Решение (об оспаривании пункта 3 постановления мэра Корсаковского городского округа от 01 июля 2010 года № 588)



Дело № 2- 317/11

Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ фЕДЕРАЦИИ

29 марта 2011 года г.Корсаков

Корсаковский городской суд Сахалинской области

Под председательством судьи Л.Ф.Шустовой,

При секретаре Т.А.Чайка,

С участием:

Прокурора Л.Г.Суртаевой,

Представителя Администрации Корсаковского

городского округа Е.А.Былиной,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению Корсаковского городского прокурора об оспаривании пункта 3 постановления мэра Корсаковского городского округа от 01 июля 2010 года № 588 «Об установлении тарифов на холодную воду, водоотведение для потребителей муниципального унитарного предприятия «Водоканал города Корасаков»",

У С Т А Н О В И Л :

Постановлением мэра Корсаковского городского округа от 01 июля 2010 года № 588 «Об установлении тарифов на холодную воду, водоотведение для потребителей муниципального унитарного предприятия «Водоканал города Корсакова» установлены тарифы на холодную воду и водоотведение для потребителей муниципального унитарного предприятия «Водоканал города Корсакова», согласованы производственные программы предприятия в сфере водоснабжения и водоотведения, определен срок действия установленных тарифов с 03 августа 2010 года по 31 декабря 2011 года.

Корсаковский городской прокурор 25 февраля 2011 года обратился в суд с заявлением о признании постановления мэра Корсаковского городского округа от 01 июля 2010 года № 588 «Об установлении тарифов на холодную воду, водоотведение для потребителей муниципального унитарного предприятия «Водоканал города Корасаков» незаконным и недействующим с 13 августа 2010 года.

В обоснование заявления прокурор указал, что в результате проведенной проверки за соответствием законам изданных органом местного самоуправления муниципальных правовых актов, установлено, что статьей 5 Федерального закона от 27 июля 2010 года № 237-ФЗ «О внесении изменений в как считает прокурор, не подлежат применению с 13 августа 2010 года. Следовательно, оспариваемое постановление подлежит признанию незаконным и недействующим с 13 августа 2010 года. Кроме того, в данном нормативно-правовом акте, принятом с нарушением компетенции органа местного самоуправления прокурором усматриваются признаки коррупциогенности. Действие настоящего нормативно-правового акта нарушает единство правового пространства.

В судебном заседании, участвующий в деле прокурор Суртаева Л.Г., поддержав заявление по изложенным в нем основаниям, уточнила заявленные требования, просила признать незаконным и недействующим с 13 августа 2010 года пункт 3 постановления мэра Корсаковского городского округа от 01 июля 2010 года № 588 «Об установлении тарифов на холодную воду, водоотведение для потребителей муниципального унитарного предприятия «Водоканал города Корасаков».

Представитель администрации Корсаковского городского округа Былина Е.А., действующая на основании доверенности, возражала против заявленных прокурором требований, полагая оспариваемое постановление соответствующим действующему законодательству, принятым полномочным органом местного самоуправления в пределах своей компетенции.

Выслушав объяснения лиц, участвующих в деле, изучив материалы дела, суд приходит к следующему.

По общему правилу, установленному статьёй 4 Гражданского кодекса Российской Федерации акты гражданского законодательства не имеют обратной силы и применяются к отношениям, возникшим после введения их в действие. Действие закона распространяется на отношения, возникшие до введения его в действие, только в случаях, когда это прямо предусмотрено законом. По отношениям, возникшим до введения в действие акта гражданского законодательства, он применяется к правам и обязанностям, возникшим после введения его в действие.

Постановлением мэра Корсаковского городского округа № 588 «Об установлении тарифов на холодную воду, водоотведение для потребителей муниципального унитарного предприятия «Водоканал города Корсакова», согласованы производственные программы предприятия в сфере водоснабжения и водоотведения, определен срок действия установленных тарифов с 03 августа 2010 года по 31 декабря 2011 года. Пунктом 3 Постановления установлены тарифы на холодную воду в размере 34,81 руб. за 1 куб.м.(без учета НДС) и на водоотведение в размере 16,91 руб. за 1 куб.м(без учета НДС) для потребителей муниципального унитарного предприятия «Водоканал города Корсакова». Постановление издано 01 июля 2010 года, опубликовано в газете «Восход» № 69 от 03 июля 2010 года.

Оспариваемое Постановление содержит правовые нормы, обязательные для неопределенного круга лиц, рассчитанные на неоднократное применение, направленные на урегулирование общественных отношений в сфере установления тарифов на холодную воду, водоотведение для потребителей муниципального унитарного предприятия «Водоканал города Корсакова», то есть соответствует признакам нормативного муниципального правового акта.

