Решение (о признании утратившими права пользования жилым помещением)



Дело № 2-414/11

Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

20 апреля 2011 года г.Корсаков

Корсаковский городской суд Сахалинской области

Под председательством судьи Л.Ф.Шустовой,

При секретаре Е. С. Клейменовой,

С участием:

истца А.А.Свиркиной,

представителя ответчиков: Е.А.Свирикна,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Свирикной А.А. к Свиркиной О.В., Свиркину А.Е., Свиркину А.Е., Свиркиной А.Е. о признании утратившими права пользования жилым помещением,

У С Т А Н О В И Л :

Стародубов А.В., собственник жилого дома № по улице <адрес>, 10 декабря 2010 года обратился в суд с исковым заявлением о признании бывших членов своей семьи: Стародубовой М.В., Стародубова А.А., Стародубовой Е.А. утратившими права пользования жилым помещением, расположенным по адресу: <адрес>.

В обоснование иска указал, что он является собственником жилого дома №, расположенного по <адрес> в г. Корсаков, что подтверждено свидетельством о государственной регистрации прав от 27 июня 1999 года. 27 августа 1999 года он зарегистрировал в указанном доме свою бывшую жену Стародубову М.В., с которой они развелись 16 апреля 1996 года, дочь Стародубову Е.А. и сына Стародубова А.А., надеясь на возобновление семейных отношений. Но с 2004 года ответчики в доме не проживают, а проживают в принадлежащей Стародубовой М.В. квартире по адресу: <адрес>. Каких-либо вещей ответчиков в доме нет. Расходы на содержание дома ответчики не несут. Добровольного согласия на снятие с регистрационного ответчики не дают, что отражено в решении Корсаковского городского суда от 16 января 2006 года. Ссылаясь на действующее законодательство о правах собственника жилого помещения, отметил, что регистрация ответчиков в его доме ущемляет его право собственности, поскольку он не может распорядиться своим домом.

В судебном заседании Стародубов А.В. настаивал на исковых требованиях.

Ответчики исковые требования не признали.

Стародубов А.А. пояснил, что находился в армии, когда мать с сестрой ушли из дома. По возвращении из армии он некоторое время жил с отцом, но из-за несложившихся отношений вынужден был уйти. Два года назад он спрашивал у отца, нельзя ли переселиться к нему, но тот ответил, что его настоящая жена возражает. Другого жилого помещения он не имеет, живет с матерью и сестрой в двухкомнатной квартире, спит на полу в одной комнате с матерью.

Стародубова Е.А., возражая против исковых требований, пояснила, что жить с отцом она не сможет, так как испытывает к нему непрязнь, в связи с его отношением к ней и маме, но полагала, что имеет право на часть стоимости жилого дома, так как другого жилого помещения она не имеет.

Ответчиком Стародубовой М.В. Стардубову А.В. предъявлено встречное исковое заявление о признании дома № по <адрес> города Корсаков общим долевым имуществом и признании за ней ? доли жилого дома. В обоснование иска указано, что в период их зарегистрированного брака в 1991 году администрацией МО Корсаковского района Стародубову А.В. был выделен земельный участок для индивидуального строительства по адресу: <адрес>. Они начали строительство, но не смогли его завершить из-за тяжелого финансового состояния семьи. В 1996 году их брак был расторгнут. С 1997 года они стали вновь проживать совместно и вести общее хозяйство. С 1998 года по 2000 год ответчик не имел заработка и находился в отпуске без сохранения заработной платы. Семья жила за счет средств заработанных ею. В 1999 году была продана <адрес> г.Корсаков. За счет вырученных от её продажи средств был достроен спорный жилой дом, в котором семья проживала до 2004 года. Из-за невозможности совместного проживания, она с дочерью, а затем и сын выехали из дома. Поскольку часть жилого дома была построена в период брака и в силу этого является общей совместной собственностью, а оставшаяся часть дома построена на её деньги, вырученные от продажи её квартиры, полагает, что спорный дом является общим совместным имуществом. Зарегистрировав её и детей в оформленном на свое имя доме, ответчик говорил им, что это их общий дом и они имеют на него одинаковые права. Однако в настоящее время он пытается присвоить себе их общее имущество.

Стародубов А.В., возражая против рассмотрения встречного искового заявления по существу, заявил об исковой давности и о прекращении производства по делу по иску Стародубовой М.В. о разделе имущества супругов, за отказом от иска.

