного судом в качестве третьего лица, А., действующий в силу должностных полномочий, с исковыми требованиями прокурора не согласился, полагая, что достаточных данных, указывающих на необходимость проведения капитального ремонта дорожного покрытия улицы <адрес> в г.Корсаков не имеется. Ямочный ремонт этой дороги проведен летом 2010 года. В настоящее время в связи с погодными условиями проведение каких либо исследований невозможно. В последнее судебное заседание представитель МУП «ДРСУ» не явился. Дело рассмотрено в его отсутствие.

Выслушав объяснения прокурора, представителя ответчика, изучив материалы дела суд приходит к следующему.

Согласно пункту 5 части 1 статьи 16 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", пунктам 5, 7 Устава муниципального образования «Корсаковский городской округ» муниципальное образование осуществляет полномочия в области использования автомобильных дорог и дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации.

В соответствии со статьей 13 Федерального закона от 08.11.2007 N 257-ФЗ "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" к полномочиям органов местного самоуправления в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности относятся:

1) осуществление контроля за обеспечением сохранности автомобильных дорог местного значения;

2) разработка основных направлений инвестиционной политики в области развития автомобильных дорог местного значения;

3) принятие решений об использовании на платной основе автомобильных дорог общего пользования местного значения, участков указанных автомобильных дорог и о прекращении такого использования;

(в ред. Федерального закона от 03.11.2010 N 288-ФЗ)

4) определение методики расчета и максимального размера платы за проезд транспортных средств по платным автомобильным дорогам общего пользования местного значения, платным участкам указанных автомобильных дорог;

(в ред. Федерального закона от 03.11.2010 N 288-ФЗ)

5) утверждение перечня автомобильных дорог общего пользования местного значения, перечня автомобильных дорог необщего пользования местного значения;

6) осуществление дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения;

7) определение размера вреда, причиняемого транспортными средствами, осуществляющими перевозки тяжеловесных грузов, при движении по автомобильным дорогам общего пользования местного значения;

8) установление стоимости и перечня услуг по присоединению объектов дорожного сервиса к автомобильным дорогам общего пользования местного значения;

9) использование автомобильных дорог при организации и проведении мероприятий по гражданской обороне, мобилизационной подготовке в соответствии с законодательством Российской Федерации, ликвидация последствий чрезвычайных ситуаций на автомобильных дорогах в соответствии с законодательством Российской Федерации в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций;

10) информационное обеспечение пользователей автомобильными дорогами общего пользования местного значения;

11) утверждение нормативов финансовых затрат на капитальный ремонт, ремонт, содержание автомобильных дорог местного значения и правил расчета размера ассигнований местного бюджета на указанные цели;

12) осуществление иных полномочий, отнесенных настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации к полномочиям органов местного самоуправления.

Постановлением мэра Корсаковского городского округа от 16 июля 2009 года № 721 утвержден Перечень автомобильных дорог общего пользования местного значения. Улица <адрес>, протяженностью 0,966 км. включена в данный Перечень.

Комплексной программой «Повышение безопасности дорожного движения в Корсаковском городском округе в 2009-2012 годах, утвержденной Постановлением Мэра Корсаковского городского округа от 12.03.2009 N 248 предусмотрено: значительное увеличение объемов работ по организации движения транспорта и пешеходов, в том числе ликвидация мест концентрации дорожно-транспортных происшествий; дальнейшее увеличение объема работ по организации движения транспорта и пешеходов, включая внедрение комплексных схем и проектов организации дорожного движения; разработка проектов на реконструкцию улиц, дорог города, автобусных остановок общественного и пассажирского транспорта.

При администрации Корсаковского городского округа создана и действует Комиссия по обеспечению безопасности дорожного движения(далее Комиссия), которая в силу Положения о Комиссии, утвержденного Постановлением мэра Корсаковского городского округа от 18 мая 2009 года №, является координационным органом, образуемым администрацией Корсаковского городского округа для согласования действий заинтересованных организаций и ведомств по рассмотрению вопросов и подготовке предложений для обеспечения безопасности дорожного движения в Корсаковском городском округе.

Основными задачами Комиссии являются: подготовка предложений по обеспечению безопасности дорожного движения в Корсаковском городском округе; организация разработки и выполнения мероприятий по предупреждению аварийности на автомобильном транспорте, контроль за ходом их выполнения(п.1.4).

На основании статей 17, 18 Федерального закона от 08.11.2007 N 257-ФЗ "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", Федеральным законом от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", статьей 39 Устава муниципального образования "Корсаковский городской округ" Сахалинской области, Постановлением мэра Корсаковского городского округа от 22 ноября 2010 года утвержден Порядок содержания и ремонта автомобильных дорог общего пользования местного значения Корсаковского городского округа(далее Порядок).

В силу названного Порядка организацию работ по содержанию и ремонту автомобильных дорог общего пользования местного значения осуществляет департамент городского хозяйства администрации Корсаковского городского округа(п.4).