При издании названного муниципального нормативного правового акта требования законодательства не были нарушены, что прокурором не оспаривается.

Согласно пункту 6 статьи 43 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" Глава местной администрации в пределах своих полномочий, установленных федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации, уставом муниципального образования, нормативными правовыми актами представительного органа муниципального образования, издает постановления местной администрации по вопросам местного значения и вопросам, связанным с осуществлением отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации, а также распоряжения местной администрации по вопросам организации работы местной администрации.

В соответствии со статьей 8 Устава Муниципального образования «Корсаковский городской округ к вопросам местного значения городского округа, относятся в том числе: формирование, утверждение, исполнение бюджета городского округа и контроль за исполнением данного бюджета; организация в границах городского округа электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом.

Статьей 10 Устава МО «Корсаковский городской округ» в целях решения вопросов местного значения определено, что органы местного самоуправления обладают в числе перечисленных следующими полномочиями: установление тарифов на услуги, предоставляемые муниципальными предприятиями: регулирование тарифов на товары и услуги организаций коммунального комплекса – производителей товаров и услуг в сфере электро- и (или) тепло-снабжения, тарифов на подключение к системе коммунальной инфраструктуры, тарифов организаций коммунального комплекса, надбавок к ценам(тарифам) для потребителей.

Установление тарифов на товары и услуги организаций коммунального комплекса осуществляется исходя из необходимости обеспечения финансовых потребностей для реализации производственной программы. Установление надбавок к тарифам и тарифов на подключение осуществляется исходя из необходимости обеспечения финансовых потребностей для реализации инвестиционной программы. Тарифы на товары и услуги организаций коммунального комплекса, тарифы на подключение и надбавки к тарифам (далее - тарифы и надбавки) должны удовлетворять критериям доступности товаров и услуг организаций коммунального комплекса, устанавливаемым органами регулирования в пределах их полномочий, определено Постановлением Правительства РФ от 14.07.2008 N 520 (ред. от 27.11.2010) "Об основах ценообразования и порядке регулирования тарифов, надбавок и предельных индексов в сфере деятельности организаций коммунального комплекса" (вместе с "Правилами регулирования тарифов, надбавок и предельных индексов в сфере деятельности организаций коммунального комплекса")

В систему регулируемых тарифов и надбавок входят тарифы на товары и услуги организаций коммунального комплекса, надбавки к тарифам и тарифы на подключение.

К регулируемым тарифам на товары и услуги организаций коммунального комплекса относятся тарифы на холодную воду, что определено пунктами 5, 6 названного Постановления Правительства РФ.

Правилами регулирования тарифов, надбавок и предельных индексов в сфере деятельности организаций коммунального комплекса (в ред. Постановлений Правительства РФ от 15.09.2009 N 750, от 27.11.2010 N 940) определен порядок установления тарифов на товары и услуги организаций коммунального комплекса, надбавок к тарифам на товары и услуги организаций коммунального комплекса, надбавок к ценам (тарифам) для потребителей товаров и услуг организаций коммунального комплекса (далее - надбавки к тарифам), тарифов на подключение вновь создаваемых (реконструируемых) объектов недвижимости (зданий, строений, сооружений, иных объектов) к системе коммунальной инфраструктуры и тарифов организаций коммунального комплекса на подключение (далее - тарифы на подключение), а также предельных индексов максимально и минимально возможного изменения установленных тарифов на товары и услуги организаций коммунального комплекса (далее - предельные индексы).

Регулирование тарифов на товары и услуги организаций коммунального комплекса, надбавок к тарифам и тарифов на подключение (далее - тарифы и надбавки) в соответствии с настоящими Правилами осуществляется в отношении организаций коммунального комплекса, обеспечивающих горячее и холодное водоснабжение, водоотведение, очистку сточных вод и утилизацию (захоронение) твердых бытовых отходов.

Органы регулирования субъектов Российской Федерации и органы регулирования муниципальных образований (далее - органы регулирования) до 1 марта текущего года утверждают критерии доступности товаров и услуг организаций коммунального комплекса для потребителей, а также для лиц, обращающихся за подключением вновь создаваемых (реконструируемых) объектов недвижимости (зданий, строений, сооружений, иных объектов) к системам коммунальной инфраструктуры.

Решение органа регулирования субъекта Российской Федерации и органа регулирования муниципального образования об установлении, изменении и досрочном пересмотре тарифов и надбавок, основные показатели производственных и инвестиционных программ, а также результаты оценки доступности для потребителей товаров и услуг организаций коммунального комплекса подлежат опубликованию соответственно в официальных печатных изданиях субъекта Российской Федерации и муниципального образования, а также на официальных сайтах органов регулирования в сети Интернет в течение 10 дней с даты принятия указанного решения.