Представитель Стародубовой М.В., Стародубова А.А., Стародубовой Е.А. Останина Н.А., действующая на основании доверенности, поддержав возражения ответчиков против искового заявления Стародубова А.В., утверждала, что Стародубова М.В. имеет право на ? долю в общей собственности на жилой <адрес> в г.Корсаков, построенный за общие средства бывших супругов, Стародубов А.А., не имеет ключей от дома, желает в нем жить, но отец препятствует ему в этом, а за Стародубовой Е.А. должно быть сохранено право пользования спорным жилым домом, поскольку она обучается на очном отделении филиала ГОУ ВПО «Дальневосточный государственный технический университет» в г.Южно-Сахалинске. Полагала, что заявление Стародубова А.В. об исковой давности требований Стародубовой М.В. необоснованны, так как Стародубова до предъявления им рассматриваемого искового заявления полагала себя сособственником спорного жилого дома.

Выслушав объяснения сторон, изучив материалы дела, суд приходит к следующему.

В соответствии со ст. 35 Конституции РФ, п.1 ст. 288 ГК РФ и п.1 ст. 30 ЖК РФ собственник жилого помещения осуществляет права владения, пользования и распоряжения принадлежащим ему на праве собственности жилым помещением в соответствии с его назначением и пределами его использования.

Согласно ст. 209 ГК РФ собственнику принадлежат права владения, пользования и распоряжения своим имуществом.

Право собственности Стародубова А.В. на жилой дом по адресу: город Корсаков, <адрес>, дом № подтверждено свидетельством о государственной регистрации прав от 27 июня 1999 года, выданным Сахалинским учреждением юстиции по государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, на основании акта приемки в эксплуатацию законченного строительством индивидуального жилого дома и хозяйственных построек от 16 марта 1999 года, утвержденного постановлением мэра города и района № от 05 мая 1999 года.

В соответствии со ст.5 Федерального закона РФ «О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации» от 29 декабря 2004 года № 189-ФЗ к жилищным отношениям, возникшим до введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации, Жилищный кодекс Российской Федерации применяется в части тех прав и обязанностей, которые возникнут после введения его в действие, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Федеральным законом.

Рассматриваемые правоотношения возникли до 01 марта 2005 года, следовательно, к жилищным отношениям, имевшим место до введения Жилищного кодекса РФ применяются положения Жилищного кодекса РСФСР, утвержденного ВС РСФСР 24 июня 1983 года с последующими изменениями и дополнениями.

Согласно статье 127 Жилищного кодекса РСФСР граждане, имеющие в личной собственности жилой дом(часть дома), квартиру, пользуются им для личного проживания и проживания членов их семей. Они вправе вселять в дом, квартиру других граждан, а также сдавать в наем на условиях и в порядке, устанавливаемых действующим законодательством. Члены семьи собственника жилого дома, квартиры (статья 53), проживающие совместно с ним, вправе пользоваться наравне с ним помещениями в доме, квартире, если при их вселении не было оговорено иное. Право пользования помещением сохраняется за этими лицами и в случае прекращения семейных отношений с собственником жилого дома квартиры. К отношениям пользования жилыми помещениями между собственником дома, квартиры и бывшими членами его семьи применяются правила, установленные статьями 131-137 настоящего Кодекса, предусматривающих заключение договора найма, аренды жилых помещений с собственником дома, квартиры.

Из объяснений сторон следует, что по окончании строительства дома и ввода его в эксплуатацию в 1999 году, они зарегистрировались в нем по месту жительства.

В домовой книге по адресу: <адрес>, отмечено, что в доме зарегистрированы: Стародубов А.В. и Стародубова М.В. 27 августа 1999 года, Стародубов А.А. – 01 сентября 1999 года, Стародубова Е.А. – 27 августа 1999 года.

Действовавшее в 1999 году жилищное законодательство (ч. 2 ст. 53, 127 ЖК РСФСР) указывает на то, что к членам семьи нанимателя (собственника) жилого помещения относятся его супруг, их дети и родители. Другие родственники, нетрудоспособные иждивенцы, а в исключительных случаях иные лица могут быть признаны членами семьи нанимателя (собственника), если они проживают совместно с нанимателем(собственником) и ведут с ним общее хозяйство.

Как установлено в судебном заседании, Стародубова М.В., Стародубов А.А. и Стародубова Е.А. были вселены в жилой дом, проживали в нем и вели общее хозяйство, как члены семьи собственника Стародубова А.В. В 2003 году из-за конфликтных отношений с собственником жилого дома Стародубовым А.В., Стародубова М.В. с дочерью Стародубовой Е.А., а в 2004 году их сын Стародубов А.А. выехали из жилого дома № по <адрес> в г.Корсаков, прекратив семейные отношения и пользование жилым домом.

