Решение (о возложении обязанности по выделению рабочих мест для инвалидов)



Дело № 2-191/11

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

г. Корсаков 2 марта 2011 года

Корсаковский городской суд Сахалинской области в составе

председательствующего судьи А.В. Мешалкина,

с участием

старшего помощника Корсаковского городского прокурора Л.В.Зубковой,

при секретаре О.К. Ермишиной,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Корсаковского городского прокурора в интересах неопределенного круга лиц к Муниципальному унитарному предприятию «Корсаковское ДРСУ» о возложении обязанности по выделению рабочих мест для инвалидов,

У С Т А Н О В И Л:

31 января 2011 года Корсаковский городской прокурор обратился в суд в интересах неопределенного круга лиц с иском к МУП «Корсаковское ДРСУ», в котором просил возложить на предприятие обязанность по выделению рабочих мест для инвалидов согласно установленной квоты.

В обоснование заявленных требований указал, что в нарушение действующего законодательства ответчиком, которому установлена квота в 2 рабочих места для трудоустройства инвалидов, такие рабочие места не выделены, что нарушает гарантированное государством право инвалидов на трудовую занятость.

В судебном заседании старший помощник Корсаковского городского прокурора Зубкова Л.В. поддержала заявленные требования в полном объеме. Пояснила, что Корсаковская городская прокуратура не имеет сведений о фактическом выделении ответчиком рабочих мест для инвалидов, в том числе и путем принятия последних на работу на имеющиеся на предприятии рабочие места. Указала, что и ОГУ «Центр занятости населения Корсаковского района» также не имеет сведений о факте работы у ответчика двоих инвалидов, в связи с чем и указало в своем сообщении о полном невыполнении ответчиком обязанности по квотированию рабочих мест. Ранее прокуратурой вносились неоднократно в адрес ответчика представления о необходимости создания (выделения) на предприятии рабочих мест для инвалидов, но предписания так и не были выполнены, что и послужило основанием для обращения прокурора в суд с данным иском.

Законный представитель ответчика – директор А., извещенный о времени и месте судебного заседания надлежащим образом, в суд не явился, явку в суд представителя предприятия не обеспечил и не просил об отложении рассмотрения дела. В предыдущем судебном заседании иск прокурора не признал, в письменном отзыве указал, что специфика деятельности его предприятия не позволяет использовать труд инвалидов. Кроме того, фактически на предприятии заняты трудовой деятельностью два инвалида.

Исследовав материалы дела, выслушав объяснения сторон, суд приходит к следующему.

В соответствии со статьей 20 Федерального закона от 24.11.1995 N 181-ФЗ (ред. от 09.12.2010) (далее- Закон) "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" инвалидам предоставляются гарантии трудовой занятости федеральными органами государственной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации путем проведения следующих специальных мероприятий, способствующих повышению их конкурентоспособности на рынке труда:

установления в организациях независимо от организационно-правовых форм и форм собственности квоты для приема на работу инвалидов и минимального количества специальных рабочих мест для инвалидов;

резервирования рабочих мест по профессиям, наиболее подходящим для трудоустройства инвалидов;

стимулирования создания предприятиями, учреждениями, организациями дополнительных рабочих мест (в том числе специальных) для трудоустройства инвалидов;

создания инвалидам условий труда в соответствии с индивидуальными программами реабилитации инвалидов;

Согласно ст.21 Закона организациям, численность работников которых составляет более 100 человек, законодательством субъекта Российской Федерации устанавливается квота для приема на работу инвалидов в процентах к среднесписочной численности работников (но не менее 2 и не более 4 процентов).

Специальные рабочие места для трудоустройства инвалидов - рабочие места, требующие дополнительных мер по организации труда, включая адаптацию основного и вспомогательного оборудования, технического и организационного оснащения, дополнительного оснащения и обеспечения техническими приспособлениями с учетом индивидуальных возможностей инвалидов.

