РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССЙИСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
2 марта 2011 года Корсаковский городской суд Сахалинской области в составе
Председательствующего судьи Е.Н. Меркуловой,
При секретаре А.Н. Андреевой,
Рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Шкурихина А.В. к ООО «Жемчужина» о взыскании заработной платы,
УСТАНОВИЛ:
Шкурихин А.В. обратился в суд с иском, в котором указал, что трудоустроился в ООО «Жемчужина» 21 августа 2010 года, при приеме на работу Б. взяла у него трудовую книжку, чтобы внести запись о трудоустройстве, в устной форме рассказала о трудовой дисциплине, режиме работы, охране труда, сказала, что заработная плата будет составлять 50000 в месяц и пообещала составить трудовой договор, с этого же дня он приступил к работе.
Истец работал в пгт. Ноглики на строительстве многоквартирного дома, объем работ определялся ежедневно, работа начиналась в 8 часов, заканчивалась в 20 часов, иногда в 22 часа, без выходных дней, договор в письменной форме был выдан только 10 ноября 2010 года, при этот был составлен в виде договора подряда, заработная плата была выплачена только в начале октября в размере 33000 рублей, полный расчет не произведен.
Просит суд признать отношения между истцом и ООО «Жемчужина» трудовыми в период с 21 августа 2010 года по 11 ноября 2010 года, взыскать в его пользу задолженность по заработной плате в размере 105333 рубля 31 копейки и компенсацию морального вреда в размере 20000 рублей.
В судебное заседание истец, будучи извещенным о рассмотрении дела не явился, о причинах неявки не сообщил, дело рассмотрено в его отсутствие по имеющимся доказательствам.
Генеральный директор ООО «Жемчужина» Б. и её представитель Якушина Н.С. в судебном заседании не оспаривали тот факт, что отношения Шкурихина А.В. и ООО «Жемчужина» являются по сути трудовыми, так как договор с ним в силу недобросовестности готовившего его юриста В. был подготовлен и назван как договор подряда, на самом деле со Шкурихиным А.В. был заключен срочный договор на выполнение работ по монтажу ЛСТК, армированию колонн, балок перекрытий, облицовке СМЛ с двух сторон по стенам и перегородкам, заливке тяжелым и легким бетоном по проекту (пгт. Ноглики строительство 18-квартирного дома №) (пенополистеролбетон =49 кубометров, тяжелый бетон на плиты перекрытия = 44 кубометра на 3 этажа + цоколь), срок выполнения работ установлен с 21.08.2010 года по 21.09.2010 года, заработная плата за эту работу 40000 рублей, однако Шкурихин А.В. и другие рабочие работу выполняли очень медленно и, кроме того, допустили брак, от сдачи работ по акту приема-передачи отказались, согласно акта приемки работ Шкурихин А.в. уложил 27 кубометров тяжелого бетона и полибетона на сумму 47 9000 рублей, при этом истец получил по платежной ведомости от 4.09.2010 г. 12500 рублей, по платежной ведомости от 21.09.2010 г. 2000 рублей, по платежной ведомости от 3.10.2010 г. 25000 рублей, кроме того, ему выдавались авансы на сумму 5400 рублей и 3000 рублей, всего истец получил 47900 рублей, ни о какой заработной плате в размере 50000 рублей они не договаривались, кроме того, Шкурихин А.В. неоднократно находился на работе в нетрезвом состоянии, в связи с чем и написал заявление об увольнении по собственному желанию, запись об увольнении ему произвела в трудовой книжке бухгалтер Г. и выдала ему трудовую книжку 10.11.2010 года.
Просят в иске отказать.
Выслушав представителей ответчика, проверив материалы дела, суд приходит к следующему.
В соответствии со ст. 136, ч. 3, 6, заработная плата выплачивается работнику, как правило, в месте выполнения им работы либо перечисляется на указанный работником счет в банке на условиях, определенных коллективным договором или трудовым договором.
Заработная плата выплачивается не реже чем каждые полмесяца в день, установленный правилами внутреннего трудового распорядка, коллективным договором, трудовым договором.
В соответствии со ст. 135 ТК РФ заработная плата работнику устанавливается трудовым договором в соответствии с действующими у данного работодателя системами оплаты труда.
Системы оплаты труда, включая размеры тарифных ставок, окладов (должностных окладов), доплат и надбавок компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, системы доплат и надбавок стимулирующего характера и системы премирования, устанавливаются коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами в соответствии с трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права.