Как указал в исковом заявлении Стародубов А.В., не отрицалось ответчиками и подтверждено опрошенными в судебном заседании свидетелями: Д., Б., Е. и Стародубовой Ден Хи, с 2004 года Стародубова М.В., Стародубов А.А. и Стардубова Е.А. в жилом <адрес> не проживают, расходов по его содержанию не несут.

Частями 4 и 5 статьи 31 Жилищного кодекса Российской Федерации, действующего с 01 марта 2005 года предусмотрено, что в случае прекращения семейных отношений с собственником жилого помещения право пользования данным жилым помещением за бывшим членом семьи собственника этого жилого помещения не сохраняется, если иное не установлено соглашением между собственником и бывшим членом его семьи. Если у бывшего члена семьи собственника жилого помещения отсутствуют основания приобретения или осуществления права пользования иным жилым помещением, а также если имущественное положение бывшего члена семьи собственника жилого помещения и другие заслуживающие внимания обстоятельства не позволяют ему обеспечить себя иным жилым помещением, право пользования жилым помещением, принадлежащим указанному собственнику, может быть сохранено за бывшим членом его семьи на определенный срок на основании решения суда. При этом суд вправе обязать собственника жилого помещения обеспечить иным жилым помещением бывшего супруга и других членов его семьи, в пользу которых собственник исполняет алиментные обязательства, по их требованию.

Поскольку семейные отношения между истицом и ответчиками отсутствуют, алиментные обязательства в их пользу прекращены, постольку оснований применения к рассматриваемым отношениям частей 4 и 5 ст. 31 ЖК РФ не имеется. Учитывая, что соглашения в отношении данного жилого помещения между собственником жилого помещения и ответчиками не достигнуто, права пользования ответчиками квартирой, принадлежащей истицу, не сохраняются.

Регистрация ответчиков по месту жительства по заявлению собственника жилого помещения не является определяющим обстоятельством для решения вопроса о признании их утратившими права пользования данным жилым помещением, так как согласно ст. 3 Закона РФ от 25 июня 1993 г. N 5242-1 "О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации" регистрация или отсутствие таковой не может служить основанием ограничения или условием реализации прав и свобод граждан, предусмотренных Конституцией РФ, федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации.

При таких обстоятельствах, суд приходит к выводу, что ответчики: Стародубова М.В., Стародубов А.А., Старудобова Е.А. в жилом доме, принадлежащем истцу на праве собственности не проживают, обязанности по содержанию жилого дома не выполняют, то есть не осуществляют права и обязанности, связанные с пользованием данным жилым домом.

Доводы ответчиков Стародубова А.А. и Стародубовой Е.А. об отсутствии у них иного жилья, не могут служить основанием сохранения за ними права пользования жилым помещением, в котором они не проживают длительное время, общее хозяйство с отцом не ведут, договорных отношений с ним, как собственником жилого дома о пользовании этим жилым домом не имеют.

Ссылка представителя ответчиков Останиной Н.А. на то, что Стародубова Е.А., получая высшее образование, сохраняет право пользования жилым домом на период учебы, не обоснована.

Статьей 71 Жилищного кодекса Российской Федерации предусмотрено сохранение прав и обязанностей по договору социального найма в случае временного отсутствия нанимателя или кого-либо проживающих совместно с ним членов его семьи или всех этих граждан.

Однако, данная норма к рассматриваемым правоотношениям не применима, поскольку они не основаны на договоре социального найма. Отсутствие Стародубовой Е.А. в спорном жилом доме носит постоянный характер и не связано с поступлением в ГОУ ВПО «Дальневосточный государственный технический университет» в г.Южно-Сахалинске, в котором она обучается с 01 сентября 2010 года, тогда как прекратила пользоваться спорным жилым домом в 2003 году.

Доводы ответчиков о конфликтных отношениях с истцом и, как следствие, вынужденном выезде из спорного жилого дома из-за невозможности совместного проживания, подтвержденные свидетелями Г. и И., не могут служить основанием сохранения за ответчиками права пользования не принадлежащим им жилым помещением. При этом суд учитывает, что ответчики в течение шести лет в установленном порядке за защитой своего права пользования указанным жилым помещением не обращались.

Кроме того, согласно выписке из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним от 17 января 2011 года Стародубова М.В. является правообладателем двухкомнатной квартиры по адресу: <адрес>.

