Решение (об оспаривании постановления мэра Корсаковского городского округа)



РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

3 мая 2011 года Корсаковский городской суд Сахалинской области в составе

председательствующего судьи Е.Н. Меркуловой, при секретаре А.Н. Андреевой,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по искам Корсаковского городского прокурора об оспаривании постановления мэра Корсаковского городского округа № 802 от 10.08.2009 года «Об утверждении тарифов на услуги, оказываемые муниципальным унитарным предприятием «Водоканал города Корсакова» и постановления мэра Корсаковского городского округа № 676 от 13.07.2010 года «О внесении изменений в постановление мэра Корсаковского городского округа от 10.08.2009 года № 802 «Об установлении тарифов на услуги, оказываемые муниципальным унитарным предприятием «Водоканал города Корсакова»,

УСТАНОВИЛ:

Корсаковский городской прокурор обратился в суд с иском, в котором указал, что мэром Корсаковского городского округа 10 августа 2009 года принято постановление № 802 «Об установлении тарифов на услуги, оказываемые муниципальным унитарным предприятием «Водоканал города Корсакова», которое опубликовано в газете «Восход» № 93 от 27 августа 2009 года.

Данное постановление прокурор считает подлежащим отмене в силу следующего.

Статьей 5 Федерального закона от 27.07.2010 года № 237-ФЗ «О внесении изменений в товары и услуги организаций коммунального комплекса (за исключением тарифов на товары и услуги организаций коммунального комплекса - производителей товаров и услуг в сфере электро- и (или) теплоснабжения)». Данные изменения вступили в законную силу с 13 августа 2010 года.

Таким образом, органы местного самоуправления не вправе устанавливать тарифы для предприятий коммунального комплекса. Следовательно, тарифы, установленные ранее, не подлежат применению с 13 августа 2010 года.

Просит признать постановление мэра Корсаковского городского округа от 10.08.2009 года № 802 «Об установлении тарифов на услуги, оказываемые муниципальным унитарным предприятием «Водоканал города Корсакова» незаконным и недействующим с 13 августа 2010 года.

В другом своем иске Корсаковский городской прокурор указал, что в ходе прокурорской проверки было установлено, что мэром Корсаковского городского округа 13.07.2010 года принято постановление № 676 «О внесении изменений в постановление мэра Корсаковского городского округа от 10.08.2009 года № 802 «Об установлении тарифов на услуги, оказываемые муниципальным унитарным предприятием «Водоканал города Корсакова», которое опубликовано в газете «Восход» № 76 от 20.07.2011 года.

Просит признать указанное постановление незаконным и недействующим с 13 августа 2010 года по тем же основаниям.

6 апреля 2011 года дела по указанным искам объединены в одно производство.

В судебном заседании прокурор, участвующий в деле, исковые требования поддержал.

Представитель органа местного самоуправления Ганькевич В.Н., с иском не согласился, указывает, что тарифы, установленные оспариваемыми постановлениями, не являются тарифами на услуги водоснабжения, установление которых исключено из компетенции органов местного самоуправления.

Выслушав стороны, проверив материалы дела, суд приходит к следующему.

В соответствии со ст. 17 ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» в редакции, действовавшей до 13 августа 2010 года органы местного самоуправления были уполномочены на установление тарифов на услуги, предоставляемые муниципальными предприятиями и учреждениями, если иное не предусмотрено федеральными законами (подпункт 4 пункта 1 ст. 17 ФЗ № 131-ФЗ).

В том числе в компетенцию органов местного самоуправления (подпункт 4.1) входило регулирование тарифов на товары и услуги организаций коммунального комплекса (за исключением тарифов на товары и услуги организаций коммунального комплекса - производителей товаров и услуг в сфере электро- и (или) теплоснабжения).

В соответствии со ст. 17 ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» в редакции от 27.07.2010 года, действующей с 13 августа 2010 года, в компетенцию органов местного самоуправления входит установление тарифов на услуги, предоставляемые муниципальными предприятиями и учреждениями, если иное не предусмотрено федеральными законами.

При этом согласно подпункта 4.1 пункта 1 указанной статьи в компетенцию органов местного самоуправления входит регулирование тарифов на подключение к системе коммунальной инфраструктуры, тарифов организаций коммунального комплекса на подключение, надбавок к тарифам на товары и услуги организаций коммунального комплекса, надбавок к ценам (тарифам) для потребителей.

Таким образом, с 13 августа 2010 года из компетенции органов местного самоуправления исключено регулирование тарифов на товары и услуги организаций коммунального комплекса, порядок установления которых урегулирован федеральным законом.