В соответствии с частью 3 статьи 5 Закона о тарифах (в редакции, действовавшей на момент принятия оспариваемого постановления) органы регулирования муниципальных образований регулируют тарифы на товары и услуги организаций коммунального комплекса, осуществляющих эксплуатацию систем коммунальной инфраструктуры, используемых в сфере водоснабжения, водоотведения и очистки сточных вод, объектов утилизации (захоронения) твердых бытовых отходов, в случае, если потребители соответствующего муниципального образования, обслуживаемые с использованием этих систем и объектов, потребляют более 80 процентов (в натуральном выражении) товаров и услуг этих организаций коммунального комплекса, а также регулируют тарифы на подключение к системам коммунальной инфраструктуры, тарифы организации коммунального комплекса на подключение, надбавки на товары и услуги организации коммунального комплекса и надбавки к ценам (тарифам) для потребителей.

При этом в силу пунктов 1 и 2 статьи 2 указанного Закона организацией коммунального комплекса является юридическое лицо независимо от его организационно-правовой формы, осуществляющее эксплуатацию системы (систем) коммунальной инфраструктуры, используемой (используемых) для производства товаров (оказания услуг) в целях обеспечения тепло-, водоснабжения, водоотведения и очистки сточных вод, и (или) осуществляющее эксплуатацию объектов, используемых для утилизации (захоронения) твердых бытовых отходов; системой коммунальной инфраструктуры является совокупность производственных и имущественных объектов, в том числе трубопроводов и иных объектов, используемых в сфере тепло-, водоснабжения, водоотведения и очистки сточных вод, расположенных (полностью или частично) в границах территорий муниципальных образований и предназначенных для нужд потребителей этих муниципальных образований.

В силу части 1 статьи 4 Федерального закона от 29.12.2004 N 189-ФЗ "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации" впредь до приведения в соответствие с Жилищным кодексом Российской Федерации законов и иных нормативных правовых актов, действующих на территории Российской Федерации, законы и иные нормативные правовые акты применяются постольку, поскольку они не противоречат Жилищному кодексу Российской Федерации.

В соответствии с частью 2 статьи 157 Жилищного кодекса Российской Федерации( в редакции, действующей до 13 августа 2010 года) размер платы за коммунальные услуги, предусмотренные частью 4 статьи 154 настоящего Кодекса, рассчитывается по тарифам, установленным органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления в порядке, установленном федеральным законом.

Таким образом, оспариваемый акт принят в пределах полномочий органом местного самоуправления с соблюдением требований действующего законодательства к форме нормативного правового акта, порядку принятия и введения его в действие.

Федеральным законом от 27.07.2010 N 237-ФЗ "О внесении изменений в Жилищный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации" (принят ГД ФС РФ 16.07.2010 года) в пункте 4.1 части 1 статьи 17 Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2003, N 40, ст. 3822; 2005, N 1, ст. 37; N 52, ст. 5597; 2006, N 1, ст. 10; N 31, ст. 3452; 2007, N 43, ст. 5084; 2009, N 48, ст. 5711; 2010, N 19, ст. 2291) слова "тарифов на товары и услуги организаций коммунального комплекса (за исключением тарифов на товары и услуги организаций коммунального комплекса - производителей товаров и услуг в сфере электро- и (или) теплоснабжения)," исключены; в статье 157 часть 1 изложена в следующей редакции:

Размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. Правила предоставления, приостановки и ограничения предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах, а также правила, обязательные при заключении управляющей организацией или товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом договоров с ресурсоснабжающими организациями, устанавливаются Правительством Российской Федерации.";

В Федеральный закон от 14 апреля 1995 года N 41-ФЗ "О государственном регулировании тарифов на электрическую и тепловую энергию в Российской Федерации" (Собрание законодательства Российской Федерации, 1995, N 16, ст. 1316; 2003, N 13, ст. 1178, 1180; N 28, ст. 2894; 2004, N 35, ст. 3607; 2005, N 1, ст. 37; N 52, ст. 5597; 2006, N 1, ст. 10; 2007, N 45, ст. 5427; 2008, N 52, ст. 6236; 2009, N 48, ст. 5711; N 52, ст. 6450) внесены следующие изменения: дополнить частью двенадцатой следующего содержания:

"Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов, органы местного самоуправления, организации, осуществляющие регулируемые виды деятельности, обязаны предоставлять в федеральный орган исполнительной власти в области регулирования тарифов (органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов, органы местного самоуправления) информацию и необходимые материалы по его (их) запросу по вопросам установления, изменения и применения цен (тарифов), регулируемых в соответствии с настоящим Федеральным законом, а также для целей функционирования государственной информационной системы в соответствии с перечнем и условиями, которые определяются указанным федеральным органом исполнительной власти.";