Согласно п.п. «е» п.31 Правил регистрации и снятия граждан РФ с регистрационного учета по месту пребывания и месту жительства в пределах РФ, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 17 июля 1995 года за № 713( в ред. от 22.12.2004 № 825), снятие гражданина с регистрационного учета по месту жительства производится органами регистрационного учета в случае выселения из занимаемого жилого помещения или признания утратившими право пользования жилым помещением - на основании вступившего в законную силу решения суда.

На основании изложенных обстоятельств и совокупности приведенных доказательств, суд признает Стародубову М.В., Стародубова А.А. и Стародубову Е.А. утратившими права пользования жилым помещением по адресу: <адрес>.

Доводы ответчика Стародубовой М.В. о праве собственности на жилой <адрес> в г.Корсаков не подтверждены соответствующими доказательствами.

Право собственности Стародубова А.В. на указанный жилой дом, в силу ст. 219 ГК РФ, возникло в июне 1999 года, что подтверждено свидетельством о государственной регистрации прав от 27 июня 1999 года, выданным Сахалинским учреждением юстиции по государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним.

Брак между Стародубовым А.В. и Стародубовой М.В. расторгнут 12 сентября 1996 года, о чем отделом ЗАГС Корсаковского района Управления Загс Сахалинской области 23 августа 2005 года выдано свидетельство о расторжении брака 1-ФС №.

Таким образом, жилой дом № по <адрес> в г.Корсаков, согласно статье 34 Семейного кодекса Российской Федерации не является совместной собственностью супругов и в соответствии ст. 37 СК РФ не признан таковым.

Встречное исковое заявление Стародубовой М.В. к Стародубову А.В. о признании дома № по улице <адрес> общим с ответчиком долевым имуществом и признании за ней права собственности на ? долю жилого дома не подлежит рассмотрению по существу и удовлетворению ввиду истечения срока исковой давности.

Общий срок исковой давности устанавливается в три года, что определено статьей 196 Гражданского кодекса Российской Федерации.

Согласно п. 1 ст. 200 Гражданского кодекса Российской Федерации течение срока исковой давности начинается со дня, когда лицо узнало или должно было узнать о нарушении своего права. Изъятия из этого правила устанавливаются Гражданским кодексом Российской Федерации и иными законами.

Суд определяет момент начала течения срока исковой давности по заявленным Стародубовой М.В. исковым требованиям с 1999 года, когда она оформляла регистрирацию по месту жительства, при которой необходимо согласие собственника жилого дома на регистрацию, предъявление документа, подтверждающего право собственности на дом, домовой книги, выданной собственнику дома.

Кроме того, в 2003 году Стародубова М.В. обращалась в суд с исковым заявлением к Стародубову А.В. о разделе имущества супругов, включая жилой дом по <адрес> в г.Корсаков. Определением Корсаковского городского суда от 10 октября 2003 года производство по делу прекращено, в связи с отказом истца от иска.

По смыслу статей 208 и 304 ГК РФ исковая давность не распространяется на требования собственника или иного владельца об устранении нарушений его права, если эти нарушения не были соединены с лишением владения.

Стародубова М.В., считающая себя собственником спорного жилого дома, юридически таковым не является, фактически им не владеет, следовательно, её иск об оспаривании права собственности, может быть предъявлен в пределах срока исковой давности.

Истечение срока исковой давности, о применении которой заявлено стороной в споре, является основанием к вынесению судом решения об отказе в иске (п. 2 ст. 199 Гражданского кодекса Российской Федерации).

Суд отказывает Стародубовой М.В. в удовлетворении встречного иска в связи с пропуском указанного срока. При этом суд исходит из того, что более шести лет, не владея спорном жилым домом, Стародубова М.В. не реализовала свои права, предоставленные законом, и заявила о них лишь после того, как собственник имущества обратился в суд за защитой своих прав.

На основании изложенного,

руководствуясь ст.ст. 194 - 199 ГПК РФ,

Р Е Ш И Л :

Исковое заявление Свиркиной А.А. удовлетворить.

Признать Свиркину О.В., Свиркина А.Е., Свиркина А.Е., Свиркину А.Е. утратившими права пользования жилым помещением по адресу: город Корсаков, <адрес>, дом №, квартира №.

Решение может быть обжаловано в Сахалинском областном суде через Корсаковский городской суд в течение 10 дней после его вынесения в окончательной форме.

Судья Л.Ф. Шустова