Решение (о признании права собственности на квартиру)



РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

14 апреля 2011 года Корсаковский городской уд Сахалинской области в составе

Председательствующего судьи Е.Н. Меркуловой,

При секретаре А.Н. Андреевой,

Рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Гасанова Р.Г., Гасановой С.К., Гасановой М.Р., Гасанова Г.Р. к ФГУ «Анивская КЭЧ», Министерству обороны РФ, ФГУ «Управление ДВО», ТУ ФАУГИ по <адрес> о признании права собственности на квартиру,

УСТАНОВИЛ:

Гасанов Р.Г. и Гасанова М.Р., действуя от своего имени и от имени своих несовершеннолетних детей Гасановой М.Р. и Гасанова Г.Р., обратились в суд с иском, в котором указали, что являются нанимателями жилого помещения по адресу Сахалинская область, <адрес>, обращались с заявлением о передаче этой квартиры в их собственность в порядке приватизации, в чем им было отказано со ссылкой на отсутствие у ФГУ «Анивская КЭЧ» полномочий на передачу квартир жилого фонда в собственность граждан.

Просят признать их право собственности на спорное жилое помещение.

В судебном заседании Гасанов Р.Г., Гасанова М.Р. и их представитель А. исковые требования поддержали.

Представитель ФГУ «Анивская КЭЧ» Б. в судебном заседании не оспаривала право истцов на получение спорного жилого помещения в собственность в порядке приватизации, против иска возражала, ссылается на то, что ФГУ «Анивская КЭЧ» не вправе передавать жилые помещения в собственность граждан.

Другие ответчики, привлеченные к участию в деле судом, о рассмотрении дел извещены, в судебное заседание не явились, письменных возражений против иска не представили.

Выслушав явившихся лиц, проверив материалы дела, суд приходит к следующему.

В соответствии со ст. Закона РФ «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации» граждане Российской Федерации, занимающие жилые помещения в государственном и муниципальном жилищном фонде, включая жилищный фонд, находящийся в хозяйственном ведении предприятий или оперативном управлении учреждений (ведомственный фонд), на условиях социального найма, вправе с согласия всех совместно проживающих совершеннолетних членов семьи, а также несовершеннолетних в возрасте от 14 до 18 лет приобрести эти помещения в собственность на условиях, предусмотренных настоящим Законом, иными нормативными актами Российской Федерации и субъектов Российской Федерации. Жилые помещения передаются в общую собственность либо в собственность одного из совместно проживающих лиц, в том числе несовершеннолетних.

В соответствии со ст. 6 этого же Закона передача жилых помещений в собственность граждан осуществляется уполномоченными собственниками указанных жилых помещений органами государственной власти, органами местного самоуправления, а также государственными или муниципальными унитарными предприятиями, за которыми закреплен жилищный фонд на праве хозяйственного ведения, государственными или муниципальными учреждениями, казенными предприятиями, в оперативное управление которых передан жилищный фонд.

В соответствии с п. 1 ст. 296 ГК РФ казенное предприятие и учреждение, за которыми имущество закреплено на праве оперативного управления, владеют, пользуются и распоряжаются этим имуществом в пределах, установленных законом, в соответствии с целями своей деятельности, заданиями собственника этого имущества и назначением этого имущества.

Согласно выписке из протокола № заседания жилищной комиссии войсковой части 35391 от 5 сентября 2008 года Гасанову Р.Г. и членам его семьи распределена квартира по адресу Сахалинская область, <адрес>.

На основании указанного решения между балансодержателем жилого фонда и Гасановым Р.Г. заключен договор социального найма указанного жилого помещения от 10 ноября 2009 года, согласно которого Гасанова С.К., Гасанов Г.Р., Гасанова М.Р. являются совместно проживающими членами семьи нанимателя.

Эти же обстоятельства подтверждаются выпиской из домовой книги, справкой с места жительства и выпиской из лицевого счета.

Как видно из выписки из послужного списка старшего прапорщика Гасанова Р.Г., он проходил военную службу на территории Российской Федерации с 21 января 1994 года по дату выдачи справки – 13 сентября 2010 года.