В соответствии со ст. 1 ФЗ «Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса» регулированию, в частности, подлежат тарифы на товары и услуги организаций коммунального комплекса - производителей товаров и услуг в сфере водоснабжения, водоотведения и очистки сточных вод, утилизации (захоронения) твердых бытовых отходов.

В соответствии с п. 8 ст. 2 указанного Федерального закона объектом регулирования являются цены (тарифы) для потребителей — ценовые ставки, которые включают тарифы на товары и услуги организаций коммунального комплекса, обеспечивающих производство товаров (оказание услуг) в целях обеспечения водоснабжения, водоотведения и очистки сточных вод, утилизации (захоронения) твердых бытовых отходов, без учета надбавок к ценам (тарифам) для потребителей.

В соответствии с пунктом 3 Правил предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 23.05.2006 г. № 307 деятельность исполнителя коммунальных услуг по холодному водоснабжению, горячему водоснабжению, водоотведению, электроснабжению, газоснабжению и отоплению охватывается понятием коммунальных услуг.

В соответствии с п. 6 указанных Правил холодное водоснабжение - это круглосуточное обеспечение потребителя холодной питьевой водой надлежащего качества, подаваемой в необходимых объемах по присоединенной сети в жилое помещение либо до водоразборной колонки.

Отсюда видно, что регулированию в порядке ФЗ «Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса» подлежат тарифы на услуги по обеспечению водоснабжением и водоотведением.

Основы ценообразования в сфере деятельности организаций коммунального комплекса, утвержденные Постановлением Правительства РФ от 14.07.2008 года № 520 в пределах компетенции, установленной статьей

4 ФЗ «Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса», пунктом 6 относят к регулируемым тарифам - тарифы на холодную воду и тарифы на водоотведение и очистку сточных вод.

Ответчиком представлен расчет тарифа на холодную воду (централизованное водоснабжение) в г. Корсакове, расчет тарифа на водоотведение в г. Корсакове и письменное заключение специалиста А.. из которых видно, что эти тарифы включают в себя только стоимость поднятия воды, очистки воды, транспортирование воды, прием сточных вод у населения, перекачку сточной жидкости и очистку сточной жидкости.

Между тем, из оспариваемых постановлений мэра Корсаковского городского округа № 802 от 10 августа 2009 года и постановления № 676 от 13 июля 2010 года об изменениях к нему видно, что данными постановлениями установлены тарифы на оказываемые МУП «Водоканал города Корсакова» услуги, которые не являются собственно услугами по обеспечению водоснабжением, хотя и связаны с ним.

Так, согласно указанных постановлений установлены тарифы на установку приборов учета холодной воды и их опломбирование, на подготовку и выдачу технических условий для подключения объектов к сетям водоснабжения, а также на аренду транспортных средств.

Таким образом, установленные оспариваемыми нормативными правовыми актами тарифы не являются регулируемыми в порядке ФЗ «Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса» тарифами на услуги водоснабжения и водоотведения, а являются тарифами на услуги муниципального предприятия, которые орган местного самоуправления вправе устанавливать самостоятельно.

Ссылка прокурора на коррупциогенный фактор не может служить основанием для удовлетворения иска, поскольку ФЗ «Об антикоррупционной экспертизе нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов» устанавливает порядок устранения коррупциогенных факторов путем обращения прокурора в суд с иском в установленном процессуальном порядке.

Отсюда следует, что нормативный правовой акт может быть оспорен и признан недействующим только по основаниям, указанным в статье 253 ГПК РФ, то есть в случае установления судом противоречия оспариваемого нормативного правового акта федеральному закону или другому нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу.

При таких обстоятельствах исковые требования прокурора удовлетворению не подлежат.

Руководствуясь ст. ст. 194-198 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Исковые требования Корсаковского городского прокурора о признании незаконными и недействующими с 13 августа 2010 года постановления мэра Корсаковского городского округа № 802 от 10.08.2009 года «Об установлении тарифов на услуги, оказываемые муниципальным унитарным предприятием «Водоканал города Корсакова» и постановления мэра Корсаковского городского округа № 676 от 13.07.2010 года «О внесении изменений в постановление мэра Корсаковского городского округа от 10.08.2009 года № 802 «Об установлении тарифов на услуги, оказываемые муниципальным унитарным предприятием «Водоканал города Корсакова» оставить без удовлетворения.

Решение может быть обжаловано в Сахалинский областной суд через Корсаковский городской суд в течение 10 дней.


Судья


Е.Н. Меркулова.