в части 2 слова ", органами местного самоуправления (в субъектах Российской Федерации - городах федерального значения Москве и Санкт-Петербурге - органом государственной власти соответствующего субъекта Российской Федерации)" исключить, дополнить предложением следующего содержания: "Органы местного самоуправления могут наделяться отдельными государственными полномочиями в области установления тарифов, предусмотренных настоящей частью, в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации.";

в Федеральный закон от 30 декабря 2004 года N 210-ФЗ "Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2005, N 1, ст. 36; N 52, ст. 5597; 2007, N 1, ст. 21; N 43, ст. 5084; 2008, N 30, ст. 3616; N 52, ст. 6236; 2009, N 48, ст. 5711; N 52, ст. 6450; 2010, N 27, ст. 3436) внесены следующие изменения:

Органы местного самоуправления могут наделяться законом субъекта Российской Федерации отдельными государственными полномочиями субъекта Российской Федерации в области регулирования тарифов на товары и услуги организаций коммунального комплекса, расположенных на территории муниципального образования.";

в пункте 7 слова "тарифы на товары и услуги организаций коммунального комплекса и" исключены.

Федеральный закон от 27.07.2010 N 237-ФЗ "О внесении изменений в Жилищный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации" не содержит указаний на его применение к правоотношениям, возникшим до его принятия.

В соответствии со статьёй 13 Федерального закона от 30.12.2004 N 210-ФЗ (ред. от 27.07.2010) "Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса, определяющей период действия тарифов и надбавок, тарифы и надбавки устанавливаются на соответствующий период действия, могут иметь календарную разбивку и вступают в силу с даты начала указанного периода, но не ранее чем через один календарный месяц после их установления и действуют до окончания этого периода, за исключением случаев их досрочного пересмотра по основаниям, установленным статьей 14 настоящего Федерального закона.

Период действия тарифов на товары и услуги организаций коммунального комплекса, период действия тарифов на подключение к системе коммунальной инфраструктуры, период действия тарифов организаций коммунального комплекса на подключение, а также период действия надбавок к тарифам на товары и услуги организаций коммунального комплекса определяется устанавливающим их органом регулирования. Период действия тарифов на товары и услуги организации коммунального комплекса не может быть менее одного года и должен соответствовать сроку реализации производственной программы организации коммунального комплекса.

Основаниями для досрочного пересмотра органами регулирования тарифов на товары и услуги организаций коммунального комплекса в силу статьи 14 названного Закона являются: объективное изменение условий деятельности организации коммунального комплекса, влияющее на стоимость товаров и услуг этой организации; нарушение организацией коммунального комплекса утвержденной производственной программы, выявленное по результатам мониторинга выполнения этой программы; предписание федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на осуществление функций по контролю и надзору за соблюдением законодательства в сфере конкуренции на товарных рынках; предписание федерального органа исполнительной власти в области регулирования тарифов и надбавок органу регулирования субъекта Российской Федерации; предписание органа регулирования субъекта Российской Федерации органу регулирования муниципального образования; вступившее в законную силу решение суда; изменение инвестиционной программы организации коммунального комплекса; досрочный пересмотр тарифа организации коммунального комплекса на подключение к системе коммунальной инфраструктуры, надбавок к тарифам на товары и услуги организаций коммунального комплекса; изменение установленных или установление предельных индексов.

Как пояснила в судебном заседании опрошенная в качестве специалиста руководитель управления экономики, природопользования и муниципального заказа ФИО6, тарифы на холодную воду и водоотведение относятся к регулируемым тарифам, направлены на обеспечение исполнения производственной программы МУП «Водоканал города Корсакова» и установлены на срок действия производственной программы, оснований для их досрочного пересмотра не имеется.

Поскольку тарифы для потребителей муниципального унитарного предприятия «Водоканал города Корсакова» установлены оспариваемым постановлением в обеспечение производственной программы в сфере водоснабжения и водоотведения на период её реализации с 03 августа 2010 года по 31 декабря 2011 года, оснований для признания их недействующими не установлено, суд отказывает в удовлетворении заявления.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-199, 253 ГПК РФ,

Р Е Ш И Л:

Корсаковскому городскому прокурору в удовлетворении заявления об оспаривании пункта 3 постановления мэра Корсаковского городского округа от 01 июля 2010 года № 588 «Об установлении тарифов на холодную воду, водоотведение для потребителей муниципального унитарного предприятия «Водоканал города Корсакова» отказать

Решение может быть обжаловано в Сахалинском областном суде через Корсаковский городской суд в течение 10 дней после его вынесения в окончательной форме.

Судья Л.Ф.Шустова

Решение в окончательной форме вынесено: 04 апреля 2011 года.

Судья Л.Ф.Шустова