Ранее занимаемое жилое помещение в г. Богучар Воронежской области в военном городке Гасанов Р.Г. сдал, что подтверждается справкой о сдаче жилого помещения № от 7 октября 2009 года.

Согласно информации из Управления Росрееста по Сахалинской области и ФГУП «Ростехинвентаризация – Корсаковское БТИ» Гасанов Р.Г. и члены его семьи иных жилых помещений в собственности не имеют.

Из выписки из протокола № заседания жилищной комиссии войсковой части 35390 от 20 октября 2010 года следует, что Гасанову Р.Г. и членам его семьи отказано в признании его и членов его семьи нуждающимися в получении жилого помещения по избранному ими постоянному месту жительства в г. Армавире по тем основаниям, что они обеспечены жилым помещением по договору социального найма по адресу <адрес>.

На основании приведенных доказательств суд приходит к выводу, что спорне жилое помещение является единственным жилым помещением, занимаемым истцами на основании договора социального найма и они имеют право на получение его в собственность бесплатно в порядке приватизации.

Стороной нанимателя по договору социального найма от 10 сентября 2010 года указано ГУ «Анивская квартирно-эксплуатационная часть» Министерства обороны РФ.

Как вино из резолюции на заявлении Гасанова Р.Г. от 13.01.2011 года на имя начальника ФГУ «Анивская КЭЧ», в приватизации жилого помещения ему отказано, письменного отказа истцу направлено не было, мотивы отказа ему не разъяснены.

Ответчиком представлено Распоряжение Министерства имущественных отношений РФ № от 6 января 2004 года, согласно которому за ФГУ «Анивская КЭЧ» на праве оперативного управления закреплено имущество согласно прилагаемого перечня.

В данный перечень входят жилые дома, в том числе под № жилой дом в <адрес> под инвентарным номером 200.

То обстоятельство, что этот дом, в котором расположена квартира, занимаемая истцами по договору социального найма, передан в оперативное управление ФГУ «Анивская КЭЧ», подтверждается данными технического паспорта и инвентарной карточкой учета основных средств, согласно которой жилой дом под инвентарным номером 200 является домом № в <адрес>.

Наличие этого дома в реестре федерального имущества подтверждается выпиской из реестра федерального имущества от 18.03.2011 года, представленной ТУ ФАУГИ по Сахалинской области.

При этом согласно уведомления об отсутствии в ЕГРП на недвижимое имущество и сделок с ним запрашиваемых сведений от 7.04.2011 года № права на спорное жилое помещение ни за кем не зарегистрированы.

В соответствии с п. 3, 4 ст. 214 ГК РФ от имени Российской Федерации и субъектов Российской Федерации права собственника осуществляют органы и лица, указанные в статье 125 настоящего Кодекса.

Имущество, находящееся в государственной собственности, закрепляется за государственными предприятиями и учреждениями во владение, пользование и распоряжение в соответствии с настоящим Кодексом (статьи 294, 296).

В соответствии с п. 1 ст. 125 ГК РФ от имени Российской Федерации и субъектов Российской Федерации могут своими действиями приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права и обязанности, выступать в суде органы государственной власти в рамках их компетенции, установленной актами, определяющими статус этих органов.

В соответствии с п. 1 ст. 296 ГК РФ казенное предприятие и учреждение, за которыми имущество закреплено на праве оперативного управления, владеют, пользуются и распоряжаются этим имуществом в пределах, установленных законом, в соответствии с целями своей деятельности, заданиями собственника этого имущества и назначением этого имущества.

Согласно Постановления Правительства РФ от 29 декабря 2008 года № 1053 «О некоторых мерах по управлению федеральным имуществом» на Министерство обороны РФ возложены функции по управлению федеральным имуществом, находящимся у Вооруженных Сил Российской Федерации на праве хозяйственного ведения и оперативного управления.

С этой целью в п. 2 указанного Постановления приведен перечень полномочий, который однако не включает в себя полномочия по передаче жилых помещений в собственность граждан в порядке приватизации.

Более того, этот перечень вообще не предусматривает полномочий МО РФ по отчуждению имущества, находящегося в федеральной собственности, в собственность физических лиц.