Оценку технического состояния автомобильных дорог проводят специалисты департамента городского хозяйства администрации Корсаковского городского округа совместно со специалистами организаций, осуществляющих выполнение работ в соответствии с соглашением и (или) муниципальным контрактом на содержание и ремонт автомобильных дорог, в порядке, установленном приказом Министерства транспорта Российской Федерации от 27.08.2009 N 150 "О порядке проведения оценки технического состояния автомобильных дорог"(п.5).

По результатам оценки технического состояния автомобильных дорог и в соответствии с "Классификацией работ по капитальному ремонту, ремонту и содержанию автомобильных дорог общего пользования и искусственных сооружений на них", утвержденной приказом Министерства транспорта Российской Федерации от 12.11.2007 N 160, проектами организации дорожного движения, а также с учетом анализа аварийности департамент городского хозяйства администрации Корсаковского городского округа ежегодно осуществляет формирование сметного расчета на выполнение комплекса работ по содержанию автомобильных дорог и сметных расчетов на ремонт автомобильных дорог в пределах нормативов финансовых затрат на ремонт и содержание автомобильных дорог, утверждаемых постановлением мэра Корсаковского городского округа(п.6).

Приемку результатов выполненных организациями работ по ремонту и содержанию автомобильных дорог осуществляет департамент городского хозяйства администрации Корсаковского городского округа в соответствии с условиями заключенного соглашения и (или) муниципального контракта на их выполнение(п.11).

Положением о департаменте городского хозяйства администрации Корсаковского городского округа, утвержденным постановлением мэра Корсаковского городского округа от 03 апреля 2009 года № определены основные задачи Департамента, к которым отнесена дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах городского округа, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации. Департамент городского хозяйства администрации Корсаковского городского округа (далее департамент) юридическим лицом, имеет счета, печать, может быть истцом, ответчиком либо иным лицом в судебном процессе(п.1.4). Департамент выполняет функции по разработке мероприятий, направленных на содержание автомобильных дорог местного значения в границах городского округа, и контроль их выполнения.

Таким образом, Администрацией Корсаковского района осуществляются полномочия в области использования автомобильных дорог местного значения и дорожной деятельности в границах городского округа путем издания муниципальных правовых актов, установлен контроль обеспечения сохранности автомобильных дорог местного значения, определено ответственное лицо за осуществление дорожной деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения.

Ремонт автомобильных дорог, в силу статьи 18 Федерального закона от 08.11.2007 N 257-ФЗ "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" осуществляется в соответствии с требованиями технических регламентов в целях поддержания бесперебойного движения транспортных средств по автомобильным дорогам и безопасных условий такого движения, а также обеспечения сохранности автомобильных дорог в соответствии с правилами, установленными настоящей статьей.

Порядок ремонта автомобильных дорог устанавливается нормативными правовыми актами Российской Федерации, нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации и муниципальными правовыми актами.

Классификация работ по ремонту автомобильных дорог устанавливается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере дорожного хозяйства.

В случае ремонта автомобильных дорог владельцы автомобильных дорог обязаны информировать пользователей автомобильными дорогами о сроках такого ремонта и возможных путях объезда.

Согласно ГОСТ Р 50597-93, утвержденному Постановлением Госстандарта РФ от 11.10.1993 N 221 «Автомобильные дороги и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения» автомобильные дороги с интенсивностью движения менее 1000 авт/сут; в городах и населенных пунктах - улицы и дороги местного значения относятся к группе В.

Установленные стандартом требования должны обеспечиваться организациями, в ведении которых находятся автомобильные дороги, а также улицы и дороги городов и других населенных пунктов.

В случае, когда эксплуатационное состояние дорог и улиц не отвечает требованиям настоящего стандарта, на них должны быть введены временные ограничения, обеспечивающие безопасность движения, вплоть до полного запрещения движения.

Пунктом 3.1.1. ГОСТ определено, что покрытие проезжей части не должно иметь просадок, выбоин, иных повреждений, затрудняющих движение транспортных средств с разрешенной Правилами дорожного движения скоростью.

Сроки ликвидации повреждений указаны для строительного сезона, определяемого погодно-климатическими условиями, приведенными в СНиП 3.06.03 по конкретным видам работ.

Предельные размеры отдельных просадок, выбоин и т.п. не должны превышать по длине 15 см, ширине - 60 см и глубине - 5 см.( п.3.1.2.).

Ровность покрытия проезжей части должна соответствовать требованиям, приведенным в таблице 2(3.1.3.).

Коэффициент сцепления покрытия должен обеспечивать безопасные условия движения с разрешенной Правилами дорожного движения скоростью и быть не менее 0,3 при его измерении шиной без рисунка протектора и 0,4 - шиной, имеющей рисунок протектора <*>(п. 3.1.4.).

Пунктом 5 определены методы контроля:

5.1. Сцепление и ровность покрытия следует оценивать приборами ПКРС, ППК-МАДИ-ВНИИБД, 3-метровой рейкой с клином в соответствии с прилагаемыми к ним инструкциями по эксплуатации.

5.2. Контроль линейных параметров, характеризующих техническое состояние дорог и улиц, следует осуществлять с помощью линейки или рулетки.