Условия оплаты труда, определенные трудовым договором, не могут быть ухудшены по сравнению с установленными трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, коллективным договором, соглашениями, локальными нормативными актами.
При этом следует учесть, что в соответствии со ст. 57 ТК РФ Обязательными для включения в трудовой договор являются следующие условия:
место работы, а в случае, когда работник принимается для работы в филиале, представительстве или ином обособленном структурном подразделении организации, расположенном в другой местности, - место работы с указанием обособленного структурного подразделения и его местонахождения;
трудовая функция (работа по должности в соответствии со штатным расписанием, профессии, специальности с указанием квалификации; конкретный вид поручаемой работнику работы). Если в соответствии с настоящим Кодексом, иными федеральными законами с выполнением работ по определенным должностям, профессиям, специальностям связано предоставление компенсаций и льгот либо наличие ограничений, то наименование этих должностей, профессий или специальностей и квалификационные требования к ним должны соответствовать наименованиям и требованиям, указанным в квалификационных справочниках, утверждаемых в порядке, устанавливаемом Правительством Российской Федерации;
дата начала работы, а в случае, когда заключается срочный трудовой договор, - также срок его действия и обстоятельства (причины), послужившие основанием для заключения срочного трудового договора в соответствии с настоящим Кодексом или иным федеральным законом;
условия оплаты труда (в том числе размер тарифной ставки или оклада (должностного оклада) работника, доплаты, надбавки и поощрительные выплаты);
режим рабочего времени и времени отдыха (если для данного работника он отличается от общих правил, действующих у данного работодателя);
компенсации за тяжелую работу и работу с вредными и (или) опасными условиями труда, если работник принимается на работу в соответствующих условиях, с указанием характеристик условий труда на рабочем месте;
условия, определяющие в необходимых случаях характер работы (подвижной, разъездной, в пути, другой характер работы);
условие об обязательном социальном страховании работника в соответствии с настоящим Кодексом и иными федеральными законами;
другие условия в случаях, предусмотренных трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права.
В соответствии со ст. 159 ТК РФ работникам гарантируются:
государственное содействие системной организации нормирования труда;
применение систем нормирования труда, определяемых работодателем с учетом мнения представительного органа работников или устанавливаемых коллективным договором.
В соответствии с ч. 1 ст. 160 ТК РФ нормы труда - нормы выработки, времени, нормативы численности и другие нормы - устанавливаются в соответствии с достигнутым уровнем техники, технологии, организации производства и труда.
В соответствии со ст. 155 ТК РФ при невыполнении норм труда, неисполнении трудовых (должностных) обязанностей по вине работодателя оплата труда производится в размере не ниже средней заработной платы работника, рассчитанной пропорционально фактически отработанному времени.
При невыполнении норм труда, неисполнении трудовых (должностных) обязанностей по причинам, не зависящим от работодателя и работника, за работником сохраняется не менее двух третей тарифной ставки, оклада (должностного оклада), рассчитанных пропорционально фактически отработанному времени.
При невыполнении норм труда, неисполнении трудовых (должностных) обязанностей по вине работника оплата нормируемой части заработной платы производится в соответствии с объемом выполненной работы.
В соответствии со ст. 237 ТК РФ моральный вред, причиненный работнику неправомерными действиями или бездействием работодателя, возмещается работнику в денежной форме в размерах, определяемых соглашением сторон трудового договора.
В случае возникновения спора факт причинения работнику морального вреда и размеры его возмещения определяются судом независимо от подлежащего возмещению имущественного ущерба.
Ответчиком представлен подлинник договора подряда от 21 августа 2010 года, ксерокопию которого приложил к иску истец).
Согласно этого договора Шкурихин А.В., именуемый «исполнитель» обязуется исполнить на свой риск и своими силами работу, указанную в пункте 2 договора, а именно: Выполнение работ по монтажу ЛСТК, армированию колонн, балок перекрытий, облицовка СМЛ с двух сторон по стенам и перегородкам, заливка тяжелым и легким бетоном по проекту (пгт. Ноглики строительство 18-квартирного дома №) (пенополистеролбетон=49 м3, тяжелый бетон на плиты перекрытия=44м3 на все 3 этажа +цоколь).
Согласно пункту 3 договора срок выполнения работ с 21 августа 2010 года по 21 сентября 2010 года. За выполненные работы, названные в пункте 2 Заказчик выплачивает Исполнителю вознаграждение в соответствие с выполненным объемом работ указанных в сметной документации на строительство объекта и календарного графика в сумме 40000 рублей с учетом 13% подоходного налога. Оплата производится после подписания актов приема выполненной работы Генподрядчиком и перечисления им денежных средств на расчетный счет ООО «Жемчужина».