Минимальное количество специальных рабочих мест для трудоустройства инвалидов устанавливается органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации для каждого предприятия, учреждения, организации в пределах установленной квоты для приема на работу инвалидов. (ст.22 Закона)

Установленным Законом гарантиям занятости инвалидов корреспондирует обязанность работодателей в соответствии с установленной квотой для приема на работу инвалидов:

создавать или выделять рабочие места для трудоустройства инвалидов;

создавать инвалидам условия труда в соответствии с индивидуальной программой реабилитации инвалида;

предоставлять в установленном порядке информацию, необходимую для организации занятости инвалидов. (ст.24 Закона)

Постановлением Администрации Сахалинской области от 06.05.2005 N 77-па (ред. от 02.08.2010) "Об утверждении Положения о квотировании рабочих мест для трудоустройства инвалидов в Сахалинской области" (п.2.1.) установлено, что организации, независимо от организационно-правовых форм и форм собственности, численность работников которых составляет более 100 человек, создают и (или) выделяют квотированные рабочие места для инвалидов в размере двух процентов к среднесписочной численности работников организации, а количество специальных рабочих мест для трудоустройства инвалидов должно составлять не менее пятидесяти процентов от общего количества рабочих мест, создаваемых (выделяемых) организацией в пределах установленной квоты. При этом выполнением квоты для приема на работу инвалидов считается трудоустройство работодателем инвалидов, имеющих рекомендации к труду, подтвержденное заключением соответствующих трудовых договоров.

Согласно сведениям ОГУ «Центр занятости населения Корсаковского района» от 18.01.2011 года среднесписочная численность работников МУП «Корсаковское ДРСУ» составляет 110 человек. (л.д.13,14)

Соответственно в силу вышеизложенных требований закона квота для приема на работу инвалидов для данного предприятия составляет 2 рабочих места (2% от 110), при этом одно из рабочих мест для инвалидов должно быть специальным. Однако данная квота ответчиком не выполнена, что следует из сообщения центра занятости населения Корсаковского района.

Довод ответчика, что на его предприятии, в силу специфики его деятельности, использование труда инвалидов невозможно, является несостоятельным, поскольку каких-либо исключений для работодателей по указанному основанию действующим законодательством не предусмотрено.

Равным образом не может являться основанием для отказа в удовлетворении иска и утверждение ответчика, что фактически на предприятии заняты трудовой деятельностью двое инвалидов. Данное утверждение ответчика надлежащими доказательствами не подтверждено, а таковым в силу закона является заключение трудовых договоров.

Судом разъяснялись ответчику положения ч.1 ст.56 ГПК РФ об обязанности стороны доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, и положения ст.57 ГПК РФ о том, что доказательства предоставляются суду сторонами. Вопреки данным требованиям, ответчик доказательств выполнения им квоты занятости инвалидов на предприятии, в том числе и путем создания на предприятии одного специального рабочего места для инвалидов, суду не представил.

Напротив, материалами дела и объяснениями прокурора опровергается довод ответчика о выполнении им установленной квоты для трудоустройства инвалидов, в связи с чем иск прокурора подлежит удовлетворению в полном объеме, поскольку бездействие ответчика в решении данного вопроса нарушает права неопределенного круга инвалидов на занятость трудом.

В силу ст. 103 ГПК РФ с ответчика подлежит взысканию государственная пошлина в доход бюджета МО «Корсаковский городской округ» в размере 4000 рублей, от уплаты которой истец освобожден.

На основании изложенного и руководствуясь ст. 194-198 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л:

Иск Корсаковского городского прокурора удовлетворить.

Обязать Муниципальное унитарное предприятие «Корсаковское ДРСУ» выделить рабочие места для инвалидов в размере 2 процентов к среднесписочной численности работников предприятия.

Взыскать с Муниципального унитарного предприятия «Корсаковское ДРСУ» государственную пошлину в местный бюджет в размере 4000 рублей.

Решение может быть обжаловано в Сахалинский областной суд через Корсаковский городской суд в течение 10 дней.

Судья А.В. Мешалкин