В связи с этим Министерство обороны РФ или созданные им органы не вправе передавать жилые помещения в собственность граждан в порядке приватизации, поскольку органы, в чью компетенцию входит передача жилых помещений в порядке приватизации, до настоящего времени не определены.

При этом следует учесть, что в порядке подготовки дела к слушанию перед Министерством обороны РФ, ФГУ «Управление ДВО» был поставлен вопрос о том, какой орган или юридическое лицо уполномочены на заключение договоров приватизации жилых помещений с гражданами.

Возражений против иска ответчиками не заявлено, сведений о наличии такого уполномоченного органа суду не представлено.

В соответствии с п. 1 Положения о Федеральном агентстве по управлению государственным имуществом (ранее Минимущество), утвержденного Постановлением Правительства РФ от 5.06.2008 г. № 432, Федеральное агентство по управлению государственным имуществом (Росимущество) является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по управлению федеральным имуществом, функции по организации продажи приватизируемого федерального имущества, реализации имущества, арестованного во исполнение судебных решений или актов органов, которым предоставлено право принимать решения об обращении взыскания на имущество, функции по реализации конфискованного, движимого бесхозяйного, изъятого и иного имущества, обращенного в собственность государства в соответствии с законодательством Российской Федерации, функции по оказанию государственных услуг и правоприменительные функции в сфере имущественных и земельных отношений.

Федеральное агентство по управлению государственным имуществом является уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции в области приватизации и полномочия собственника, в том числе права акционера, в сфере управления имуществом Российской Федерации (за исключением случаев, когда указанные полномочия в соответствии с законодательством Российской Федерации осуществляют иные федеральные органы исполнительной власти), и уполномоченным федеральным органом исполнительной власти в случаях, предусмотренных пунктом 3 статьи 77 Федерального закона "Об акционерных обществах".

Таким образом, ФАУГИ является единственным органом исполнительной власти, уполномоченным на отчуждение имущества, находящегося в федеральной собственности, а также на распоряжение государственным федеральным имуществом иными способами, в том числе на передачу этого имущества в оперативное управление.

Указанное полномочие реализовано ФАУГИ путем передачи жилого фонда Министерства обороны РФ ФГУ «Анивская КЭЧ» в оперативное управление.

Между тем, вышеуказанным Распоряжением Минимущества РФ № 22-рн от 6.01.2004 года не установлено право ФГУ «Анивская КЭЧ» на отчуждение жилых помещений, переданных ФГУ на праве оперативного управления, в собственность граждан в порядке приватизации.

В соответствии с п. 3.4 устава ФГУ «Анивская КЭЧ» учреждение не вправе совершать сделки, возможными последствиями которых является отчуждение или обременение имущества, закрепленного за учреждением, или имущества, приобретенного за счет средств, выделенных ему из федерального бюджета или бюджета государственного внебюджетного фонда.

Отсюда следует, что ФГУ «Анивская КЭЧ» не является уполномоченным собственником жилого фонда лицом, которое вправе передавать жилые помещения гражданам в порядке приватизации.

Данное обстоятельство послужило причиной отказа истцам в передаче квартиры в собственность бесплатно.

Таким образом, отсутствует лицо, в установленном порядке наделенное собственником полномочиями по передаче жилых помещений Министерства обороны РФ в собственность граждан.

Однако отсутствие такого, уполномоченного на заключение договора передачи жилого помещения в собственность граждан в установленном порядке лица не может служить препятствием для реализации гражданами своих прав, установленных федеральным законом.

При таких обстоятельствах исковые требования истцов подлежат удовлетворению.

Руководствуясь ст. ст. 194 – 198 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Исковые требования Гасанова Р.Г., Гасановой С.К., Гасановой М.Р., Гасанова Г.Р. удовлетворить.

Признать право общей долевой собственности в равных долях по ? доли каждого за Гасановым Р.Г., Гасановой С.К., Гасановой М.Р., Гасановым Г.Р. на квартиру по адресу Сахалинская область, <адрес> (инвентарный номер №), квартира №.

Решение может быть обжаловано в Сахалинский областной суд через Корсаковский городской суд в течение 10 дней.

Судья Е.Н. Меркулова.