Как усматривается из пунктов 6, 7 указанного договора Работодатель берет на себя обязанности по оплате проезда Работника к месту работы и обратно, питанию Работника, обеспечивает Работника инструментом, вправе вычесть расходы из заработка Работника в случае нарушения им трудовой дисциплины.
Как следует из пояснений представителей ответчика, Шкурихин А.В. выполнял указанные работы не самостоятельно на свой риск, а в составе бригады, в соответствии с производственным заданием, формируемым в рамках исполнения ООО «Жемчужина» подрядных работ по договору с ООО «Бикроф» (договор на выполнение субподрядных работ по капитальному строительству от 16 августа 2010 года).
Данные отношения по своему характеру являются трудовыми и на них распространяются нормы и правила действующего трудового законодательства.
При этом договор от 21 августа 2010 года, заключенный со Шкурихиным А.В., не содержит условий о режиме рабочего времени и времени отдыха, а также условий оплаты труда в соответствии с положениями ст. 57 ТК РФ.
В договоре от 21.08.2010 года указан заработок за период с 21.08.2010 года по 21.09.2010 года в размере 40000 рублей, а также в пункте 3 предусмотрена выплата вознаграждения по этапам работы или временными периодами (месяц), что позволяет определить размер оплаты труда как 40000 рублей в месяц.
Положения пункта 3 договора об оплате работы только после приемки работ Генподрядчиком и перечисления им денежных средств не могут применяться как противоречащие нормам Трудового кодекса РФ.
Пунктом 3 этого договора предусматривается премирование, однако условия и виды премирования в договоре не отражены, хотя, как видно из расчетного листка, за период работы в ООО «Жемчужина» Шкурихину А.В. была начислена премия в размере 43444 рубля (без вычета НДФЛ).
Как следует из пояснений представителя ответчика, со Шкурихиным А.В. был заключен договор на выполнение определенного объема работ, которые он не выполнил в срок.
Так, он должен был залить 93 кубометра бетона в цоколе и столько же на первом этаже, однако фактически залил в цоколе 13, 8 кубометров, за что ему было пропорционально начислено 5935, 5 рубля, и 13 кубометров на первом этаже, за что ему было начислено 5591, 2 рубля.
Остальную сумму заработка ему выплатили в виде премии.
Однако такое начисление оплаты труда не соответствует условиям заключенного между сторонами договора.
Так, вопреки утверждению ответчика, договор от 21.08.2010 года не содержит условий о нормах выработки – а именно, трудового задания, установленного в натуральных единицах, которое работник должен выполнить за определенную единицу рабочего времени.
Локальный сметный расчет №, представленный ответчиком, регулирует отношения между ООО «жемчужина» и заказчиком строительных работ, и не может содержать норм выработки, которые устанавливаются работодателем.
Описание работ в п. 2 указанного договора таких норм не содержит. По существу это описание является трудовой функцией по выполнению строительных работ определенного характера – монтажу, армированию, облицовке, заливке разными видами бетона.
При этом в договоре отсутствует режим работы, поэтому невозможно определить, какими единицами рабочего времени пользовался работодатель, устанавливая обязанности работника по заливке тяжелым и легким бетоном определенной площади.
Отношения Шкурихина А.В. с ООО «Жемчужина» не носили срочного характера, так как по сведениям ответчика Шкурихин работал до 6 ноября 2010 года, то есть за пределами срока договора от 21.08.2010 года.
Кроме того, ответчиком представлено не подписанное Шкурихиным А.В. дополнительное соглашение от 22 сентября 2010 года, где работодатель указал в качестве обязанности Шкурихина А.В. выполнение тех же работ, с указанием другого количества площади заливки бетоном, на срок с 22.09.2010 года по 6 ноября 2010 года.
Ответчиком представлены сведения о выполненной работе согласно Общему журналу работ пгт. Ноглики на Шкурихина А.В., где начисления произведены исходя исключительно из объема работ по заливке бетоном (без указания каким именно, хотя в договоре заливка разным бетоном указана как разные операции), без учета выполнения других работ.