Контроль других параметров, не имеющих количественной оценки, осуществляется визуально.

В Акте от 07 декабря 2010 года, составленном инспекторами ОГИБДД ОВД по МО Корсаковского района, на который ссылается прокурор в обоснование своих доводов и требований о необходимости проведения капитального ремонта дороги улицы <адрес>, указано лишь на наличие на улице <адрес> в г.Корсакове продольных и поперечных трещин дорожного покрытия. При этом, методы контроля не применялись, степень повреждения и безопасности дорожного покрытия в установленном порядке не определялась, следовательно, приведенный в иске довод о несоответствии дорожного покрытия улицы <адрес> г.Корсаков ГОСТ Р 50597-93 необоснован. Доказательств тому, что дорожное покрытие улицы <адрес> в г.Корсаков требует капитального ремонта суду не представлено и судом не добыто.

Методическими рекомендациями по ремонту и содержанию автомобильных дорог общего пользования", утвержденными письмом Минтранса РФ от 17.03.2004 N ОС-28/1270-ис, используемыми в работе МУП «Корсаковское ДРСУ» определено, что капитальный ремонт автомобильной дороги - комплекс работ, при котором производится полное восстановление и повышение работоспособности дорожной одежды и покрытия, земляного полотна и других дорожных сооружений, осуществляется смена изношенных конструкций и деталей или замена их на более прочные и долговечные. В необходимых случаях повышаются геометрические параметры дороги с учетом роста интенсивности движения и осевых нагрузок автомобилей в пределах норм, соответствующих категории, установленной для ремонтируемой дороги, без увеличения ширины земляного полотна на основном протяжении дороги.

Капитальный ремонт выполняют в соответствии с проектно-сметной документацией(п.4.2.1).

Усиление дорожной одежды выполняется при фактическом модуле упругости дорожной конструкции меньше требуемого, т.е. когда коэффициент прочности меньше 1 и после реализации мер по восстановлению прочности и устойчивости земляного полотна, если было отмечено при обследовании снижение этих показателей(п.4.2.2).

Восстановление дорожного покрытия осуществляют при наличии на нем большого числа выбоин и широких трещин, а также его истончения(физического износа) под воздействием движения(п.4.3.2).

Трещины - наиболее частые деформации покрытий дорог с нежесткими дорожными одеждами. Они провоцируют возникновение вторичных серповидных трещин и последующее появление выбоин. Сквозные трещины (преимущественно температурные) со временем все больше раскрываются и способствуют снижению прочности дорожной конструкции. Поперечные и продольные косые трещины на цементобетонном покрытии - вид деформации, зависящий от множества факторов.

Как пояснил в судебном заседании руководитель МУП «Корсаковское ДРСУ» А., наличие трещин в асфальто-бетонном покрытии само по себе не указывает на необходимость проведения капитального ремонта дорожного покрытия в целом. При разрушении верхнего слоя дорожной одежды трещины устраняются путем залития соответствующим раствором. Такие работы относятся к текущему ремонту дорожного покрытия, который проводился на улице <адрес> в июне 2010 года. Для определения необходимости проведения капитального ремонта требуется анализ аварийности, безопасности дороги, который проводится ГИБДД, лабораторные исследования повреждений дорожного покрытия на предмет сцепных качеств, скользскости и т.п.

Дефектной ведомостью ямочного ремонта в летний период 2010 года предприятием МУП «Корсаковское ДРСУ», прилагаемой к дополнительному соглашению № от 01 апреля 2010 года к Соглашению на предоставление субсидий из местного бюджета на возмещение (компенсацию) затрат, связанных с содержанием автомобильных дорог и инженерных сооружений на них в границах Корсаковского городского округа от 01 января 2010 года №, подтверждено, что на улице <адрес> проведен ремонт твердого дорожного покрытия, 80 м.п.

Из представленного по запросу суда ОГИБДД ОВД по МО Корсаковского района анализа аварийности на улице <адрес> за 2009-2010 годы видно, что дорожно-транспортных происшествий на этой улице по причине неудовлетворительного состояния дорожного покрытия в указанный период не зарегистрировано.

При таких обстоятельствах, суд не находит оснований удовлетворения исковых требований прокурора о возложении на Администрацию Корсаковского городского округа обязанности по капитальному ремонту дороги ул. <адрес>, протяженностью 0,966 км.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ,

Р Е Ш И Л :

Корсаковскому городскому прокурору в удовлетворении искового заявления о признании незаконным бездействия Администрации муниципального образования «Корсаковский городской округ» в части непроведения капитального ремонта дороги по улице <адрес> в городе Корсаков и возложении обязанности на Администрацию муниципального образования «Корсаковский городской округ» по капитальному ремонту дороги по улице <адрес>, протяженностью 0,966 км отказать.

Решение может быть обжаловано в Сахалинском областном суде через Корсаковский городской суд в течение 10 дней после его вынесения в окончательной форме.

Судья Л.Ф.Шустова

Решение в окончательной форме вынесено: 04 февраля 2011 года.

Судья Л.Ф.Шустова