Из акта о приеме работ, выполненных по срочному трудовому договору, заключенному на время выполнения определенной работы за период с 21.08.2010 г. по 6.11.2010 г., представленного ответчиком, видно, что Шкурихин А.В. в указанные период выполнял следующие виды работ: на 1 этаже – устройство лестницы, установка ЛСТК, обшивка стен СМЛ, обшивка потолков СМЛ, вязка регилей, армирование перекрытия, заливка колонн (тяжелый бетон), укрепление стеновых панелей, заливка стен пенобетоном, армирование перекрытия, заливка перекрытия; 2 этаж – устройство колонн, установка стеновых панелей, установка панелей перекрытия; цоколь – зашивка СМЛ, укрепление стен, заливка стен, устройство перекрытия, гидроизоляция, заливка перекрытия (тяжелый бетон).
Таким образом, заливка бетоном входила в общий объем работ как часть этих работ.
Как видно из пояснений ответчика, табель учета рабочего времени в ООО «Жемчужина» не велся, акты приемки промежуточных работ не представлены, в связи с чем отсутствуют доказательства того, что Шкурихин А.В., если и не выполнил какие-то нормы выработки, то это произошло по его вине.
Ответчиком представлен акт о браке, однако, как видно из пояснений ответчика, снижение оплаты в связи с браком по ст. 156 ТК РФ ответчик не производил.
Кроме того, ответчиком представлен приказ о приеме на работу Шкурихина А.В. от 21.08.2010 года, согласно которому Шкурихин А.В. принят в строительную группу ООО «Жемчужина» в качестве арматурщика-бетонщика с тарифной ставкой 40000 рублей.
Согласно приказа о прекращении трудового договора от 11.11.2010 года трудовой договор от 21 августа 2010 года прекращен и Шкурихин А.В. уволен 6 ноября 2010 года.
Суд находит дату окончания работы Шкурихина А.В. 6 ноября 2010 года достоверной, так как истец не представил доказательств его работы в ООО «жемчужина» до 11 ноября 2010 года, а согласно журнала выдачи трудовых книжек он получил свою трудовую книжку 6 ноября 2010 года и расписался за неё, что подтверждает окончание им работы в указанное работодателем время.
В то же время учет рабочего времени работодателем не велся, а работником не представлено доказательств времени его фактической работы, в связи с чем расчет работы за неполные отработанные месяцы суд производит согласно производственному календарю.
Таким образом, Шкурихин выполнял работу арматурщика-бетонщика в ООО «Жемчужина» в период с 21 августа по 6 ноября 2010 года с оплатой труда 40000 рублей в месяц.
Доказательств того, что между истцом и ответчиком заключен договор об оплате в размере 50000 рублей в месяц, истцом суду не представлено.
Ответчиком представлены суду следующие документы:
-платежная ведомость без даты за период с 20.08.10 по 30.09.10, согласно которой Шкурихин А.В. получил 3000 рублей,
-платежная ведомость от 21.09.2010 года, согласно которой Шкурихин А.В. получил 2000 рублей,
-платежная ведомость от 4.09.2010 г. за период с 4.09.10 по 20.11.10 г., согласно которой Шкурихин А.В. получил 12500 рублей,
-платежная ведомость без даты за период с 5.09.10 г. по 5.11.2010 г., согласно которой Шкурихин А.В. получил 5400 рублей,
- платежная ведомость без даты за период с 4.09.2010 г. по 20.11.2010 г., согласно которой Шкурихин А.В. получил 25000 рублей.
Копии этих документов Шкурихину А.В. направлены вместе с возражениями ответчика, истец возражений на них не представил.
Всего по представленным ведомостям Шкурихин А.В. получил в ООО «Жемчужина» на стройке пгт. Ноглики 47900 рублей.
Поскольку за указанный период Шкурихин А.В. отработал два полных месяца и 7 рабочих дней в августе и 2 рабочих дня в ноябре по производственному календарю, ему следовало выплатить 12 724+40000+40000+3809, 52=96536, 52.
Из этой суммы работодателем выплачено 47900 рублей, не выплачено 48636, 52 рубля.
Судом также установлены факты нарушения права истца на получение заработной платы не реже чем два раза в месяц, так как из представленных ведомостей видно, что заработная плата выдавалась нерегулярно, и авансами.
При таких обстоятельствах суд находит обоснованными требования Шкурихина А.В. о возмещении морального вреда, и определяет компенсацию в размере 5000 рублей.
Руководствуясь ст. ст. 194 – 198 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования Шкурихина А.В. удовлетворить частично.
Взыскать с ООО «Жемчужина» в пользу Шкурихина А.В. невыплаченную заработную плату в размере 48636, 52 рубля и компенсацию морального вреда в размере 5000 рублей.
В остальной части исковых требований отказать.
Решение может быть обжаловано в Сахалинский областной суд через Корсаковский городской суд в течение 10 дней.
Судья Е.Н. Меркулова.